Научная статья на тему 'Итоги проведения Дня выбора рабочей профессии'

Итоги проведения Дня выбора рабочей профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги проведения Дня выбора рабочей профессии»

дут искать работу в связи с продолжающимся кризисом машиностроительной отрасли. Поэтому задача по формированию у студентов-машиностроителей устойчивой мотивации к осуществлению профессиональной деятельности и построению карьеры в машиностроительной отрасли является одним из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива Анжеро-Судженского горного техникума.

В развитии карьеры молодых специалистов психологи выделяют ряд противоречий: несоответствие представлений о выбранной специальности реалиям рынка труда; неадекватные представления о себе как субъекте карьерной деятельности; несоответствие имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков требуемому уровню профессиональной компетентности; размытое представление о стратегии профессионального развития; несоответствие видения своего карьерного будущего условиям реальной профессиональной деятельности. Эти противоречия необходимо разрешать как можно раньше, на этапах профессионального обучения, предоставляя услуги специалиста по профориентации и профессиональному консультированию; включая в учебный план дисциплины или элективные курсы, способствующие профессиональному самоопределению и реа-

лизации некоторых этапов карьерного плана. Реализация студенческих проектов профориен-тационной направленности также способствует решению задач построения индивидуального карьерного плана. Например, результатом реализации проекта «Формула профессиональной карьеры» является профессиональное портфо-лио (с резюме, с описанием опыта участия в реализации различных проектов, с рекомендательными письмами, с адресами работодателей и т. д.), которое студенты выпускного курса готовят к квалификационному экзамену по профессиональному модулю ПМ02. В дальнейшем, выходя на преддипломную практику, студенты имеют возможность дополнить уже созданное порт-фолио отзывами и рекомендательными письмами специалистов-производственников и кадровиков реального предприятия, что особенно необходимо для молодого специалиста без опыта работы. Участие в подобных проектах предоставляет возможность студентам осознанно подойти к вопросам своего профессионального самоопределения, предпринять конкретные шаги для планирования своей карьеры и приступить к реализации начальных этапов карьерного плана, а также способствует формированию мотивации строить свою профессиональную карьеру в сфере машиностроительного производства.

ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ ВЫБОРА РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ

Е. В. Понамарева, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово

По мнению специалистов, исследующих вопросы подготовки высококвалифицированных рабочих, для стабильного развития экономики государства необходимо, чтобы 80 % всех выпускников общеобразовательных организаций получали среднее профессиональное образование, становились высококвалифицированными специалистами среднего звена, способными своей профессиональной деятельностью удовлетворять жизненно важные потребности общества. По данным института социологии РАН, имеют представление о своей будущей профессии около 80 %% обучающихся 9-11-х классов, при этом 61 %% из них ориентированы на получение высшего образования, не определились с выбором — 19,5 %, только 14 %о — планируют поступление в профессиональные образовательные организации (ПОО) [1]. Причины данной си-

туации — это традиционно невысокий статус и непрестижность среднего профессионального образования, а также ошибки обучающихся в выборе профессии: незнание себя, незнание мира профессий и незнание правил выбора профессии.

Для того чтобы свести к минимуму ошибки в выборе профессии, повысить престиж рабочих профессий, статус ПОО, необходимо проводить системную профо-риентационную работу в образовательных организациях разных типов начиная с дошкольных образовательных организаций (ДОО). В Кузбас-

се значительное внимание уделяется вопросам профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, что нашло отражение в распоряжениях Губернатора Кемеровской области о совершенствовании организации работы, повышении качества проведения профессиональной ориентации среди граждан и обучающихся общеобразовательных организаций, об утверждении ежегодного регионального плана профориентацион-ных мероприятий [2]. В 2015/2016 учебном году в образовательных организациях области в соответствии с планом профориентационных мероприятий на 2016 год (утвержден распоряжением Губернатора Кемеровской области от 11.01.2016 № 1-рг), департамента образования и науки Кемеровской области проведены единые дни профориентации, посвященные Дню шахтера, Международному дню инвалидов, Дню Победы, Фестиваль рабочих профессий, в июне запланировано проведение единого дня профориентации, посвященного Дню молодежи России.

