Научная статья на тему 'Некоторые подходы к оценке эффективности экспериментальной работы в учреждении профессионального образования'

Некоторые подходы к оценке эффективности экспериментальной работы в учреждении профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / EFFICIENCY / EXPERIMENTAL WORK / CRITERION-ORIENTED APPROACH / THE MODEL OF OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серкова Г. Г.

Критериями эффективности экспериментальной работы могут быть динамические изменения показателей эффективности деятельности учреждения, происходящие в период эксперимента и зависящие от качества реализации программы экспериментальной работы по конкретному объекту контроля. Средством, которое позволяет измерить величину изменения показателей эффективности деятельности, является контроль. Объекты контроля определены моделью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Экспертные листы позволяют на основе критериально-ориентированного подхода рассчитать коэффициент эффективности экспериментальной работы учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серкова Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF EXPERIMENTAL WORK ON I VOCATIONAL EDUCATION NSTITUTION

The criteria for the effectiveness of the experimental work could be the dynamic changes of efficiency indicators of the institution’s activity, occurring during the experiment, and depending on the quality of the program of experimental work on a specific object of control. Tool that allows to measure the change in performance indicators is the control. Objects of control are defined using the optimization model of the educational process. Expert lists allow, based on criterial-oriented approach to calculate the efficiency ratio of the experimental work of the institution.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к оценке эффективности экспериментальной работы в учреждении профессионального образования»

При этом необходимо помнить, что центр сертификации создается для предприятий во благо работников. Это означает, что главной стороной, заинтересованной в успешной деятельности центра сертификации, является предприятие, а главным потребителем услуги — текущие или будущие работники предприятий.

2. Подготовить профессиональный стандарт и комплект контрольно-измерительных материалов. Подготовка профессионального стандарта заключается в анализе функциональных требований к специалистам отрасли по стандарту и дополнительных требований, связанных со спецификой определенного рабочего места и видами деятельности, необходимыми для выполнения должностных обязанностей специалистам на предприятии. Дополнительные компетенции работодатели связывают с современными профессиональными технологиями, которые используются на предприятиях, и современными организационно-технологическими условиями труда.

Комплект контрольно-измерительных материалов разрабатывается отделом информационно-методического обеспечения органов по сертификации персонала, должен соответствовать требованиям профессионального стандарта и работодателей и пройти экспертизу у представителей предприятий.

3. Сформировать состав экзаменационных и квалификационных комиссий. Поскольку заведомо невозможно включить в состав комиссии

Библиографический список

всех заинтересованных руководителей предприятий, то состав комиссии должен быть таким, чтобы не вызывать сомнений в уровне квалификации у представителей других предприятий.

4. Подготовить формы документов, выдаваемых по результатам сертификации. В результате процедуры сертификации должно быть не только принято решение о выдаче или невыдаче сертификата, но и составлен подробный протокол, изучив который специалист любого предприятия сможет самостоятельно сделать выводы о квалификации работника. Таким образом, сертификация дает возможность предприятиям заочно принять участие в данной процедуре.

Успешность деятельности центра сертификации профессиональных квалификаций связана с идеологической поддержкой и принятием подобного метода периодической оценки соответствия квалификации специалиста динамично развивающимся запросам рынка труда со стороны предприятий. Создание механизма эффективного взаимодействия сети образовательных учреждений и их социальных партнеров позволит обеспечить согласованную политику развития предприятий и образовательных учреждений отрасли.

Мы видим перспективы решения поставленных задач в создании образовательно-производственных кластеров, чем в настоящее время активно занимается система профессионального образования Челябинской области.

1. Система добровольной сертификации персонала в Российской Федерации : Модели и механизмы [Текст]. — М. : Университетская книга, 2006. — 112 с.

2. Кузнецова, Е. А. Рынок диктует новые условия [Текст] / Е. А. Кузнецова // Профессиональное образование. Столица. — 2009. — №3. — С. 33-35.

3. Николаева, Г. В. Система сертификации персонала [Текст] / Г. В. Николаева // Профессиональное образование. Столица. — 2007. — №9. — С. 8-9.

4. Опыт, инновации, перспективы : сборник материалов о ресурсных центрах и областных экспериментальных площадках учреждений начального, среднего профессионального образования Челябинской области [Текст]. — Челябинск : ЧИРПО, 2008. — 84 с.

УДК 377 Г. Г. Серкова, доц. Челябинского института

развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Критериями эффективности экспериментальной работы могут быть динамические изменения показателей эффективности деятельности учреждения, происходящие в период эксперимента

и зависящие от качества реализации программы экспериментальной работы по конкретному объекту контроля. Средством, которое позволяет измерить величину изменения показателей эффективности деятельности, является контроль. Объекты контроля определены моделью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Экспертные листы позволяют на основе критериально-ориентированного подхода рассчитать коэффициент эффективности экспериментальной работы учреждения.

