ЭКОНОМИКА ТРУДА
УДК 331
М.В. Герман
МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, РЕАЛИЗУЮЩИМИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Даны обоснования целесообразности нового подхода к оценке деятельности и эффективности использования ресурсов организациями, реализующими программы профессиональной подготовки кадров. Представлена авторская методика комплексной оценки на основании анализа соотношения ресурсов и результатов, создающая предпосылки для повышения результативности управления и научно обоснованного стратегического планирования и развития образовательных организаций, в частности рынка профессиональной подготовки кадров в целом.
Ключевые слова: комплексная оценка деятельности и эффективности использования ресурсов организациями, реализующими программы профессиональной подготовки кадров, объем оборота образовательных услуг, индекс устойчивого рыночного спроса образовательных услуг, индекс обеспеченности практикоориентированного обучения, индекс глубины сетевого взаимодействия образовательной организации.
Теоретико-прикладные исследования однозначно доказывают определяющую роль образования в развитии современного общества. В свою очередь, система профессионального образования обеспечивает за счет качественного опережающего развития человеческих ресурсов формирование профессионального общества.
Система профессионального образования Российской Федерации в последние годы находится в состоянии модернизации: внедряются современные организационные формы, принципиально новые технологии и методы обучения, развивается ее материально-техническое обеспечение. Определены основные направления государственной (региональной) политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена на долгосрочную перспективу, разработаны и утверждены соответствующие документы:
- Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [1].
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [2].
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» [3].
- План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [4].
- Государственные программы развития профессионального образования до 2020 г. субъектов Российской Федерации.
Тем не менее проблемы в профессиональном образовании остаются, и в первую очередь они связаны с эффективностью деятельности образовательных организаций.
Решение обозначенной задачи возможно только путем определения рациональности управления имеющимися ресурсами в контексте достижения при этом целей, стоящих перед образовательными организациями и системой профессионального образования в целом. Между тем эта проблема крайне сложна, поскольку исторически в нашей стране комплексная оценка управления через соотношение ресурсов и результатов в сфере профессионального образования практически не осуществлялась и соответствующие подходы и технологии фактически отсутствуют. Более того, возможности методов, существующих в других социальных отраслях, оказываются крайне ограниченными, когда возникает необходимость их приложения к некоммерческим организациям, которыми являются государственные профессиональные образовательные организации. С другой стороны, кроме решения названной задачи, стоящей на государственном уровне, наличие системы оценки управления деятельностью образовательными организациями позволяет уделять больше внимания вопросам анализа их функционирования и создает предпосылки для научно обоснованного стратегического планирования и развития.
В международной и российской литературе представлено значительное число теоретических и практических методов анализа деятельности как коммерческих, так и некоммерческих организаций, однако соответствующей методики комплексной оценки образовательных организаций, реализующих программы профессиональной подготовки кадров, не разработано.
Анализ различных точек зрения отечественных и зарубежных исследователей показал большое разнообразие концепций и измерителей эффективности организации. Вместе с тем, обобщая их, можно в достаточной мере утверждать, что, как правило, эффективность (лат. efficientia) рассматривают как продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели. В общем понимании эффективность системы оценивается через систему показателей, отражающих каждый из обозначенных признаков. Данный подход к пониманию сущности и оценки эффективности системы получил широкое распространение как в зарубежных, так и в отечественных системах оценки эффективности деятельности организаций и соответственно может быть частично применим для оценки деятельности образовательных организаций.
Итак, следуя ключевым постулатам теории, целесообразно выделить следующие направления анализа различных сторон эффективности как слагаемых общей эффективности организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования:
- экономический анализ контингента обучающихся;
- анализ материально-технических ресурсов образовательной организации и эффективность их использования;
- эффективность финансовых инвестиций и расходов;
- эффективность интеллектуальных ресурсов.
Вместе с тем оценивать эффективность образовательных организаций в контексте стратегических целей и перспективного долгосрочного развития следует на основании:
- Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г.;
- государственных программ развития профессионального образования до 2020 г. субъектов Российской Федерации;
- Программы развития образовательной организации до 2020 г.
Далее рассмотрим каждую группу ресурсов и представим обоснования показателей и критериев их оценки.
