Научная статья на тему 'Совершенствование показателей потенциала образовательной организации в процессе подготовки кадров по программам СПО'

Совершенствование показателей потенциала образовательной организации в процессе подготовки кадров по программам СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ КАДРЫ / ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ ОБЩИХ ОБЪЕМОВ И СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / HIGHLY SKILLED PERSONNEL / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION / OPTIMIZATION OF THE TOTAL VOLUME AND TRAINING STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрябин Виталий Николаевич, Миляева Ирина Вилорьевна, Соколова Елена Викторовна, Феофилов Николай Дмитриевич, Христич Татьяна Юрьевна

Освещаются вопросы, связанные с распределением контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам среднего профессионального образования. Приведены аргументированные подходы к совершенствованию показателей потенциала образовательной организации, в основе которых лежат характеристические признаки деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрябин Виталий Николаевич, Миляева Ирина Вилорьевна, Соколова Елена Викторовна, Феофилов Николай Дмитриевич, Христич Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVING OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION PERFORMANCE POTENTIAL IN PROCESS OF PERSONNEL TRAINING IN THE SECONDARY EDUCATIONAL PROGRAMS

The article deals with issues related to the distribution of the admission quotas of citizens trained at the expense of budgetary allocations of the federal budget for programs of vocational education. Based on the characteristic features of the educational organization reasoned approaches to improve the performance potential of the organization are considered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование показателей потенциала образовательной организации в процессе подготовки кадров по программам СПО»

УДК 377.5

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ПРОГРАММАМ СПО

В.Н. Скрябин, И.В. Миляева, Е.В. Соколова, Н.Д. Феофилов, Т.Ю. Христич

Освещаются вопросы, связанные с распределением контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам среднего профессионального образования. Приведены аргументированные подходы к совершенствованию показателей потенциала образовательной организации, в основе которых лежат характеристические признаки деятельности организации.

Ключевые слова: высококвалифицированные рабочие кадры, программы среднего профессионального образования в образовательных организациях высшего образования, оптимизация общих объемов и структуры подготовки кадров.

Работа выполняется по государственному заданию Минобрнауки России на выполнение работ, регистрационный номер 2.71.2016/НМ от 04.02.2016.

Процесс профессиональной подготовки рабочих и специалистов занимает сегодня особое место в экономике, так как ориентирован не только на решение текущих задач, но и на наращивание кадрового потенциала высокотехнологичных производств в долгосрочном периоде. Организации профессионального образования рассматриваются как структурообразующий компонент инфраструктуры кадрового обеспечения производства, а затраты на получение профессионального образования - как важнейший вид инвестиций в «человеческий капитал».

Долгосрочное прогнозирование в рамках Национальной технологической инициативы позволяет понять, с какими задачами Россия столкнется через 1015 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить развитие отраслей нового технологического уклада.

Стремительное внедрение новых материалов, технологий и оборудования, процессы автоматизации и другие тренды формулируют новые профессии и новые требования к кадрам и их подготовке. Так, разработанный Агентством стратегических инициатив «Атлас новых профессий» включает описание востребованных в России в ближайшее десятилетие профессий [1]. В этих условиях одним из важных компонентов является скорость распространения передовых знаний, технологий и компетенций. Ключевое значение приобретает опережающая подготовка кадров мирового уровня.

Уже в этом году начнется подготовка по востребованным и перспективным профессиям среднего профессионального образования - ТОП-50 [2]. Среди них совершенно новые профессии, такие, как: мехатроник, специалист по аддитивным технологиям, мобильный робототехник, техник по обслуживанию роботизированного производства, дефектоскопист.

85

Одновременно наблюдается процесс перевооружения производства на предприятиях приоритетных секторов экономики субъектов Российской Федерации. В этих условиях перед образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования, и промышленными предприятиями стоит триединая задача:

- синхронизация кадровых запросов высокотехнологичных производств и процессов подготовки кадров по приоритетным направлениям;

- актуализация практико-ориентированной подготовки кадров под конкретные рабочие места;

- обновление содержания образовательных программ с учетом профессиональных стандартов и актуализированных ФГОС СПО по профессиям и специальностям.

