Научная статья на тему 'Работа творческих групп преподавателей в профессиональных образовательных организациях'

Работа творческих групп преподавателей в профессиональных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. В. Ардашева, М. М. Шевцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа творческих групп преподавателей в профессиональных образовательных организациях»

ционной Системе определен рост показателей качественной успеваемости студентов, высокий уровень выпускных квалификационных работ, повышенная мотивация студентов к профессиональному и личностному развитию.

Результаты реализации программы внутрифирменного обучения педагогических работников НТЭТ по теме «Система оценки качества освоения основных профессиональных образовательных программ» транслировались педагогическому сообществу за пределами ПОО:

— Областная выставка-ярмарка научно-методических материалов преподавателей профессиональных образовательных организаций Кемеровской области, 2014 г. (диплом III степени в номинации «Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса»);

— V Межрегиональный конкурс педагогического мастерства «Педагог-новатор», 2014 г. (диплом III степени);

— Международный конкурс педагогического творчества «Ступени мастерства», 2015 г. (диплом победителя I степени в номинации «Контрольно-оценочные средства»);

— Областная тематическая консультация по теме «Современные подходы к определению форм текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по учебной дисциплине и профессиональному модулю», 16.04.2015;

— публикация статьи «Система оценки результатов обучения студентов в ГОУ СПО НТЭТ» в журнале «Образование. Карьера. Общество», 2015 г.

Успех и эффективность реализации программы внутрифирменного обучения напрямую зависит не только от грамотной организации и управления деятельностью педагогического коллектива, но и от положительного настроя, инициативности и заинтересованности самих педагогов. Поэтому в ходе поэтапной работы по каскадному обучению коллектива значительный акцент был сделан на здоровьесбережении педагогических работников техникума путем систематического проведения мероприятий, направленных на поддержание здоровых психологического климата, физического состояния и эмоциональную разрядку.

Деятельность в области качества можно сравнить с камнем, который необходимо катить в гору: пока его катишь, все идет как положено, если остановишься, камень покатится вниз и придавит работников. При этом надо объективно оценить свои возможности и определить, до какого уровня совершенства вы готовы подняться. В этом случае перед вами два пути: один — это крутой подъем, полный неожиданностей и никогда не заканчивающийся, другой — пологий, привычный и знакомый, позволяющий существовать. Если уровень притязаний высокий, есть желание преуспевать, развиваться, быть на шаг впереди, то вам необходимо идти по первому пути.

РАБОТА ТВОРЧЕСКИх ГРУПП ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

в профессиональных образовательных

организациях

Н. В. Ардашева, кандидат педагогических наук, старший методист ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

М. М. Шевцова, методист

Модернизация системы образования на всех уровнях ставит новые цели и задачи, предлагает освоение современных образовательных продуктов и требует от преподавателей инициативных действий, разработки новых эффективных подходов, методов обучения. Преподавателям приходится решать различные профессиональные проблемы как индивидуально, так и объединяясь в творческие, проблемные группы.

Творческие группы — это объединения преподавателей с целью профессионального роста и обмена опытом, а также с целью решения актуальных психолого-педагогических проблем ор-

Н. В. Ардашева М. М. Шевцова

ганизации обучения. Это может быть выработка практических рекомендаций к организации комплексной оценки знаний обучающихся, проведению диагностических мероприятий по выявлению значимых профессионально-личностных качеств обучающихся, реализации компетентност-ного подхода в подготовке специалистов и др.

В Кемеровском коммунально-строительном техникуме деятельность творческих групп направлена на решение проблем, возникающих у преподавателей в процессе организации аудиторных занятий, внеаудиторных мероприятий с использованием интерактивных методов обучения, организации самостоятельной, учебно-исследовательской работы обучающихся и т. д.

Формированием и организацией работы творческих групп преподавателей занимается методический отдел техникума. Сначала методисты техникума осуществляют диагностику с целью определения проблем, интересов возникающих у преподавателей в процессе их профессиональной деятельности.

Следующим этапом работы является определение состава творческой группы преподавателей и темы ее работы. Основное условие работы преподавателей — равенство возможностей. Творческая группа должна состоять не только из преподавателей с высшей квалификационной категорией, это могут быть и начинающие преподаватели, которые не имеют педагогического опыта работы, но имеют интерес и желание работать по теме творческой группы. Длительность работы творческой группы зависит от достижения цели и решения поставленных задач.

Творческая группа преподавателей начинает работать над темой исследования с изучения литературы и передового опыта по данной проблеме, анализа педагогического процесса (фактического состояния педагогического процесса в аспекте данной проблемы). В зависимости от темы работы творческой группы осуществляется проектирование процесса, разработка моделей, проведение экспериментальной апробации проектов (моделей), анализ эффективности их внедрения, разработка методических рекомендаций на основе результатов, полученных в группе. На заключительном этапе работы творческая группа преподавателей представляет полученные результаты исследований для обсуждения педагогической общественности на методических объединениях преподавателей, семинарах, научно-практических конференциях и т. д.

