Научная статья на тему 'Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia как инструмент обеспечения соответствия качества подготовки выпускников потребностям экономики России и элемент независимой оценки качества образования в системе среднего профессионального образования'

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia как инструмент обеспечения соответствия качества подготовки выпускников потребностям экономики России и элемент независимой оценки качества образования в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2375
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / независимая экспертная оценка качества / демонстрационный экзамен / WorldSkills Russia / secondary vocational education / independent expert quality assessment / demonstration exam / WorldSkills Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Маргарита Александровна

В статье рассмотрены особенности организации демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации в среднем профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Маргарита Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMONSTRATION EXAM ON WORLDSKILLS RUSSIA STANDARDS AS A TOOL FOR ENSURING COMPLIANCE OF THE QUALITY OF GRADUATES WITH THE NEEDS OF THE RUSSIAN ECONOMY AND AN ELEMENT OF AN INDEPENDENT ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article discusses the features of the organization of the demonstration exam in the framework of the state final certification in secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia как инструмент обеспечения соответствия качества подготовки выпускников потребностям экономики России и элемент независимой оценки качества образования в системе среднего профессионального образования»

ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Иванова Маргарита Александровна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук, rita-ivanovva@yandex. ru

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS RUSSIA КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПОТРЕБНОСТЯМ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ЭЛЕМЕНТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности организации демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации в среднем профессиональном образовании. Ключевые слова:

среднее профессиональное образование; независимая экспертная оценка качества; демонстрационный экзамен; WorldSkills Russia

Современная система среднего профессионального образования развивается в направлениях повышения доступности и качества подготовки кадров, включая потребности экономики и социальной сферы, что отражено в Программе развития образования на 2016-2020 годы [5]; в Послании Президента РФ Федеральному Собранию «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами...» [9].

Во исполнение задач, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации, «Министерством труда в 2015 году утвержден перечень 50 наиболее востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессий» (далее - ФГОС СПО Т0П-50), требующих среднего профессионального образования [7]. При разработке ФГОС СПО Т0П-50 были учтены требования профессиональных (Россия) и международных стандартов; изменены требования к формированию структуры и содержания образовательных программ, к проведению государственной итоговой аттестации (введено понятие «демонстрационный экзамен»); уточнены требования к педагогическим работникам, а также к материальной технической базе [8].

За последнее время в системе среднего профессионального образования структурные изменения обусловлены пониманием того, что социально-экономическая модернизация страны невозможна без качественной подготовки кадров. Согласно закону «Об образовании в Российской

Федерации» «...качество образования - характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, которая отражает степень соответствия ФГОС и степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [4]. Сегодня одной из важных задач профессионального образования является объективная и независимая оценка качества полученных знаний выпускниками.

Переходя на требования мирового стандарта, выпускник должен быть конкурентоспособным в мире, постоянно сопоставлять результаты системы профессионального образования с ориентирами и эталонами, которые принимаются на международном уровне. Не стоит также забывать о важности сохранения уникальности российского среднего профессионального образования, которое состоит в том, что, помимо своей основной функции, оно связано с кадровым производством, с подготовкой кадров для современной экономики и социальной сферы [13]. Демонстрационный экзамен -инновационный элемент системы независимой оценки качества.

В рамках подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Союзом «Молодые профессионалы» создана структурная модель демонстрационного экзамена (рисунок 1) [12], но при этом в федеральном образовательном стандарте среднего профессионального образования для профессий и специальностей по ТОП-50 привязки к конкретной форме сдачи демонстрационного экзамена нет.

Таким образом, демонстрационный экзамен является обязательной частью ГИА при реализации программ по образовательным стандартам ФГОС СПО, в которых содержатся указания на включение ДЭ в процедуру ГИА: ФГОС по профессии: «п. 2.8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена»; ФГОС по специальности: «п. 2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект)». После сдачи демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills выпускники получают Skills Passport. Паспорт отражает уровень владения различными компетенциями, в том числе мультиязычность и мультикультурность (владение не одним, а несколькими иностранными языками), что очень ценится среди потенциальных работодателей и соответственно повышает конкурентоспособность выпускников.

Анализируя структуру и содержание демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills как части государственной итоговой аттестации в среднем профессиональном образовании, можно отметить достоинства и недостатки процедуры проведения экзамена.

