обучения по каждой учебной дисциплине, профессионального модуля; заседания рабочей группы об утверждении системы оценки планируемых результатов освоения ОПОП; заседаний педагогического совета; собраний с работодателями; заседаний аттестационной комиссии; родительских собраний и др.);
• перечни (документов, включенных в банк нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней; учебно-методических комплексов; доступных и используемых электронных образовательных ресурсов; используемых информационных ресурсов ПОО с указанием электронных адресов и др.);
• информационные справки (об обеспеченности учебниками и учебными пособиями; о количественном и качественном составе педагогических работников; с указанием доли руководящих и педагогических работников, прошедших повышение квалификации; о расчетах и механизме формирования расходов, необходимых для реализации ОПОП; о нормативах финансирования ПОО; об объеме привлеченных дополнительных финансовых средств; об оснащенности ПОО; о соответствии материально-технической базы реализации ОПОП; об укомплектованности библиотеки; о системе ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; по результатам анкетирования обучающихся и работодателей; по
Библиографический список
результатам анкетирования педагогов для выявления профессиональных затруднений в период перехода на ФГОС и др.);
• описания моделей (организации образовательного процесса; организации самостоятельной работы обучающихся; изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов работодателей и др.);
• адреса сайтов и электронной почты ПОО;
• учебные планы;
• рабочие программы ООД, учебных дисциплин и профессиональных модулей;
• иное.
5. Пункт 2.3 «Качество освоения компетенций» и раздел 3 «Результат освоения ОПОП» заполняются по результатам промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся по конкретным профессиональным модулям (ОПОП) в конце 1-го (2-го, 3-го) курсов обучения.
Научная организация мониторинга качества профессионального образования и своевременный анализ его результатов позволят участникам образовательного процесса в рамках своей компетенции выявлять условия и определять тенденции развития системы среднего профессионального образования в Челябинской области, своевременно корректировать образовательные процессы, принимать обоснованные управленческие решения для достижения требуемого уровня качества начального и среднего профессионального образования.
1. Информатизация общего среднего образования [Текст] : науч.-метод. пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М. : Пед. о-во России, 2004. — 384 с.
2. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. — М. : Академия, 2009. — 224 с.
3. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе [Текст] / С. Е. Шишов, В. А. Каль-ней. — М. : Пед. о-во России, 1999. — 320 с.
УДК 377
Г. Г. Серкова, зав. лабораторией Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected]
КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СПО
Программа развития образовательной организации — это управленческий инструмент, который определяет стратегию ее развития. Естественно, и к форме, и к содержанию Программы
должны существовать определенные требования, поэтому необходимо проводить экспертизу Программы на предмет ее соответствия этим требованиям. В качестве инструментария экспертизы предлагается использование экспертных листов, разработанных на основе критериально-ориентированного подхода. Предложена историческая справка о развитии его применения. Раскрыта сущность подхода, некоторые сравнительные данные с использованием нормативно-ориентированного подхода к оценке результатов деятельности исследователя. В качестве примера приведен экспертный лист программы развития ПОО СПО.
Ключевые слова: критериально-ориентированный подход, программа развития, показатели, критерии оценки.
Принятие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; изменение модели профессионального образования, связанное с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, в которой предусматривается опережающее развитие среднего профессионального образования; изменение требований рынка труда, ориентированного на инновационное развитие экономики, и в связи с этим становление современной непрерывной системы профессионального образования, системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров — все это привело к необходимости разработки программ развития профессиональных образовательных организаций.
На основе анализа литературы по данной проблеме можно сделать вывод, что однозначного определения понятия «Программа развития образовательной организации» нет. Наиболее часто под программой понимают управленческий инструмент, который определяет стратегию развития образовательной организации, является концептуальной и организационной основой образовательной и воспитательной деятельности ПОО и предназначен для дальнейшего совершенствования и развития образовательного процесса.
Направление совершенствования определяется инновационными потребностями развития экономики региона и потребностями самой образовательной организации, в результате чего программа изначально приобретает качество инновационности. Таким образом, это — стратегический документ образовательной организации, переходящей или перешедшей в инновационный режим жизнедеятельности и принявшей за основу идеологию развития. Эту программу можно рассматривать так же, как проект системного реформирования образовательной организации, при котором инновации затрагивают существенные стороны образовательного процесса.
