Научная статья на тему 'Механизмы интеграции информационных систем управления учебным процессом в высшем учебном заведении'

Механизмы интеграции информационных систем управления учебным процессом в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
259
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ / УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ / MANAGEMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION / INFORMATION CONTROL SYSTEMS / PROTECTION OF PERSONAL DATA / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мыльников В. А.

В статье рассматриваются проблемы интеграции информационных систем управления учебным процессом, бухгалтерской и кадровой деятельностью вуза с учетом современных требований к защите персональных данных. Предложен модульный принцип формирования ERP-системы с использованием решений различных компаний. Определена очередность ввода в эксплуатацию отдельных модулей ERP-системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Мыльников В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION MECHANISMS OF INFORMATION MANAGEMENT SYSTEMS OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

In article it is considered problems of integration of information control systems by educational process, accounting and personnel activity of high school, taking into account modern requirements to protection of personal data. The modular principle of formation of ERP-system with use of decisions of the various companies is offered. The sequence of commissioning of separate modules of ERP-system is defined.

Текст научной работы на тему «Механизмы интеграции информационных систем управления учебным процессом в высшем учебном заведении»

tendencies of communicative and speech

competences development in the modern world

L.P. Kotenko

head of the Editorial Publishing Department of the Norilsk Industrial Institute

The article deals with the state of modern Russian language, tendencies of its development, theoretical foundations of concept of the language and culture of speech. Special attention is paid to importance and peculiarities of development of communicative and speech competences offuture experts in modern society.

Key words: communicative and speech competences, the Russian language and speech culture, trends of development of speech in the modern world, speech culture, literary language, condition of modern language.

механизмы интеграции информационных систем управления учебным процессом в высшем учебном заведении

В.А. Мыльников

кандидат технических наук, доцент, начальник Центра информационных технологий Норильского индустриального института E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы интеграции информационных систем управления учебным процессом, бухгалтерской и кадровой деятельностью вуза с учетом современных требований к защите персональных данных. Предложен модульный принцип формирования ERP-системы с использованием решений различных компаний. Определена очередность ввода в эксплуатацию отдельных модулей ERP-системы.

Ключевые слова: управление учебным заведением, информационные системы управления, защита персональных данных, управление учебным процессом.

Во всем мире серьезные организации уделяют особое внимание системам автоматизации и управления предприятием. На текущий момент невозможно представить работу большинства российских высших учебных заведений без комплексной информационной системы поддержки управления. Характерными особенностями образовательных учреждений и в целом системы образования Российской Федерации являются многоплановость видов их деятельности, региональные различия, индивидуальная специфика каждого образовательного учреждения в организации учебного процесса, управлении научными исследованиями, административно-хозяйственной и финансово-экономической

деятельностью, в проведении кадровой политики, в реализации социальных программ и т. д. Поэтому решение проблем управления образовательными учреждениями немыслимо без их полной информатизации на основе одной из современных корпоративных информационных ERP-систем и без создания инфраструктуры управления развитием образования. Не вызывает сомнений, что разработка множественных приложений, автоматизирующих отдельные стороны деятельности университета или вуза, либо создание разрозненных многоплатформенных приложений принципиально не решает данную задачу.

Примерно с конца 1990-х гг. на российском рынке стали доступны решения, пред-

[эГ]

ставляющие собой единую интегрированную информационную систему для управления учебным заведением «Университет» российской компании «REDLAB» [1]. Эффективность данной системы на базе платформы «SAP R/3» не вызывает сомнений, но платежеспособность российских вузов ставит под сомнение возможность внедрения в учебных организациях дорогостоящих решений.

Теоретически, если в учебном заведении имеется штат специалистов, способный создать собственную систему в рамках филиала института, факультета, то можно было бы разработать ее с нуля или адаптировать на базе наиболее подходящего существующего программного продукта. Но в настоящее время такой вариант невозможно использовать без дополнительных мер по сертификации разрабатываемой системы в соответствии с требованиями безопасности информации. Следовательно, проще воспользоваться готовым решением.

