Научная статья на тему 'Каскадная модель внутрифирменного обучения педагогических работников по теме «Система оценки освоения основных профессиональных образовательных программ»'

Каскадная модель внутрифирменного обучения педагогических работников по теме «Система оценки освоения основных профессиональных образовательных программ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. М. Кортелева, Я. И. Загребецкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каскадная модель внутрифирменного обучения педагогических работников по теме «Система оценки освоения основных профессиональных образовательных программ»»

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРИФИРМЕННОГО

обучения педагогических РАБОТНИКОВ

ПО ТЕМЕ «СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНыХ

профессиональных образовательных программ»

А. М. Кортелева, заместитель директора по методической работе ГПОУ «Новокузнецкий торгово-экономический техникум», г. Новокузнецк я. И. Загребецкая, старший методист

Качество образования — ключевая идея развития деятельности современной профессиональной образовательной организации (ПОО), так как современная действительность требует от нее находиться в режиме постоянного развития. В связи с этим возникает потребность в универсальных критериях для оценки состояния организации и перспектив развития. Таким интегра-тивным критерием является качество. Идея качества актуальна для всех без исключения компонентов и уровней ПОО. Она одинаково применима для оценки материально-технической, кадровой, содержательной, нормативной, управленческой и других подсистем, она может показать вклад субъектов деятельности того или иного уровня в общий результат. Практическим инструментом, помогающим добиваться успеха, является организация работы по созданию эффективной системы оценки качества освоения ОПОП.

В настоящее время немногие ПОО способны отойти от шаблонной модели внутреннего процесса организации образовательной деятельности и внедрить инновационный продукт, продемонстрировав при этом решимость, необходимую для достижения запланированных результатов. Это объясняется сложным переломным переходом от знаниевой парадигмы образования к компетентностно-ориентированному подходу на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Оказавшись перед выбором использовать традиционную систему оценки качества освоения студентами образовательных программ или предпочесть инновационный подход, многие себя повели, как лисица из басни Эзопа: увидев высоко растущий виноград, они сказали, что он хорош, да зелен, и отошли в сторону. Однако если мы говорим о качестве необходимо понимать, что совершенства нельзя достигнуть однажды и навсегда, его необходимо достигать каждый день.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональные обра-

А. М. Кортелева

я. И. Загребецкая

зовательные организации имеют академические свободы. Поэтому Новокузнецкий торгово-экономический техникум сделал выбор в пользу повышения качества образовательного процесса путем внедрения современной модели системы оценки качества освоения студентами основных профессиональных образовательных программ.

В условиях реализации требований ФГОС СПО к оценке качества освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП (ППССЗ, ППКРС)) у профессиональных образовательных организаций возникло много затруднений по вопросу доведения до сведения студентов в течение первых двух месяцев от начала обучения конкретных форм и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю.

Ответом на сложившуюся ситуацию послужило внедрение в образовательный процесс нашей образовательной организации внутрифирменной системы оценки качества освоения основных профессиональных образовательных программ (далее — Система), ключевым моментом которой является декомпозиция основных показателей оценки результатов (ОПОР). Декомпозиция ОПОР предполагает определение различных форм контроля, называемых контрольными точками, для каждого элемента знаний, умений, практического опыта. В контексте локальной инноватики предлагаемую систему оценки качества освоения основных профессиональных об-

разовательных программ следует рассматривать как процесс организации системного новшества. Принцип Системы заключается в распределении контрольных точек на каждый элемент умений и знаний, предусмотренных учебной дисциплиной или междисциплинарным курсом с непосредственным учетом, контролем их сдачи и мониторингом роста показателей качественной успеваемости. Для освоения педагогами системы оценки качества освоения ОПОП была разработана программа внутрифирменного обучения.

Цель программы обучения: повышение качества организации и содержания организационно-проектировочной деятельности педагогов по определению, проектированию и реализации требований ФГОС СПО к оценке качества освоения основных профессиональных образовательных программ.

Задачи программы обучения:

— обобщить имеющийся в педагогическом сообществе опыт по оценке качества освоения ОПОП;

— создать организационно-методические условия согласованного взаимодействия методической службы и педагогических работников по направлению реализации системы оценки качества освоения студентами ОПОП в ГОУ СПО НТЭТ;

— определить подходы к организации и содержанию обучения педагогических работников по внедрению Системы;

— оказать практическую помощь педагогам по внедрению системного взаимодействия составных элементов учебно-программной документации через контрольные точки;

— оценить эффективность действия Системы на основе показателей абсолютной и качественной успеваемости студентов техникума и внести соответствующие коррективы.

