РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
А. Г. Апухтина, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово
Переход профессиональных образовательных организаций (ПОО) на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) изначально планировался как поступательный: он должен был завершиться к 2020 году (одновременно с общеобразовательными школами). К этому времени выпускники девятых классов уже пройдут обучение по ФГОС в среднем звене общеобразовательных школ. Тем не менее переход на ФГОС СОО в ПОО страны инициировался на федеральном уровне Министерством образования и науки РФ и Федеральным институтом развития образования (ФИРО) именно с 1 сентября 2015 г. Эта дата обосновывалась требованием исполнения статьи 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»: «... образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Переход на ФГОС СОО на несколько лет раньше общеобразовательных школ создает противоречие в части обеспечения преемственности образовательных программ основного общего и среднего общего образования в ПОО. Методологической основой ФГОС СОО является си-стемно-деятельностный подход, а школьники, получающие основное общее образование, пока обучаются по стандартам предыдущего поколе-
ния, имеющим знание-вую парадигму. Также учебники, предложенные издательским центром «Академия» для реализации ФГОС СОО в ПОО, представляют собой мало переработанные версии учебников, разработанных в 2011 году для реализации государственного стандарта среднего (полного) общего образования. В такой ситуации переход ПОО на новый стандарт будет оставаться несколько формализованным.
В Кемеровской области в настоящее время осуществляется поступательный переход на ФГОС СОО. На основе принятого согласованного решения департамента образования и науки Кемеровской области и Кузбассобрнадзора приказом ДОиН № 1787 от 17.09.2015 были утверждены пилотными площадками для реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования восемь профессиональных образовательных организаций: Анжеро-Судженский политехнический колледж, Профессиональный колледж г. Новокузнецка, Кемеровский горнотехнический техникум, Кузнецкий индустриальный техникум, Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг, Кемеровский педагогический колледж, Прокопьевский промышленно-экономи-ческий техникум, Междуреченский горностроительный техникум.
Методическое сопровождение реализации стандарта на пилотных площадках осуществляет ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (КРИРПО). Специалисты КРИРПО провели серию консультаций для педагогических работников профессиональных образовательных организаций и организовали деятельность рабочих групп по разработке программно-методического обеспечения. В состав рабочих групп дополнительно приглашены представители пяти ресурсных центров (Кемеровский коммунально-строительный техникум им. В. И. Заузелкова, Юргин-ский техникум агротехнологий и сервиса, Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства, Кемеровский профессионально-технический техникум, Юргинский технологический колледж) и две ПОО, подведомственные департаменту молодежной политики и спорта Кемеровской области (Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва и Прокопьевский техникум физической культуры).
Специфика реализации ФГОС СОО в ПОО заключается в том, что не разрабатывается отдельная основная образовательная программа, а ФГОС СОО реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО). Таким образом, ОПОП СПО расширяется за счет структурных элементов содержательного раздела основной образовательной программы СОО: программы развития универсальных учебных действий обучающихся; программ отдельных учебных дисциплин и курсов внеурочной деятельности; программы воспитания и социализации обучающихся; программы коррекционной работы. Перечисленные виды программ и будут являться продуктом деятельности пилотных площадок и иметь статус примерных для региона. Рабочие группы, входящие в состав пилотного проекта, планируют представить итоговые продукты педагогической общественности в мае 2016 г.
Компетентностный подход является составляющей системно-деятельностного похода, следовательно, реализация ФГОС СОО в пределах ОПОП СПО предполагает использование ресурсов стандарта в формировании общих компетенций ФГОС СПО. Поэтому логично в рабочих программах общеобразовательных учебных дисциплин (ОУД) в разделе «Результаты освоения учебной дисциплины» прописывать общие компетенции из реализуемых ФГОС СПО. Конечно, это должен быть не полный перечень ОК, а несколько отобранных с учетом возможностей
ОУД, тем более что общие компетенции демонстрируют содержательные корреляции с требованиями к результатам освоения обучающимися ФГОС СОО — личностными, метапредметными, предметными.