К достоинствам можно отнести: разработку единых контрольно-измерительных материалов с учетом требований работодателей (производственные задачи); развитие учебно-методической составляющей; обеспечение доступа работодателей к данным о профессионализме выпускников образовательных организаций; единый инструментарий оценки, где по итогу сдачи ГИА формируется дополнительный документ о квалификации - Skills Passport; проведение единого методического подхода;

в рамках движения WorldSkills на базах образовательных учреждений организуются специализированные центры компетенций (далее - СЦК) и тренировочные полигоны, в рамках данного центра обучающиеся учатся выполнять производственные задачи на профессиональном оборудовании (модернизация материально-технической базы); формирование коммуникативной языковой компетенции; по каждой компетенции формируется экспертное сообщество и независимость экспертной группы из числа преподавателей, тем самым повышается уровень квалификации.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО МОДЕЛИ ВОРЛДСКИЛЛС РОССИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ

АТТЕСТАЦИИ _

Государственная итоговая аттестация (ГИА) в СПО

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

программы подготовки специалистов среднего звена

Г 1 Демонстрационный экзамен как форма проведения ВКП н

ш Проверка по отдельным модулям программы по стандарту Ворлдскиллс

Оценочные средства разрабатываются экспертами Ворлдскиллс

1. Оценку проводят эксперты Ворлдскиллс, в т.ч. преподаватели ПОО

Государственный экзамен в форме демонстрационного экзамена

Демонстрационный экзамен включается в ВКР (дипломная работа (проект))

Диплом СПО

Паспорт компетенции Ворлдскиллс Россия

Рис. 1. Структурная модель демонстрационного экзамена [12]

К недостаткам можно отнести создание специализированных площадок с учетом оснащения современным технологическим оборудованием, позволяющим выполнять задания, предусмотренные паспортом компетенций WorldSkills, что создает сложности для образовательных организаций. Так как большинство колледжей не смогут проводить демонстрационный экзамен, а участие и использование чужой базы, чужой площадки, естественно, сопровождается определенными финансовыми тратами, которые ложатся на плечи образовательных организаций; при проведении ДЭ, исключительно используются контрольно-измерительные материалы, которые применяются в конкурсном движении WorldSkills на национальном чемпионате. Соответственно, при проведении ГИА контрольно-измерительные материалы должны быть адаптированы или приведены в соответствии с требованиями программ среднего профессионального образования. Кроме того, нужно отметить, что не по всем программам среднего профессионального образования существуют конкурсные задания движения WorldSkills. По ряду профессий и специальностей эти оценочные задания должны были специально разрабатываться для проведения

демонстрационного экзамена. А поскольку нет единой методики разработки этих оценочных заданий образовательные организации сталкивались с определенными проблемами. Те, кто реализует программы, несопоставимые с компетенцией WorldSkills, вынуждены, не имея однозначной методики, самостоятельно разрабатывать оценочные средства, что, естественно, является очень сложно и интеллектуально затратно.

Вследствие этого нами предлагается внести корректировки по процедуре проведения ДЭ: при формировании нормативного обеспечения стоит обратить внимание на разработку шкалы приведения баллов к оценкам; нормативно закрепить включение ДЭ в ГИА; при формировании задания стоит сократить количество модулей; Skills Passport придать статус официального документа в РФ; в рамках методики проведения экзамена стоит учесть проработку методологической составляющей ДЭ; для независимой оценки качества выполнения модулей обучающимися следует приглашать экспертов от работодателей в соответствии с профессиональными квалификациями без прохождения обучения. Стоит отметить, что одной из основных проблем проведения ДЭ является нехватка независимых экспертов, а при обязательном обучении многие работодатели не идут на контакт с образовательными организациями, так как это финансово затратно.

При подготовке выпускников к демонстрационному экзамену с каждым годом экспертным сообществом WorldSkills разрабатываются оценочные материалы на основе конкурсных заданий, проводимые ранее WorldSkills. Активное участие обучающихся в Чемпионатном движении помогает поднять престиж рабочих профессий, которые сейчас очень важны во всем мире, в том числе в России. Кроме того, московские колледжи приступили к реализации образовательных программ, в которые внедрены модули, разработанные с учетом компетенций будущего (FutureSkills). Проект FutureSkills действует на опережение, навыки становятся сквозными. Например, модуль «Проектирование 3D-печати в строительстве» внедрен в специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Следовательно, востребованность и конкурентоспособность выпускников московских колледжей растет и будет расти.