Ключевые слова: эффективность, экспериментальная работа, критериально-ориентированный подход, модель оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Для современного этапа развития нашей системы образования характерной является тенденция творческих поисков педагогов и руководителей образовательных учреждений, деятельность которых направлена на оптимизацию учебно-воспитательного процесса, на совершенствование содержания, методов и организационных форм обучения, на оптимизацию управления. Это означает, что каждый педагог, каждый руководитель должен быть исследователем и, следовательно, уметь грамотно проводить педагогический эксперимент, так как справедливость всех предположений, всех теоретических построений должна подвергаться экспериментальной проверке.

С чего начинается исследование?

Всякое исследование начинается с выявления проблемы — противоречий между тем, что должно быть в той или иной области деятельности с точки зрения современных требований к ней, и тем, что есть на практике. Нас интересует практика обучения, состояние системы образования. Следующий этап исследования включает построение гипотезы — предположений относительно условий и средств достижения поставленной цели. В случае развернутой гипотезы предпринимается попытка научно обосновать высказываемые предположения на основе данных педагогической психологии или законов, принципов теории обучения [1].

Для того чтобы гипотеза превратилась в истину, научную теорию, она должна быть подтверждена дополнительными исследованиями, достоверными фактами, практическим опытом.

В целях проверки, подтверждения справедливости гипотезы проводится педагогический эксперимент. Исходя из целей и гипотезы, формулируются задачи исследования: что нужно уточнить и проверить, какие изменения внести в учебно-воспитательный процесс, какие использовать методы и средства обучения.

Таким образом, оценка эффективности эксперимента может рассматриваться: а) с позиции реализации гипотезы; б) с позиции реализации задач; в) с позиции выполнения программы эксперимента [2].

В процессе эксперимента прослеживаются изменения, происходящие в образовательном учреждении. Одним из средств управления реализацией программы эксперимента является контроль как функция управления и этап управленческого цикла.

Существует достаточно много подходов к определению эффективности экспериментальной работы в учреждении профессионального образования. Выделим два основных подхода к оцениванию результатов данной деятельности:

1) нормативно-ориентированный;

2) критериально-ориентированный.

Эти два подхода различаются на всех этапах разработки — с момента выбора содержания деятельности до момента интерпретации результатов.

Нормативно-ориентированный подход (англ. norm-referenced) позволяет сравнивать достижения отдельных испытуемых.

Критериально-ориентированный подход (англ. criterion-referenced) позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом [3]. Данный подход дает возможность оценить полученный результат и эффективность программы деятельности. От критериально-ориентированных средств контроля чаще всего требуется большая детализация.

Критериально-ориентированный педагогический тест представляет собой систему заданий, позволяющую измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися.

Изменения значений показателей эффективности деятельности учреждения зависят от качества реализации программы экспериментальной работы по конкретному объекту контроля.

Таблица 1

Рабочая схема контроля реализации программы эксперимента по этапам

к ч е а

н =

е

И

2

ч

РО

К

ч е а

н =

е

И

2

н

и

щ

»с О

к ч е а

н =

е

И

а

о §

и

щ

13

я -

2

щ

и н и н

Щ

и н О

ч о и е

И

^

а -

2 и

ч е

а е а

и

ч е В и 3

И

в

о

в е

«

я н а о В и И

т

а е

Й

н

£

» в

а -

и о

И

а ^ Я к

и к

ж ^

и

е

№ В И и и

В Г

и N В и и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 ч в

ч а в

ч я и

и а В а 5 В и а

т

Щ

а В

1-й этап

Примечание.

1. Виды контроля определены в соответствии с системным подходом к контролирующей деятельности учреждения среднего профессионального образования.

2. Объекты контроля определены на основе модели оптимизации учебно-воспитательного процесса как все объективные факторы и условия, которые в программе эксперимента предполагаются в развитии: цели и условия, содержание образования, кадры и обучаемые (студенты).

3. Содержание контроля по каждому объекту определяется программой эксперимента.

4. Экспертная оценка качества результата выполнения мероприятия дается Советом по итогам обсуждения мероприятия, либо используется самооценка на основе разработанных критериев.

5. Схема может быть использована как для контроля на каждом этапе, так и для подведения итогов по этапам или итогов эксперимента.

Итоговый результат экспериментальной деятельности учреждения образования может быть выявлен на основе мониторинга изменения значений различных показателей деятельности образовательного учреждения. Инструментом отслеживания фактического

состояния тех или иных объектов исследования в процессе наблюдения за реализацией программы экспериментальной работы, т. е. инструментом самоконтроля реализации программы, могут стать экспертные листы (табл. 2, 3) [4].

