Научная статья на тему 'Сертификация руководящих и педагогических работников как ресурс развития профессиональных компетенций'

Сертификация руководящих и педагогических работников как ресурс развития профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сертификация руководящих и педагогических работников как ресурс развития профессиональных компетенций»

Профессиональные образовательные организации Кемеровской области имеют определенный опыт формирования и развития предпринимательских компетенций обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Целесообразно рекомендовать профессиональным образовательным организациям ввести в учебные планы за счет бюджета учебного времени, предусмотренного ФГОС СПО на ва-

риативную часть образовательной программы, профессиональный модуль «Организация предпринимательской деятельности» или учебную дисциплину «Основы предпринимательства» по подготовке студентов к предпринимательству, а также активизировать деятельность по созданию студенческих бизнес-клубов, проведению фестивалей предпринимательских инициатив, конкурсов бизнес-проектов.

сертификация руководящих

и педагогических работников как ресурс развития

профессиональных компетенций

Н. В. Зениткина, заведующая лабораторией аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово

Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений. Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования (а сегодня президент определяет образование как одно из приоритетных направлений развития и модернизации) могут не реализоваться из-за непрофессионализма педагога.

Основу процедуры сертификации, призванной подтвердить уполномоченным органом уровень компетенции и квалификации работника, составляет профессиональный стандарт, в котором систематизированы трудовые функции, выполняемые работниками, и необходимые для этого компетенции, то есть по сути содержится характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Статья 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации законодательно закрепляет понятия квалификации и профессионального стандарта, на которых базируется сертификация.

В условиях введения профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального и дополнительного образования усиливается роль сертификации работников профессиональных образовательных

организаций как ресурса развития профессиональных компетенций педагогов. Именно эта процедура призвана оценить готовность педагогов работать в соответствии с требованиями профессионального стандарта, так как есть убеждение в том, что эффективность педагогической, управленческой деятельности не в последнюю очередь зависит от уровня теоретической подготовки педагогов и руководителей, а именно от знания нормативно-правовых основ руководящей и педагогической деятельности; теории и практики менеджмента в сфере образования; управления качеством образования, финансово-экономической и административно-хозяйственной деятельности; психолого-педагогических аспектов образовательной сферы; владения современными образовательными технологиями, средствами и методами обучения, взаимодействия с субъектами социума и пр., то есть знания того, что является содержанием тестовых заданий в ходе компьютерного тестирования при процедуре добровольной сертификации. И при грамотном методическом сопровождении работников, их специальной подготовке, в частности изучении современного законодательства, осмыслении изменений, происходящих в сфере образования, а также с учетом двухлетнего срока

действия сертификата участие в сертификации, на наш взгляд, способствует непрерывному профессиональному развитию педагогических и руководящих работников.

Добровольная сертификация руководящих работников профессиональных образовательных организаций Кемеровской области проводится с 01.09.2014, а педагогических работников — с 01.01.2015 в соответствии с Положением о порядке добровольной сертификации руководящих и педагогических работников системы образования Кемеровской области, разработанным на основе национального стандарта Российской Федерации «Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала» и утвержденным приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 16.12.2013 № 2361 и последующими изменениями от 05.05.2015.

Проведенные мероприятия по продвижению процедуры добровольной сертификации в региональной системе среднего профессионального образования (учебно-методические мероприятия, включение результатов сертификации в оценочные листы педагогов и руководящих работников), конструктивное взаимодействие с методическими службами в образовательных организациях, руководителями и педагогами, наличие четкого алгоритма проведения данной процедуры, объективной экспертной оценки заявления на сертификацию и прилагаемых к нему документов способствовали повышению мотивации работников среднего профессионального образования и обеспечили на сегодняшний день участие в данной процедуре практически всех профессиональных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования и науки Кемеровской области.

За период с ноября 2014 г. по декабрь 2016 г. более 75 % от общего количества руководящих и более 60 %% педагогических работников получили сертификаты, подтвердив уровень профессиональной компетентности, обеспечивающий качество управленческой и педагогической деятельности.