1. Контингент (в том числе общая численность) обучающихся образовательной организации, по сути, является индикатором ее устойчивости на рынке образовательных услуг. Следует также отметить, что показатели контингента (в том числе общей численности) являются основой для анализа эффективности использования материально-технических, финансовых и интеллектуальных ресурсов, следовательно, в дальнейшем основой для оптимизации ресурсов и развития образовательной организации в целом.
1.1. Объем оборота образовательных услуг отражает общую численность обучающихся, включая численность обучающихся по краткосрочным программам профессионального обучения и по краткосрочным программам дополнительного образования за определенный период времени. Объем оборота образовательных услуг позволяет оценить общую загруженность образовательной организации за определенный период времени.
Объем оборота образовательных услуг рассчитывается как сумма контингента обучающихся (т. е. количество обучающихся по очной, очно-заочной и заочной формам обучения), численность обучающихся по краткосрочным программам профессионального обучения и численность обучающихся по краткосрочным программам дополнительного образования.
1.2. Индекс устойчивого рыночного спроса образовательных услуг отражает восстребованность образовательных услуг в рыночном пространстве и степень устойчивости образовательной организации в социально-экономической системе региона. Индекс устойчивого рыночного спроса - это относительный показатель, характеризующий соотношение численности обучающихся на внебюджетной основе к объему оборота образовательных услуг.
1.3. Для более детального анализа целесообразно провести анализ структуры оборота образовательных услуг с помощью расчета долей численности по формам и видам программ профессионального обучения:
a) доля численности обучающихся по очной форме от объема оборота образовательных услуг;
b) доля численности обучающихся по очно-заочной форме от объема оборота образовательных услуг;
c) доля численности обучающихся по заочной форме от объема оборота образовательных услуг;
d) доля численности обучающихся по краткосрочным программам профессионального обучения от объема оборота образовательных услуг;
e) доля численности обучающихся по краткосрочным программам дополнительного образования от объема оборота образовательных услуг.
1.4. В контексте стратегических целей анализ контингента обучающихся направлен на решение задачи по «... оптимизации региональных сетей государственных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, включая реструктуризацию сетей образовательных организаций в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона, их социальной инфраструктуры, укрупнение профессиональных образовательных организаций до средней численности 200-600 человек» [1. С. 18]. Вместе с тем для более полной картины текущей ситуации целесообразно провести сравнительный анализ фактического значения контингента обучающихся, объема оборота образовательных услуг и минимально допустимого значения.
2. Материально-технические ресурсы образовательной организации создают инфраструктурную основу для функционирования образовательной организации, эффективное использование которых характеризуется:
- во-первых, количественным соответствием площадей, имеющихся в распоряжении образовательной организации, объему оборота образовательных услуг и характеру образовательного процесса;
- во-вторых, качественным соответствием фактического объема работ, производимых при эксплуатации ресурсов перспективной образовательной политики образовательной организации в частности, а также региона и государства в целом.
2.1. Показатели, отражающие количественное соответствие материально-технических ресурсов объему оборота образовательных услуг и характеру образовательного процесса следующие:
a) общая площадь, имеющаяся в распоряжении образовательной организации, приходящаяся на 1 обучающегося (м2/чел.);
b) общая учебная площадь, имеющаяся в распоряжении образовательной организации, приходящаяся на 1 обучающегося (м2/чел.);
c) общее количество часов теоретического обучения, в течение которых задействованы кабинеты, определяется как сумма:
- количества часов теоретического обучения, в течение которых задействованы кабинеты для реализации основных образовательных программ (ООП) СПО и профподготовки,
- количества часов теоретического обучения, в течение которых задействованы кабинеты под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования,
- количества часов теоретического обучения, в течение которых задействованы кабинеты (из них) под реализацию программ сетевого взаимодействия;
d) общее количество часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории, определяется как сумма:
- количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации основных образовательных программ (СПО и профподготовки),
- количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобу-чения и дополнительного образования,
- количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории (из них) под реализацию программ сетевого взаимодействия;
е) загруженность учебных площадей определяется как отношение суммы общего количества часов теоретического обучения, в течение которых задействованы кабинеты, и общего количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории, к учебной площади, имеющейся в распоряжении образовательной организации (ч/м2).
