Если говорить о качестве образовательной деятельности, то стоит упомянуть, что качество конечного результата зависит от качества процессов, направленных на его получение. В данном случае основным показателем выступает критерий своевременности информации. Данный критерий предполагает получение информации в любой момент времени и своевременное принятие адекватных ситуации управленческих решений.
Использование ИКТ в управлении социальной сферой — это не просто автоматизация некоторых функций и деловых процессов в учреждениях здравоохранения, образования, куль-
Библиографический список
туры. Речь идет о существенной перестройке работы (деловых процессов) организаций социальной инфраструктуры на базе ИКТ, приводящей к новому качеству оказания государственных услуг, включая услуги в сфере образования.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением, фор мирование устойчивой потребности коллектива в получении управленческой информации, в диагностических материалах, в данных, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение, и т. д. — это верный путь повышения эффективности управления учреждением.
1. Немогай Н. В. Управление качеством. Менеджмент качества [Текст] / Н. В. Немогай. — М. : ТетраСистемс, 2010. — 176 с.
2. Матюшин, В. А. Информатизация процессного подхода в менеджменте качества [Текст] / В. А. Матюшин. — Киев : МЦ «Прирост», 2001. — 32 с.
3. Гришан, И. П. Менеджмент образовательных учреждений [Текст] / И. П. Гришан. — Владивосток : ТИДОТ ДВГУ, 2002. — 65 с.
4. Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования : Проблемы и перспективы [Текст] / Б. С. Гершунский. — М. : Педагогика, 2004. — 135 с.
УДК 377.5 С. В. Савельева, доц. Челябинского
института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Процесс управления непрерывно связан с информационным обменом между субъектами и объектами управления. Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий позволяет решать управленческие задачи быстро и эффективно. В статье рассматривается структура информационного пространства профессионального учебного заведения. Приводятся примеры программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию управления образовательным учреждением.
Ключевые слова: процесс управления, информационное обеспечение, автоматизация управления, единое информационное пространство образовательного учреждения, программные продукты автоматизации управления.
В настоящее время интеграция России в мировую экономику приводит к модернизации образования, касающейся всех сфер деятельности профессиональных образовательных учреждений и, прежде всего, их системы управления. В то же время работу профессиональных учреждений трудно представить без постоянного обмена информацией, а наличие полной, доступной, своевременной
информации становится необходимым условием успешного функционирования профессиональных учебных заведений начального и среднего звена. Следовательно, процесс управления профессиональным образовательным учреждением нуждается в информационном обеспечении.
Целью информационного обеспечения процесса управления является удовлетворение
информационных потребностей субъектов управления. Эта цель достигается путем решения отдельных задач, к которым относятся: определение и отбор источников информации; сбор данных из выбранных источников; правильная интерпретация и систематизация полученных данных; проверка достоверности, полноты и непротиворечивости данных; предоставление систематизированных и проверенных данных субъектам управления; постоянное и своевременное обновление данных [1].
В настоящее время одним из самых значимых и влиятельных факторов научно-технического прогресса стали информационно-коммуникационные технологии. Информатизация учебных заведений позволяет реализовать новые подходы к технологии управления учебным процессом [2]. Одной из самых востребованных и актуальных задач информатизации образования является задача внедрения систем автоматизации управления образовательным учреждением.
Современные технологии позволяют рассматривать информационные потоки в профессиональном учебном заведении не как хаотическое явление, а как динамическую систему, которой можно управлять. Системная характеристика информационных потоков позволяет
найти оптимальный способ их использования. Одним из способов является формирование единого информационного пространства образовательного учреждения. В самом общем виде оно представляет собой систему, в которой задействованы и связаны между собой все участники учебного процесса: администрация, преподаватели, учащиеся, родители [3].
Формирование информационного пространства профессионального учебного заведения можно представить следующим образом: накапливается базовая информация и информация общего доступа; информация общего доступа обрабатывается в системе планирования и управления учебным процессом; основная часть информации из систем планирования и управления учебным процессом передается в систему администрирования деятельности учреждения и систему обеспечения содержания образовательного процесса, где происходит ее дальнейшая обработка, архивация и хранение; информация общего доступа и обработанная информация из систем администрирования и обеспечения содержания попадает в модули дополнительного обеспечения, где происходит дальнейшая работа с ней; на основе обработанной в системах и модулях информации формируется отчетная документация (рис. 1).
