Научная статья на тему 'Культуроориентированные приемы работы со словом на уроках русского языка (из опыта работы)'

Культуроориентированные приемы работы со словом на уроках русского языка (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культуроориентированные приемы работы со словом на уроках русского языка (из опыта работы)»

современного общего образования: в базовую подготовку включены метапредметные умения; определяется новое качество воспитания, предполагающее всестороннее личностное развитие, эффективную социализацию. Все это должно найти отражение в содержании основной образовательной программы.

Возникла необходимость разработки программы универсальных учебных действий, которая направлена на реализацию требований стандарта к личностным и метапредметным результатам. Универсальные учебные действия в данном случае обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. На сегодняшний день актуальными вопросами, на решение которых направлены усилия педагогов техникума, является разработка типовых задач по формированию универсальных учебных действий, определение направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также выбор методик и инструментария оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

Программа воспитания и социализации, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, является еще одним структурным элементом основной образовательной программы и также требует тщательной проработки, соотнесения с заявленными результатами ФГОС СОО.

Работа над реализацией стандартов среднего общего образования нового поколения напрямую связана с обеспечением профессиональной готовности педагогов к внедрению ФГОС СОО. В техникуме для этого создана проблемно-творческая группа, проводятся методические семинары, индивидуальные и групповые консультации. Техникум тесно сотрудничает с ГБУ ДПО «КРИРПО» по основным вопросам реализации стандартов в ходе организованных консультаций для педагогов.

В плане материально-технического оснащения и информационного обеспечения реализации учебных дисциплин актуальной остается проблема оснащения библиотечного фонда учебниками, учебными и методическими пособиями.

Конечно, основной сложностью внедрения ФГОС СОО является то, что за короткое время техникум должен существенно реорганизовать образовательный процесс. Переход на новые стандарты требует пересмотра нормативно-правового, методического, информационного, материально-технического обеспечения. Чтобы работа по внедрению ФГОС СОО прошла более плодотворно, требуется координация деятельности всех структурных подразделений техникума.

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 165854/.

культуроориентированные приемы работы со словом на уроках русского языка (из опыта работы)

т. В. Сухачева, преподаватель ГПОУ «Кемеровский педагогический колледж»

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема засорения русского языка, падения интереса к его изучению, особенно среди молодежи, проблема утраты народом связи с историческими корнями. Именно поэтому так важно формировать у обучающихся уважительное отношение к языку. С этой целью в своей практике использую систему заданий, направленных на изучение истории русского языка. Эту работу, сочетающую в себе обучение и воспитание, осуществляю на учебных занятиях, в процессе факультативной и круж-

ковой работы, при организации исследовательской (проектной) деятельности студентов.

В учебном процессе активно использую разные приемы работы со словом, стремлюсь к тому, чтобы каждый урок был уроком развития речи.

Работа по развитию речемыслительных способностей студентов, всех видов речевой деятельности начинается с формирования интереса к семантике, грамматике, истории языка. На первых уроках курсов «русский язык» и «русский язык и культура речи» провожу лингвистическую разминку:

• знакомлю студентов с историей возникновения слов, изменениями в их семантике (вратарь — привратник монастыря, халтура — заупокойная церковная служба, поцелуй — отглагольное существительное, ср. целить);

• предлагаю задания по морфемному разбору слов-омонимов (пила молоко — острая пила, глубоко задумываться — озеро глубоко, простой человек — простой вагонов);

• студенты определяют, являются ли одно-коренными слов огонь и гнать, кляча и клянчить, крошка и кроха, опрятный и прятки. Так, например, на уроке знакомимся с диалектным словом опрят, что значит одежда. Опрятный — опрятать — одеваться, тщательно приводить себя в порядок. Опрятный значило «одетый», хорошо, тщательно, аккуратно одетый. Исходный глагол прятать искони имел значение скрыть что-либо от других (в том числе — тело под одеждой).

Использование на уроках лингвистических задач развивает у студентов внимательное отношение к слову, видение разных его граней: орфографической, семантической, грамматической. В качестве лингвистической задачи предлагаю следующие задания:

• найдите четвертое лишнее в рядах слов, аргументируйте свой ответ: тысяча, сотня, десяток, пяток; подруга, подробность, подработка, пощечина; крепкая, каменная, высокая, старая; творение, сотворим, творог, творец.

• Сравните слова, объясните разницу в написании: стрижОм — стрижЕм, тушЬ — туш, громкий плач — не плачь, печЕм — лучОм, умОлять — умАлять, послать — посТлать.

Семантические оттенки слова обнаруживаем при сопоставлении паронимов (нетерпимый — нестерпимый, давить — довлеть, представить — предоставить), омонимов («Я к вам пишу: случайно, право, не знаю как и для чего. Я потерял уж это право и что скажу вам? — ничего!»; «Снег сказал: когда я стаю, станет речка голубей, потечет, качая стаю отраженных голубей», «смотрит зайка косой, как девчонка с косой за речною косой»).

