competencies. The author analyses the peculiarities and specificity of socio-cultural space of the boarding school, the essence of parental competence and its components.
Key words: socio-cultural space, a boarding school, parent competence, value conscious parenthood.
УДК 377.5
РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.Н. Скрябин, В.Д. Кухарь, И.В. Миляева, Т.Ю. Христич
Работа выполняется по государственному заданию Минобрнауки России на выполнения работ, регистрационный номер: 10.7214.2013 от 05.02.2013.
Рассматриваются вопросы, связанные с разработкой и использованием методики оценки эффективности деятельности образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Приведены показатели деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования, реализующих программы СПО, а также анализ результатов апробации показателей деятельности образовательных организациях среднего профессионального образования.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, эффективность деятельности, мониторинг деятельности образовательного учреждения, методика, анализ.
Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» закрепил процедуру мониторинга системы образования как систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников образовательных организаций, состоянием сети образовательных организаций.
Реализация программ среднего профессионального образования осуществляется как образовательными организациями среднего профессионального образования, так и высшего образования.
Для образовательных организаций СПО проведение мониторинга означает определение эффективности их деятельности, направленной на совершенствование образовательного процесса, углубление практико-ориентированности образовательных программ, расширение интеграции с организациями - заказчиками кадров, развитие сотрудничества с вузами.
Учитывая прошедшую в 2012 году регионализацию системы профессионального образования, определение эффективности образовательных организаций среднего профессионального образования будет являться необходимым инструментом модернизации
профессионального образования для региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере образования.
Для образовательных организаций высшего образования проведение мониторинга обозначает определение эффективности
реализации программ среднего профессионального образования. Анализ эффективности реализации этих программ позволит вузам определять потенциал структурного подразделения СПО, его роль в реализации программ практико-ориентированного бакалавриата, созданию центров прикладных квалификаций, развитию деятельности малых инновационных предприятий по внедрению результатов научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ студентов, аспирантов, преподавателей.
Один из наиболее сложных вопросов в ходе проведения
мониторинга - это проблема выбора системы показателей. Проблема заключается в сложности определения критериев качественного
образования, так как не существует прямых показателей, указывающих на эффективность или неэффективность этого процесса.
Методика определения эффективности основана на применении показателей, охватывающих все стороны деятельности образовательной организации или реализации программ СПО, и расчета критериальных значений, определяющих пороговые величины.
При разработке показателей одним из основных критериев их
включения в группы показателей стал критерий возможности
установления идентификации собираемой в ходе мониторинга
информации с данными различных форм статистических отчетов.
Для организаций среднего профессионального образования
определены следующие группы показателей:
1. Образовательная деятельность.
2. Кадровое обеспечение.
3. Инфраструктура.
4. Финансово-экономическое обеспечение.
5. Эффективность деятельности образовательного учреждения на рынке труда.
Для организаций высшего образования, реализующих программы СПО, группы показателей дополнительно содержат группу показателей, определяющих эффективность использования потенциала структурного подразделения среднего профессионального образования. Введение данной группы показателей обусловлено требованиями работодателей к уровню подготовки специалистов с высшим образованием. Потенциал структурного подразделения СПО способствует реализации программ практико-ориентированного бакалавриата, созданию центров прикладных квалификаций, развитию деятельности малых инновационных предприятий по внедрению результатов научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ студентов, аспирантов, преподавателей. В тоже время группы показателей «3. Инфраструктура» и «4. Финансовоэкономическое обеспечение» не могут быть применены для вузов, так как не представляется возможным выделить их долю, обеспечивающую реализацию программ СПО.
Показатели для образовательных организаций среднего профессионального образования прошли первичную апробацию в образовательных организациях города Санкт-Петербурга с участием двенадцати учебных заведений СПО. Анализ первичной апробации показал, что для ряда показателей для расчета критериальных значений целесообразно ввести весовые коэффициенты, что обусловлено разными профилями подготовки образовательными учреждениями (физкультура, культура и т.п.). Кроме того, по результатам первичной апробации были введены дополнительные показатели, отражающие возможности обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, показатели деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования апробированы в одиннадцати субъектах Российской Федерации. Апробация проводилась по форме «СПО - мониторинг», разработанной на основе формы федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования». По результатам апробации откорректированы показатели деятельности образовательных организаций СПО, уточнены формулы для расчета их критериальных значений, а также внесены предложения по совершенствованию формы № СПО-1.
