Научная статья на тему 'Развитие акаде мических центров компетенции SAP как ресурсной и методической базы для международных научно- образовательных программ (на примере СПбГПУ)'

Развитие акаде мических центров компетенции SAP как ресурсной и методической базы для международных научно- образовательных программ (на примере СПбГПУ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SAP / ERP / КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕРТИФИКАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амбражей Антон Николаевич, Арсеньев Дмитрий Германович, Головин Никита Михайлович, Шкодырев Вячеслав Петрович, Таратухин Виктор Владимирович

Рассмотрены основные вопросы концептуального развития центров компетенции SAP, применения современных бизнес-ориентированных программных продуктов в учебном процессе, а также вопросы разработки учебных курсов и системы профессиональной сертификации. На примере Академического центра компетенции SAP в СПбГПУ показаны основные направления развития центров компетенции и использования корпоративной системы управления предприятиями SAP ERP как учебного инструментария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Амбражей Антон Николаевич, Арсеньев Дмитрий Германович, Головин Никита Михайлович, Шкодырев Вячеслав Петрович, Таратухин Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of Academic competence centres is the up-to-date and efficient mechanism of co-operation between large international corporations, including IT-sector, and educational institutions. In the article authors discussing key questions of conceptual development of the SAP competence centres, usage of modern business-oriented software in the educational process, as well as issues of curriculum development and professional certification. Main directions of competence centres further development are shown on SAP Academic competence centre in SPbSPU case and using corporate information software SAP ERP as educational tool.

Текст научной работы на тему «Развитие акаде мических центров компетенции SAP как ресурсной и методической базы для международных научно- образовательных программ (на примере СПбГПУ)»

список литературы

1. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Ч. 1. Стадии жизненного цикла продукции: Р 50.1.031-2001: http:// sklad-zakonov. narod. ru/gost/Rek_stand. htm

2. Министерство образования Российской Федерации. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 552800. Информатика и вычислительная техника. М., 2000.

3. Колчин А.Ф., Овсянников М.В., Стрекалов А.Ф., Сумароков С.В. Управление жизненным циклом продукции. М.: Анахарсис, 2002. 304 с.

4. Моисеев В.Б., Горбач С.П., Мошечков В.В.

Структурно-логические схемы специальностей как основа сетевой модели открытого образования: http:// www.e-joe.ru/sod/00/5_00/mo1.html

5. Куприков М.Ю. Кадровое обеспечение в области автоматизации жизненного цикла изделий: http://nit.miem.edu.ru/2007/sb/pl/7.htm

6. Булех Н.Л., Дубенецкий В.А., Золотов А.В., Филиппов С.Ж. Информационная система управления производством "БАЗИС-РЕСУРС" (стандарт MRP-II) // Информационные технологии в машиностроении и судостроении: 7-я Всерос. науч.-практ. конф. / ЦНИИ РТК. СПб. 2006. С. 19-23.

УДК: 378.14

А.Н. Амбражей, Д.Г. Арсеньев, Н.М. Головин, В.П. Шкодырев, В.В. Таратухин

развитие академических центров компетенции sap как ресурсной и методической базы для международных научно-образовательных программ

(на примере СПБГПУ)

Спрос на квалифицированных специалистов в области ЕЯР-систем в России растет и существенно превышает предложение. Одновременно, особенно в связи с кризисом, многие предприятия стали уделять повышенное внимание оптимизации внутренних бизнес-процессов, снижению издержек за счет более качественного учета и их анализа. Автоматизация бизнес-процессов и бизнес-аналитики во многом перестает быть только задачей 1Т-департамента. Применение средств автоматизированного учета, электронного документооборота и различных аналитических инструментов становится повседневной работой для рядовых сотрудников.

Использование корпоративных информационных систем, систем управления технологическими процессами и финансово-хозяйственной деятельностью позволило современным предприятиям накопить огромный объём данных, связанных с их хозяйственной деятельностью, характеристиками рынка, поведением покупателей и т. д. Своевременная обработка и правильная интерпретация данной информа-

ции является одним из ключевых вопросов и напрямую связана с выживанием компании в информационном обществе. Причем доступ к информации требуется не только менеджерам верхнего уровня для принятия долгосрочных стратегических решений, но и все большему числу управленцев среднего звена, инженерному и техническому персоналу. Поэтому возникла необходимость в использовании 1Т-решений, помогающих оперативно проводить анализ деятельности предприятия на всех его уровнях и по всем процессам, прогнозировать и оценивать ключевые показатели как всего предприятия, так и его отдельных подразделений.