Руководство многих профессиональных образовательных организаций Кемеровской области, рассматривая участие работников в процедуре добровольной сертификации как один их механизмов их профессионального развития, обеспечивает надлежащее качество представляемых материалов, уровень выполнения тестовых заданий, значительно превышающий минимально установленный, высокий показатель доли работников от общего количества, принявших участие

в процедуре добровольной сертификации. В качестве примеров по результатам 2015/16 уч. года можно выделить: Анжеро-Судженский педагогический колледж (С. Ю. Максимова); Беловский педагогический колледж (Г. П. Забелина); Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг (Е. В. Иванченко); Мариинский педагогический колледж имени императрицы Марии Александровны (Б. В. Вербенко).

Грамотное организационное и содержательное сопровождение процесса добровольной сертификации с учетом современных требований отличает таких методистов, как Т. В. Ельчина (Кемеровский педагогический колледж); Н. А. Феси-кова (Государственное профессиональное учреждение г. Кемерово); А. Ю. Куколева (Кемеровский профессионально-технический техникум); О. В. Семибратова (Топкинский технический техникум); заместителя директора Р. А. Сельдеми-рову (Новокузнецкий педагогический колледж).

Но имеются профессиональные образовательные организации, в которых ситуация иная: в одних — процедуру сертификации прошли преимущественно руководящие работники, в других — только единицы из числа педагогических и руководящих работников. Есть в г. Киселевске образовательная организация, работники которой не участвуют в процедуре добровольной сертификации. Но это их выбор, так как процедура носит добровольный характер.

В целях предотвращения ряда типичных ошибок, допускаемых при подготовке и оформлении документов на добровольную сертификацию, сотрудниками лаборатории аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций ГБУ ДПО «КРИРПО» в 2016 году были организованы выступления по данной тематике на секции августовской конференции «Развитие системы независимой оценки качества образовательной деятельности ПОО, внедрение федерального мониторинга СПО» для заместителей директора по УПР (Н. В. Зениткина, заведующая, 24.09.2016), на семинаре в ГБУ ДПО «КРИРПО» для заместителей директора по УМР, НМР, руководителей методических отделов, методистов (Г. П. Вдовина, методист, 29.09.2016). Сделаны необходимые разъяснения в статье «Добровольная сертификация педагогических работников как инструмент независимой оценки их профессиональной компетентности», опубликованной в научно-методическом журнале «Образование. Карьера. Общество» (№ 1 2016 г.). На странице лаборатории аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций офици-

ального сайта ГБУ ДПО «КРИРПО представлена информация по организационно-техническому и информационно-методическому сопровождению процедуры сертификации.

Росту мотивации педагогических работников и росту их доверия к сертификации как процедуре объективной независимой оценки уровня их профессионализма способствует повышение качества контрольно-измерительных материалов для ее проведения. В этом направлении работники ГБУ ДПО «КРИРПО» провели работу по обновлению и пополнению базы тестовых заданий для проведения компьютерного тестирования, предусмотренного процедурой сертификации. Это связано не только с тем, что истекает срок действия сертификатов у тех, кто проходил добровольную сертификацию в числе первых в 2014 году, но и принятием новых нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в сфере образования. Отмечается тенденция к увеличению количества тестовых заданий для каждой категории (руководящих и педагогических работников). В перспективе при наличии их достаточного количества возможно создание демовер-сий тестовых заданий по должностям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». Вопросы тестовых заданий удалены из открытого доступа. На странице лаборатории официального сайта ГБУ ДПО «КРИРПО» в сети Интернет предлагаются примерные тесты отдельно для руководящих и педагогических работников, содержащие образцы заданий из всех предлагаемых разделов, по которым проводится компьютерное тестирование. Такая мера объясняется тем, что ранее, когда общий объем вопросов для тестовых заданий был значительно меньше (120 вопросов), зачастую педагоги просто старались механически заучить правильные варианты ответа. В стрессовой ситуации (а любое испытание — это стресс) результат выполнения был отрицательным. Кроме того, ежемесячный анализ массива заявлений, поступающих от педагогических работников в целях установления квалификационной категории в ходе аттестации, выявляет зачастую противоречие между тем фактом, что работник прошел сертификацию и отмечает это как личное профессиональное достижение, и крайне низким уровнем представления результатов своей профессиональной деятельности, когда видно, что педа-

гог просто не владеет профессиональной терминологией, некорректно использует те или иные определения, не может грамотно сделать самоанализ профессиональной деятельности и представить должным образом свои профессиональные достижения.