2.2. Показатели качественного соответствия площадей имеющихся в распоряжении образовательной организации.
a) Одной из ключевых задач системы профессионального образования является повышение практической направленности обучения, что, в свою очередь, повышает качество и скорость адаптивности выпускника в реальном производстве, а также в целом способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. При этом следует отметить, что особо важна практикоориентированность при освоении учебных дисциплин. Информационной основой для анализа степени практиориентированности обучения и, следовательно, эффективности использования учебных кабинетов, мастерских и лабораторий в образовательной организации являются соответствующие индексы:
- индекс обеспеченности практикоориентированного обучения при освоении учебных дисциплин основных образовательных программ СПО и профессиональной подготовки, рассчитывается как отношение количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации ООП СПО и профподготовки, к сумме количества часов теоретического обучения, в течение которых задействованы кабинеты для реализации ООП СПО и профподготовки и количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации ООП СПО и профподготовки,
- индекс обеспеченности практикоориентированного обучения при реализации краткосрочных программ профобучения и дополнительного образования, рассчитывается как отношение количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования, к сумме количества часов теоретического обучения, в течение которых задействованы кабинеты под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования и количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования.
b) Реализация сетевых образовательных программ является одним из инструментов повышения качества профессионального образования за счет ин-
теграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами. Для количественного анализа данного инструментария целесообразно произвести расчет таких индексов глубины сетевого взаимодействия образовательной организации, как:
- индекс глубины сетевого взаимодействия теоретического обучения, рассчитывается как отношение количества часов теоретического обучения, в течение которых задействованы кабинеты под реализацию программ сетевого взаимодействия, к общему количеству часов теоретического обучения,
- индекс глубины сетевого взаимодействия практического обучения, рассчитывается как отношение количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории под реализацию программ сетевого взаимодействия, к общему количеству часов практического обучения.
3. Финансовые ресурсы образовательной организации представляют собой совокупность государственных субсидий и привлеченного капитала, которые используются для формирования активов и осуществления образовательной деятельности. В свою очередь, анализ эффективности финансовых ресурсов образовательной организации следует рассматривать:
- во-первых, с точки зрения инвестиционной активности образовательной организации и тем самым создания условий для повышения финансово-хозяйственной самостоятельности;
- во-вторых, с точки зрения эффективности расходования денежных средств.
3.1. Показатели структуры государственных инвестиций:
a) доля субсидирования на выполнение государственного задания в общем объеме инвестиций в образовательную организацию;
b) доля субсидирования на иные цели в общем объеме инвестиций в образовательную организацию;
c) доля субсидирования на иные цели, выделенная в рамках выполнения государственных программ в общем объеме инвестиций в образовательную организацию.
3.2. Показатели динамики инвестиционной активности:
а) индекс роста дохода от внебюджетной образовательной деятельности (1р.д.(внеб.обр.д) рассчитывается как отношение
1р.д.(внеб.обр.д)=-Д(внебобр/д)-х 100,
Гос.субсидии(всего)+Д(внеб.обр.д)
где Д(внеб.обр/д) - доход от внебюджетной образовательной деятельности;
Ь) индекс роста дохода от реализации продукции (Тр. д. (реализ.прод)):
1р.д.(реализ.прод)=-Ж^ш.щю^-хШ,
Гос.субсидии(всего)+Д(внеб.обр.д) + Д (реализ. прод)
где Д(реализ.прод) - доход от реализации продукции;
с) индекс роста дохода от привлечения средств от работодателей (1р.д.(ср.работод)):
1р.д.(ср.работод)=-Д(работод)-х100,
Гос.субсидии(всего)+Д(внеб.обр.д) + Д (реализ. прод) + Д (работод)
где Д(работод) - доход от привлечения средств от работодателей;
ф индекс роста дохода от привлечения денежных средств, переданных работодателем в виде оборудования, материалов, техники и т.д. (1р .(дох.р. оборуд.техн)):
1р.д.(дох.р.оборуд.техн)=
_ Д(ср.работод)
-х100,
Гос.субсидии(всего)+Д(внеб.обр.д) + Д (реализ. прод) + Д (ср.работод) +Д(р.оборуд.техн.)