Рис. 1. Структура информационного пространства профессионального учебного заведения
В структуре единого информационного пространства основные системы должны быть дополнены информационными модулями обеспечения образовательного процесса. Состав информационных модулей для конкретных учебных учреждений может различаться. В него должны входить блоки обеспечения деятельности специалистов: библиотекарей, медицинских работников, бухгалтеров (при наличии собственной бухгалтерии), завхозов, ответственных за организацию питания и др.
Перечисленные выше информационные системы и информационные модули дополнительного обеспечения представляют собой конкретные приложения. Любое из них работает с определенным набором информации — собственной базой данных. Для того чтобы воспользоваться обобщенными данными этих баз, получить возможность анализировать процессы, происходящие на конкретных участках деятельности, и принимать обоснованные управленческие решения, необходимо эти данные свести воедино. Поэтому процесс формирования единого информационного пространства включает в себя также решение задачи интеграции баз данных информационных систем и модулей и компоновки на их основе единой базы данных [3].
Компоновка единой базы данных и организация постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса через информационные системы и модули есть решение задачи построения единого информационного пространства образовательного учреждения.
Не следует забывать, что любой подход к информатизации образовательного учреждения должен учитывать особенности образовательной системы как системы традиционной. Чем больше любая инновация, предлагаемая учреждению образования, «похожая на традиционную», тем больше шансов на успех ее внедрения. Так как для большинства образовательных учреждений сдерживающим фактором развития и внедрения автоматизированных систем является человеческий фактор, необходимо участие руководства в процессе выбора, приобретения, желания их освоения [3].
Цели появления на рынке любой автоматизированной системы управления учебным заведением следующие: во-первых, облегчить и упростить деятельность администраторов и учителей с тем чтобы сократить затраты времени на выполнение рутинных операций и увеличить количество времени, отведенного непосредственно на процесс обучения; во-вторых, сформировать информационную инфраструк-
туру учреждения; в-третьих, собирать, обрабатывать и анализировать информацию о ходе учебного процесса и принимать обоснованные решения по управлению учреждением; а самое главное — сформировать единое информационное образовательное пространство профессионального учебного заведения, организовать информационное взаимодействие между всеми сотрудниками учебного заведения и органами управления образованием всех уровней.
Представленные на отечественном и зарубежном рынке программные продукты — это комплексы программ, включающих в себя автоматизированные информационно-аналитические системы для директора, заведующего учебной частью (завуча), учителя, работников школьной библиотеки, медицинского персонала школы и сотрудников бухгалтерии.
Несмотря на множество программных продуктов, предназначенных для автоматизации управления образовательными учреждениями, внедрение информационных технологий в работу персонала учебных заведений начального и среднего специального образования — длительный процесс, начало которому было положено более десяти лет назад. До сих пор лишь небольшая часть образовательных учреждений произвела полную автоматизацию работы персонала. Почему же расписание чаще всего составляется на листе бумаги с использованием карандаша и резинки, а дипломы заполняются ручкой? Казалось бы, в настоящее время создано большое количество программ, позволяющих выполнять основные функции персонала в течение всего года без использования ручного труда. Недостаточное финансирование учебных заведений и страх сотрудников перед работой с новыми компьютерными программами — вот две основные причины столь длительного вхождения инновационных технологий в работу образовательных учреждений.
Фирма «Аверс» предлагает комплекс программ, который позволяет автоматизировать многие аспекты деятельности учебного заведения: «АРМ Директор», «Школьная библиотека», «Аверс Бухгалтерия» и «Тарификация».
Автоматизированная информационно-аналитическая система «АРМ Директор» позволяет автоматизировать рабочие места директора школы, секретаря, заведующего учебной частью, учителя, классного руководителя, медсестры. Программа содержит блоки делопроизводства, планирования, успеваемости, аналитики, приказов, тарификации. Использование блока «Классный журнал» позволяет
осуществлять учет успеваемости, тематическое планирование. Блок «Здоровье» предназначен для организации рабочего места медсестры, учета и контроля прививок, диспансеризации, текущего состояния здоровья учащихся и сотрудников школы. Автоматизированная информационно-аналитическая система «Школьная библиотека» осуществляет учет библиотечного фонда и организацию деятельности школьных библиотек. «Аверс Бухгалтерия» автоматизирует работу на всех участках бухгалтерского учета бюджетного учреждения за счет ведения многоуровневого аналитического учета, контроля за использованием денежных средств, формирования достоверной отчетности. Соответственно руководитель образовательного учреждения получает объективную информацию для принятия решений по управлению материальными и финансовыми ресурсами учреждения.