Внутрифирменное обучение по заявленному направлению строилось по принципу каскадного обучения и состояло из пяти этапов. Каждый этап отражал соответствующее направление работы методической службы техникума.

Первый этап

С целью выбора инновационного подхода для повышения качества образовательного процесса в ПОО внутрифирменное обучение началось с реализации направления инновационной и поисково-исследовательской деятельности, что предполагало решение задачи по обобщению имеющегося в педагогическом сообществе опыта по оценке качества освоения ОПОП. В ходе первого этапа в ноябре 2011 года заместители директора техникума по учебной и методической работе прошли обучение по теме «Контроль и оценка результатов освоения основных профессиональных

образовательных программ НПО/СПО» в Федеральном институте развития образования. Представленная на курсах авторская система доктора педагогических наук, заведующего отделом программ и технологий СПО ФИРО Олега Евгеньевича Пермякова явилась отправной точкой реализованной в техникуме программы внутрифирменного обучения педагогического коллектива по теме «Система оценки качества освоения основных профессиональных образовательных программ».

Второй этап

Второй этап заключался в обучении сотрудников учебного и методического отделов и совместном определении подходов и методов составления и реализации плана и программы по внедрению в образовательный процесс техникума Системы. Данный этап реализовывал-ся в течение ноября-декабря 2011 года. На втором этапе ключевыми моментами стали адаптация представленной О. Е. Пермяковым авторской методики в соответствии с локальными потребностями и возможностями и разработка комплекса средств для внедрения и реализации Системы.

Комплекс средств включал в себя:

а) локальные акты:

— Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов;

— Положение об учебно-методическом комплексе;

— Положение о разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей по ФГОС СПО;

— Положение о фонде оценочных средств;

— Положение об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

— Положение о планировании, организации и проведении экзаменов (квалификационных) по профессиональным модулям ППКРС/ППССЗ;

— Положение о заполнении журналов учебных занятий;

б) макеты и образцы учебно-программной документации:

— рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей;

— декомпозиции ОПОР учебных дисциплин и профессиональных модулей;

— календарно-тематические планы;

— контрольно-оценочные средства;

— методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы;

— учебные журналы;

в) методические рекомендации по составлению различных видов учебно-программной и учебно-методической документации.

Учебный V журнал

L Рабочая программа

^ Контрольные точки

Контрольно-оценочные средства

Т Декомпозиция к ОПОР

Календарно-тематический план

Рис. 1. Схема системного взаимодействия составляющих элементов учебно-программной документации

На втором этапе педагогический коллектив работал по двум направлениям: диагностическая деятельность и организационно-проектировочная деятельность.

Третий и четвертый этапы включали направления работы методической службы по экспер-тно-аналитической деятельности и деятельности по повышению теоретического уровня деловой квалификации педагогов. По принципу каскадного обучения третий этап представлял собой обучение всего педагогического коллектива работе по предлагаемой Системе. Главным акцентом на данном этапе явился принцип обучения действием. Однако пример не учит, пока он не излагается с помощью теории. Поэтому параллельно третьему этапу реализовывал-ся четвертый этап. Четвертый этап — работа педагогического коллектива в тестовом режиме по внедрению Системы. В ходе работы в тестовом режиме выросли показатели качественной успеваемости студентов, о чем свидетельствуют результаты мониторинга эффективности действия системы контрольных точек.

Система оценки качества освоения ОПОП направлена на организацию решения вопроса оценки результатов обучения студентов на основе использования системы контрольных точек, находящих отражение в декомпозиции ОПОР освоения каждой учебной дисциплины и профессионального модуля. В декомпозиции на каждый элемент знаний, умений и практического опыта (если это модуль) предусмотрены различные формы контроля, называемые контрольными точками, которые учитываются при подведении итогов освоения учебной дисциплины или профессионального модуля (междисциплинарного курса). Таким образом, декомпозиция ОПОР позво-

- 16

ляет не только четко сформулировать требования к результатам освоения учебных программ (усвоенным знаниям, освоенным умениям и приобретенному практическому опыту), но и выбрать наиболее эффективное сочетание различных форм текущего контроля. Кроме этого, в нашей образовательной организации декомпозиция ОПОР является конкретной формой процедуры текущего контроля успеваемости студентов, предоставляемой им в течение первых двух месяцев с начала обучения, что и является выполнением одного из основных требований реализации ФГОС СПО (раздел 8, п. 8.2).