Сегодня решения для бизнес-аналитики становятся такими же востребованными, как ЕЯР-системы или системы управления взаимодействия с клиентами (СЯМ-системы). Параллельно с ростом использования аналитических решений всё более необходимыми становятся знания по практическим навыкам работы с аналитическими системами и их связи с корпоративными информационными системами.

Традиционно знания по корпоративным информационным системам включались в программу подготовки IT-специалистов, для непрофильных специальностей в основном изучались узкоспециализированные программы, характерные для данной специализации. В полной мере это относится и к подготовке бизнес-аналитиков, в лучшем случае на экономических специальностях учат на примере обработки данных в MS Excel или SPSS. Связь между источниками данных, поставляемых учетными системами, и принятием управленческих решений по результатам их анализа остается нераскрытой.

При таком подходе выпускники IT-спе-циальностей знают, как устроены различные бизнес-решения с точки зрения программного обеспечения, общей архитектуры баз данных, требований к компьютерному оборудованию и т. д., но не понимают их роли в бизнес-процессах компании. Аналогично т. е., кто не является IT-специалистами, обладая инженерными или экономическими знаниями, владея специализированными пакетами, недостаточно осознают важность интеграции их деятельности с глобальными бизнес-процессами.

В этом аспекте вузам нужно скорее ориентироваться не на изучение отдельных ERP-систем как программного продукта, а на использование его в качестве иллюстративного материала и основы для практических занятий. Подход, когда студенты используют программные продукты как инструмент для задач с ориентацией на результат, а не на процесс использования того или иного пакета, позволяет достичь большего уровня вовлеченности и, как следствие, более высоких результатов.

Очень важно, чтобы студентам при решении учебных задач была предоставлена возможность работы с реальными системами, имеющимися на современных предприятиях. Достичь этого можно, используя для учебных целей крупные ERP-системы, такие как SAP ERP. Обычно системы такого уровня содержат весь спектр решения по автоматизации, что позволяет строить учебный процесс в единой информационной среде.

В процессе построения программ обучения на базе наиболее совершенных информационных систем учебные заведения неизбежно должны столкнуться с рядом проблем (высокая стоимость лицензий, компетентность пре-

подавателей, учебные курсы по всему спектру решений, необходимость довольно затратного обслуживания системы). Эти проблемы, а также сложность систем, их высокая стоимость и отсутствие квалифицированных кадров делают задачу покупки и технического обслуживания ERP-систем такого уровня для большинства университетов весьма проблематичной.

Преподавание ERP-систем также требует хороших практических навыков и слабо доступно для самостоятельного освоения. Имеющиеся в России курсы профессиональной подготовки ориентированы на конечного пользователя и формирование практических навыков работы, часто без понимания места того или иного модуля системы в структуре управления. Структуры, готовящие преподавателей по ERP-системам, практически отсутствуют.

Наряду с этим в зарубежных учебных заведениях накоплен достаточный опыт преподавания дисциплин, связанных с корпоративными информационными системами, методиками взаимодействия с промышленными предприятиями и организации НИР, который можно использовать в отечественных учебных заведениях. Применение западных наработок при всей их привлекательности требует больших усилий по адаптации в силу различий в законодательной базе и деловой практике.

Чтобы преодолеть сложности на пути вузов к внедрению ERP-систем мирового уровня в программы стандартного обучения в СПбГПУ совместно с крупнейшим вендором IT-решений для бизнеса компанией SAP создан Академический центр компетенции SAP - центральный координирующий и ресурсный центр по изучению решений SAP.

Выбор в качестве основы SAP ERP не случаен. Бизнес-решения компании используются большим количеством крупных промышленных предприятий мира. В России программные продукты SAP наиболее востребованы в нефтегазовой и энергетической отраслях, в машиностроении. Есть положительный опыт использования отраслевых решений, которых насчитывается более двадцати, в розничной торговле и банковской сфере. Решения SAP стали фактическим стандартом корпоративных информационных систем для крупных предприятий, занимая примерно 33,7 % мирового рынка и около 50 % рынка ERP-систем в СНГ.