где Д(р.оборуд.техн) - доход от привлечения денежных средств, переданных работодателем в виде оборудования, материалов, техники и т.д.;
е) индекс роста дохода от сетевого взаимодействия (1р.(дох.сет.вз)):
1р.д.(дох.сет.вз)=
=-Д(сет.вз)-х100,
Гос.субсидии(всего)+Д(внеб.обр.д) + Д (реализ. прод) + Д (ср.работод) +Д(р.оборуд.техн.) +Д(сет.вз.)
где Д(сет. вз.) - доход от привлечения средств в рамках сетевого взаимодействия.
3.3. В контексте стратегических целей показатель доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования на конец 2014 г. - должен составлять 5%, на конец 2020 г. - 30% [1. С. 25]. Сравнительный анализ фактического значения доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования с его оптимально допустимым целевым значением, в совокупности с полученными результатами вышеобозначенных показателей финансовых ресурсов, позволит определить потенциал финансовой устойчивости образовательной организации и сформировать соответствующую перспективную финансовую политику.
4. Эффективность интеллектуальных ресурсов характеризует адаптационную способность образовательной организации к требованиям научно-технического прогресса и развития системы профессионального образования, а также изменениям социальных условий рынка труда.
4.1. Показатели качественного анализа трудового потенциала:
a) индекс развития трудового потенциала (1(разв.тр.пот)), характеризует уровень обновленности знаний и навыков преподавателей и мастеров производственного обучения (п/о) образовательной организации:
ч Ч(пов.квал) + Ч(стажир)
1(разв.тр.пот.)=—------— х 100,
Ч (шт)
где Ч(шт) - количество преподавателей и мастеров п/о (по штату); Ч(пов.квал) - количество преподавателей и мастеров производственного обучения, которые прошли повышение квалификации за последние 3 года; Ч(стажир) - количество преподавателей и мастеров п/о, которые прошли стажировку за последние 3 года;
b) индекс технологичной продуктивности трудового потенциала (1(тех.прод.)), отражает степень применения преподавателями и мастерами производственного обучения прогрессивных содержательных техник учебного процесса:
Ч(внедр. нов. тех)
1(тех.прод.)=—----— х 100,
Ч (шт)
где Ч(внедр.нов.тех) - количество преподавателей и мастеров п/о, внедряющих новые педагогические технологии в учебный процесс;
c) индекс перспективной технологичной продуктивности трудового потенциала (1(персп.тех.прод)), характеризует степень активности в совершенствовании и разработке преподавателями и мастерами п/о прогрессивных содержательных техник учебного процесса:
т, , Ч(подг.нов.тех)
1(персп.тех.прод.)=-х 100,
Ч (шт)
где Ч(подг.нов.тех) - количество преподавателей и мастеров п/о, подготовивших новые педагогические технологии;
ф индекс личной профессиональной активности трудового потенциала (1(л.проф.акт)), отражает степень активности участия преподавателей и мастеров производственного обучения в региональных, российских, международных конкурсах:
Ч(прин.уч.конк)
1(л.проф.акт.)=——---— х 100,
Ч (шт)
где Ч(прин.уч.конк) - количество преподавателей и мастеров п/о, принявших участие в региональных, российских, международных конкурсах;
е) индекс результативности личной профессиональной активности трудового потенциала (1(рез.л.проф.акт)), отражает степень результативного
участия преподавателей и мастеров производственного обучения в региональных, российских, международных конкурсах:
т, л, ч Ч(побед.конк)
1(рез.л.проф.акт.)=-х 100,
Ч (шт)
где Ч(побед.конк) - количество преподавателей и мастеров п/о, победивших в региональных, российских, международных конкурсах.
4.2. Целевой показатель численности обучающихся в расчете на 1 педагогического работника (включая мастеров производственного обучения) согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. на конец 2014 г. должен составлять 12,8 чел. на одного работника, на конец 2020 г. -13,5 чел. на одного работника:
тт, _ , Контингент обучающихся 1Г1Г1
Ч (студ.на 1 работ.)=-х100.
