МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
Для Брянской области наименее опасным инвестиционным риском является законодательно-правовой риск (30%), а наиболее - экологический (84%) и экономический (72%). Это обусловлено тем, что большая часть Брянской области подверглась радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС и в связи с экономическим кризисом в стране.
Исходя из проведенного анализа показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, можно сделать вывод, что Брянский, Почепский и Дятьковский районы являются наиболее привлекательными для инвестирования.
Таким образом, для достижения стабильного экономического роста Брянской области необходимо проводить постоянную работу в области активизации инвестиционной деятельности, которая включает стимулирующее законодательство, систему сопровождения финансовых средств, а также мероприятия по преодолению административных барьеров на пути реализации инвестиционных проектов и программ, что в итоге повысит инвестиционную привлекательность региона. Список использованной литературы:
1. Лысенко, А.Н. Оценка результативности инвестиционной деятельности Брянской области / А.Н. Лысенко, Т.И. Себекина // Экономика и предпринимательство. Москва, 2016. - № 2 ч.2 (67-2)
2. Никитина, Т.И. Направления повышения эффективности управления инновационно-инвестиционной политикой в Брянской области / Т.И. Никитина // Управление инновациями в финансово-экономической системе: теория и практика. Коллективная монография. - Брянск: РИО БГИТА, 2009. - С. 114-134
3. Брянская область и инвестиции. URL: http://www.puteshestvie32.ru/content/investicii (дата обращения 02.04.2016).
4. «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru/ratings/regions/2015/ (дата обращения 02.04.2016)
© Буланкова Л.В., Юрченко Ю.Ф, 2016
УДК 316
Даутова Танзиля Ахтямовна
канд. соц. наук, доцент ИУБП БашГУ,
г.Уфа, РФ E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)
Аннотация
В статье проведен анализ развития негосударственных профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена.
Ключевые слова
программы подготовки специалистов среднего звена, негосударственные профессиональные образовательные организации, группа специальностей, уровень остепененности.
Негосударственные профессиональные образовательные организации среднего профессионального образования (далее - СПО) в Российской Федерации давно стали неотъемлемой частью отечественной системы образования. Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» в рамках СПО стало два вида образовательных программ: программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и программы подготовки специалистов среднего звена. В данной статье рассматриваются негосударственные профессиональные образовательные организации (далее - ПОО), реализующие программы подготовки специалистов среднего звена. В 2013-2014 учебном году в стране функционировало 2703 профессиональные
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
образовательные организации, реализующие программы подготовки специалистов среднего звена, в том числе 2488 государственных и 215 негосударственных. В них обучалось 1млн. 982 тыс. студента, из них 1 млн. 856 тыс. студентов в государственных и 215 тыс.- в негосударственных образовательных организациях. Исследуемые образовательные организации развивались неравномерно: активный их рост произошел в начале 2000 г. и эта положительная динамика продолжалась до 2005-2006 гг. для государственных образовательных организаций, и до 2009-2010 гг. для негосударственных. Что касается обучающихся в них студентов, для государственных образовательных организаций характерна тенденция сокращения их численности, для негосударственных за последние два года наблюдается небольшой рост. [2, с.26; 5, с. 40]. Как свидетельствует официальная статистика, за последние два года наблюдалась тенденция увеличения приема в негосударственные ПОО: в 2012/13 учебном году принято 35,4 тыс., в 2013/14 - 46,4 тыс. студентов [6, с.320]. Однако в общей доле профессиональных организаций, реализующих образовательные программы подготовки специалистов среднего звена, доля негосударственных ПОО остается достаточно скромной и составляет 8% от их общего количества, а доля обучающихся в них - 6,4 %.