Руководитель Программного центра «Помощь образованию» П. С. Батищев предложил и организовал принципиально новую схему по внедрению информационных технологий в организационную работу учебных заведений. Он предложил четыре программы: «Приемная комиссия», «Экспресс-расписание», «Учебный учет», «Диплом-стандарт», объединив их в программный комплекс «Помощь образованию» (рис. 2). Подобное функциональное разделение программ позволило не только обеспечить простоту в работе с ними, но и существенно снизить затраты на организацию оборудованного программой рабочего места [4].
Рис. 2. Программный комплекс «Помощь образованию»
Первая программа — «Экспресс-расписание» — была разработана в 2002 г. и совершенствуется до сих пор. Программа позволяет быстро составлять расписание как вручную, так и автоматически. Наиболее сильная ее сторона
— это введение ежедневных изменений в расписание учебных занятий. Она полностью информирует диспетчера об имеющихся нагрузках, занятости выбранного преподавателя, группы, аудитории, остатке невыполненных часов, рассчитывает и рекомендует, сколько необходимо назначать занятий в день с учетом будущего отсутствия преподавателей, чтобы выполнить учебный план в срок. Также в ней есть возможность распечатки документов и размещения веб-страниц в Интернете.
Компьютерная программа «Учебный учет» разработана сравнительно недавно. Данная программа представляет многофункциональный электронный журнал посещаемости и успеваемости обучающихся с возможностью проведения статистического анализа. Классные руководители или старосты групп заносят в нее данные об оценках и посещениях учениками занятий, которые затем используются при составлении статистических отчетов и подготовке индивидуальных табелей успеваемости. Работа с программой «Учебный учет» позволяет экономить свободное и рабочее время преподавателей и студентов, а также дает возможность администрации образовательных учреждений следить за учебным процессом групп по той или иной дисциплине, легко и быстро получая ежемесячные отчеты о посещаемости и успеваемости.
«Диплом-стандарт» — простая и эффективная компьютерная программа для автоматизации работы секретаря учебной части при печати документов по выпуску специалистов начального и среднего профессионального образования. В ней формируются печатные формы таких документов, как вкладыши и приложения к дипломам и свидетельствам, а также академическая справка. Использование программы «Диплом-стандарт» в учебных заведениях позволяет максимально упростить работу секретаря учебной части и избежать ошибок при заполнении вкладышей к дипломам. Итоговые оценки могут импортироваться прямо из программы «Учебный учет», что позволяет избежать повторного ввода данных в различных отделах.
Компьютерная программа «Приемная ко -миссия» — незаменимый помощник приемной комиссии в училищах, колледжах и техникумах. Она позволяет автоматизировать работу секретарей приемной комиссии. В ней формируются экзаменационные ведомости, отчеты, подводятся итоги зачисления. Основным преимуществом использования программы «Приемная комиссия» является функция автомати-
ческого формирования списка абитуриентов, составление которого ведется на основе анализа всех введенных данных: учитываются льготы при поступлении и результаты вступительных испытаний. Программа разделяет абитуриентов по группам: «Зачисляются без экзаменов», «Зачисляются вне конкурса», «Зачисляются по конкурсу», «Зачисляются на коммерческой основе». Результатом работы программы становится четко организованная деятельность приемной комиссии при приеме абитуриентов на обучение и упрощение процесса их зачисления в учебные заведения.
Программный комплекс «Помощь образованию» помогает коллективу учебного заведения работать четко и слаженно. Использование во всех программах схожего дружественного интерфейса упрощает их освоение и помогает разобраться в программах даже начинающим пользователям персональных компьютеров.
Таким образом, автоматизация управления образовательным учреждением дает возможность: оптимизировать основные информационные процессы между образовательным учреждением и органами управления образованием; структурировать информацию и сделать ее удобной и доступной для анализа; повысить эффективность и качество работы сотрудников образовательного учреждения.
Все перечисленные выше предложения позволяют увеличить экономическую эффективность информационных систем и технологий в области управления образовательными учреждениями.