В настоящее время количество систем класса ERP, предоставляющих широкий диапазон функциональных возможностей для образовательных учреждений, заметно выросло, что позволило выбирать наиболее подходящий вариант с учетом финансовых возможностей учебного заведения. Учитывая региональные особенности каждого вуза, сложно получить готовое решение «в коробке», где ввод в эксплуатацию после предварительной настройки был бы возможен в течение месяца.

С 2010 г. одним из критериев выбора информационной системы является организация учебного процесса с поддержкой нормативных документов ФГОС третьего поколения. Именно в данном направлении в интервале с 2010 по 2011 г. происходит дальнейшее развитие существующих информационных систем российских разработчиков.

Со второго квартала 2011 г. компания «1С» представила на обозрение новый программный продукт «1С: Университет» [2] -решение для автоматизации управленческой деятельности в учреждениях высшего профессионального образования. Данная система охватывает все уровни деятельности основных подразделений вуза и интегрируется с типовыми решениями для бухгалтерии и отдела кадров, поддерживает многопользовательскую работу в локальной сети или через интернет, может использоваться в виде рабочих мест пользователей при работе с такими структурными подразделений вуза, как приемная комиссия, деканат, ка-

федра, учебно-методический отдел. Система вызывает живой интерес, доступна для ознакомления в режиме on-line.

В данной статье будет представлен опыт внедрения информационной системы ERP «Галактика» [3] на примере ГОУ ВПО «Норильский индустриальный институт», рассмотрены вопросы интеграции системы с другими решениями, в том числе с типовыми решениями фирмы «1С» для бухгалтерии и отдела кадров.

Решение «Галактика: Управление вузом» полностью учитывает требования законодательства Российской Федерации к отраслевой информационной системе в сфере образования и соответствует концепции создания интегрированной автоматизированной информационной системы Министерства образования РФ. Решение адресовано образовательным учреждениям, которые обладают развитым аудиторным фондом, большим контингентом профессорско-преподавательского и студенческого состава, готовят специалистов в области как высшего, так и среднего профессионального и послевузовского (аспирантура, переподготовка) образования.

Система зарегистрирована в Государственном реестре для сертифицированных средств защиты информации, имеется сертификат на комплекс средств защиты информации от несанкционированного доступа пользователей к базе данных, встроенный в изделие «Интегрированная сетевая комплексная программа автоматизации деятельности фирмы (корпорации) «Галактика», по 4-му уровню НДВ и по 5-му классу СВТ. Может использоваться для защиты информации в информационной системе обработки персональных данных (ИСПДн) до 2-го класса включительно.

При внедрении и эксплуатации на первом этапе необходимо определиться с необходимой численностью лицензий. Политика лицензирования в данной системе немного отличается от привычной схемы лицензирования фирмы «1С», где число возможных одновременных сеансов определяется общим количеством свободных лицензий независимо от запускаемой конфигурации. В данной системе лицензия определяется контуром и модулем выполняемой функциональной задачи - ролью пользователя, соответственно, они отличается по стоимости. К сожалению, число лицензий для каждой задачи должно быть тщательно спланировано, освободившаяся лицензия не переходит в другие модули.

В нашем примере контур «Управление учебным процессом» является первым ша-

гом на пути перехода к информационной системе, представленный на рис. 1.