Уточненные показатели деятельности образовательных организаций СПО приведены в табл. 1.
Таблица 1
П Показатели деятельности образовательных организаций СПО
№ п/п Показатели
1 Образовательная деятельность
1.1 Общий контингент, приведенный к очной форме обучения
1.2 Количество обучающихся, принятых на первый курс на очную форму обучения
1.3 Количество реализуемых образовательных программ СПО
1.4 Количество реализуемых образовательных программ НПО
1.5 Доля обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в общей численности контингента, приведенного к очной форме обучения (по состоянию на 1 января 2013 года)
1.6 Доля выпускников, прошедших государственную итоговую аттестацию и получивших оценки «4» или «5», в общей численности выпускников по программам СПО по очной форме обучения
1.7 Доля выпускников, прошедших государственную итоговую аттестацию и получивших оценки «4» или «5», в общей численности выпускников по программам НПО по очной форме обучения
№ п/п Показатели
1.8 Доля победителей и призеров олимпиад, конкурсов профессионального мастерства федерального и международного уровней на 100 обучающихся по очной форме за отчетный период
1.9 Средний балл аттестатов обучающихся, принятых на первый курс по программам СПО на очную форму обучения
1.10 Средний балл аттестатов обучающихся, принятых на первый курс по программам НПО на очную форму обучения
1.11 Доля обучающихся по очной форме обучения, получающих академическую стипендию в первом семестре 2012-2013 учебного года, в общей численности контингента, приведенного к очной форме обучения
2 Кадровое обеспечение
2.1 Доля педагогических работников в общей численности работников
2.2 Доля педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников
2.3 Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию, в общей численности педагогических работников
2.4 Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию, в общей численности педагогических работников
2.5 Доля педагогических работников, с учеными степенями (званиями) в общей численности педагогических работников
2.6 Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации или стажировку за последние три года, в общей численности педагогических работников
2.7 Доля педагогических работников, издавших учебники и учебные пособия с грифом УМО, ФИРО за последние пять лет
2.8 Доля участвующих педагогических работников в международных проектах и ассоциациях в общей численности педагогических работников
3 Инфраструктура
3.1 Площадь учебно-лабораторных зданий, приходящаяся на одного обучающегося приведенного контингента
3.2 Обеспеченность ПЭВМ не старше 5 лет на одного обучающегося приведенного контингента
3.3 Обеспеченность студентов общежитиями (удельный вес численности студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях)
4 Финансово-экономическое обеспечение
4.1 Доля внебюджетных доходов в общем объеме средств, поступивших в образовательное учреждение из всех источников финансирования за отчетный период (2012 год)
4.2 Отношение средней заработной платы педагогических работников в образовательном учреждении к средней заработной плате по экономике в регионе
4.3 Доля внебюджетных расходов, направленных на приобретение основных фондов
4.4 Доля стоимости учебно-производственного оборудования, приобретенного за последние три года, к общей стоимости учебно-производственного оборудования
4.5 Доля внебюджентных расходов, направленных на повышение квалификации педагогических работников, в общем объеме средств, выделенных на повышение квалификации педагогических работников за последние три года (2010, 2011, 2012 гг.)
5 Эффективность деятельности образовательного учреждения на рынке труда
5.1 Доля трудоустроенных по профессии (специальности) выпускников 2012 года в общей численности выпускников СПО очной формы обучения (без учета призванных в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, продолживших обучение, находящихся в отпуске по уходу за ребенком)
№ п/п Показатели
5.2 Доля трудоустроенных по профессии (специальности) выпускников 2012 года в общей численности выпускников НПО очной формы обучения (без учета призванных в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, продолживших обучение, находящихся в отпуске по уходу за ребенком)
5.3 Доля выпускников 2012 года по программам СПО очной формы обучения, состоявших на учете в качестве безработных, в общей численности выпускников СПО очной формы обучения (без учета призванных в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, продолживших обучение, находящихся в отпуске по уходу за ребенком)
5.4 Доля выпускников 2012 года по программам НПО очной формы обучения, состоявших на учете в качестве безработных, в общей численности выпускников СПО очной формы обучения (без учета призванных в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, продолживших обучение, находящихся в отпуске по уходу за ребенком)
5.5 Доля представителей работодателей, участвующих в учебно-воспитательном процессе (в организации и проведении теоретического обучения, учебных и производственных практик), в общей численности педагогических работников
Особая группа показателей «Эффективность использования потенциала структурного подразделения среднего профессионального образования», характеризующая эффективность реализации программ СПО в образовательных организациях высшего образования, приведена в табл. 2.
