УДК 377.5
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ПО 50 НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫМ НА РЫНКЕ ТРУДА, НОВЫМ И ПЕРСПЕКТИВНЫМ ПРОФЕССИЯМ И СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
В.Н. Скрябин, А.А. Маликов, И.В. Миляева, Е.В. Соколова, Т.Ю. Христич, Т.В. Выскубова
Освещаются вопросы, связанные с внедрением ФГОС СПО по наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям в формате регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, а также с приведением к единообразию понятийного аппарата, используемого всеми участниками процесса подготовки кадров.
Ключевые слова: профессии и специальности ТОП-50, требующие среднего профессионального образования, региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста.
Работа выполняется по государственному заданию Минобрнауки России на выполнение работ, регистрационный номер: 27.4286.2017/5.1.
В рамках научно-исследовательской работы «Научно-методические основы интеграции вузов, реализующих программы СПО, в систему кадрового обеспечения промышленного роста субъектов Российской Федерации в части реализации мероприятий по практико-ориентированной подготовке рабочих и специалистов различных уровней, соответствующих промышленной и инновационной стратегии развития регионов», проведен анализ различных аспектов апробации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста (далее - Региональный стандарт) в части подготовки кадров по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям.
Согласно приказу Минобрнауки России от 25.11.2016 № 1477 в перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования (далее - Перечень) внесены изменения, касающиеся включения в Перечень 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий и специальностей (далее - ТОП-50) [1, 2]. В декабре 2016 года утверждены федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по ТОП-50. Самой большой группой востребованных профессий остаются рабочие специальности сферы промышленного производства в самых разных отраслях. Почти половина специальностей, указанных в ТОП-50, обеспечивает рабочими кадрами высокотехнологичные отрасли промышленности.
ФГОС СПО по ТОП-50 основаны на компетентностном подходе и имеют ряд особенностей:
- виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции разработаны с учетом требований международных и профессиональных стандартов;
- изменен перечень общих компетенций;
- расширены возможности образовательных организаций в отношении формирования структуры и содержания образовательных программ;
- введен новый вид проведения государственной итоговой аттестации - демонстрационный экзамен.
Внедрение профессий из списка ТОП-50 в регионах требует создания новых форматов подготовки работников, обеспечивающих современную систему подготовки. Таким форматом является Региональный стандарт, рекомендованный для внедрения Правительственной комиссией по импорто-замещению, апробация которого проходит в 21 пилотном субъекте Российской Федерации [3].
Региональный стандарт является механизмом развития региональных систем СПО по обеспечению подготовки рабочих и специалистов с использованием международных стандартов подготовки кадров, создает условия инновационного развития системы подготовки рабочих и специалистов на основе внедрения современных моделей управления кадровым обеспечением региональной экономики [4, 5].
Региональный стандарт призван объединить усилия многих заинтересованных сторон для подготовки кадров международного уровня, в том числе региональных органов исполнительной власти, предприятий - заказчиков кадров, профессиональных образовательных организаций, вузов. Одной из сторон взаимодействия является «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», миссией которого является развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха. Агентство является официальным представителем Российской Федерации в международной организации WorldSkills International. Полномочия учредителей союза от имени Российской Федерации осуществляют Минобрнауки России и Минтруда России.
В этих условиях особенно важно использование всеми участниками процесса подготовки кадров единообразного понятийного аппарата. Различия трактовки основных понятий, связанных с компетентностным подходом подготовки кадров, определяются смысловой нагрузкой понятий, использ у-емых различными сторонами, взаимодействующими в формате Регионального стандарта.
Появление понятия «компетенция» в образовании совпадает с введением в действие ФГОС III поколения. Введение ФГОС обусловлено развитием Болонского процесса, направленного на сближение российских и европейских образовательных программ. Макет ФГОС III поколения основан
на компетентностном подходе как основе образовательных программ и технологий обучения.
В среднем профессиональном образовании компетенция рассматривается как ресурс специалиста, который может быть использован для решения какой-либо задачи в определенной области на основе знаний, умений, собственного практического опыта. При этом компетенция является неотъемлемой частью одного из видов профессиональной деятельности будущего специалиста. В образовательных программах освоение видов профессиональной деятельности обеспечивается реализацией соответствующих профессиональных модулей.
Для предприятий характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, определяется профессиональным стандартом. Именно, одного вида профессиональной деятельности, описанного трудовыми функциями. Использование профессионального стандарта, отражающего требования только к одному виду деятельности, приводит к необходимости углубления содержания образовательной программы по соответствующему виду профессиональной деятельности. Применяя различные профессиональные стандарты, можно создать целый спектр отличающихся друг от друга образовательных программ на основе одного и того же ФГОС СПО.
Еще раз подчеркнем, что ФГОС СПО рассматривает как основной результат освоения образовательной программы именно освоение основных видов профессиональной деятельности (профессиональных функций), состоящих из совокупности компетенций (языком профессиональных стандартов - совокупность трудовых функций).
В терминологии движения WorldSkШs под компетенциями понимаются профессии (например, компетенция «Мехатроника») или виды профессиональной деятельности (например, «Окраска автомобилей»).
Различия в понятийном аппарате приводят к некоторым противоречиям.
