Научная статья на тему 'Электронный методический кабинет: организация методического сопровождения образовательной деятельности'

Электронный методический кабинет: организация методического сопровождения образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный методический кабинет: организация методического сопровождения образовательной деятельности»

ЭЛЕКТРОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИМ КАБИНЕТ: ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. В. Кречетова, начальник отдела учебно-методической работы Анжеро-Судженского политехнического колледжа Н. Н. Беляева, методист

Центром, обеспечивающим взаимное профессиональное общение педагогических работников колледжа, является методическая служба, которая дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в разработке и реализации программно-методического обеспечения образовательного процесса, но и принимать активное участие в апробации экспериментов и инноваций, создавать максимально комфортные условия для профессионального роста педагогов. Одним из эффективных способов методического сопровождения педагогических работников является использование электронного методического кабинета, который успешно функционирует в колледже уже около пяти лет.

Электронный методический кабинет представляет собой информационный ресурс, предназначенный для размещения нормативно-методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс колледжа, распространения и применения наработанного педагогического опыта, создания электронной базы методических разработок.

Основной целью кабинета является методическое сопровождение образовательной деятельности педагогических работников колледжа с помощью интернет-ресурсов.

Задачи электронного методического кабинета:

— совершенствовать способы взаимодействия методической службы и педагогических работников в рамках организации методической работы учреждения;

— обеспечить информационную поддержку образовательной деятельности педагогических работников;

— создать банк нормативно-правовой и программно-методической документации, лучших методических материалов педагогической деятельности.

Размещен электронный методический кабинет в системе дистанционного обучения. За время существования кабинета достаточно серьезно изменилась его структура, содержание. В на-

Н. Н. Беляева

стоящее время он состоит из 7 блоков, каждый блок включает в себя от 2 до 5 модулей.

С целью рационального планирования в первом блоке «Организация методической работы» представлены планы мероприятий союза директоров, территориального совета, план и анализ учебно-методической работы колледжа на учебный год, планы работы методических комиссий по специальностям и профессиям и методических объединений.

Для организации образовательного процесса наиболее значим второй блок «Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение». В первом модуле блока размещены федеральные нормативные документы, документы департамента образования и науки Кемеровской области, локальные акты колледжа. С 2015 года учебное заведение входит в состав пилотных профессиональных образовательных организаций области по разработке и апробации программно-методического обеспечения ФГОС СОО. Для организации работы преподавателей общеобразовательных дисциплин в данном блоке расположен модуль «Среднее общее образование».

По каждой специальности и профессии в блоке размещены ФГОС СПО, соответствующие им профессиональные стандарты, рабочие учебные планы и программы подготовки.

В 2016/17 учебном году колледж начал обучение по одной специальности и трем профессиям, входящим в перечень ТОП-50, поэтому

Н. В. Кречетова

Содержательное наполнение электронного методического кабинета

Блоки Модули

Блок 1. Организация методической работы Модуль 1. Планы мероприятий Союза директоров профессиональных организаций Кемеровской области и Анжеро-Судженского территориального совета на учебный год

Модуль 2. План учебно-методической работы колледжа на учебный год

Блок 2. Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение образовательного процесса Модуль 1. Нормативные правовые акты

Модуль 2. Среднее общее образование

Модуль 3. ППССЗ

Модуль 4. ППССЗ и ППКРС по ТОП-50

Блок 3. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников Модуль 1. Аттестация педагогических работников

Модуль 2. Добровольная сертификация руководящих и педагогических работников

Модуль 3. Дополнительное профессиональное образование

Блок 4. Методическая копилка Модуль 1. Начинающему преподавателю

Модуль 2. Лучшие материалы педагогических работников

Блок 5. Конкурсы, олимпиады, конференции Модуль 1. Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)

Модуль 2. Конкурсы профессионального мастерства, олимпиады, конференции

Блок 6. Организационные формы методической работы Модуль 1. Тематические педагогические советы

Модуль 2. Методические советы

Модуль 3. Методические семинары

Блок 7. Воспитательная работа Модуль 1. План воспитательной работы на учебный год

Модуль 2. Методическое объединение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся

Модуль 3. Программное обеспечение воспитательного процесса

Модуль 4. Социальные проекты

Модуль 5. Сценарии внеаудиторных воспитательных мероприятий, праздников

актуальным стал модуль, в котором представлены нормативные и методические материалы по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

Модули блока «Повышение профессиональной компетентности педагогических работников» содержат материалы для педагогов, проходящих процедуры аттестации, добровольной сертификации, а также учебно-методическое обеспечение курсов повышения квалификации,

профессиональной переподготовки и стажировок, планы-графики на учебный год и на перспективу.

Одно из направлений методической работы — оказание помощи в профессиональном становлении и успешной адаптации начинающим педагогам. Этому посвящен блок «Методическая копилка», где размещены лучшие публикации, учебно-методические материалы, педагогические проекты, разработки мероприятий и открытых занятий.

С информацией о предстоящих профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях и олимпиадах педагоги могут познакомиться в пятом блоке «Конкурсы. Олимпиады. Конференции». В отдельный модуль вынесены материалы по региональному чемпионату «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Колледж является участником этого движения с самого первого чемпионата.

В блоке «Формы методической работы» содержатся презентации, доклады, фотографии педагогических и методических советов, методических семинаров, круглых столов, творческих лабораторий и других мероприятий.

Деятельность педагогического коллектива колледжа по воспитанию будущего конкурентоспособного специалиста направлена на сохранение и укрепление физического и духовно-нравственного здоровья. Три года колледж являлся базовым учреждением КРИРПО по проблеме комплексного здоровьесберегающего, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Результатом работы стала программа «Комплексное здоровьесбе-регающее и психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения студентов колледжа». Разработан ряд подпрограмм, направленных на создание оптимальных организационно-педагогических условий, обеспечивающих воспитательный процесс. Все

эти программы представлены в блоке «Воспитательная работа».

На главной странице электронного методического кабинета размещается актуальная информация, объявления, анкеты и опросники для педагогов. В календаре представлен план мероприятий колледжа на месяц, а в блоке «Обмен сообщениями» каждый педагогический работник имеет возможность общения с зарегистрированными пользователями, задать вопрос и получить консультацию методической службы.

Работа электронного методического кабинета способствует повышению профессиональной компетентности, информационной культуры педагогов, качества образовательного процесса в колледже. Преподаватели имеют возможность самостоятельно планировать время и регламентировать работу с учетом актуальной научно-методической информации независимо от места и устройства, своевременно получать документы. Все это позволяет эффективно взаимодействовать методической службе и коллективу педагогов.

В дальнейшем методическая служба колледжа планирует на базе электронного методического кабинета разрабатывать и запускать видеоконференции, круглые столы и вебинары в режиме онлайн, проводить виртуальные конкурсы профессионального мастерства.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В КЕМЕРОВСКОМ ГОРНОТЕХНИЧЕСКОМ ТЕХНИКУМЕ

Н. С. Полуэктова, методист Кемеровского горнотехнического техникума А. В. Худова, преподаватель

Квалификация сотрудников была и остается одним из главных кадровых вопросов любой образовательной организации. Это актуально особенно сегодня, когда на смену одним стандартам приходят другие, когда повышаются требования к профессиональному уровню педагогических работников, а это неумолимо отражается на методах повышения квалификации и на способах передачи знаний более опытными педагогами молодым или вновь пришедшим специалистам. Методически грамотно организованное наставничество позволяет молодому или вновь пришедшему специалисту намного быстрее выйти на новый профессиональный уровень.

Н. С. Полуэктова А. В. Худова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.