Несомненный интерес у студентов вызывает энантиосемия — разновидность анто-

нимии: совмещение противоположных значений в одном слове (напр.: «бесценный» — 1) не имеющий никакой цены; 2) имеющий очень высокую цену). Для обсуждения предлагаю такие конструкции: обойти музей («пройти по залам музея» или «пройти мимо музея»); прослушал лекцию (лекция интересная — или наоборот).

Внимание к значению слова вырабатывается, если студенты анализируют вставленные в контекст лексемы, различающиеся лишь еле уловимыми семантическими оттенками: другой — иной, здоров — здоровый, кто-то — кто-либо, по лесу — в лесу, пришел — приходил.

Исторические сведения создают вокруг слова ореол, приводящий к историко-этногра-фическим открытиям, к выводу о взаимосвязях языков в историческом контексте, отчего целые пласты в развитии нации становятся ближе и понятнее. Рассматривая лексику русского языка в зеркале другого славянского языка, студенты могут нагляднее представить картину перемещений, сдвигов, семантических переносов, утрат, характеризующих процесс языкового развития. Сообщаю, например, студентам следующие сведения: лексема голова первоначально имела значение череп и была родственна слову голый; существительное бровь, праславянское по происхождению, родственно слову бревно (исходя из мотивирующего признака, бровь — «перекладина между лбом и глазами»). Для обозначения ротовой полости в русском языке используется лексема рот, которую чаще всего связывают с праславянским глаголом рыть, рвать. Уста первоначально обозначало «отверстие, щель» (между губами), сохранилось в составе современных слов устье, устно, наизусть. Русское шея восходит к глаголу шить, это часть тела, «сшивающая», соединяющая голову с туловищем. История значения слова живот в русском языке общеизвестна: оно прошло путь от абстрактного «жизнь» до конкретного наименования части тела.

Третий год практикую на уроках такую форму работы, как лингвокультурный проект «Одно слово». Он позволяет выходить не только на понятийный, но и на смысловой и ценностный уровни слова, учитывать историю, культурный фон, вертикальные и горизонтальные связи определенной лексической единицы. Подробно структура и методические особенности таких проектов описаны в статье Т. Ф. Новиковой «Урок одного слова: путь от значе-

ния к смыслам (журнал «Русский язык в школе. № 1. 2012).

В качестве заданий для проекта предлагаю слова, которые отнесены к ключевым словам русской культуры (хлеб, дом, земля, любовь, береза, вера, время), слова профессиональной лексики (для студентов специальности «физическая культура» слова тренер, олимпиада, огонь, рекорд).

В процессе работы над лингвокультурным проектом студенты приходят к выводу: русское слово неисчерпаемо, чем короче, привычнее слово, тем оно «безграничнее» и «бездоннее».

Позднее, когда студенты переходят к изучению синтаксиса, предлагаю задания, позволяющие оценить и осмыслить предложение с разных сторон, в разном позиционном аспекте. Фраза — интеграция вербальных единиц, предполагающая осмысление валентности и контекстов слова. Ранее достигнутый уровень интереса к слову, его глубинным слоям — семантическому и историческому — обо-

гащается таким же интересом к синтаксическому и коммуникативному (прагматическому) потенциалу слова, обнаруживающемуся исключительно во фразе.

Ядром креативной мысли можно считать афоризм. По предложенным на занятии афоризмам студенты должны изложить свое видение и понимание афористической мысли. Одновременно они учатся оценивать эффект такой сжатости и подчиненности слова логическим структурам, являющимся каркасом афоризма.

Подобный путь изучения слова, на мой взгляд, позволяет дать молодому поколению представление о том, как народ через язык передает свою историю, характер, систему нравственных ценностей, показать, что СЛОВО — это хранилище смыслов (народных, национальных, региональных, личностных), а потому требует внимательного, бережного отношения с ним как в устной, так и в письменной речи.

активизация познавательной деятельности студентов колледжа на уроках русского языка

Н. В. Ионова, преподаватель ГПОУ «Беловский педагогический колледж»

Активизация познавательной деятельности студентов на уроках русского языка особенно актуальна в рамках реализации федерального государственного стандарта среднего профессионального образования, так как успешность достижения образовательной цели зависит не только от содержания обучения, но и от того, как оно усваивается.

Непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность А. А. Булаев, А. А. Вербицкий и А. М. Смолкин связывают с применением активных методов обучения, которые при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

• подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

• обеспечить активное участие всех студентов в учебной работе;

• установить непрерывный контроль процесса усвоения учебного материала.

В процессе педагогической деятельности готовится учебно-методическое обеспечение

дисциплины «русский язык»: конспекты лекций, сборники планов семинарских занятий, практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы. Обычно активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными и охватывают все виды аудиторных и внеаудиторных занятий со студентами. Эффективным методом активизации студентов является и внеклассная работа по дисциплине. Это различные олимпиады, КВН, конкурсы творческих работ местного и областного значения, в которых студенты колледжа неоднократно занимали призовые места.

Активные методы обучения используются на различных этапах учебного процесса, а большинство из них имеет многофункциональное значение. Например, лингвистиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.