Научная статья на тему 'Формирование предпринимательских компетенций у студентов специальности «Коммерция»'

Формирование предпринимательских компетенций у студентов специальности «Коммерция» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование предпринимательских компетенций у студентов специальности «Коммерция»»

ния и организационной модели сертификации. Так как в настоящее время порядок сертификации, в отличие от аттестации, не регламентируется федеральными нормативными правовыми актами, в целях приведения ее в соответствие с требованиями профессиональных стандартов, других новаций в сфере образования необходима новая редакция регионального нормативного правового акта (положения) о процедуре добро-

вольной сертификации, в котором бы были эти изменения учтены.

Очевидно одно: процедура добровольной сертификации наряду с аттестацией педагогов, различного рода мониторинговыми исследованиями их профессиональных достижений является ресурсом развития профессиональных компетенций педагогических работников, а значит, повышения уровня их квалификации.

формирование предпринимательских компетенций у студентов специальности «коммерция»

Т. А. Беляева, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий торгово-экономический техникум»

В Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования квалификаций в РФ на период до 2020 года одной из основных задач определено создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся. В качестве мероприятий для реализации данной задачи предусмотрено развитие социальных и предпринимательских компетенций обучающихся, обеспечивающих их адаптацию к изменениям внешних условий.

Выпускники специальности «коммерция» имеют большие возможности в организации собственного малого бизнеса. ФГОС СПО по этой специальности предусмотрено формирование у будущих специалистов практических умений, навыков и опыта предпринимательства при освоении профессиональных компетенций:

- выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров;

- обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации;

- участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.

Деятельность преподавателя по формированию у студентов предпринимательских компетенций состоит из следующих этапов:

1. Планирование учебной и внеаудиторной деятельности студентов.

2. Формирование мотивации студентов к предпринимательской деятельности.

3. Организация обучения предпринимательским компетенциям.

4. Контроль (рефлексия) результатов.

На этапе планирования учебной документации составляются (корректируются):

- рабочая программа ПМ.02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности», предусматривающая практические работы для формирования у студентов практических умений в области предпринимательской деятельности;

- календарно-тематические планы, где определены методы и формы проведения занятий;

- методические рекомендации для студентов по выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы, в которых разработаны задания, предусматривающие формирование умений в области предпринимательства;

- рабочая программа производственной практики по ПМ.02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности»;

- план работы маркетинг-клуба «Идеи будущего в рамках деятельности научного студенческого общества «Содружество».

Обучение предпринимательским компетенциям начинается с мотивации студентов к предпринимательской деятельности, овладению и углубленному творческому освоению учебного материала.

На первом уроке маркетинга преподаватель рассказывает о том, что студенты после окончания техникума имеют возможность либо работать на предприятии торговли, либо создать собственный бизнес, о преимуществах и перспективах

предпринимательства, государственной политике в области малого бизнеса. О том, что для успешной предпринимательской деятельности важны специальные знания и умения, а также предпринимательские качества, которые при желании может развить у себя каждый студент. В дальнейшем мотивация на развитие предпринимательских компетенций необходима на каждом уроке в соответствии с его целями и задачами.

Формированию предпринимательских компетенций предшествуют исследования, проводимые преподавателем. Исследование проводится методом тестирования студентов. Вопросы теста позволяют определить степень развития у студентов таких качеств, как инициативность, находчивость, целеустремленность, ответственность, лидерство, способность пойти на риск. Результаты тестирования учитываются при планировании аудиторной и внеаудиторной деятельности преподавателя и студентов.

Организация обучения предпринимательским компетенциям проводится в процессе изучения программы ПМ.02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности».

Студенты последовательно, шаг за шагом получают теоретические знания и практические умения в области предпринимательства. Прежде всего они должны усвоить, что создание успешного бизнеса не может происходить спонтанно, необходимо получить информацию о состоянии рынка, на котором предстоит работать. Поэтому студенты учатся проводить маркетинговые исследования и анализировать полученную информацию, выполняя такие практические работы, как исследования спроса на отдельные группы товаров, конкурентоспособности товаров, конкурентоспособности розничных торговых предприятий. Далее при выполнении практической работы «Выявление потребностей в товарах» перед студентами ставится цель: найти бизнес-идею для создания предпринимательской ниши и обосновать ее практическую значимость. На последующих практических работах происходит развитие бизнес-идеи и ее концепции, что дает студентам четкое представление о содержании предпринимательской деятельности в сфере торговли. Студенты определяют и описывают целевые сегменты потенциальных покупателей, их потребности и мотивы совершения покупки, оценивают конкурентные преимущества предприятия, определяют стратегию конкурентной борьбы исходя из сложившихся условий на рынке. Составляют маркетинговый план. Разрабатывают маркетинговые мероприятия в соответствии с задачами предприятия.