В негосударственных ПОО СПО, почти три четверти студентов (72 %) обучается по очной форме, по заочной - 26,5 %, вечерней - 1,3 % студентов [6, с.317-319]. Причем имеет место тенденция увеличения численности студентов дневной формы обучения, что не соответствует распространенному представлению о том, что в негосударственных профессиональных образовательных организациях в основном обучение осуществляется по заочной форме обучения. Например, в 1995/1996 учебном году по очной форме обучалось 38 % студентов, в 2000/2001 учебном году - 45,8 %, в 2006/2007 учебном году - 60 % от общего количества студентов. Рост количества студентов очной формы обучения происходит за счет увеличения приема студентов на базе основного общего образования. По сравнению с 2000 учебным годом в 2013 году численность студентов на базе 9-го класса в негосударственных профессиональных организациях СПО по программам подготовки специалистов среднего звена увеличилась в 6,5 раза и составила 68,9 % от общей численности студентов [6, с. 319]. Причиной является стремление выпускниками основной школы избежать единого государственного экзамена (ЕГЭ). Как показывают проведенные опросы, результаты которых нашли отражение в предыдущих статьях автора, профессиональные образовательные организации СПО наиболее востребованы абитуриентами с более слабой общеобразовательной подготовкой; для большинства из них обучение в техникуме или колледже является особой стратегией получения в дальнейшем высшего образования [3, с. 97]. Анализ территориального размещения негосударственных ПОО показывает, что они в значительной степени сконцентрированы в Приволжском, Центральном и Южном федеральных округах: 59% всех учебных заведений, две трети (65,5%) всех студентов. Меньше всего негосударственных ПОО (8) и обучающихся (4,5 тыс.) приходится на Дальневосточный ФО, хотя по сравнению с 2001 учебным годом количество студентов увеличилось почти в 7 раз [4]. В целом по количеству негосударственных ПОО и численности обучающихся в них лидирует Краснодарский край - 17 образовательных организаций, в которых обучается 15 тыс. студентов, далее идут Москва (9 и 13 тыс.) и Республика Татарстан (7 и 8,7 тыс. обучающихся) [6, с.341-345]. Анализ численности обучающихся по группам специальностей показывает, что в негосударственных ПОО в 2013/2014 учебном году студенты обучались по следующим группам специальностей: 30,1 % - экономика и управление; 28,9 % - гуманитарные науки; 15,0 % - сфера обслуживания; 5,5 % - информатика и ВТ; 5,3% - технология продовольственных продуктов и потребительских товаров; 2,7% - геодезия и землеустройство; 2,5 % - культура и искусство; 2,4% -здравоохранение; 1,9% - транспортные средства; 1,3% - геология, разведка и разработка полезных ископаемых; 0,6% - образование и педагогика [6, с.338]. По остальным специальностям отмечается очень незначительный процент обучающихся. Негосударственных ПОО, выпускающих специалистов по естественным и физико-математическим наукам, авиационной и ракетно-космической технике, приборостроению и оптотехнике нет. В образовательных организациях указанного типа обучение в основном осуществляется по специальностям непроизводственного сектора, не требующего больших вложений в развитие учебно-материальной базы [4, с.63]. Обучение по техническим специальностям, в том числе наукоемким и высокотехнологичным, незначительное или не осуществляется совсем.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Что касается преподавательского состава исследуемых образовательных организаций, 72,2 % преподавателей составляют женщины [6, с.131]. На начало 2013-2014 учебного года основной контингент преподавателей негосударственных образовательных организаций составляют преподаватели в возрасте до 45 лет (55,5%), в том числе до 30 лет - 15,7%, старше 65 лет - 5,7%. Как показывают подсчеты автора, если в 2013-2014 учебном году средний возраст преподавателей государственных ПОО составляет 48 лет, в негосударственных образовательных организациях преподавательский состав несколько моложе [5, с. 135]. Необходимо отметить, что в системе СПО тенденция старения педагогических кадров продолжается. Так, в 2007 году средний возраст преподавателей в государственном секторе составлял 45 лет, в негосударственном -38 лет [4, с.76]. Структура численности преподавателей негосударственных ПОО, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, по стажу педагогической работы на 2013/2014 учебный год выглядит следующим образом. Стаж работы до пяти лет имеют 18,1% преподавателей (в государственных -14,8 %), от пяти до десяти лет - 18,5 % (12,5%), одиннадцать-пятнадцать лет - 19% (13,9 %), шестнадцать-двадцать лет - 13,4% (столько же в государственных образовательных организациях), двадцать и более лет стаж педагогической работы в негосударственных образовательных организациях имеют 26%, а в государственных - 43,4 % преподавателей; не имеют педагогического стажа работы 5,1% преподавателей (2,0% в государственных). Таким образом, доля преподавателей, имеющих длительный педагогический стаж, а значит и большой педагогический опыт, в негосударственных учебных заведениях сравнительно ниже (26%), чем в государственных, где почти каждый второй работает в системе образования более 20 лет (см. рис. № 1).