С целью содействия профильному и профессиональному самоопределению воспитанников и обучающихся образовательных организаций разных типов Кемеровской области, пропаганды рабочих профессий, востребованных в му-

ниципальных округах и области с 6 по 8 апреля 2016 года в 28 муниципалитетах проведен единый день профориентации «День выбора рабочей профессии».

В мероприятиях приняло участие 83607 человек, в том числе 78005 обучающихся общеобразовательных организаций Кемеровской области, что составляет 28,2 % от общего количества обучающихся. Также участниками стали воспитанники дошкольных образовательных организаций (1755), студенты ПОО (741), образовательных организаций высшего образования (629), родители обучающихся (2358) и др.

При планировании и проведении Дня выбора рабочей профессии учитывались: индивидуальные особенности обучающихся и воспитанников — участников мероприятий, востребованность профессий на рынке труда муниципалитета и области, ориентация выпускников образовательных организаций на получение профессионального образования в Кемеровской области, знакомство с рабочими профессиями Кузбасса. Подбор форм и методов профориентационной работы осуществлялся с учетом возрастных особенностей обучающихся и воспитанников. Для воспитанников ДОО проведены сюжетно-ролевые игры, беседы, за-

нятия, экскурсии, знакомящие с особенностями разных профессий их значением (Красно-бродский, Прокопьевский городские округа, Новокузнецкий, Таштагольский, Тяжинский, Юр-гинский муниципальные районы). В Таштаголь-ском муниципальном районе профориентаци-онными мероприятиями охвачено 23,7 °% от общего количества детей дошкольного возраста. С ними проведены сюжетно-ролевые игры («Аптека», «Библиотека», «Почта», «А в будущем мы стать мечтаем...» и др.), организованы экскурсии на почту, в парикмахерскую, библиотеку, кинотеатр. Для воспитанников детского сада № 16 «Березка» организовано открытое занятие «Встреча с кинологом МВД».

Для обучающихся общеобразовательных организаций в муниципалитетах проведены 824 классных часа, 311 экскурсий (в том числе виртуальных), 170 встреч с представителями профессий, ПОО и образовательных организаций высшего образования, более 130 конкурсов, 125 бесед, более 150 профориентационных игр, а также викторины, киноуроки, диспуты, тренинги, мастер-классы, профпробы и др. Во всех школах Новокузнецка состоялись профориента-ционные уроки в рамках предмета «технология». Обучающиеся Гурьевского муниципального рай-

она приняли участие в онлайн-конкурсе «Неделя кода» в рамках акции «Выходи в Интернет».

Значительную роль в профессиональном самоопределении обучающихся играют родители, поэтому в Анжеро-Судженском, Кемеровском, Прокопьевском, Юргинском городских округах, Гурьевском, Крапивинском, Тяжинском, Кемеровском, Новокузнецком, Таштагольском, Юргинском муниципальных районах проведены родительские собрания.

Для обучающихся 8-11-х классов организованы встречи с представителями профессий «повар», «врач», «пекарь-кондитер», «агроном», «машинист», «механик» и др. Основная тема встреч старшеклассников с представителями центров занятости населения — востребованные профессии муниципалитета и региона (Анжеро-Судженский городской округ, Топкинский, Новокузнецкий, Юргинский муниципальные районы).