Ч (шт)
4.3. Показатели профессиональной самореализации студентов:
a) индекс вовлеченности студентов в проектную деятельность (1(вовл.ст.проект.д)), показывает активность студентов в профессиональной самореализации через участие в проектной деятельности:
Ч(студ. вовл.проект.д.) х
1(вовл. проект. д. студ.)=-х 100.
Контингент обучающихся
где Ч(студ.вовл.проект.д) - количество студентов, вовлеченных в проектную деятельность;
b) индекс результативности проектной деятельности студентов, отражает степень результативной профессиональной самореализации студентов через участие в проектной деятельности:
т, ч Ч(студ. реализ.проект.д.)
1(рез.проект. д.студ.)=-х 100,
Ч(студ. вовл. проект. д.)
где Ч(студ.реализ.проект.) - количество студентов, реализовавших проекты;
c) индекс глубины проектной деятельности студентов (1(гл.проект)), характеризует степень результативности и завершенности студенческих проектов:
т, , Число реализ.проектов или готовы к реализации ...
1(гл.проект.)=-------х 100.
Число подгот. проектов студ. или на стадии завершения
4.4. Показатели активности преподавателей и мастеров п/о в профессиональной самореализации студентов - это показатели, в совокупности харак-
теризующие эффективность работы преподавателей и мастеров п/о в профессиональной самореализации студентов через участие в конкурсах и проектной деятельности:
а) индекс активности работы преподавателей и мастеров производственного обучения со студентами в проектной деятельности (1(акт.работ.в проект. д. студ)):
т, . . К(привл.пр. на 1 работ)
Т(акт.работ. в проект.д.студ.)=-х 100,
Ч(студ. на 1 работ)
где К(привл. пр. на1 работ) - контингент обучающихся, привлеченных в проектную деятельность на 1 преподавателя и мастера п/о;
Ь) индекс результативности работы преподавателей и мастеров в проектной деятельности со студентами (1(рез.работ.в проект.д.студ.) = 1(рез.проект. д.студ.)):
т, _ , К(реализ.пр. на 1 работ) 1Г1Г1
Т(рез.работ. в проект.д.студ.)=-х 100,
К(привл. пр. на 1 работ)
где К(реализ.пр.на1работ) - контингент обучающихся, подготовивших и реализовавших проекты на 1 преподавателя и мастера п/о;
с) индекс активности работы преподавателей и мастеров со студентами по участию в конкурсах (1(акт.работ.конк.студ.)):
т, _ , К(уч.конк. на 1 работ.)
Т(акт.работ. конк.студ.)=-х 100,
Ч(студ. на 1 работ.)
где К(уч.конк.на1 работ) - контингент обучающихся, подготовленных для участия в конкурсах на одного преподавателя и мастера п/о;
ф индекс результативности участия в конкурсах студентов (1(рез.раб.уч.конк.студ)):
т, _ , К(побед.конк. на 1 работ) 1Г1Г1
Т(рез.раб. уч.конк.студ.)=-х 100,
Ч(уч.конк. на 1 работ)
где К(побед.конк.на1 работ) - контингент обучающихся, победивших в конкурсах, на одного преподавателя и мастера п/о.
После расчетов каждой группы показателей проводится комплексный анализ полученных результатов. Следует отметить, что представленные группы показателей, характеризующих соответственно контингент, материально-технические ресурсы, финансы и интеллектуальные ресурсы образовательной организации, нельзя рассматривать изолированно, поскольку они являются составляющими единого организационно-экономического механизма. Конечные результаты деятельности любой организации определяются тем, насколько правильно его руководители оценивают реальное значение
факторов повышения эффективности, как в отдельности, так и в совокупности.
Представленная методика комплексной оценки деятельности и эффективности использования ресурсов организациями, реализующими программы профессиональной подготовки кадров, была апробирована на 11 образовательных организациях Томской области. В процессе апробации было выявлено, что данный подход к оцениванию позволяет расширить границы стандартной общепринятой оценки деятельности и эффективности использования ресурсов образовательными организациями, обеспечивая не только контроль за результативностью различных направлений деятельности, но и определение условий, возможностей и факторов повышения эффективности отдельных сторон и аспектов деятельности образовательной организации с учетом различий влияния времени, риска и ликвидности. Следует особо подчеркнуть, что данная методика может быть использована для повышения эффективности и совершенствования деятельности образовательных организаций и системы профессионального образования в обеспечении достижения поставленных стратегических целей как на макро-, так и на микроуровне.