Развитие и активизация профессионально значимых личностных качеств, которыми должен обладать предприниматель, происходит через активные формы и методы обучения: ролевые игры, проектирование, моделирование, мозговой штурм. Деятельность студентов по формированию предпринимательских умений продолжается во время прохождения производственной практики. Каждый студент получает индивидуальное задание на практику по созданию торгового бизнеса:

Вы — предприниматель, вы приняли решение об открытии своего магазина:

1) придумайте название магазина;

2) выберите группу товаров для реализации, исходя из условий рынка;

3) составьте анкету для опроса для выявления потребностей в товарах данной группы;

4) проведите опрос покупателей;

5) по результатам опроса составьте ассортиментный перечень товаров для реализации;

6) опишите конкурентные преимущества вашего предприятия;

7) определите возможные угрозы для вашего бизнеса;

8) выберите стратегию конкурентной борьбы;

9) разработайте план маркетинга.

Выполнение задания дает студентам возможность получить первоначальный опыт предпринимательской деятельности.

По окончании освоения программы ПМ.02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» проводится повторное тестирование студентов. По результатам опроса готовность студентов к созданию собственного бизнеса значительно возрастает. Наиболее заинтересованные из них становятся членами маркетинг-клуба «Идеи будущего».

Для развития у студентов предпринимательских компетенций в техникуме созданы все условия. В соответствии с планом работы научного студенческого общества «Содружество» и утвержденным планом работы клуба «Идеи будущего» студенты принимают участие в проведении маркетинговых исследований по различным направлениям; выполнении научно-исследовательских работ; проведение научно-практических мероприятий; работе научно-исследовательских конференций различного уровня, семинарах, конкурсах, форумах, выставках, олимпиадах; разработке и проведении маркетинговых мероприятий, направленных на позиционирование НТЭТ на рынке образовательных услуг. Члены клуба «Идеи будущего» представляют свои работы на конференции «Ступени» НСО

ГПОУ НТЭТ. Так, с 2014 года по 2016 год студенты успешно презентовали проекты «Открытие малого предприятия по производству печей для бань», «Открытие предприятия по выращиванию и переработке мяса кроликов», «Открытие малого предприятия по переработке пластиковых бутылок», «Открытие магазина для будущих мам», «Открытие магазина «Полезные продукты». Лучшие предпринимательские проекты студентов представляются для участия в Межрегиональном конкурсе студенческих бизнес-проектов развития малого предпринимательства «Золотая подкова».

В перечне тем дипломных работ, предлагаемых студентам, присутствуют бизнес-проекты по созданию собственного предприятия, например: «Открытие интернет-магазина», «Организация мелкорозничного предприятия по продаже товаров через торговые автоматы», «Открытие малого предприятия по оказанию рекламных услуг».

Таким образом, в НТЭТ проводится систематизированная работа по формированию у студентов специальности «коммерция» (по отраслям) компетенций предпринимательской деятельности.

образовательный проект «экономика 16+»

Ю. М. Проскурякова, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

Задачи экономической грамотности населения с каждым годом становятся все более актуальными. В современном мире вне зависимости от того, субъектом предпринимательской деятельности или домохозяйства является человек, он представляет собой экономического агента, самостоятельно принимающего решения, планирующего и реализующего практические мероприятия в сфере экономической деятельности. Получив профессиональное образование, выпускники попадают в мир рыночных отношений. И на данном этапе при любом виде деятельности сформированность экономических компетенций обусловливает успешную социализацию и адаптацию молодых людей. Под экономическими компетенциями обучающихся мы понимаем совокупность экономических знаний, умений и возможность их успешного применения в профессиональной деятельности в области экономики, а также при решении соответствующих вопросов, возникающих в процессе социально-экономических отношений с людьми, организациями, государством и другими экономическими институтами.

По результатам опроса, уровень сформиро-ванности основных и специальных экономических компетенций обучающихся техникума составляет в среднем 20 %. Между тем экономические компетенции в особенности необходимы обучающимся всех специальностей, поскольку они, вступая во взрослую жизнь, сталкиваются с типичными для всех выпускников трудностями, большинство из которых носит экономический

характер (специфика начисления и выплаты заработной платы, листов нетрудоспособности, планирование собственного или семейного бюджета, налогообложение, страхование, кредитование, ценообразование и т. д.).

Вышеназванная проблема требует проведения мероприятий, способствующих развитию познавательных и коммуникативных способностей обучающихся, а также формированию у них специальных экономических компетенций, необходимых выпускникам в будущем. Для решения данной проблемы преподаватели экономических дисциплин С. В. Ковригина и Ю. М. Проскурякова в 2015/16 учебном году разработали и начали реализовывать образовательный проект «Экономика 16+».

Целью проекта является развитие экономических компетенций обучающихся по специальностям профиля в рамках работы студенческого экономического форума «Экономика 16+».

Для достижения данной цели нами были определены следующие задачи:

1. Активизировать познавательный интерес обучающихся к современным экономическим процессам.

2. Повысить успеваемость обучающихся по экономическим учебным дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.