Преподавали государственных образовательных учреждений
Рисунок 1 - Стаж работы преподавателей профессиональных образовательных организаций, реализующих
программы подготовки специалистов среднего звена (в %).
В негосударственных ПОО, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена, 35,7 % преподавателей имеют ученые звания и степени, что свидетельствует о достаточно высоком уровне подготовки профессорско-преподавательского состава и предлагаемых ими учебных программ (в государственных образовательных организациях - 4,3 % преподавателей). Как видим, в негосударственных образовательных организациях уровень остепененности преподавателей выше. Однако на начало 2013-2014 учебного года каждый второй преподаватель негосударственной образовательной организации являлся внешним совместителем (51,2%), приходящим за дополнительным заработком и не связывающим свои творческие планы с перспективами развития учебного заведения (в государственных внешние совместители составляли 20,8% от общей численности преподавателей) [5, с. 135]. Такая ситуация, видимо, объясняется невысоким социальным статусом негосударственных образовательных организаций, нестабильностью их положения в связи с обострением конкуренции за абитуриентов в условиях демографического кризиса, начавшимся мониторингом и выявлением неэффективных образовательных организаций и филиалов, подлежащих реорганизации [1, с.107], и сложной социально-экономической ситуацией в стране.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
Список использованной литературы:
1. Гильмутдинова Р.А., Закирова З.Р., Дубинина Э.В. Развитие менеджмента качества как фактор повышения конкурентоспособности Вуза. Казанская наука, 2013, №11. С. 105-108.
2. Даутова Т.А. Негосударственные учебные заведения среднего профессионального образования в посткризисный период. - Уфа: Вестник ВЭГУ. 2013 г. №2 (64). С. 25-30.
3. Даутова Т.А. Об особенностях обучающихся в негосударственных средних специальных учебных заведениях (опыт социологического исследования среди студентов негосударственных ссузов Республики Башкортостан). - Уфа: Вестник ВЭГУ. 2010. №4. С. 96-100
4. Даутова Т.А. Социальные проблемы развития негосударственного среднего профессионального образования в современной России: монография. Восточная экономико-юридическая гуманитарная акад. (Академия ВЭГУ). Уфа, 2010. 160 с.
5. Даутова Т.А. Профессиональный портрет преподавателей образовательных организаций, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена (на основе сравнительного анализа преподавателей государственных и негосударственных образовательных организаций). Вестник ВЭГУ. №1 (81). Январь-февраль 2016 г. Уфа, 2016. С. 39-49.
6. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 464 с.
© Даутова Т.А., 2016
УДК 316.47
Иванова Анна Алексеевна
Аспирант кафедры социологии Астраханского государственного университета (АГУ)
г.Астрахань E-mail: [email protected]
БРАЧНО - СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Аннотация
В статье анализируется трансформация общественных отношений, все изменения социальных приоритетов, образ жизни людей, который воздействует на семейные отношения и положение в них женщины. Брачно-семейные отношения детерминируются условиями развития определенного общества. Подобные условия обуславливают функции семьи, которые оказывают влияние на характер семейных взаимоотношений.
Ключевые слова:
характерные показатели модернизированных брачно-семейных отношений, гендерная роль, полная семья, неполная семья, гендерное равенство, иерархия, самореализация.
Социологический анализ брачно-семейных отношений предполагает изучение институциональных изменений подобных отношений, типов организации и структур семейной жизнедеятельности в определенных исторических обстоятельствах. Брачно-семейные отношения детерминированы условиями развития определенного общества. Подобные условия обуславливают функции семьи, которые оказывают влияние на характер семейных взаимоотношений.
Так например, А.К. Дзагкоев отмечает традиционные и современные модели брачно-семейных отношений [2, с. 79]. Традиционная семья, которая существовала на протяжении многих лет и существует сегодня во многих обществах. Переход к модернизированному типу может осуществляться достаточно долго,