В настоящее время существует два основных подхода к измерениям результатов анализа инновационной деятельности: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный. Анализ по нормативно-ориентированному подходу ориентирован на средний результат в группе исследователей (оценки по пятибалльной системе). Однако существует и подход, отличный от нормативно-ориентированного, когда обработанные баллы интерпретируются по отношению к подготовленности самого экзаменующегося на данной области содержания, а не сравнительные способности с другими экзаменующимися из нормативной группы. В этом случае говорят о критериально-ориентированном подходе [1, 2].
Тестирование — основной метод контроля и при нормативно-ориентированном, и при критериально-ориентированном подходах.
Идея критериально-ориентированного тестирования и сам термин появились в 60-е годы нашего столетия. К этому времени нормативно-ориентированное тестирование развивалось уже более полувека. Начиная с 70-х годов, критериально-ориентированные тесты получили всеобщее признание и стали широко применяться в сфере образования и при профессиональной аттестации кадров.
В настоящее время они получили широкое применение в образовании, индустрии и вооруженных силах США, Великобритании, Голландии, Японии и в других развитых странах. Они обеспечивают пользователей тестов ценной информацией, причем отличной от той, которая может быть получена в результате проведения нормативно-ориентированных тестов.
Критериально-ориентированные тесты, или тесты, ориентированные на область содержания (domain-referenced tests), или квалификационные тесты (mastery tests), используются во многих образовательных учреждениях развитых стран и решают различные задачи.
Самая общая их характеристика заключается в следующем.
Нормативно-ориентированный подход (по-английски norm-referenced) позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень профессиональных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом.
Критериально-ориентированный подход (по-английски criterion-referenced) позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым материалом. Мы считаем, что использование критериально-ориентированного подхода для оценки уровня качества разработанности программы допустимо, так как, во-первых, используемые при тестировании баллы свидетельствуют о степени умения разрабатывать программу, во- вторых, сами тесты и их оценка свидетельствуют об овладении разработчиками отдельными модулями содержания требований к структуре и содержанию программы развития.
В педагогической литературе существует много определений критериально-ориентированного подхода. Авторы используют этот термин различно, поэтому необходимо однозначно определить критериально-ориентированный подход. Каждый вид критериально-ориентированного теста составлен для того, чтобы интерпретировать результаты тестирования по отношению к определенной области содержания. Эта интерпретация может совершаться различными способами, которые зависят от цели тестирования. Критериально-ориентированный тест — это такой тест, который намеренно составлен, чтобы производить педагогические измерения и напрямую интерпретироваться в терминах точно определенного стандарта. Данные педагогические измерения производятся путем выбора репрезентативного набора тестовых заданий на соответствующей области содержания. Критериально-ориентированные тесты специально составлены таким образом, чтобы обобщить результаты индивидуальных баллов относительно точно определенного домена, или
области содержания [1]. Причем тестовые задания могут включать как проверку содержания, так и проверку навыков и умений. Домены называются хорошо определенными, если совершенно ясно, какая категория тестовых заданий потенциально принадлежит данной области содержания.
Соответственно двум подходам к интерпретации результатов тестирования выстраиваются и два подхода к созданию педагогических тестов. Оба они перспективны и важны, имеют свою сферу применения, преимущества и недостатки. Выбор подхода к интерпретации результатов тестирования необходимо сделать в самом начале, в момент постановки цели создания теста. В противном случае можно оказаться в ситуации, когда результаты тестирования окажутся недостаточно информативными и непригодными для принятия обоснованных управленческих решений в рамках обоих подходов из-за неопределенности при интерпретации результатов выполнения теста. С первого взгляда оба подхода — нормативный и критериальный — непротиворечивы, поэтому у многих педагогов возникает впечатление, что можно делать тесты, допускающие сразу обе интерпретации результатов. Для специалистов по педагогическим измерениям совмещение нормативно-ориентированного и критериально-ориентированного подходов представляется недопустимым в силу целого ряда различий в конструировании тестов, поэтому в соответствии с двумя подходами к интерпретации результатов тестирования выделяют нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные тесты [3].
Предлагаем ознакомиться с разработанными нами критериями проведения экспертизы программы развития. По сути, именно они и являются структурными составляющими важнейшего стратегического документа, определяющего деятельность образовательной организации.