В качестве примера можно привести введение в ФГОС СПО по специальностям демонстрационного экзамена как неотъемлемой части государственной итоговой аттестации. Демоэкзамен по стандартам WorldSkills будет проводиться по компетенции (рабочей профессии). Но обучающиеся, получающие среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, осваивают профессию рабочего (одну или несколько) в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС СПО. По итогам освоения рабочей профессии в образовательных организациях проводятся квалификационные экзамены по присвоению рабочих профессий с обязательным участием представителей работодателей. В данном случае демоэкзамен дублирует квалификационный экзамен по присвоению ра-
бочих профессий по существу, хотя имеет отличия по форме проведения и по значению понятия «компетенция».
В основу деятельности межрегиональных центров компетенций (далее - МЦК) легли различные аспекты внедрения и реализации ФГОС СПО по ТОП-50, включая вопросы проектирования образовательных программ на основе прогноза потребностей рынка труда в квалификациях и компетенциях, реализации практико-ориентированных методов обучения, трансляции опыта тренировок участников команд WorldSkills в массовую практику.
Специализированные центры компетенций WorldSkills Russia, создаваемые в рамках реализации проекта «Рабочие кадры для передовых технологий», представляют собой учебную площадку для организации обучения и / или проведения чемпионатов.
В обоих случаях понятие «компетенция» имеет два значения:
- при проектировании образовательных программ - как часть профессиональной функции;
- при проведении мероприятий WorldSkills - как профессия или профессиональная функция в целом.
При апробации Регионального стандарта используется «двойная» терминология: в случае определения перечня востребованных для региона компетенций речь идет о профессиях и специальностях СПО, при проектировании образовательных программ понятие «компетенция» имеет смысл способности специалиста выполнять определенную производственную функцию. Поскольку речь идет о нескольких сторонах взаимодействия в формате Регионального стандарта, неоднозначно трактующих понятийный аппарат, следует договориться о значении применяемых терминов.
Наиболее удобным способом уйти от разночтений является уточнение расплывчатого термина на уровне документации, используемой всеми сторонами, участвующими в подготовке кадров. Одним из основных документов, координирующих действия сторон-участников подготовки кадров, является дорожная карта внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, являющаяся развернутым планом действий каждого пилотного региона. В дорожной карте уточнение значения применяемого термина следует сразу за употребляемым термином, например, в выдержке дорожной карты Тульской области читаем:
«Определен и согласован перечень компетенций (специальностей/профессий) для пилотного внедрения стандарта, включающий:
• компетенции (специальности/профессии) под текущие потребности работодателей (обеспечивающие компетенции);
• перспективные компетенции (специальности/профессии) в соответствии с инвестиционными потребностями региона, в том числе новые (вытягивающие компетенции)».
В данном примере уточнение применяемой терминологии позволяет избежать неоднозначности понятий и добиться четкого понимания и выполнения мероприятий, изложенных в документе.
Таким образом, внедрение ФГОС СПО по ТОП-50 в формате Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста сопряжено с решением ряда задач, в том числе терминологических, обеспечивающих организацию четкого взаимодействия различных сторон - участников процесса подготовки кадров.
Список литературы
1. Протокол заседания Правительственной комиссии по импортозаме-щению от 03.10 2015 № 2. URL: http://government.ru/orders/selection/401/20112/ (дата обращения: 31.03.2017).
2. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста. URL: https://www.asi.ru>upload docs/staffing/standart KPR.pdf (дата обращения: 31.03.2017).
3. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования». URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 188401/ (дата обращения: 31.03.2017).
4. Приказ Минобрнауки России от 25.11.2016 № 1477 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, касающиеся профессий и специальностей среднего профессионального образования». URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc
LAW 208649/ (дата обращения: 31.03.2017).
5. Методические рекомендации по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (письмо Минобрнауки России от 20.02.2017 № 06-156 «О методических
рекомендациях»). URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc_LAW
215043/. (дата обращения: 31.03.2017).
Скрябин Виталий Николаевич, канд. техн. наук, проректор-директор Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, [email protected], ^ Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Маликов Андрей Андреевич, д-р. техн. наук., проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Миляева Ирина Вилорьевна, начальник отдела педагогических инноваций Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, [email protected],_ Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Соколова Елена Викторовна, начальник информационно-аналитического отдела Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, [email protected],_ Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Христин Татьяна Юрьевна, руководитель научно-методического центра Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Выскубова Татьяна Викторовна, Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
SOME ASPECTS ON INTRODUCTION AND IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL EDUCATIONAL STANDARDS IN SECONDARY SPECIAL EDUCATION ON
50 MOST IMPACTED NEW AND PERSPECTIVE PROFESSIONS AND SPECIALTIES ON THE LABOR MARKET
V. N. Skryabin, A. A. Malikov, I. V. Milyaeva, E. V. Sokolova, T. Yu. Khristich, T. V. Vyskubova
The article highlights the issues related to the implementation of the national educational standard in secondary special education on the most demanded new and perspective professions and specialties on the labor market in the format of the regional standard for the staffing of industrial growth. The uniformity of the conceptual apparatus used by all participants during staffing is also discussed.
Key words: profession and specialty TOP-50, which require secondary special education, regional standard of staffing for industrial growth.
Skryabin Vitaliy Nikolaevich, candidate of technical sciences, the prorector-director of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,
Malikov Andrey Andreevich, doctor of technical sciences, professor, the head of the department, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,
Milyaeva Irina Vilorievna, the head of educational innovation of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,
Sokolova Elena Viktorovna, the head of informational-analytical department of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,
Khristich Tatiana Yurievna, the manager of scientific-methodic center of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail. com, Russia, Tula, Tula State University,
Vyskubova Tatyana Viktorovna, the teacher of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University.