Введение профессий и специальностей, входящих в ТОП-50, и профессиональных стандартов, с одной стороны, и предложения субъектов Российской Федерации по потребности в рабочих и специалистах среднего звена новой генерации, с другой стороны, вызывают необходимость системных изменений Перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования (далее - Перечень) [3].

Изменения Перечня вызовут оптимизацию объемов и структуры подготовки кадров по программам СПО. Основным индикатором, гибко реагирующим на любые изменения объемов и структуры подготовки кадров, являются контрольные цифры приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В условиях оптимизации происходит снижение общих объемов и перераспределение структуры контрольных цифр приема внутри укрупненных групп профессий и специальностей. В связи с этим резко повышается ответственность реализующих программы среднего профессионального образования образовательных организаций, которые получат контрольные цифры приема, за качество подготовки будущих специалистов. Важной задачей является актуализация подходов к распределению контрольных цифр приема.

Распределение контрольных цифр приема по специальностям среднего профессионального образования согласно приказу Минобрнауки России от 01.04.2015 № 340 осуществляется в зависимости от показателей потенциала образовательных организаций отдельно для каждой специальности [4]. В качестве показателей потенциала образовательной организации используется 10 характеристических признаков деятельности организации. Среди них продолжительность реализации программ, количество штатных педагогических работников, общая площадь учебно-лабораторных зданий и др.

Имея в виду приоритет качества подготовки кадров при распределении контрольных цифр приема, заметим, что с 2016 года в рамках мониторинга системы образования во всех 85 субъектах Российской Федерации запускается Мониторинг качества подготовки кадров по программам СПО (далее - Мониторинг). В настоящее время прошла апробация Мониторинга по показателям, распределенным по восьми критериям:

- образовательная деятельность;

- международная деятельность;

- качество подготовки выпускников образовательных программ СПО;

- инфраструктура;

- финансово-экономическая деятельность;

- кадровый состав;

- трудоустройство выпускников образовательных программ СПО;

- реализация программ дополнительного профессионального образования.

В рамках научно-исследовательской работы проведен сравнительный анализ основных показателей Мониторинга с показателями потенциала образовательной организации, используемыми при распределении контрольных цифр приема, приведенный в таблице.

Анализ основных показателей Мониторинга и показателей потенциала образовательной организации

Критерии и основные показатели мониторинга качества подготовки кадров 2016 года Показатели потенциала образовательной организации Примечание

Критерий 1. Образовательная деятельность

Удельный вес студентов, обучающихся по приоритетным профессиям и специальностям СПО в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО Возможность образовательной организации обеспечить подготовку кадров в целях безопасности страны и для предприятий оборонно-промышленного комплекса на территории закрытых административно-территориальных образований, а также в непосредственной географической близости к центрам производства по специальностям СПО Соответствие частичное

Средний балл аттестата студентов, принятых на обучение по очной форме по программам СПО - -

Удельный вес численности студентов, обучающихся по программам СПО на основе договоров о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО - -

Продолжительность реализации в образовательной организации образовательных программ по соответствующей специальности (количество лет) Соответствие не выявлено

Критерии и основные показатели мониторинга качества подготовки кадров 2016 года Показатели потенциала образовательной организации Примечание

Критерий 1. Образовательная деятельность

Наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по соответствующим специальностям, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема Соответствие не выявлено

Критерий 2. Международная деятельность

Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО, прошедших обучение (стажировку/практику) не менее семестра (триместра) за рубежом, в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО - -

Удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся программам СПО, в общей численности студентов, обучающихся программам СПО (приведенный контингент) - -

Критерий 3. Качество подготовки выпускников образовательных программ СПО

Удельный вес студентов, участвовавших в региональных чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills Russia, региональных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО Количество студентов, ставших победителями и призерами всероссийских олимпиад профессионального мастерства, всероссийских и международных спортивных соревнований Соответствие

Удельный вес победителей и призеров региональных чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills Russia, региональных олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО - -

Удельный вес выпускников, обучавшихся по программам СПО, получивших «медаль профессионализма» в соответствии со стандартами WorldSkills, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по программам СПО - -

Удельный вес выпускников, обучавшихся по программам СПО, получивших свидетельство в независимых центрах оценки квалификаций, в общей численности выпускников, обучавшихся по программам СПО - -

Критерии и основные показатели мониторинга качества подготовки кадров 2016 года Показатели потенциала образовательной организации Примечание

Критерий 4. Инфраструктура

Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО - -

Доля внебюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме внебюджетных расходов профессиональной образовательной организации - -

Удельный вес стоимости машин и оборудования (не старше 5 лет) в общей стоимости машин и оборудования Доля денежных средств, направленных на развитие материально-технической базы образовательной организации, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, в общем объеме средств, полученных из всех источников течение пяти лет Соответствие

Доля оборудования для лабораторных работ и практических занятий не старше 10 лет в общем объеме такого оборудования Соответствие частичное

Общая площадь учебно-лабораторных помещений в расчете на одного студента СПО (приведенного контингента) Общая площадь учебно-лабораторных зданий (помещений) и спортивных сооружений в расчете на одного студента Соответствие

Количество экземпляров печатных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия) из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на 1 студента Количество единиц учебно-методической литературы по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям образовательной программы на 100 студентов Соответствие

Критерий 5. Финансово-экономическая деятельность

Отношение заработной платы педагогических работников образовательной организации к средней заработной плате в экономике региона Отношение средней заработной платы педагогических работников в образовательной организации к средней заработной плате по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации Соответствие

Критерии и основные показатели мониторинга качества подготовки кадров 2016 года Показатели потенциала образовательной организации Примечание

Критерий 5. Финансово-экономическая деятельность

Отношение доходов организации от приносящей доход образовательной деятельности по реализации образовательных программ подготовки специалистов среднего звена и подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в расчете на 1 педагогического работника к ВРП - -

Отношение доходов организации от образовательной деятельности по реализации образовательных программ подготовки специалистов среднего звена и подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в расчете на численность студентов (приведенного контингента), обучающихся по программам СПО к ВРП - -

Критерий 6. Кадровый состав

Удельный вес преподавателей и мастеров производственного обучения, имеющих сертификат эксперта WorldSkills, в общей численности преподавателей и мастеров производственного обучения - -

Удельный вес преподавателей, мастеров производственного обучения из числа действующих работников профильных предприятий, организаций, трудоустроенных по совместительству в организации, осуществляющей образовательную деятельность, на не менее чем 25% ставки, в общей численности педагогических работников - -

Доля штатных преподавателей и мастеров производственного обучения с опытом работы на предприятиях и в организациях не менее 5 лет со сроком давности не более 3 лет в общей численности штатных преподавателей и мастеров производственного обучения Количество штатных педагогических работников, имеющих ученую степень и/или ученое звание, а также квалификационную категорию Соответствие частичное

Критерий 7. Трудоустройство выпускников образовательных программ СПО

Удельный вес численности выпускников, завершивших обучение по образовательным программам СПО, трудоустроившихся в течение одного года после завершения обучения, в общей численности выпускников, завершивших обучение по образовательным программам СПО - -

Отношение средней заработной платы выпускников профессий и специальностей СПО к средней заработной плате в экономике региона - -

Критерии и основные показатели мониторинга качества подготовки кадров 2016 года Показатели потенциала образовательной организации Примечание

Критерий 8. Реализация программ ДПО

Удельный вес численности слушателей из сторонних организаций в общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки - -

Доля доходов, полученных от реализации программ ДПО, в объеме доходов образовательной организации от реализации программ СПО, ДПО и профессионального обучения - -

Результаты сравнения показывают, что из показателей, характеризующих потенциал образовательной организации:

- пять показателей полностью соответствуют показателям Мониторинга;

- три показателя соответствуют частично;

- два показателя не соответствуют показателям Мониторинга.

