Научная статья на тему 'Деятельность методического объединения в условиях подготовки к введению ФГОС СОО'

Деятельность методического объединения в условиях подготовки к введению ФГОС СОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность методического объединения в условиях подготовки к введению ФГОС СОО»

ского черчения»; преподаватель Т. С. Михайли-на продемонстрировала виды самостоятельных заданий на английском языке для обучающихся специальностей 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение» и 02.08.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»; преподаватель М. С. Алишевиц выступала с докладом «Иностранный язык и учебная практика специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

Работа творческой группы преподавателей по теме «Подготовка специалиста в процессе

преподавания иностранного языка» продолжается и в настоящее время. Под руководством преподавателя иностранного языка А. Ю. Бо-родкиной организуется работа учебно-практической конференции. В марте 2016 года в Кемеровском коммунально-строительном техникуме имени В. И. Заузелкова состоится I студенческая учебно-практическая конференция «I am a professional» («Я — профессионал»). На конференции обучающиеся государственных профессиональных образовательных организаций Кемерова представят результаты учебно-исследовательской работы на английском языке.

деятельность методического объединения

в условиях подготовки к введению фгос соо

т. В. Сасина, методист, преподаватель ГПОУ «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг» М. В. Воробьева, председатель методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин, преподаватель

Деятельность работы методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин (МО ООД) в Кемеровском техникуме индустрии питания и сферы услуг представляет собой целостную систему по реализации задач, поставленных перед профессиональной образовательной организацией, и направлена на реализацию единой методической темы техникума «Модернизация комплексного учебно-методического обеспечения (КУМО) образовательного процесса как условие повышения качества подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена».

По данным на 1 февраля 2016 года в состав МО ООД техникума входят 18 преподавателей. Девять преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, шесть — первую квалификационную категорию. Все преподаватели имеют высшее профессиональное образование, двое — продолжают обучение в аспирантуре.

Цель МО ООД: повышение профессионального мастерства преподавателей в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) и задачами модернизации профессионального образования.

Задачи:

1. Способствовать совершенствованию и обновлению учебно-методических комплексов учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС СОО.

- Т %

1

ШЬж i

т. В. Сасина М. В. Воробьева

2. Содействовать повышению профессионального и методического уровня преподавателей через самообразование, курсы повышения квалификации, семинары, выступления на МО, проведение и посещение открытых мероприятий, участие в конкурсном движении.

3. Создавать условия для развития способностей обучающихся посредством проведения предметных недель, олимпиад, участия в научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.

Необходимость решения первой задачи обуславливается введением ФГОС СОО в техникуме. Проблема пересмотра содержания образования сейчас актуальна как никогда. С 2010 года в школах реализуются ФГОС начального и основного общего образования. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об об-

разовании в РФ» государственные профессиональные образовательные организации переходят на ФГОС СОО. С сентября 2015 года КемТИ-ПиСУ является пилотной площадкой по реализации ФГОС СОО. Преподаватели ООД принимают участие в деятельности областных рабочих групп по разработке примерных учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Для более глубокого изучения данного направления сформированы творческие рабочие группы, которые приступили к более детальному рассмотрению отдельных требований ФГОС СОО, предъявляемых к результатам, структуре, условиям реализации основной образовательной программы. В рамках модернизации КУМО преподаватели разработали примерные рабочие программы по учебным дисциплинам, работают над формированием комплекта учебных дидактических материалов в соответствии с требованиями стандарта.

Параллельно с первой задачей решается вторая: создаются условия для повышения профессионального мастерства педагогов. Занимаясь собственным развитием, преподаватели работают над темами профессионального самообразования. Темы связаны с инновационными образовательными технологиями, учитывают специфику преподаваемой дисциплины, методическую тему МО ООД (разработка КУМО образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС СОО) и направлены на совершенствование УМК учебных дисциплин.

Ежемесячно проводятся тематические заседания МО ООД. В текущем учебном году они направлены на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в рамках реализации ФГОС СОО:

— Особенности реализации ФГОС СОО.