В Озерском строительно-коммунальном техникуме так же решается проблема автоматизации управления образовательным процессом. Проведена работа по обоснованию актуальности проблемы и констатированы противоречия между:
- необходимостью постоянного информационного обеспечения управленческой деятельности и недостаточной своевременностью и оперативностью предоставления актуальной и полной информации субъекту управления (руководителю);
- стремительным развитием компьютерных информационных и телекоммуникационных технологий и недостаточным использованием их в организации, обеспечении и реализации управленческих процессов в начальных и средних профессиональных учреждениях;
- наличием на рынке прикладного программного обеспечения для решения управленческих задач и недостаточной разработанностью
программных систем, в полной мере обеспечивающих эффективное управление учебным процессом и удовлетворяющих потребности профессиональных учебных заведений.
Стремление разрешить указанные противоречия обуславливает проблему эксперимента: каковы основные направления, методы и средства автоматизации процессов управления в учреждениях начального и среднего профессионального образования?
Проблема эксперимента, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволяют сформулировать тему эксперимента: «Автоматизация управления учреждениями начального и среднего профессионального образования». Цель исследования — разработать и экспериментально проверить комплекс программ автоматизации управления учреждений НПО-СПО. Объект исследования — процесс образовательной и управленческой деятельности в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Предмет исследования — техническое, информационное, программное обеспечение автоматизации управления учреждениями НПО-СПО. Сформулирована гипотеза. В соответствии с проблемой, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования.
1. Установить состав участников инновационной деятельности из представителей администрации, преподавателей, мастеров производственного обучения и обучающихся Озерского строительно-коммунального техникума.
2. Осуществить анализ нормативно-правовой базы для проведения экспериментальной работы, а также литературы по следующим вопросам: информационные технологии управления, информационное обеспечение управленческой деятельности, автоматизированные системы управления, организация автоматизированных рабочих мест.
3. Провести понятийный анализ основных терминов и определений из области информационных технологий управления.
4. Разработать на основе системного, информационного и деятельностного подходов модель автоматизации управления учреждениями НПО-СПО.
5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование модели автоматизации управления учреждениями начального и среднего профессионального образования.
6. Провести комплексный анализ итогов реализации программы эксперимента, подготовить пакет предложений по распро-
Библиографический список
странению его результатов в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
1. Степанова, Е. Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности [Текст] : учеб. пособие / Е. Е. Степанова, Н. В. Хмелевская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ФОРУМ, 2010. — 192 с.
2. Картузов, А. В. Проектирование управленческого процесса в ИТ-образовании [Текст] : монография / А. В. Картузов. — Чебоксары : ЧКИ РУК, 2009. — 206 с.
3. Белоусова, Т. И. Развитие автоматизации управления образовательными учреждениями [Текст] / Т. И. Белоусова, П. А. Пляс // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 10. — С. 69-71.
4. Гущина, С. Ю. Автоматизация управления учебным заведением на базе программного комплекса «Помощь образованию» [Электронный ресурс] / С. Ю. Гущина. — Режим доступа : М1р://рЬргод.ги/рго^с15/а|Ис!ез/368?РАСЕМ_1=1.
УДК 377.5 Н. С. Селезнева, руководитель центра
мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования ЧИРПО (2009-2011 гг.), г. Челябинск Л. В. Котовская, первый проректор Челябинского института развития профессионального образования, канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР — ЦЕНТР СЕРТИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
В настоящее время у работодателей формируется активная позиция по вопросу создания центров сертификации квалификаций персонала. Это обусловлено, прежде всего, тем, что возникла необходимость регулирования требований рынка труда и образовательных услуг, реализуемых в учреждениях профессионального образования. В статье рассматриваются основные предпосылки и этапы создания центров сертификации на базе ресурсных центров, а также представлена организационная модель регионального центра сертификации квалификаций.
Ключевые слова: профессиональное образование, сертификация квалификаций, ресурсный центр, центр сертификации квалификаций.
Повышение качества трудовых ресурсов является ключевой позицией в экономической стабильности предприятий, организаций и рассматривается как решающий фактор экономического прогресса общества. От профессиональной квалификации работников всех уровней зависят не только производительность труда и эффективность производства, но и темпы экономического роста страны. В связи с этим со стороны работодателей как основных заказчиков кадров возрастают требования к качеству профессиональной подготовки специалис-
тов, пересматриваются требования к персоналу с точки зрения его компетентности — готовности и способности эффективно выполнять свои профессиональные функции.
В то же время интенсивное развитие промышленности и сферы услуг с каждым годом диктует все новые требования к уровню знаний специалистов в области техники, программного обеспечения, нормативных документов, поэтому квалификация, приобретенная работником ранее, должна быть приведена в соответствие с изменяющимися квалификационными требо-