Научная статья на тему 'Влияние потребностей субъектов Российской Федерации в профессиональных кадрах на планирование подготовки КА дров по программам СПО в вузах'

Влияние потребностей субъектов Российской Федерации в профессиональных кадрах на планирование подготовки КА дров по программам СПО в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ КАДРЫ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГНОЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА / HIGHLY SKILLED PERSONNEL / VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION / A FORECAST OF LABOUR MARKET NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрябин Виталий Николаевич, Маликов Андрей Андреевич, Миляева Ирина Вилорьевна, Соколова Елена Викторовна, Христич Татьяна Юрьевна

Освещаются вопросы, связанные с анализом механизмов планирования потребностей в подготовке кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и (или) высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с учетом потребностей субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрябин Виталий Николаевич, Маликов Андрей Андреевич, Миляева Ирина Вилорьевна, Соколова Елена Викторовна, Христич Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION CONSTITUENT ENTITIES DEMAND IN A PROFESSIONAL WORKFORCE ON PLANNING OF A CADRES TRAINING IN THE UNIVERSITY SECONDARY EDUCATIONAL PROGRAMS

The article covers issues related to the analysis of mechanisms of planning of cadres training demand in educational organizations which realize educational programs of secondary vocational and (or) higher education at the expense of budgetary appropriations of the Federal budget based on the needs of a constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Влияние потребностей субъектов Российской Федерации в профессиональных кадрах на планирование подготовки КА дров по программам СПО в вузах»

УДК 377.5

ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРАХ НА ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ПРОГРАММАМ СПО В ВУЗАХ

В.Н. Скрябин, А.А. Маликов, И.В. Миляева, Е.В. Соколова, Т.Ю. Христич

Освещаются вопросы, связанные с анализом механизмов планирования потребностей в подготовке кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и (или) высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с учетом потребностей субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: высококвалифицированные рабочие кадры, среднее профессиональное образование, прогноз потребностей рынка труда, приоритетные специальности среднего профессионального образования в образовательных организациях высшего образования.

Работа выполняется по государственному заданию Минобрнауки России на выполнение работ, регистрационный номер: 2.71.2016/НМ от 04.02.2016.

Разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда входит в полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования согласно пункту 12 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1].

Потребности субъектов Российской Федерации по отраслям экономики в профессиональных кадрах являются доминирующим фактором прогнозирования потребностей в подготовке кадров и определяются с учетом взаимозависимости трех компонентов: экономика - рынок труда - профессиональное образование. Для определения потребностей в инженерно-технических кадрах каждого субъекта Российской Федерации разработаны Положение о системе среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения и Методика расчета потребности субъектов Федерации, отраслей экономики в кадрах, утвержденные приказом Минтруда России и Минобрнауки России от 30.06.2015 № 407/641[2]. Система прогнозирования занятости населения используется для планирования потребностей в подготовке кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и (или) высшего образования за счет ассигнований федерального бюджета. Минобрнауки России использует прогноз занятости при формировании контрольных цифр приёма для обучения по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования.

Отправной точкой расчетов потребностей в кадрах со средним профессиональным образованием является прогнозирование потребностей крупнейших учреждений и корпораций в инженерно-технических кадрах, прошедших под-

готовку по специальностям укрупненных групп, входящих в состав области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».

Вместе с тем, среди специальностей, входящих в вышеупомянутую область образования, можно выделить приоритетные специальности, по которым осуществляется подготовка кадров, в том числе со средним профессиональным образованием для организаций ОПК согласно приказу Минобрнауки России от 24 июня 2015 г. № 619 [3]. Также определен перечень подведомственных Минобрна-уки России образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 июля 2015 г. № 669 [4].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 192 «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2016-2020 годы» определены объемы подготовки кадров по уровням подготовки [5]. Реализация государственного плана осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минобрнауки России, Мин-промторга России, Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 27 октября 2015 г. № 1217/3379/3/1/1018-П [6]. Порядок определяет правила взаимодействия Минобрнауки России, Минпромторга России, Госкорпорации «Роскосмос», Госкорпорации «Росатом», федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрна-уки России, и организаций оборонно-промышленного комплекса, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с Положением о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. № 96, с целью обеспечения организаций ОПК кадрами со средним профессиональным и высшим образованием

[7].