— Изменения в организации образовательного процесса в условиях реализации системно-деятельностного подхода.

.1 - (

— Требование к уроку в условиях ФГОС СОО.

— Разработка инструментария достижения на уроке предметных и метапредметных результатов.

— Индивидуальный проект как особая форма организации деятельности обучающихся.

— Технологии обучения, способствующие достижению требований ФГОС СОО.

— Разработка технологической карты урока.

— Педагогическое обоснование урока. Самоанализ урока.

— Критерии и показатели оценивания метапредметных результатов обучения.

В план работы МО ООД входят мероприятия, организованные ГБУ ДПО «КРИРПО», Некоммерческой организацией «Союз директоров профессиональных образовательных организаций Кемеровской области», территориальным Советом директоров г. Кемерово. Преподаватели общеобразовательных дисциплин посещают курсы повышения квалификации, являются активными участниками городских семинаров и методических совещаний, выступают с докладами на МО ООД, участвуют в конкурсном движении, транслируют накопленный профессиональный опыт.

Внедряя ФГОС СОО, преподаватели учатся организовывать учебный процесс по-новому, создают условия для развития у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию, формированию умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности, построения индивидуального образовательного маршрута.

Для решения третьей задачи в план МОО ООД включены мероприятия, направленные на развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, спортивной деятельности.

Стало традицией ежегодно в декабре проводить в техникуме дни общеобразовательных дисциплин. Обучающиеся 1-го и 2-го курсов сорев-

допустимым оптимальным высоким

Рис. Результаты мониторинга «Профессиональное мастерство педагога»

новались в различных конкурсах, викторинах, представляли первые результаты индивидуальных проектов. Внеклассные мероприятия охватили все направления развития личности, представленные в стандарте ФГОС СОО, при организации внеурочной деятельности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Февраль — месяц проведения олимпиад. В течение всего учебного года преподаватели создают условия для участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах, научно-практических конференциях, викторинах различного уровня (в том числе и дистанционных). В данном направлении используются индивидуальный и дифференцированный подходы к обучающимся, учитываются интересы и возможности каждого студента. Опыт участия в олимпиадном движении помогает обучающимся получать более высокие результаты на государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ или ГВЭ. Выявляя самых одаренных, трудолюбивых, творческих обучающихся, преподаватели организуют подготовку к областным олимпиадам, проводимым КРИРПО. Участие в мероприятиях (в том

числе интегрированных) и конкурсах различного уровня помогает студентам совершенствовать результаты освоения основной образовательной программы, формировать личное портфолио.

Чтобы объективно ответить на вопрос, каковы изменения в образовательном процессе, что надо сделать, чтобы улучшить качество образовательного процесса, в техникуме ведется мониторинг по нескольким направлениям деятельности преподавателя с учетом показателей активности (100 баллов: до 55 — недопустимый уровень, 55-69 — допустимый,70-84 — оптимальный, 85100 — высокий). Работу по мониторингу качества координирует заместитель директора по УМР.

Мониторинговые исследования «Профессиональное мастерство педагога» являются инструментом контроля, помогают педагогам определить эффективность своего педагогического труда и спланировать дальнейшую профессиональную деятельность для достижения более высоких результатов.

Сравнительный анализ результатов за два учебных года показал, что повысилось качество проведения открытых уроков, количество публикаций методических разработок, участников НПК, олимпиад, конкурсов различного уровня среди студентов и педагогов. Следует отметить, что количество преподавателей, достигших высокого уровня по итогам мониторинга, выросло. Полученные результаты (в процентах) отражены на диаграмме, которая наглядно демонстрирует повышение профессионального мастерства педагогов при сравнении двух последних лет (рис.).

Система работы МО ООД ГПОУ КемТИПиСУ по сопровождению педагогов в условиях реализации ФГОС СОО способствует повышению профессионального мастерства преподавателей, позволяет добиваться положительных результатов в модернизации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.