Показатели качества реализации программы эксперимента Критерии Оценка в баллах Фактическое количество баллов

1. (Заполняется в соответствии с пунктами плана мероприятий по реализации программы эксперимента) 1. Выполнено 2. Выполнено частично 3. Не выполнено 2 1 0

2. ... и т. д.

Всего баллов

Примечание. Для определения коэффициента качества реализации программы эксперимента по данному направлению (К) используется формула: , 4 1 у т г у всего баллов 1 максимальное количество баллов при 0,85 < К1 < 1 — высокий уровень реализации программы по данному направлению; при 0,70 < К1 < 0,84 — средний уровень реализации программы по данному направлению; при К1 < 0,70 — низкий уровень реализации программы по данному направлению.

Таблица 2

Образец составления экспертного листа для оценивания качества реализации программы экспериментальной работы по конкретному объекту контроля

Образец составления условного сводного экспертного листа

Таблица 3

Интегрированные показатели качества реализации программы экспериментальной работы (направления преобразовательной деятельности) Значения коэффициентов качества (Ш)

1. Организационно-управленческая деятельность (создание условий для оптимального хода эксперимента)

2. Обновление содержания образования (проведение научных исследований, мероприятий инновационного характера, научно-методическая деятельность)

3. Деятельность по организации социального партнерства и поддержанию имиджа учреждения

4. Деятельность по развитию педагогической компетентности кадров

5. Деятельность по отслеживанию результатов профессионального обучения и формирования профессиональной компетентности обучаемых (студентов)

Итого

Примечание. ^ К Среднее значение коэффициента качества определяется по формуле: К = --- ср■ чгюло показателей при 0,85 < Кср. < 1 — высокий уровень реализации программы по данному направлению; при 0,70 < Кср. < 0,84 — средний уровень реализации программы по данному направлению; при Кср. < 0,70 — низкий уровень реализации программы по данному направлению.

По предложенным образцам заполняются экспертные листы по всем направлениям преобразовательной деятельности, обусловленной экспериментальной работой:

1) организационно-управленческая деятельность (создание условий оптимального хода эксперимента);

2) обновление содержания образования (проведение научных исследований, мероприятий инновационного характера, научно-методическая деятельность);

3) деятельность по организации социального партнерства и поддержанию имиджа учреждения;

4) деятельность по развитию педагогической компетентности кадров;

5) деятельность по отслеживанию результатов профессионального обучения и формирова-

ния профессиональной компетентности обучаемых (студентов).

При условии качественного выполнения программы экспериментальной работы можно говорить об эффективности экспериментальной деятельности образовательного учреждения.

Критериями эффективности экспериментальной работы могут быть динамические изменения показателей эффективности деятельности учреждения СПО, утвержденные Приказом Министерства образования и науки РФ от 8 нояб. 2010 г. № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки

Российской Федерации» [5].

Таблица 4

Целевые показатели эффективности работы государственных образовательных учреждений

среднего профессионального образования

Показатели Критерии На начало эксперимента На конец эксперимента Прирост показателя Прирост показателей в баллах

1. Образовательная деятельность

2. Реализация основных образовательных программ среднего профессионального образования Количество специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в учреждении СПО

Показатели Критерии На начало эксперимента На конец эксперимента Прирост показателя Прирост показателей в баллах

3. Реализация дополнительных профессиональных программ Доля специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в образовательном учреждении СПО и которые «дефицитны» на региональном рынке труда

Отношение количества обучающихся в образовательном учреждении СПО к предельному контингенту

Доля обучающихся за счет средств работодателей

Количество победителей и призеров всероссийских, международных и региональных олимпиад (1-3-е места), конкурсов «Лучший по профессии» (1-е место), спортивных соревнований (1-е место)

4. Реализация программ технического, художественного и физического развития студентов Отношение количества трудоустроенных выпускников в отчетный период (получивших направление на работу) к выпуску

Доля зарубежных студентов, обучающихся по договорам с физическими и юридическими лицами

Доля дополнительных профессиональных программ, по которым осуществляется подготовка и переподготовка специалистов, в общем количестве программ

Наличие программ дополнительного образования:

- кружки технического творчества;

- спортивные секции;

- кружки художественной самодеятельности;

- военно-патриотические клубы

Среднегодовой контингент студентов, обучающихся по программам дополнительного образования:

- за счет средств федерального бюджета;

- за счет физических или юридических лиц

5. Квалификация педагогических кадров Доля преподавателей, работающих в данном учреждении на основной работе, с первой и высшей квалификационной категориями

Доля преподавателей, работающих в данном учреждении на основной работе, имеющих ученую степень

Показатели Критерии На начало эксперимента На конец эксперимента Прирост показателя Прирост показателей в баллах

Доля преподавателей — членов авторских коллективов, опубликовавших учебники и учебные пособия с рецензиями