Более подробно остановимся на работе творческой группы преподавателей по теме «Подго-

товка специалиста в процессе преподавания иностранного языка». Нами были изучены возможности межпредметных связей учебной дисциплины «иностранный язык» и общепрофессиональных, специальных дисциплин, междисциплинарных курсов профессиональных модулей. Иностранный язык изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому при изучении иностранного языка можно использовать материал из других областей знаний, содержания других учебных дисциплин, профессиональных модулей.

Взаимосвязи иностранного языка с другими учебными дисциплинами разнообразны. Основами межпредметных связей иностранного языка является как совершенствование содержательного плана учебной дисциплины, так и процессуальной стороны. В связи с этим выделяются два направления в осуществлении межпредметных связей иностранного языка с другими учебными дисциплинами. Первое направление связано с расширением предметно-содержательного плана за счет его обогащения лингвистической информацией из разных предметных областей. Второе направление характеризует практическую сторону этой учебной дисциплины. Оно предполагает совершенствование общеучебных умений по работе с информацией и формирование на их основе таких межпредметных специфических умений, которые позволили бы усилить эффективность обучения.

Взаимодействие преподавателей иностранного языка с преподавателями общепрофессиональных, специальных дисциплин, профессиональных модулей было представлено в проведении бинарных уроков, разработке заданий для практических занятий, самостоятельной, учебно-исследовательской работы обучающихся, в реализации творческих проектов.

Результаты работы творческой группы преподавателей нашего техникума были представлены 19 ноября 2015 года на городском методическом объединении преподавателей иностранного языка по теме «Подготовка специалиста в процессе преподавания иностранного языка».

На методическом объединении присутствовали представители 12 образовательных учреждений городов Кемерово, Топки и Березовский. Преподавателям были предложены различные примеры работ с профессионально ориентированным материалом: преподаватель Т. Ю. Бол-тенко поделилась опытом организации и проведения практического занятия по учебной дисциплине «иностранный язык» и МДК 03.01 «Геодезия с основами картографии и картографиче-

ского черчения»; преподаватель Т. С. Михайли-на продемонстрировала виды самостоятельных заданий на английском языке для обучающихся специальностей 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение» и 02.08.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»; преподаватель М. С. Алишевиц выступала с докладом «Иностранный язык и учебная практика специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

Работа творческой группы преподавателей по теме «Подготовка специалиста в процессе

преподавания иностранного языка» продолжается и в настоящее время. Под руководством преподавателя иностранного языка А. Ю. Бо-родкиной организуется работа учебно-практической конференции. В марте 2016 года в Кемеровском коммунально-строительном техникуме имени В. И. Заузелкова состоится I студенческая учебно-практическая конференция «I am a professional» («Я — профессионал»). На конференции обучающиеся государственных профессиональных образовательных организаций Кемерова представят результаты учебно-исследовательской работы на английском языке.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

в условиях подготовки к введению фгос соо

т. В. Сасина, методист, преподаватель ГПОУ «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг» М. В. Воробьева, председатель методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин, преподаватель

Деятельность работы методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин (МО ООД) в Кемеровском техникуме индустрии питания и сферы услуг представляет собой целостную систему по реализации задач, поставленных перед профессиональной образовательной организацией, и направлена на реализацию единой методической темы техникума «Модернизация комплексного учебно-методического обеспечения (КУМО) образовательного процесса как условие повышения качества подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена».

По данным на 1 февраля 2016 года в состав МО ООД техникума входят 18 преподавателей. Девять преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, шесть — первую квалификационную категорию. Все преподаватели имеют высшее профессиональное образование, двое — продолжают обучение в аспирантуре.

Цель МО ООД: повышение профессионального мастерства преподавателей в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) и задачами модернизации профессионального образования.

Задачи:

1. Способствовать совершенствованию и обновлению учебно-методических комплексов учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС СОО.

- Т %

1

ШЬж i

т. В. Сасина М. В. Воробьева

2. Содействовать повышению профессионального и методического уровня преподавателей через самообразование, курсы повышения квалификации, семинары, выступления на МО, проведение и посещение открытых мероприятий, участие в конкурсном движении.

3. Создавать условия для развития способностей обучающихся посредством проведения предметных недель, олимпиад, участия в научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.

Необходимость решения первой задачи обуславливается введением ФГОС СОО в техникуме. Проблема пересмотра содержания образования сейчас актуальна как никогда. С 2010 года в школах реализуются ФГОС начального и основного общего образования. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.