Эффективность сотрудничества WorldSkills International (далее - WSI) и WorldSkills Russia (далее - WSR) строится на основе системного взаимодействия институтов профессионального образования (рисунок 2) [11].

В развитии стратегии WorldSkills International активно участвуют корпорации: Autodesk, Cisco Systems Inc, Festo, Fluke Corporation, Lincoln Electric, Saint Gobain, SAMSUNG, Siemens, Wurth, СОЮЗКОМПОЗИТ (Союз производителей композитов), AnyLogic Company, фирма 1С, «Кредо-Диалог» и другие, продвигающие унификацию профессиональных стандартов в области машиностроения, автоматизации, моделирования прототипов, мехатронике, робототехнике, информационные технологии. Это дает возможность получения обратной связи от профессиональных образовательных организаций, отраслевых партнеров, какие компетенции необходимы на ближайшее будущее.

Рис. 2. Структура сотрудничества WorldSkills International и WorldSkills Russia [11]

Таким образом, проведение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в системе взаимодействия работодателей и образовательных организаций требует, с нашей точки зрения: внесения корректировок в контрольно-измерительных материалах с учетом добавления корпоративных модулей предприятий в задания; привлечения к участию в подготовке обучающихся и осуществлению профессионального образования бизнес-партнеров; корректировки образовательных программ с учетом обучения иностранному языку в рамках профиля специальности; формирования профессиональных сообществ, способных к системной трансформации профессиональных институтов на территории России; увеличения доли подготовки к демонстрации умений и навыков выпускников в реальных производственных условиях путем развития специализированных центров компетенций, тренировочных полигонов; проведения независимой оценки компетенций выпускников с учетом генерации результатов в системе CIS (eSim)4.

4 Система CIS (Compétition Information System) - это специализированное программное обеспечение для обработки информации на соревновании. При проведении официальных чемпионатов по стандартам WorldSkills использование CIS обязательно.

Таблица 1

Вовлеченность субъектов РФ и результативность участников в пилотной апробагщ/ оемопстрагшоппого экзамена по стандартам Ж8Я в 2017 и 2018 годах [11]

Год Место Субъект РФ Кол-во уч. ДЭ Кол-во компетенций Кол-во ОО Кол-во цпдэ Доля участников, соответствующих стандартам %

2017 4 Белгородская область 47 2 4 2 27,66

2018 44 Белгородская область 65 3 3 3 24,62

2017 20 Владимирская область 94 6 6 5 7,45

2018 17 Владимирская область 145 9 9 9 45,79

2017 - Вологодская область - - - - -

2018 23 Вологодская область 71 5 4 5 38,10

2017 - Воронежская область - - - - -

2018 50 Воронежская область 114 1 1 1 20,41

2017 - Забайкальский край - - - - -

2018 55 Забайкальский край 35 2 2 2 7,69

2017 - Ивановская область - - - - -

2018 8 Ивановская область 59 4 5 4 57,14

2017 - Иркутская область - - - - -

2018 7 Иркутская область 56 3 13 3 57,78

2017 - Калужская область - - - - -

2018 16 Калужская область 61 4 4 4 49,09

2017 - Карачаево-Черкесская Республика - - - - -

2018 58 Карачаево-Черкесская Республика 15 1 1 1 0,00

2017 - Кемеровская область - - - - -

2018 29 Кемеровская область 192 14 28 14 34,12

2017 - Кировская область - - - - -

2018 34 Кировская область 55 4 3 4 30,51

Год Место Субъект РФ Кол-во уч. ДЭ Кол-во компетенций Кол-во ОО Кол-во цпдэ Доля участников, соответствующих стандартам %