Таблица 1

Классификация разделов модуля в информационной системе

Рис. 1. Структурная схема взаимодействия

модулей контура «Управление учебным процессом»

Очередность ввода модулей в эксплуатацию представляется в следующей последовательности:

1) модуль «Кадровый учет» необходим для формировании организационной структуры предприятия, ведения штатного расписания, учета использования ресурсов профессорско-преподавательского состава и другого персонала;

2) модуль «Учебный процесс» предназначен для автоматизации процесса планирования и управления учебным процессом образовательного учреждения и его подразделений;

3) модуль «Приемная кампания» предназначен для автоматизации процессов планирования и проведения вступительных экзаменов, зачисления абитуриентов в учебное заведение, контроля хода приемной кампании и анализа итогов зачисления;

4) модуль «Управление контингентом студентов» предназначен для ведения личных дел студентов и регистрации типового набора документов (договора, анкеты, заявления, приказы, зачетные книжки, дипломы и т. д.);

5) модуль «Учет успеваемости студентов» предназначен для ведения ведомостей, журналов посещаемости учебных занятий, формирования статистической отчетности, академических справок и приложений к диплому.

При детальном рассмотрении структура модулей в информационной системе соответствует классификации, представленной в табл. 1.

Наименование раздела Описание функциональных задач

Документ Операции ручного/автоматизированного ввода, изменения, удаления данных на основании документов (служебная записка, приказ, договор, удостоверение личности, аттестат и т. д.)

Операции Выполнение операций с данными, введенными в систему для формирования новой информации

Отчеты Формирование сводных, периодических, аналитических отчетов для предоставления вышестоящим руководителям, внешним организациям

Настройка Настройка модуля для выполнения функциональных задач в текущем периоде, настройка взаимодействия определенных операций с другими информационными системами

В соответствии с перечнем функциональных задач по разделам модуля можно предложить следующую классификацию ролей пользователей информационной системы (табл. 2). Наиболее сложным является модуль «Учебный процесс», где кроме работников учебно-методического отдела присутствуют другие подразделения в лице выпускающих кафедр и деканатов.

Таблица 2

Классификация ролей пользователей информационной системы

Наименование роли Выполняемые задачи

Администраторы модуля/ контура/системы Техническая поддержка и сопровождение системы, работа в системных модулях «Права доступа», «Экспорт/импорт», «Журнализация», настройка взаимодействия с другими ИС (раздел 4 - «Настройка»)

Операторы модуля Ввод и корректировка информации, проводка документов (раздел 1 - «Документы»), выполнение оперативных задач отдела (раздел 2 - «Операции»)

Окончание табл. 2

Наименование роли Выполняемые задачи

Руководители подразделений Выполнение административных функций (раздел 2 - «Операции»), формирование отчетов (раздел 3 - «Отчеты»), настройка и подготовка модуля на определенный этап работ (раздел 4 -«Настройка»)

Модуль «Приемная Модуль Конфигурация

кампания» сКадровый учета *—• «Зарплата и кадры

бюджетного

Модуль «Х^рналиэация»

Конфигурация «Платники» на базе «Бухгалтерия бюджетного учреждения»

Модуль «Управление контингентом студентов»

Особенностью внедрения ERP-системы в управление учебным процессом является большое количество пользователей системы. Причем продолжительность работы различных пользователей в системе в течение рабочего дня может сильно различаться, кроме того, полный функционал системы будет использовать только ограниченный набор сотрудников. Наиболее простым решением может быть закупка дополнительного количества лицензий и установка программного обеспечения на нужных рабочих местах. Но, учитывая стоимость одной лицензии, данное решение не будет рациональным. Кроме того, существует ряд программных решений, функционал которых полностью удовлетворяет потребности различных ролей пользователей, а использование расширенного функционала новой системы не будет оправданным. Здесь необходимо идти по пути интеграции с существующими системами, в качестве примера можно привести взаимодействие с программными комплексами «Планы», «Планы Мини», «УП ВПО универсальный». При распределении нагрузки по кафедре также возможно использовать готовое или собственное программное обеспечение, где за счет правильной организации можно снизить требования к программам по защите информации.

Структурная схема взаимодействия информационных систем представлена на рис. 2, где показано взаимодействие отдельных модулей ERP «Галактика» с существующими в вузе программными комплексами и информационными системами.