Информацию о проведении Дня выбора рабочей профессии представили 45 ПОО Кемеровской области. Основные мероприятия — это дни открытых дверей, в рамках которых состоялись экскурсии, мастер-классы, выставки, консультации, выступления агитбригад, пресс-конференции и др. А также организованы классные часы для школьников, ярмарки учебных

мест, распространение буклетов, участие в родительских собраниях и др. Некоторые ПОО организовали профмероприятия не только в своих, но и в других населенных пунктах (Беловский многопрофильный техникум, Калтанский многопрофильный техникум, Кемеровский аграрный техникум, Мариинский педагогический колледж, Новокузнецкий педагогический колледж, Про-копьевский горнотехнический техникум, Тяжин-ский агропромышленный техникум и др.). Например, педагоги Томь-Усинского энерготранспортного техникума провели классный час «Твой выбор» в Балыксинской СОШ (Республика Хакасия), Кузнецкий металлургический техникум предоставил информацию о техникуме для сайтов общеобразовательных организаций Алтайского края, Новосибирской области.

В Анжеро-Судженском, Беловском, Киселевском, Ленинск-Кузнецком, Прокопьевском, Юр-гинском городских округах мероприятия Дня выбора рабочей профессии организованы и проведены сотрудниками КРИРПО. Так в Ленинске-Кузнецком состоялось заседание городского координационного Совета по профессиональному самоопределению обучающихся, на котором рассмотрены вопросы: итоги деятельности федеральной экспериментальной площадки «Разра-

ботка и апробация муниципальной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования», проведение Дня выбора рабочей профессии в муниципалитете. Организованы городские семинары для ответственных за профориентацию в образовательных организациях.

Мероприятия Дня выбора рабочей профессии освещались средствами массовой информации: ГТРК «Кузбасс», городские газеты (Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск), газета «Мой город» (Березовский), газета «Эхо» (Промыш-ленновский район), Ленинск ТВ, газета «Новости ЕВРАЗа» (Осинники), «Новости37» (Полы-саево), ТРК 27 + (Прокопьевск), ГТРК «12 канал» (Березовский), ООО «Юргинская Теле-Ра-дио-Компания», газета «Таштагольский курьер», ОУ «Школьные вести» (Кемерово) и др. Также информация размещена на сайтах Тяжинско-го муниципального района, управления Ташта-гольского муниципального района, общеобразовательных организаций (Калтанский ГО, Крас-нобродский, Осинниковский, Прокоьевский, Гу-рьевский МР, Тяжинский).

При подведении итогов Дня выбора рабочей профессии отмечено, что все мероприятия были

интересными, информативными, активизирующими, направленными на формирование положительного отношения к рабочим профессиям, способствовали расширению знаний о них, повышению профессионально-личностного роста обучающихся и воспитанников. Анализ результатов проведенного анкетирования обучающихся 9-11-х классов показал положительную динамику в профильном и профессиональном самоопределении обучающихся, снижение количества выпускников, не определившихся с будущей профессией.

В целом проведение областных профориен-тационных мероприятий (единых дней профориентации, фестивалей, конкурсов и др.) способствует повышению информированности обучающихся и их родителей (законных представителей)

о востребованных в регионе профессиях и специальностях, содержании труда, росту престижа рабочих профессий, повышению статуса ПОО, большей ориентированности выпускников общеобразовательных организаций на получение профессионального образования в Кузбассе.

1. Чистякова С. Н. Системная поддержка и сопровождение формирования профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование. Столица. — 2016. — № 4. — С. 2-5.

2. Об утверждении плана профориентационных мероприятий на 2016 год : распоряжение Губернатора Кемеровской области от 11.01.2016 № 1 // Электронный бюллетень коллегии администрации Кемеровской области. — Режим доступа: http://www.ako. ru/ZAKON/viewzakon.asp?C72609=On.

РАБОТА ОТДЕЛЕНИя ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИКУМА ПО СОДЕЙСТВИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ

М. П. Скворцова, заведующая отделением профессиональной подготовки и переподготовки кадров ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум»

Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики.

Современный рынок труда характеризуется увеличивающимся разрывом между трудовыми потребностями выпускников-специалистов и возможностями их удовлетворения. Обостри-

лись проблемы, связанные с профессиональной подготовкой, трудоустройством, занятостью молодежи. По статистике, всего 20 % занятого населения работают по полученной в базовом профессиональном образовании специальности, а 42 %% молоде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.