2017 - Костромская область - - - - -

2018 48 Костромская область 48 3 6 3 21,92

2017 6 Краснодарский край 98 6 6 6 26,53

2018 9 Краснодарский край 203 12 12 12 55,48

2017 7 Красноярский край 163 10 8 8 23,93

2018 43 Красноярский край 274 21 16 27 25,26

2017 - Курганская область - - - - -

2018 28 Курганская область 169 11 19 12 34,85

2017 - Курская область - - - - -

2018 41 Курская область 152 9 7 9 25,53

2017 21 Липецкая область 102 5 5 5 6,86

2018 53 Липецкая область 56 3 3 3 18,31

2017 13 Москва 9651 67 58 48 16,82

2018 42 Москва 13083 77 56 183 25,35

2017 18 Московская область 1085 26 44 17 12,17

2018 6 Московская область 2273 27 49 37 59,05

2017 17 Мурманская область 110 7 7 7 13,64

2018 15 Мурманская область 352 11 14 12 49,26

2017 - Ненецкий автономный округ - - - - -

2018 12 Ненецкий автономный округ 52 4 3 4 51,43

2017 - Нижегородская область - - - - -

2018 2 Нижегородская область 108 8 15 8 72,97

2017 - Новгородская область - - - - -

2018 26 Новгородская область 107 7 11 7 37,72

Год Место Субъект РФ Кол-во уч. ДЭ Кол-во компетенций Кол-во ОО Кол-во цпдэ Доля участников, соответствующих стандартам %

2017 16 Новосибирская область 261 14 12 12 14,56

2018 21 Новосибирская область 661 25 28 31 40,29

2017 - Омская область - - - - -

2018 13 Омская область 73 4 6 4 50,77

2017 - Оренбургская область - - - - -

2018 22 Оренбургская область 146 6 20 6 39,47

2017 10 Пермский край 33 2 2 2 18,18

2018 4 Пермский край 340 14 13 17 62,30

2017 - Республика Башкортостан - - - - -

2018 45 Республика Башкортостан 183 9 12 9 23,22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 26 Республика Бурятия 13 1 1 1 0,00

2018 49 Республика Бурятия 48 4 4 4 20,43

2018 1 Республика Дагестан 46 3 4 3 86,67

2017 - Республика Коми - - - - -

2018 3 Республика Коми 84 3 4 4 65,71

2017 - Республика Крым - - - - -

2018 27 Республика Крым 49 3 6 3 35,42

2017 - Республика Марий Эл - - - - -

2018 18 Республика Марий Эл 70 4 3 4 45,65

2017 - Республика Мордовия - - - - -

2018 56 Республика Мордовия 35 2 2 2 4,92

2017 23 Республика Саха (Якутия) 126 8 6 6 1,59

Год Место Субъект РФ Кол-во уч. ДЭ Кол-во компетенций Кол-во ОО Кол-во цпдэ Доля участников, соответствующих стандартам %

2018 11 Республика Саха (Якутия) 223 8 10 13 52,89

2018 20 Республика Северная Осетия — Алания 264 12 15 16 40,88

2017 25 Республика Северная Осетия — Алания 25 2 1 1 0,00

2017 15 Республика Татарстан 151 8 6 6 15,23

2018 47 Республика Татарстан 1248 27 47 41 22,31

2017 - Республика Тыва - - - - -

2018 57 Республика Тыва 20 1 1 1 4,00

2017 - Ростовская область - - - - -

2018 54 Ростовская область 45 2 2 2 10,71

2017 - Рязанская область - - - - -

2018 51 Рязанская область 50 4 12 4 20,12

2017 1 Самарская область 319 7 6 6 37,62

2018 14 Самарская область 623 9 17 14 50,00

2017 5 Санкт-Петербург 108 5 5 5 26,85

2018 37 Санкт-Петербург 267 11 14 14 29,45

2017 - Саратовская область - - - - -

2018 38 Саратовская область 230 9 11 10 28,70

2017 - Сахалинская область - - - - -

2018 19 Сахалинская область 127 6 8 6 42,71

2017 9 Свердловская область 202 11 13 8 19,31

2018 31 Свердловская область 890 34 22 48 32,25

2017 - Смоленская область - - - - -

2018 10 Смоленская область 65 5 8 5 54,29

2017 12 Тамбовская область 213 4 8 3 17,37

Год Место Субъект РФ Кол-во уч. ДЭ Кол-во компетенций Кол-во ОО Кол-во цпдэ Доля участников, соответствующих стандартам %