В настоящее время в Норильском индустриальном институте реализуется система информационной поддержки управления учебным процессом, представленная на рис. 3. Сопровождением систем занимается центр информационных технологий (ЦИТ). Совместно с ERP «Галактика» используются прикладные решения фирмы «1С» как для начисления стипендий и других выплат студентам, находящимся на бюджетной форме обучения («1С: Зарплата и кадры бюджетного

Модуль «Учет успеваемости»

учебным процессом*

Программный комплекс «Планы»

Составление учебных планов

АРМ кАСПРУЗ»

Составление расписания

Рис. 2. Структурная схема взаимодействия информационных систем управления

учреждения»), так и для расчетов со студентами по платным образовательным услугам («1С: Платники»). Система «1С: Платники» адаптирована для учета платных образовательных услуг на базе типовой конфигурации «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения». Обмен данными между подсистемами осуществляется посредством хт1-сериализации.

Рис. 3. Организационная структура информационного взаимодействия участников учебного процесса

Предложенная схема взаимодействия информационных систем позволит провести их интеграцию в единую информационную систему управления вузом. Используемые механизмы обмена данными и защиты информации полностью отвечают современным требованиям информационной безопасности. Наличие единой базы данных позволит избежать дублирования и противоречивости информации, повысить степень ее актуальности и скорость обработки.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.redlab.ru; http://www.redlab. ш^е/6 14.06.2011

2. http://1c.ru/; http://v8.1c.ru/solutions/ product.jsp?prod_id = 170 14.06.2011

3. http://erp.galaktika.ru/; http://erp.galakti-ka.ru/ 14.06.2011

integration mechanisms of information

management systems of educational process

in higher educational institution

V.A. Mylnikov

candidate of technical sciences, associate professor, head of the Center of Information Technologies of the Norilsk Industrial Institute.

In article it is considered problems of integration of information control systems by educational process, accounting and personnel activity of high school, taking into account modern requirements to protection ofpersonal data. The modular principle offormation of ERP-system with use of decisions of the various companies is offered. The sequence of commissioning of separate modules of ERP-system is defined.

Key words: management of an educational institution, information control systems, protection ofpersonal data, management of educational process.

педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов

И.В. Демченко

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философско-исторических и социально-экономических наук Норильского индустриального института Тел.: 8-913-491-13-13, e-mail: [email protected]

Одной из основных задач вузовской подготовки является формирование профессиональной направленности студентов, которая определяет качество их учебной деятельности, формирование профессионально значимых свойств личности, развитие профессиональных компетенций. Статья посвящена анализу основных педагогических условий, способствующих эффективному становлению профессиональной направленности студентов в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: профессиональная направленность, профессионализация, практическая деятельность, профессиональные ценности, мотивация, профессиональное самовоспитание.

Модернизация отечественного высшего профессионального образования ориентирует процесс вузовской подготовки на ком-петентностную модель выпускника, дискредитируемую в виде компетенций - знаний, умений, личностных качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных задач. Детерминирующим этот процесс фактором выступает профессиональная направленность личности студентов, которая в качестве обобщенного индикатора моти-вационной сферы личности характеризует устремленность студента к определенной профессиональной деятельности и побуждает к овладению ею. Она определяет весь ход профессиональной подготовки, придает субъектный смысл получаемым в вузе зна-

ниям и умениям, обусловливает развитие профессионально-личностных качеств.

Структура направленности представлена побуждающим и оценочным компонентами. Побуждающий компонент выражается в профессиональных потребностях, интересах и установках. Оценочный компонент содержит профессиональные ценности, идеалы и отношения. Системообразующим фактором направленности выступают профессиональные мотивы личности.

Однако результаты анкетирования студентов свидетельствуют, что только 18,75% студентов первого курса, 18,8% второкурсников и 19,2% студентов третьего курса отмечают в качестве основных мотивов получения профессии мотивы, связанные с содержани-

¡"Ü]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.