Согласно установленному Порядку, организации ОПК формируют заявки на подготовку кадров, которые согласуются с Минпромторгом России и Госкорпорациями и являются основой для сводных потребностей по годам. По сводным потребностям Минобрнауки России формирует государственные задания на подготовку кадров для каждой образовательной организации и соответствующую информацию для организаций ОПК.

Так, государственный план подготовки кадров со средним профессиональным образованием на 2017 год составляет 2950 человек. Реализация Госплана осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан в вузы на программы среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. В структуре контрольных цифр приема приоритетные специальности для ОПК представлены 61 специальностью по 15 укрупненным группам специальностей, что составляет более половины из всех

116 специальностей СПО, реализуемых в вузах за счет ассигнований федерального бюджета. В то же время, объем подготовки кадров в интересах ОПК составляет 74,6 % от общего объема планируемых на 2017 год контрольных цифр приема.

Одновременно определен перечень наиболее востребованных и перспективных профессий среднего профессионального образования - ТОП-50, утвержденный приказом Минтруда России от 02.11.2015 № 831 [8]. Входящие в ТОП-50 профессии требуют обучения по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих или специалистов среднего звена. Контрольные цифры приема граждан в вузы по программам СПО включают 27 профессий ТОП-50 по 10 укрупненным группам специальностей, что составляет 23 % от общего количества реализуемых в вузах специальностей СПО.

Среди них 16 профессий по восьми укрупненным группам специальностей (УГС) входят в перечень специальностей для организаций ОПК (таблица).

Перечень профессий ТОП-50, входящих в состав специальностей

для организаций ОПК

Индекс УГС Наименование УГС

09.00.00 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

10.00.00 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОТЬ

10.02.03 Информационная безопасность автоматизированных систем

11.00.00 ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ

11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные системы

11.02.11 Сети связи и системы коммутации

11.02.14 Электронные приборы и устройства

12.00.00 ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

12.02.05 Оптические и оптико-электронные приборы и системы

15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

15.02.08 Технология машиностроения

18.00.00 ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

18.02.01 Аналитический контроль качества химических соединений

18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров

24.00.00 АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

24.02.01 Производство летательных аппаратов

27.00.00 УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

27.02.01 Метрология

27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством

Из числа профессий ТОП-50 32 % относится к приоритетным специальностям в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства и требуют подготовки по программам специалистов среднего звена в федеральных государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в рамках контрольных цифр приема граждан за счет ассигнований федерального бюджета.

Минобрнауки России в 2015-2016 годах проводил работу по определению прогноза контрольных цифр приема граждан для подготовки кадров по программам СПО в образовательных организациях высшего образования на 20172018 годы с учетом потребностей отраслей экономики субъектов Российской Федерации. Учитывая полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации предоставления среднего профессионального образования согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», был проведен анализ подготовки кадров по специальностям СПО в вузах. Целью анализа стало выявление необходимости сохранения подготовки в вузах по крайне необходимым, обоснованным потребностью субъекта Российской Федерации специальностям СПО, в том числе для наукоемких и высокотехнологичных производств.

Результаты, представленные субъектами Российской Федерации, являются индикатором возрастающей значимости вузов в подготовке кадров СПО для высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики региона.

В ходе анализа удовлетворения потребностей регионов в кадрах в рамках распределения контрольных цифр приема выявлено, что в целом по специальностям ОПК и совпадающим с ними профессиям Т0П-50 планируемые на 2017/2018 учебный год контрольные цифры приема на 36,8 % превысили объем выявленных потребностей субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, по трем укрупненным группам специальностей план контрольных цифр приема оказался несколько ниже потребностей субъектов Российской Федерации, в том числе:

- по УГС 08.00.00 Техника и технологии строительства (34 %),

- по УГС 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии (44 %),

- по УГС 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта (17 %). Данная ситуация обусловлена активным развитием подготовки кадров по входящим в состав УГС специальностям в профессиональных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Сопоставление объемов потребностей регионов с объемами, определенными государственным планом подготовки кадров со средним профессиональным образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2017 год, показывает превышение объемов потребностей регионов более чем в три раза. Такое превышение обусловлено несколькими факторами. Во-первых,

потребности регионов представлены суммарными потребностями организаций ОПК и предприятий, относящихся к другим отраслям экономики и испытывающих «кадровый голод» в специалистах приоритетных специальностей. Во-вторых, требуется переориентации вектора реализуемых профессиональными образовательными организациями образовательных программ на подготовку востребованных ведущими отраслями региона профессиональных кадров.