Но факт удаления вопросов из открытого доступа вовсе не означает, что образовательные организации остались без поддержки с новыми проблемами. Совсем не так. Во-первых, к каждому разделу, по которому проводится тестирование, предлагается уточненный и достаточно конкретный перечень литературы. Во-вторых, каждой профессиональной образовательной организации предоставлена возможность в плане подготовки к процедуре проходить на месте пробное тестирование в онлайн-режиме. Для этого в каждую образовательную организацию направлены логин и пароль для доступа к базе. Правила тестирования остались теми же, что и на официальной процедуре сертификации: компьютер методом случайной выборки предлагает 40 тестовых заданий (вопросов) из разных разделов, по которым проводится компьютерное тестирование. Тест считается пройденным, если на 32 вопроса из 40 (80 %%) даны правильные ответы. После ответов на все вопросы имеется возможность просмотреть результаты и увидеть, на какой из вопросов дан неверный ответ. Любой работник может проходить тестирование неограниченное количество раз, пока не достигнет желаемого результата, означающего, что он готов к официальному тестированию.

В том, что в перспективе сертификация будет актуальна, будут совершенствоваться технологии ее проведения, не вызывает сомнения. В настоящее время формируется более широкое видение профессиональной деятельности педагогов как профессионалов, способных реально изменять окружающий мир к лучшему. Складывается понимание, что ожидаемое от педагога качество работы требует изменений в профессиональной деятельности, адекватных вызовам времени и повышению ответственности за результаты работы. Профессиональная деятельность и руководящих, и педагогических работников требует развития имеющегося опыта, повышения уровня профессиональной компетентности, обеспечивающей качество управленческой и педагогической деятельности. Одним из средств, способствующих решению этих задач, является процедура добровольной сертификации.

Развитие сферы образования и усложнение профессиональной педагогической деятельности актуализируют задачу обновления содержа-

ния и организационной модели сертификации. Так как в настоящее время порядок сертификации, в отличие от аттестации, не регламентируется федеральными нормативными правовыми актами, в целях приведения ее в соответствие с требованиями профессиональных стандартов, других новаций в сфере образования необходима новая редакция регионального нормативного правового акта (положения) о процедуре добро-

вольной сертификации, в котором бы были эти изменения учтены.

Очевидно одно: процедура добровольной сертификации наряду с аттестацией педагогов, различного рода мониторинговыми исследованиями их профессиональных достижений является ресурсом развития профессиональных компетенций педагогических работников, а значит, повышения уровня их квалификации.

формирование предпринимательских компетенций у студентов специальности «коммерция»

Т. А. Беляева, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий торгово-экономический техникум»

В Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования квалификаций в РФ на период до 2020 года одной из основных задач определено создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся. В качестве мероприятий для реализации данной задачи предусмотрено развитие социальных и предпринимательских компетенций обучающихся, обеспечивающих их адаптацию к изменениям внешних условий.

Выпускники специальности «коммерция» имеют большие возможности в организации собственного малого бизнеса. ФГОС СПО по этой специальности предусмотрено формирование у будущих специалистов практических умений, навыков и опыта предпринимательства при освоении профессиональных компетенций:

- выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров;

- обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации;

- участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.

Деятельность преподавателя по формированию у студентов предпринимательских компетенций состоит из следующих этапов:

1. Планирование учебной и внеаудиторной деятельности студентов.

2. Формирование мотивации студентов к предпринимательской деятельности.

3. Организация обучения предпринимательским компетенциям.

4. Контроль (рефлексия) результатов.

На этапе планирования учебной документации составляются (корректируются):

- рабочая программа ПМ.02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности», предусматривающая практические работы для формирования у студентов практических умений в области предпринимательской деятельности;

- календарно-тематические планы, где определены методы и формы проведения занятий;

- методические рекомендации для студентов по выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы, в которых разработаны задания, предусматривающие формирование умений в области предпринимательства;

- рабочая программа производственной практики по ПМ.02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности»;

- план работы маркетинг-клуба «Идеи будущего в рамках деятельности научного студенческого общества «Содружество».

Обучение предпринимательским компетенциям начинается с мотивации студентов к предпринимательской деятельности, овладению и углубленному творческому освоению учебного материала.

На первом уроке маркетинга преподаватель рассказывает о том, что студенты после окончания техникума имеют возможность либо работать на предприятии торговли, либо создать собственный бизнес, о преимуществах и перспективах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.