Научная статья на тему 'Программа развития универсальных учебных действий – структурный элемент содержательной части ФГОС СОО'

Программа развития универсальных учебных действий – структурный элемент содержательной части ФГОС СОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И А. Былкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа развития универсальных учебных действий – структурный элемент содержательной части ФГОС СОО»

туальной редакцией документа является редакция от 29.12.2014.

2. Ознакомиться с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259). Данный документ носит рекомендательный характер, в нем дано примерное содержание общеобразовательного цикла ОПОП СПО (ППКРС, ППССЗ), в том числе примерное распределение учебного времени на изучение ОУД, и он может быть использован в качестве основы для разработки учебных планов.

3. Изучить примерные программы общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (рекомендованы ФГАУ ФИРО в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; протокол № 3 от 21 июля 2015 г.). Данные программы структурно соответствуют ФГОС СОО, содержатель-

но же требуют корректировки на соответствие требованиям стандарта.

4. Провести анализ имеющихся в арсенале учебников. Основной принцип, которого при этом важно придерживаться — сначала разрабатывается рабочая программа ОУД, затем подбираются учебники, так как программа в первую очередь должна отражать требования стандарта, а не содержание учебника.

5. Определить перечень общих компетенций из ФГОС СПО, компоненты которых могут быть сформированы ресурсами преподаваемой ОУД.

6. Определить форму итоговой аттестации по дисциплине (статус промежуточной в ОПОП СПО). Подготовка к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ является сверхзадачей для ПОО, так как ГИА обучающиеся проходят на добровольной основе. Если ПОО осуществляет подготовку обучающихся к ГИА, то логично осуществлять итоговый контроль по дисциплине с использованием КИМов ЕГЭ или ГВЭ.

Вопрос контроля и оценки результатов освоения ОУД также остается дискуссионным, поскольку системно-деятельностный подход предполагает разработку компетентностно-ориентирован-ных заданий, а ФГОС СОО ориентирован на ГИА в форме ЕГЭ, а КИМы содержательно ближе к знаниево-ориентированным тестам.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ - СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ФГОС СОО

И. А. Былкова, методист лаборатории мониторинга развития системы профессионального образования ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово

Переход в 2016 году на ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО) предвещает еще один непростой год для учреждений среднего профессионального образования. Внедрение данных стандартов призвано развить потенциал среднего общего образования. ФГОС СОО разработан на деятельностной основе и предполагает новые подходы к преподаванию дисциплин общеобразовательного цикла. Стандарт представляет совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования. К таким требованиям относятся требования к результатам освоения и струк-

туре основной образовательной программы. Это значит, что содержание, методы и формы достижения образовательных результатов должны разрабатывать образовательные организации самостоятельно с учетом всехтребований.

Одним из ключевых компонентов содержательного раздела основной образовательной программы стандар-

та является программа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Программа развития универсальных учебных действий конкретизирует требования стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т. е. учить себя, а также применять полученные знания в жизни. Развитие универсальных учебных действий у обучающихся обеспечивает им возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить перед собой цели, находить и применять необходимую информацию, средства и способы деятельности для достижения поставленных целей. Сформированное умение учиться позволит сегодняшним обучающимся во взрослой жизни быть профессионально мобильными, усваивать новые знания, формировать компетентность в любой предметной области познания.

Учебные действия являются надпредметны-ми, метапредметными и лежат в основе регуляции любой деятельности обучающихся, независимо от ее предметного содержания. Именно поэтому они являются универсальными учебными действиями.

Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения всех учебных предметов и дисциплин, в метапред-метной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. Задача педагога состоит в том, чтобы проанализировать возможности каждого из учебных предметов для формирования тех или иных УУД в соответствии с планируемыми результатами; включить в «рабочие» программы по предметам и курсам формирование УУД в соответствии с требованиями к результатам освоения ФГОС СОО и Программой развития универсальных учебных действий.

Несмотря на то, что пункт 18.2.1. ФГОС СОО содержит подробное описание требований, предъявляемых к данной программе, разработка ее содержания является новой методической задачей для педагогов системы СПО, а следо-

вательно, ее решение вызывает определенные трудности.

Совместно решать сложные вопросы всегда лучше, поэтому приказом департамента образования и науки Кемеровской области были организованы пилотные площадки по подготовке к переходу на ФГОС СОО. Из представителей учреждений, являющихся пилотными, были созданы группы по разработке структурных компонентов ФГОС СОО, в том числе и программы развития универсальных учебных действий. Актуальность разработки программы формирования универсальных учебных действий диктуется необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства и создания условий для достижения успешности всеми обучающимися.

Главной целью работы группы является разработка содержания примерной региональной программы развития универсальных учебных действий, которая станет основой для формирования данной программы во всех учреждениях СПО нашей области. В ноябре 2015 года прошло заседание рабочей группы, в котором приняли участие представители пилотных площадок, а также преподаватели и методисты учреждений среднего профессионального образования, пожелавшие участвовать в подготовке примерной программы.

Работа группы началась с изучения и анализа требований ФГОС СОО к программе развития универсальных учебных действий. В ходе работы были даны ответы на общие для всех участников вопросы: что это такое УУД? какие функции они выполняют? какие приемы и методы, используемые преподавателями-предметниками, позволят сформировать эти метапредметные умения? Также было установлено, что развитие универсальных учебных действий должно идти в контексте с формированием общих компетенций, отраженных во ФГОС СПО. В результате работы были сформулированы основные подходы и направления к разработке программы развития УУД, определены сроки предоставления промежуточных результатов данной работы. Промежуточными результатами работы группы станут варианты программ развития универсальных учебных действий. Полученные промежуточные программы предполагается обсудить на следующем заседании рабочей группы в начале 2016 года.

Работа в режиме пилотных площадок позволит создать наиболее оптимальный вариант программы развития УУД, а также даст возможность подготовить педагогов к реализации ФГОС СОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.