Таким образом, прогнозирование потребностей субъектов Российской Федерации по отраслям экономики в профессиональных кадрах оказывает определяющее влияние на структуру и объемы подготовки кадров по специальностям среднего профессионального образования. При этом ключевое значение в реализации приоритетных специальностей СПО имеет деятельность образовательных организаций высшего образования и его структурных подразделений, реализующих программы СПО.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года [Электронный ресурс]. http: //zakon-ob- obrazovanii. ru/

2. Приказ Минтруда России и Минобрнауки России от 30.06.2015 № 407/641 «Об утверждении положения о системе среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в целях планирования потребностей в подготовке кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и (или) высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, и методики расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах» [Электронный ресурс]. https: //www.referent.ru/1 /2 56938

3. Приказ Минобрнауки России от 24 июня 2015 г. № 619 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки, по которым осуществляется подготовка кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса» [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71043856/#ixzz4A7mmEOi0

4. Приказ Минобрнауки России № 669 от 6 июля 2015 г. «Об утверждении перечня образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организации оборонно-промышленного комплекса» [Электронный ресурс]. ЬИр://минобрнауки.рфМоситеПБ/6043

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 192 «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-

промышленного комплекса на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. http://base.garant.ru/70885330/

6. Приказ Минобрнауки России, Минпромторга России, Госкорпорации «Роскосмос» и Госкорпорации «Росатом» от 27 октября 2015 г. N 1217/3379/3/1/1018-П «Об утверждении Порядка реализации государственного плана подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71154718 /#ixzz4A7qwK9ru

7. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2004 г. N 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» [Электронный ресурс]. http://base.garant.ru/186770/

8. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 188401/;

Скрябин Виталий Николаевич, канд. техн.наук, проректор-директор Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Маликов Андрей Андреевич, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой «Технология машиностроения», [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Миляева Ирина Вилорьевна, начальник отдела педагогических инноваций Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Соколова Елена Викторовна, начальник информационно-аналитического отдела Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Христич Татьяна Юрьевна, руководитель научно-методического центра Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.

THE INFLUENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION CONSTITUENT ENTITIES DEMAND IN A PROFESSIONAL WORKFORCE ON PLANNING OF A CADRES TRAINING IN THE UNIVERSITY SECONDARY EDUCATIONAL PROGRAMS

The article covers issues related to the analysis of mechanisms of planning of cadres training demand in educational organizations which realize educational programs of secondary vocational and (or) higher education at the expense of budgetary appropriations of the Federal budget based on the needs of a constituent entities of the Russian Federation.

Key words: highly skilled personnel, vocational secondary education, a forecast of labour market needs, the foreground secondary vocational education specialties in the educational organizations of higher education.

Skryabin Vitaliy Nikolaevich, candidate of technical sciences, the prorector-director of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Malikov Andrey Andreevich, doctor of technical sciences,Professor, the head of the Department «Technology of mechanical engineering», [email protected]. Russia, Tula, Tula State University,

Milyaeva Irina Vilorievna, the head of educational innovation of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Sokolova Elena Viktorovna, the head of informational-analytical department of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Khristich Tatiana Yurievna, the manager of scientific-methodic center of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail. com, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 316.4

СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ О ПРОБЛЕМАХ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

М.В. Корнилова

Представлены нормативно-правовые акты, регулирующие процесс трудовой деятельности социальных работников в новых условиях работы, анализируются их мнения о нормировании труда, рассматриваются основные проблемы, которые испытывают социальные работники при предоставлении социального обслуживания в новых условиях труда: несоответствие стандартов единицам трудоемкости, стоимости и трудозатратности услуг, многократное занижение времени на реальное выполнение услуги; потеря индивидуального подхода к получателям услуг; снижение качества оказанных услуг; уменьшение заработной платы, несмотря на увеличение спектра должностных обязанностей, рост отчетности в несколько раз, ведение и бумажной, и электронной документации.

Среди положительных изменений в новых условиях труда социальными работниками были отмечены: повышение квалификации, компьютерной грамотности, формирование имиджа социального работника и улучшение дисциплины.

Ключевые слова: социальные работники, новые условия труда, социальные стандарты, нормирование труда, качество социального обслуживания на дому.

В августе 2015 года Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы был издан приказ № 721 «О нормировании труда социальных работников» [1]. Данный нормативно-правовой документ предусматривает создание условий, необходимых для внедрения новых организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда, повышение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.