Несоответствующие показатели «Продолжительность реализации в образовательной организации образовательных программ по соответствующей специальности (количество лет)» и «Наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по соответствующим специальностям, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема» по смысловой принадлежности отнесены к критерию «Образовательная деятельность».

По критериальным признакам 40 % показателей потенциала образовательной организации относятся к критерию «Качество подготовки выпускников образовательных программ СПО», остальные показатели соответствуют четырем критериям Мониторинга. Последнее свидетельствует о превалирующей доле показателей, характеризующих качество подготовки кадров СПО. В то же время анализ показал сопоставимость показателей потенциала образовательной организации по большинству критериев Мониторинга. В целом полнота собираемой для распределения контрольных цифр приема граждан информации носит частичный характер, не дающий возможности составить полную характеристику деятельности образовательной организации.

Таким образом, показатели потенциала образовательной организации практически полностью поглощаются форматом Мониторинга, представляющим собой стройную верифицированную систему как оценки деятельности образовательной организации в целом, так и оценки качества подготовки кадров СПО. Считаем целесообразным использование результатов Мониторинга в качестве инструмента оценки деятельности образовательной организации при распределении контрольных цифр приема по образовательным программам среднего профессионального образования.

Список литературы

1. Атлас новых профессий - 2-я редакция, 2015 [Электронный ресурс]. http://edu2035. org/pdf/G EF.Atl as-ru.pdf;

2. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 188401/

3. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденных приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 в редакции от 18.11.2015 [Электронный ресурс]. https: //minj ust.consultant.ru/documents/17185.

4. Приказ Минобрнауки России от 01.04.2015 № 340 «Об утверждении порядка проведения конкурса по распределению контрольных цифр приёма по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупнённым группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета» [Электронный ресурс]. https: //minj ust.consultant.ru/documents/14486

Скрябин Виталий Николаевич, канд .техн.наук, проректор-директор Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Миляева Ирина Вилорьевна, начальник отдела педагогических инноваций Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Соколова Елена Викторовна, начальник информационно-аналитического отдела Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Феофилов Николай Дмитриевич, д-р. техн. наук., доц., проф. кафедры «Технология машиностроения», [email protected], Россия, Тула, Тульский государственныйуниверси-тет,

Христич Татьяна Юрьевна, руководитель научно-методического центра Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.

THE IMPROVING OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION PERFORMANCE POTENTIAL IN PROCESS OF PERSONNEL TRAINING IN THE SECONDARY EDUCATIONAL PROGRAMS

The article deals with issues related to the distribution of the admission quotas of citizens trained at the expense of budgetary allocations of the federal budget for programs of vocational education. Based on the characteristic features of the educational organization reasoned approaches to improve the performance potential of the organization are considered.

Key words: highly skilled personnel, secondary vocational education programs in educational institutions of higher education, optimization of the total volume and training structure.

Skryabin Vitaliy Nikolaevich, candidate of technical sciences, the prorector-director of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Milyaeva Irina Vilorievna, the head of educational innovation of the Technical college namedafter S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Sokolova Elena Viktorovna, the head of informational-analytical department of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Feofilov Nikolai Dmitrievich, doctor of technical sciences, assistant professor, Professor of the Department «Technology of mechanical engineering», tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Khristich Tatiana Yurievna, the manager of scientific-methodic center of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail. com, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 316.354.4

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ДОБРОВОЛЬЦА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

А.В. Сычева

На основе результатов исследования добровольческой активности молодежи в Тульской области охарактеризованы основные параметры социального портрета современного добровольца.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: добровольческое движение, доброволец, молодежное добровольчество, социальный портрет.

Характеризуя изменение ситуации с добровольчеством в России за последние годы, в первую очередь нужно отметить, трансформацию его идеологии. Несколько лет назад добровольчество было в основном прерогативой некоммерческого или «третьего» сектора. Сегодня волонтерство развивается и в политике, и в государственном секторе, и в бизнесе (корпоративное добровольчество). Благодаря проведению в Краснодарском крае Олимпийских и Пара-лимпийских игр, добровольческие технологии все больше и больше проникают в деятельность разных государственных и муниципальных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.