На рисунке 1 представлена схема системного взаимодействия составляющих элементов учебно-программной документации посредством контрольных точек.

Сроки реализации третьего и четвертого этапов — январь-июнь 2012 года (второй семестр). Эти этапы оказались наиболее сложными для реализации поставленных задач, так как вызвали «отторжение» предлагаемой Системы педагогическим коллективом. Нежелание принимать Систему основывалось на отсутствии подобного опыта в других ПОО Кемеровской области, на дополнительной нагрузке на педагогических работников, нежелании уходить от традиционных подходов.

Пятый этап

Долгосрочным явился пятый этап — аналити-ко-коррективный, который реализовывался в течение двух учебных лет. На данном этапе был проведен подробный анализ полученных результатов, выявлены слабые и сильные стороны действующей Системы и определены коррективные меры по устранению недостатков. В ходе мониторинга, оценки и анализа результатов работы педагогического коллектива по иннова-

ционной Системе определен рост показателей качественной успеваемости студентов, высокий уровень выпускных квалификационных работ, повышенная мотивация студентов к профессиональному и личностному развитию.

Результаты реализации программы внутрифирменного обучения педагогических работников НТЭТ по теме «Система оценки качества освоения основных профессиональных образовательных программ» транслировались педагогическому сообществу за пределами ПОО:

— Областная выставка-ярмарка научно-методических материалов преподавателей профессиональных образовательных организаций Кемеровской области, 2014 г. (диплом III степени в номинации «Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса»);

— V Межрегиональный конкурс педагогического мастерства «Педагог-новатор», 2014 г. (диплом III степени);

— Международный конкурс педагогического творчества «Ступени мастерства», 2015 г. (диплом победителя I степени в номинации «Контрольно-оценочные средства»);

— Областная тематическая консультация по теме «Современные подходы к определению форм текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по учебной дисциплине и профессиональному модулю», 16.04.2015;

— публикация статьи «Система оценки результатов обучения студентов в ГОУ СПО НТЭТ» в журнале «Образование. Карьера. Общество», 2015 г.

Успех и эффективность реализации программы внутрифирменного обучения напрямую зависит не только от грамотной организации и управления деятельностью педагогического коллектива, но и от положительного настроя, инициативности и заинтересованности самих педагогов. Поэтому в ходе поэтапной работы по каскадному обучению коллектива значительный акцент был сделан на здоровьесбережении педагогических работников техникума путем систематического проведения мероприятий, направленных на поддержание здоровых психологического климата, физического состояния и эмоциональную разрядку.

Деятельность в области качества можно сравнить с камнем, который необходимо катить в гору: пока его катишь, все идет как положено, если остановишься, камень покатится вниз и придавит работников. При этом надо объективно оценить свои возможности и определить, до какого уровня совершенства вы готовы подняться. В этом случае перед вами два пути: один — это крутой подъем, полный неожиданностей и никогда не заканчивающийся, другой — пологий, привычный и знакомый, позволяющий существовать. Если уровень притязаний высокий, есть желание преуспевать, развиваться, быть на шаг впереди, то вам необходимо идти по первому пути.

РАБОТА ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

в профессиональных образовательных

ОРГАНИЗАЦИЯХ

Н. В. Ардашева, кандидат педагогических наук, старший методист ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

М. М. Шевцова, методист

Модернизация системы образования на всех уровнях ставит новые цели и задачи, предлагает освоение современных образовательных продуктов и требует от преподавателей инициативных действий, разработки новых эффективных подходов, методов обучения. Преподавателям приходится решать различные профессиональные проблемы как индивидуально, так и объединяясь в творческие, проблемные группы.

Творческие группы — это объединения преподавателей с целью профессионального роста и обмена опытом, а также с целью решения актуальных психолого-педагогических проблем ор-

Н. В. Ардашева М. М. Шевцова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.