Таблица 1
Экспертный лист программы развития ПОО СПО [4]
Показатели Критерии оценки показателя Баллы Весовой ко- Итого
эффициент баллов
1 2 3 4 5
1. Паспорт программы
Наименование програм- Есть 2 1
мы Неполное 1
Нет 0
Основания для разработ- Нормативная база представлена полно- 2 1
ки программы стью
Не полностью 1
Меньше половины 0
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5
Государственный заказ- Указан верно 2 1
чик Указан неверно 1
Не указан 0
Разработчик программы Указан верно 2 1
Указан неверно 1
Не указан 0
Цель программы Указана верно (с учетом стратегии раз- 2 2
вития профобразования и перспектив
развития конкретной ПОО)
Указана неверно 1
Не указана 0
Задачи программы Указаны верно 2 2
Указаны неверно (не соответствуют це- 1
лям)
Не указаны или не конкретизируют до- 0
стижение целей
Сроки реализации про- Указаны верно 2 1
граммы Указаны неверно 1
Не указаны 0
Наличие показателей, Имеются в наличии 2 3
соответствующих обя- Отсутствует хотя бы один показатель 0
зательным показателям
стратегии развития про-
фобразования Челябин-
ской области
Классификация показа- Классифицированы условия, содержа- 2 3
телей в соответствии с ние, кадры, обучаемые (в % с учетом
объективными фактора- федеральных значений)
ми образовательного про- Не выдерживаются одно-два условий 1
цесса Не выдерживаются более двух условий 0
Объемы и источники фи- Указаны верно 2 2
нансирования Указаны неверно 1
Не указаны 0
Ожидаемые результаты Классифицированы условия, содержа- 2 3
программы ние, кадры, обучаемые (заданы в % с
учетом федеральных значений)
Не выдерживаются одно-два условий 1
Не выдерживаются более двух условий 0
Контроль за исполнением Указан верно 2 1
программы Указан неверно 1
Не указан 0
Дата утверждения про-
граммы
2. Анализ факторов (внешних и внутренних), оказывающих существенное влияние на деятельность ПОО
(Информационная справка о ПОО СПО)
Анализ состояния обра- Дан подробный анализ (с графической 2 3
зовательной организации интерпретацией): подраздел содержит
с позиции внедрения ин- описание используемых инновационных
новаций за последние три методик, технологий, организационных
года форм, разработанных ранее как новше-
ство кем-либо из членов коллектива или
привнесенных извне
Дан краткий анализ 1
Анализа нет 0
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5
Создание современных Четко перечислены новые профессии и 2 3
условий для обучения и специальности, современные условия
воспитания, в том числе обучения и воспитания
для открытия новых про- Вопрос описан общими фразами 1
фессий и специальностей Вопрос не раскрыт 0
СПО с учетом стратегии
социально-экономиче-
ского развития Челябинской области
Обеспечение требований Обосновано материально-техническое, 2 3
федеральных государственных стандартов сред- нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение, раскрыты пробле-
него профессионального образования и повыше- мы и предложены пути решения Отсутствует хотя бы один пункт обо- 1
ние привлекательности программ профессионального образования, востребованных на реги- снования Отсутствует обоснование двух и более пунктов 0
ональном рынке труда
Развитие кадровых ре- Представлены обоснование необходи- 2 2
сурсов учреждения мости развития кадровых ресурсов учреждения и гистограмма развития Развитие показано графически, обоснования нет Вопрос не представлен 1 0
Совершенствование вос- Предусмотрены инновационные кон- 2 3
питательной системы цепции воспитания, предложен инстру-
образовательного учреждения ментарий оценивания развития личности обучаемого Отсутствует инструментарий оценивания развития личности обучаемого Нет инноваций в воспитании 1 0
Поддержка талантливых Внедряются технологии инклюзивного 2 3
обучаемых и лиц с огра- обучения, развития, воспитания
ниченными возможно- Способы поддержки представлены не- 1
стями здоровья явно Вопрос не раскрыт 0
Развитие системы про-фессионально-общест- Разработана и внедряется система профессионально-общественной аккреди- 2 3
венной аккредитации, оценки качества и сертификации профессиональных квалификаций с участием работодателей тации, оценки качества и сертификации профессиональных квалификаций с участием работодателей и т. д. (представлен график) На стадии подготовки 1
и т. д. Общественная аккредитация, оценка качества и сертификация профессиональных квалификаций с участием работодателей и т. д. не осваивается 0
Внедрение новых финан- Запланировано внедрение новых фи- 2 3
сово-экономических ме- нансово-экономических механизмов в
ханизмов в деятельность деятельность профессиональной обра-