Как особая форма организации деятельности обучающихся в новом стандарте позиционируется индивидуальный проект. Индивидуальный проект выполняется каждым обучающимся ПОО в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Индивидуальный проект — это завершенное учебное исследование или разработанный проект. Целесообразным представляется выполнение обучающимися ПОО прикладного учебного исследования по одной или нескольким профильным дисциплинам. Однако вид индивидуального проекта жестко не регламентируется стандартом, он может быть информационным, творческим, социальным, инновационным, конструкторским, инженерным и выполняться в рамках любой одной или нескольких изучаемых ОУД.
Еще одной особенностью ФГОС СОО является введение единой дисциплины «русский язык и литература», для которой заявлены общие предметные результаты освоения. Таким образом, рабочие программы данной дисциплины могут разрабатываться с учетом интегрированного подхода. Учебно-методическое обеспечение дисциплины в таком случае предполагает наличие единого учебника и КИМов для ЕГЭ, поскольку стандартом предусмотрено прохождение ГИА по дисциплине «русский язык и литература». Для решения данной проблемы ФИРО было предложено две примерные программы по дисциплине: «Русский язык и литература. Русский язык», «Русский язык и литература. Литература». Учебники с таким же названием предложил для использования в ПОО издательский центр «Академия». Хотя вопрос о целесообразности и возможности интегрированного преподавания русского языка и литературы остается остро дискуссионным, и существуют мнения о необходимости внесений изменений в ФГОС СОО и разведении дисциплины на две, в данный момент наличие в учебном плане двух отдельных дисциплин будет являться нарушением требования стандарта.
Сегодня специалистам КРИРПО часто задают вопрос: что делать остальным ПОО, пока работают пилотные площадки? Преподавателям ОУД необходимо:
1. Подробно изучить Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Ак-
туальной редакцией документа является редакция от 29.12.2014.
2. Ознакомиться с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259). Данный документ носит рекомендательный характер, в нем дано примерное содержание общеобразовательного цикла ОПОП СПО (ППКРС, ППССЗ), в том числе примерное распределение учебного времени на изучение ОУД, и он может быть использован в качестве основы для разработки учебных планов.
3. Изучить примерные программы общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (рекомендованы ФГАУ ФИРО в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; протокол № 3 от 21 июля 2015 г.). Данные программы структурно соответствуют ФГОС СОО, содержатель-
но же требуют корректировки на соответствие требованиям стандарта.
4. Провести анализ имеющихся в арсенале учебников. Основной принцип, которого при этом важно придерживаться — сначала разрабатывается рабочая программа ОУД, затем подбираются учебники, так как программа в первую очередь должна отражать требования стандарта, а не содержание учебника.
5. Определить перечень общих компетенций из ФГОС СПО, компоненты которых могут быть сформированы ресурсами преподаваемой ОУД.
6. Определить форму итоговой аттестации по дисциплине (статус промежуточной в ОПОП СПО). Подготовка к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ является сверхзадачей для ПОО, так как ГИА обучающиеся проходят на добровольной основе. Если ПОО осуществляет подготовку обучающихся к ГИА, то логично осуществлять итоговый контроль по дисциплине с использованием КИМов ЕГЭ или ГВЭ.
Вопрос контроля и оценки результатов освоения ОУД также остается дискуссионным, поскольку системно-деятельностный подход предполагает разработку компетентностно-ориентирован-ных заданий, а ФГОС СОО ориентирован на ГИА в форме ЕГЭ, а КИМы содержательно ближе к знаниево-ориентированным тестам.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ - СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ФГОС СОО
И. А. Былкова, методист лаборатории мониторинга развития системы профессионального образования ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово
Переход в 2016 году на ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО) предвещает еще один непростой год для учреждений среднего профессионального образования. Внедрение данных стандартов призвано развить потенциал среднего общего образования. ФГОС СОО разработан на деятельностной основе и предполагает новые подходы к преподаванию дисциплин общеобразовательного цикла. Стандарт представляет совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования. К таким требованиям относятся требования к результатам освоения и струк-
туре основной образовательной программы. Это значит, что содержание, методы и формы достижения образовательных результатов должны разрабатывать образовательные организации самостоятельно с учетом всехтребований.
Одним из ключевых компонентов содержательного раздела основной образовательной программы стандар-