Таблица 2
Группа показателей «Эффективность использования потенциала
структурного подразделения среднего профессионального образования»
№ п/п Показатели
6 Эффективность использования потенциала структурного подразделения среднего профессионального образования
6.1 Отношение средней заработной платы педагогических работников в структурном подразделении СПО к средней заработной плате по экономике в регионе
6.2 Доля реализуемых специальностей СПО, входящих в перечень приоритетных специальностей СПО*
6.3 Доля обучающихся, принятых на первый курс по приоритетным специальностям СПО", приведенных к очной форме обучения, к контингенту первого курса, приведенному к очной форме обучения
6.4 Доля обучающихся за счет средств бюджета в общем количестве обучающихся по программам среднего профессионального образования приведенного контингента
‘Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2013 № 437 «Об утверждении перечня специальностей, по которым федеральными государственными профессиональными образовательными организациями реализуются образовательные программы среднего
профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 1943-р «О перечне профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 09 июня 2010 г. № 421 «О государственном плане подготовки научных работников и специалистов для организаций оборонно -промышленного комплекса на 2011-2015 ».
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 27.08.2013 № 344 «Об утверждении статистического
инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений, выявлением и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждена новая форма статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования». Теперь данные отчетов по форме № СПО-1 позволят выявить основные показатели деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования и сделать вывод об эффективности их деятельности.
Таким образом, проведение апробация показателей деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования отвечает требованиям Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части мониторинга состояния профессионального образования и динамики изменений его развития.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собр. Законодательства РФ. 2012. № 29. Ст. 3991.
2. Об утверждении перечня специальностей, по которым федеральными государственными профессиональными образовательными организациями реализуются образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2013 года № 437. // Собр. Законодательства РФ. 2013. № 22. Ст. 2820.
3. О перечне профессий начального профессионального
образования и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 3 ноября 2011 г. N 1943-р // Собр. Законодательства РФ. 2011. № 46. Ст. 6584.
4. О государственном плане подготовки научных работников и
специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2011-2015 гг.: Постановление Правительства Российской Федерации от 09 июня 2010 года № 421. // Собр. Законодательства РФ. 2010. № 25
Ст. 3180.
5. Оценка качества образования как инструмент оценки деятельности вузов: отчет по проекту «Разработка, апробация и внедрение инструментов программно-целевого бюджетного планирования и администрирования бюджетных расходов, ориентированных на результаты, в сфере образования» [Электронный ресурс] / ООО «ЭКОРИС-НЭИ»; рук. Ястребова О.К. М., 2009. 8 с.
http://www.mirkin.ru/ docs/ budgetfin/ocenka.pdf.
Скрябин Виталий Николаевич, канд. техн. наук, проректор-директор Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, tstctula@,gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
Кухарь Владимир Денисович, д-р техн. наук, проф., проректор по научной работе, Science@tsu. tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
Миляева Ирина Вилорьевна, начальник отдела педагогических инноваций Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, tstctula@,gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
Христич Татьяна Юрьевна, руководитель научно-методического центра Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, tstctula@,gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE RESULTS OF APPROBATION INDICES OF ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
V.N. Scryabin, V.D. Kukhar, I.V. Milyaeva, T.Yu. Hristich
The questions which are connected with the elaboration and the use of methods of effective activity educational institutions which realize the main professional educational programmes of professional education are presented. The indices activity of educational institutions of secondary professional education and high education, which realize programmes SPO, and also the analysis of approbation of the indices are considered.
Key words: secondary professional education, effective activity, monitoring of activity of educational institutions, method, analysis.
Scryabin Vytaly Nikolaevich, candidate of technical sciences, the Vice Rector, Director of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,
Kukhar Vladimir Denisovich, doctor of technical sciences, the Vice Rector of science, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Milyaeva Irina Vilorjevna, manager of the pedagogic innovation department of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,
Hristich Tatjana Yurjevna, the manager of scientific-methodic centre of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University