профессиональной обра- зовательной организации, описаны ус-
зовательной организации ловия, виды новых финансово-экономических механизмов Вопрос раскрыт формально Пункт не запланирован 1 0
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5
Организация деятельности профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования Планируется создание центров прикладных квалификаций и организация деятельности Разрабатывается проект Пункт не запланирован 2 1 0 3
на основе создания цен-
тров прикладных квалификаций
Обеспечение региональ- Изучение прогнозов потребности в ка- 2 2
ного заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров, служащих и специалистов в обра- драх и особенностей социально-экономического развития Челябинской области с целью обеспечения регионального заказа на подготовку квалифицирован-
зовательных учреждениях среднего профессионального образования ных рабочих Работа без изучения потребностей Пункт не запланирован 1 0
на основе прогнозов потребности в кадрах и особенностей социально-
экономического развития Челябинской области
Укрепление и развитие Намечены эффективные способы раз- 2 2
системы социального вития
партнерства Динамика развития не просматривается Пункт не освещен 1 0
Создание эффективных Намечен переход на новые технологии 2 3
координационных меха- управления
низмов управления ПОО Внесены некоторые элементы коррек- 1
СПО тировки в управление Изменений нет 0
3. Разработка системы программных мероприятий
Использование различных способов разработки 3
системы программных
мероприятий
Первый способ Разработка системы программных мероприятий на основе решения задач программы преобразовательной деятельности 2
Второй способ Разработка системы программных мероприятий заключается в подготовке плана-графика комплекса мероприятий по направлениям 2
Третий способ Разработка системы программных мероприятий на основе программы проектной деятельности Традиционный Система программных мероприятий разработана неверно 2 1 0
Ресурсное обеспечение Предусмотрено 2 2
программы Не предусмотрено 0
4. Культура оформления документа
Соблюдение требований к оформлению Соблюдены полностью Соблюдены частично Не соблюдены в большей степени 2 1 0 1
Окончание табл. 1
1 2 3 4 5
Максимальное значение баллов N 120
Фактическое значение баллов Ф
N <hq
при 0,85 < К < 1 — высокий уровень разработки программы; при 0,65 < К < 0,85 — средний уровень разработки программы; при К < 0,65 — низкий уровень разработки программы
Библиографический список
1. Berk, R. A. Criterion-referenced measurement : The state of art [Text] / R. A. Berk. — Baltimor, MD : Johns Hopkins University Press, 1980.
2. Macmillan, N. Y. Educational measurement (Ed. by Linn R.) [Text] / N. Y. Macmillan, 1989. — 610 с.
3. Основные подходы к разработке измерителей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.plam.ru/ucebnik/kontrol_kachestva_obuchenija_pri_attestacii_kompetentnostnyi_ podhod/p5.php
4. Серкова, Г. Г. Инновационная и экспериментальная работа в учреждениях профессионального образования [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. Г. Серкова ; Мин-во образования и науки Чел. обл. (Челябинск), Челябинский ИРПО. — Челябинск, 2010. — 202 c.
УДК 377 Л. Ю. Суфлян, зам. директора по
научно-методической работе Троицкого педагогического колледжа, Челябинская обл., г. Троицк, e-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СПЕЦИАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
В данной статье представлены результаты организационно-технологического этапа экспериментальной работы ГБОУ СПО (ССУЗ) «Троицкий педагогический колледж» по специальности 050710 «Специальное дошкольное образование» (квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием»).
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, современные педагогические технологии.
Создание комплексной помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, является одним из приоритетных направлений современного специального (коррекционного) образования. В настоящее время уровень развития научных достижений в сфере медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики в целом позволяет обеспечить необходимый
уровень психического развития определенных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако система обучения и сопровождения детей с нарушениями в развитии до сих пор находится в стадии становления. При этом специалисты и педагогические работники зачастую оказываются не готовыми осуществлять действенную помощь таким детям [1].