2018 52 Тамбовская область 553 10 17 10 19,17

2017 - Томская область - - - - -

2018 32 Томская область 475 21 20 26 31,19

2017 11 Тульская область 151 10 9 9 17,88

2018 35 Тульская область 606 17 23 24 29,65

2017 2 Тюменская область 160 8 7 6 31,25

2018 40 Тюменская область 682 18 15 25 26,95

2017 19 Удмуртская Республика 34 2 4 2 11,76

2018 24 Удмуртская Республика 96 7 11 7 37,96

2017 14 Ульяновская область 37 3 1 1 16,22

2018 39 Ульяновская область 121 8 5 9 28,28

2017 22 Хабаровский край 213 8 4 4 4,23

2018 30 Хабаровский край 695 20 20 27 33,81

2017 - Ханты-Мансийский АО - - - - -

2018 33 Ханты-Мансийский АО 99 7 4 7 30,71

2017 3 Челябинская область 318 14 10 9 29,25

2018 25 Челябинская область 550 23 21 34 37,82

2017 - Чеченская Республика - - - - -

2018 46 Чеченская Республика 74 1 3 2 22,92

2017 24 Чувашская Республика 76 4 2 2 0,00

2018 36 Чувашская Республика 343 14 10 18 29,55

2017 8 Ярославская область 61 4 4 4 22,95

2018 5 Ярославская область 188 13 14 13 60,00

78 76 74 72 70 68 66 64 62

Г 1

77

67

Кол-во компетенций

2017 год

2018 год

Рис. 3. Динамика по компетенциям

0,3 0,25 0,2 0,15 0,1 0,05 0

доля участников соот-ии станд артов WS R, %

2017 год

2018 год

Рис. 4. Динамика соответствия качества подготовки стандартам WSR

По итогам проведения демонстрационного экзамена по стандартам WSR за 2017 и 2018 годы, мы видим увеличение численности субъектов РФ, увеличение качественных показателей участников, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам WorldSkills Russia.

Международные и европейские стандарты WorldSkills объединили два взаимосвязанных между собой явления, рассматриваемые обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза становится новое знание и умение, позволяющее не только выпускнику, но и преподавателю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

Процедура независимой оценки качества образования в системе СПО соответствует ожиданиям выпускников, преподавателям и работодателям, которая может быть основой развития демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.

Литература

1. Иванова М.А. Формирование готовности специалистов среднего звена к использованию информационных и коммуникационных технологий при организации перевозок и управлении на транспорте (на примере автомобильного транспорта): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2017. 162 с.

2. Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Информационно-правовая база Техэксперт: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/550712604 (дата обращения: 10.09.2018).

3. О проведении в 2016 году мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.06.2016 №723 [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение Гарант: [сайт]. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71326408/ (дата обращения: 10.09.2018).

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение Гарант: [сайт]. URL: http://base.garant.ru/70291362/ 4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 10.09.2018).

5. Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №2765-р [Электронный ресурс] // Информационно-правовая база Техэксперт: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420244216 (дата обращения: 10.09.2018).

6. Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования: постановление Правительства РФ от 10.02.2014 №92 [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение Гарант: [сайт]. URL: http://base.garant.ru/70587152/ (дата обращения: 10.09.2018).

7. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.11.2015 №831 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая база Техэксперт: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420313766 (дата обращения: 10.09.2018).

8. Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») [Электронный ресурс] // Правительство: [сайт]. URL: http://static.government.ru/media/fLles/7ARTAf6Lqv5wSXjIeJbjViody Obukhty.pdf (дата обращения: 10.09.2018).

9. Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 года от 05.12.2014 №Пр-2821 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая база Техэксперт: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420267333 (дата обращения: 10.09.2018).

10. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным Программам среднего профессионального образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 №464 (в ред. от 15.12.2014 №580) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации: [сайт]. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-14062013-n-464/ (дата обращения: 10.09.2018).

11. Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» [Электронный ресурс] // Колледж водных ресурсов: [сайт]. URL: http://collegewr.ru/images/stories/pdf/worldskills.pdf (дата обращения: 10.09.2018).

12. Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия. URL: http://worldskills.ru/ (дата обращения: 10.09.2018).

13. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года: одобрена Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18.07.2013 №ПК-5вн) [Электронный ресурс] // Информационно-правовая база Техэксперт: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/456016920 (дата обращения: 10.09.2018).

Ivanova Margarita Aleksandrovna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Leading scientific researcher, Candidate of Pedagogics, rita-ivanovva@yandex. ru

DEMONSTRATION EXAM ON WORLDSKILLS RUSSIA STANDARDS AS A TOOL FOR ENSURING COMPLIANCE OF THE QUALITY OF GRADUATES WITH THE NEEDS OF THE RUSSIAN ECONOMY AND AN ELEMENT OF AN INDEPENDENT ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Annotation

The article discusses the features of the organization of the demonstration exam in the framework of the state final certification in secondary vocational education. Keywords:

secondary vocational education; independent expert quality assessment; demonstration exam; WorldSkills Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.