Доля учебных подразделений учреждения СПО, обновляющих собственный раздел на образовательном сайте УСПО не реже двух раз в месяц

6. Развитие и содержание материально-технической базы учреждения СПО за счет средств регионального бюджета и внебюджетных источников Доля средств, полученных за счет средств от приносящей доход деятельности, направленных на развитие учреждения СПО (капремонт, капс-троительство, учебное, учебно-лабораторное оборудование)

Доля средств, полученных от приносящей доход деятельности, направленных на развитие объектов социальной инфраструктуры (санаториев-профилакториев, спортивно-оздоровительных лагерей и баз отдыха)

Отношение количества мест в лабораториях и мастерских, оборудованных современным технологическим оборудованием, применяемым в соответствующей осваиваемой студентами профессии (в том числе мультимедийных аудиторий, симуляторов, имитаторов), к общему количеству студентов

Количество обучающихся в расчете на один компьютер, имеющий выход в Интернет

Доля стоимости приобретенного учреждением СПО учебно-лабораторного оборудования в общей стоимости оборудования

7. Финансовая и имущественная деятельность учреждения СПО Отсутствие факторов нецелевого использования средств федерального бюджета УСПО, отраженных в извещении Минфина России «Об изменениях лимитов бюджетных обязательств (ЛБО)»

Отсутствие на конец года остатка бюджетных средств на лицевом счете учреждения (за исключением средств от сдачи в аренду имущества учреждения)

Показатели Критерии На начало эксперимента На конец эксперимента Прирост показателя Прирост показателей в баллах

Наличие всех необходимых правоустанавливающих документов, оформленных в установленном порядке, на все объекты недвижимости и земельные участки учреждения

8. Уровень исполнительской дисциплины Своевременное выполнение учреждением решений Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России, Рособразования, Рособрнадзора

Отсутствие у руководителя учреждения СПО неснятого дисциплинарного взыскания

Соблюдение установленных сроков сдачи отчетности

9. Отсутствие нарушений законодательства Российской Федерации в деятельности учреждения СПО Отсутствие нарушений, выявленных при проведении проверок региональными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение мероприятий по контролю (надзору), отсутствие вынесенных судами Российской Федерации частных постановлений, определений о наложении штрафов, обращений других органов власти, организаций и граждан, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации

Отсутствие нарушений правил техники безопасности, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью или смертельный исход

10. Повышение социального статуса студентов и сотрудников Рост заработной платы основного персонала по сравнению с прошлым финансовым годом за счет всех источников финансирования, в том числе за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности

Дополнительное пенсионное обеспечение, страховая деятельность, оказание материальной помощи

Обеспеченность иногородних студентов общежитием (в процентах от общего числа студентов, не проживающих постоянно в городе, в котором располагается ССУЗ)

Наличие коллективного договора между администрацией и работниками образовательного учреждения

Наличие управляющего совета с участием представителей работодателей (органа, реализующего государственно-общественный характер управления УСПО)

Показатели

Критерии

н

е

о

л а

£ а

ае

а т

в е

р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

в

о

к

т

-

л те

« Й оа

& л & g

В— с В

Примечание.

1. Прирост показателей в баллах оценивается по следующим критериям:

0 баллов — нет прироста;

1 балл — прирост незначительный;

2 балла — прирост значительный.

2. Коэффициент эффективности результатов экспериментальной деятельности учреждения профессионального образования (Кэф) определяется по формуле:

К

Ибаллов

ср- максимальное количество баллов

Библиографический список

1. Айсина, Д. Экспериментальная работа в учреждениях образования [Текст] / Д. Айсина // Справочник руководителя ОУ. — 2007. — № 10. — C. 31-36.

2. Оценка готовности учреждений НПО и СПО к проведению научно-исследовательской и инновационной деятельности [Текст] : метод. рекомендации для руководителейучреждений НПО и СПО / Мин-во образования и науки Челяб. обл. (Челябинск); Челяб. ин-т развития проф. образования (Челябинск). — Челябинск, 2010. — 22 с.

3. Berk, R. A. Criterion-referenced measurement : The state of art / R. A. Berk. — Baltimor, MD : Johns Hopkins University Press, 1980.

4. Экспериментальная деятельность в учреждениях профессионального образования [Текст] : сб. науч.-метод. работ / Мин-во образования и науки Челяб. обл. (Челябинск), Челяб. ин-т развития проф. образования (Челябинск), Магнитогорский гос. профес.-пед. колледж (Магнитогорск) // Педагогический вестник. — Магнитогорск. — 2009. — Вып. 19. — 131 с.

5. О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 нояб. 2010 г. № 1116 // Российская газета. — 2011. — № 5598.

6. Евсигнеев, А. Е. Проектирование информационных технологий / А. Е. Евстигнеев // Информационный бюллетень. — 2000. — № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.