Литература
1. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрено Коллегией Минобр-науки России, протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн).
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 20132020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р).
4. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р).
German Maria V. Department of System Management and Business Economics, National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia. E-mail: german [email protected]
METHODOLOGY OF INTEGRATED ASSESSMENT OF ACTIVITY AND RESOURCE EFFECTIVENESS OF ORGANIZATIONS IMPLEMENTING PROFESSIONAL TRAINING PROGRAMS.
Keywords: Integrated assessment оf activity and resource efficiency of organizations; Organizations implementing programs of professional training; Turnover of educational services; Index of steady demand for educational services; Index of provision of practice-oriented training; Index of networking penetration for an educational organization.
Vocational education system in Russia has attracted particular attention in recent years; a significant effort has been made to modernize it. However, vocational education still has its problems; primarily, they are linked to the performance of the educational institutions. Outlined problems can be solved through efficiency determination of the management of available resources in the context of achieving both the goals of the educational institutions and vocational education system as a whole. International and Russian references provide a considerable number of theoretical and practical methods for analysis of both for-profit and nonprofit organizations, however, appropriate methods for integrated assessment of educational institutions implementing programs of vocational training have not been developed.
Based on the key theoretical tenets, it is expedient to identify the following evaluation categories of various aspects of the effectiveness of both the components of the overall effectiveness of organiza-
tions that implement programs of vocational training and secondary vocational education: an economic analysis of students; an assessment of material and technical resources of the educational organization and efficiency of their use; an efficiency of financial investments and cost-effectiveness; an effectiveness of the intellectual capital.
Each group of resources is provided with a substantiation of the estimate indicators. The estimations for each group of indicators are followed by an integrated assessment of the results. It should be noted that the representation of the parameters characterizing respectively the student population, material and technical resources, finances and intellectual capital of the educational organization, could not be considered separately because they are elements of a single organizational and economic mechanism. In addition, the effectiveness of efficiency criteria, which is the level of objectives achievement in organizations implementing programs of vocational training and secondary vocational education as the basic elements of the system of vocational education as a whole, is advisable to consider as: first, a native part of the vocational education system; secondly, an independent integrated system; third, a center of the elements of this system with intrinsic peculiar properties.
Eleven educational institutions of the Tomsk Oblast approved the provided method for integrated efficiency assessment of the resource use in the organizations implementing programs of vocational training. The testing has shown that this assessment approach allows expanding the boundaries of standard conventional assessment of the resource efficiency in the educational institutions, not only monitoring the performance in various activities, but also determining the conditions, opportunities and factors to increase efficiency in particular aspects of the organization's activities with account of time, risk, and liquidity differences.
References
1. Commission of the RF Ministry of Education. "The Strategy for the Development of the Professional Training System and Applicable Job Qualifications in the Russian Federation for the period up to 2020" of July 18, 2013, N PK-5vn. (In Russian).
2. RF Government Edict "Strategy for the Innovation Development of the Russian Federation" of December 8, 2011, N 2227-r. (In Russian).
3. RF Government Edict "State Program of the Russian Federation "Development of Education for the period 2013-2020" of May 15, 2013, N 792-r. (In Russian).
4. RF Government Edict "Activity Plan "The Roadmap": "Changes in the Social Industries, which are aimed at Increasing the Efficiency of Education and Science" of December 30, 2012, N 2620-r. (In Russian).
5. Methodology of Integrated Assessment of Activity and Resource Effectiveness of Organizations Implementing Professional Training Programs. (In Russian).
Поступила в редакцию DD.MM.2015 Received March DD, 2015
For referencing:
German M.V. Metodika kompleksnoy otsenki deyatel'nosti i effektivnosti ispol'zovaniya resursov organizatsiyami, realizuyushchimi programmy professional'noy podgotovki kadrov [Methodology of integrated assessment оf activity and resource effectiveness of organizations implementing professional training programs]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics, 2015, no. 1 (29), pp. 51-62.