Использование основных IT-решений компании SAP в процессе обучения

Решения, предоставляемые SAP, комплексные, с высокой степенью интеграции, что позволяет использовать данную систему для подготовки курсов, отвечающих потребностям многих специальностей. Особого внимания заслуживает возможность наглядно продемонстрировать с использованием ERP SAP взаимосвязь различных модулей в рамках глобальных бизнес-процессов компании.

Перечислим основные решения SAP:

• "Управление современным предприятием" (SAP Business Suite), которое поддерживает весь функционал ERP-системы, включая:

управление финансами — автоматизация процессов бухгалтерского и управленческого учета и оптимизация управления финансовыми потоками, поддержка нескольких систем отчетности;

управление человеческим капиталом - комплексное решение, поддерживающее все этапы "жизненного цикла" сотрудника - от привлечения до персонального развития и удержания его в компании. Выполнение функций планирования и аналитики, оперативного управления персоналом, формирования и развития кадрового потенциала, управления сотрудничеством и коммуникациями, самообслуживания;

управление оперативной деятельностью — набор функций, охватывающий все ключевые логистические процессы предприятия (закупки, управление складами, логистика, планирование потребностей в материалах, выполнение производства и т. д.);

управление сервисными службами предприятия (управление недвижимым имуществом, процессами командировок, охраной здоровья и защитой окружающей среды, работой с опасными веществами, техническим обслуживанием и ремонтом оборудования).

• PLM-решения — поддержка жизненного цикла продукта.

• Управление проектами и совместной работой проектных команд

• Аналитика — инструментарий для анализа, прогнозирования и формирования отчетности с помощью компонентов "стратегическое управление предприятием", "аналитика по оперативной деятельности", "аналитика по персоналу" и "финансовая аналитика".

• Информационные сервисы — решение предоставляет руководителям и сотрудникам эффективные и удобные информационные сервисы — инновационные инструментальные средства, функционирующие по принципу "самообслуживания" и базирующиеся на концепции бизнес-ролей.

• "Управление взаимоотношениями с клиентами" (SAP Customer Relationship Management, SAP CRM).

• "Управление ресурсами предприятия" (SAP Enterprise Resource Planning , SAP ERP).

• "Управление жизненным циклом продукта" (SAP Product Lifecycle Management, SAP PLM).

• "Управление логистической сетью" (SAP Supply Chain Management, SAP SCM).

• "Управление взаимоотношениями с поставщиками" (SAP Supplier Relationship Management, SAP SRM).

• Пакет бизнес-аналитики и средств формирования отчетности SAP BusinessObjects.

Решение "Управление современным предприятием" (SAP Business Suite) можно использовать как базовое для модулей, связанных с управлением финансами, бухгалтерским учетом, особенно при изучении международной отчетности. Средства построения управленческого учета в SAP ERP одни из самых развитых и прекрасно подходят для соответствующих специальностей (финансовые специалисты, менеджмент, управление предприятием). Решение в целом может входить как основное или дополнительное в курс "Корпоративные информационные системы".

В центральный компонент ECC SAP ERP включена базовая логистика. Для создания продвинутых курсов по логистике можно использовать решение SAP SCM. Для студентов инженерных специальностей можно порекомендовать изучение PLM-решений и модуль ТОРО (техническое обслуживание и ремонт оборудования). Особое внимание хочется обратить на входящие в состав PLM модули управления данными по охране здоровья и защите окружающей среды, использование которых может поднять на новый уровень преподавание этих дисциплин.

"Управление человеческим капиталом", наверное, наиболее востребованный модуль SAP ERP, он содержит полный набор мероприятий, связанных с персоналом. Это решение можно рекомендовать как базовое.

Пакет SAP BusinessObjects предоставляет единую BI-платформу для гетерогенной информационной среды, обеспечивающую создание надежной и полной картины о всех показателях компании. Простой в использовании интерфейс для аналитиков и бизнес-пользователей позволяет оперативно принимать решения на основе надежной и актуальной информации. Различные варианты масштабирования BI-решения дают возможность обеспечить доступ всем пользователям в организации к BI-приложениям. С помощью данного пакета можно анализировать данные из разных источников в режиме реального времени, сочетая их с мощными средствами визуализации и прогнозирования.

Использование единого пакета SAP Busi-nessObjects позволяет реализовать потребности разных подразделений компании с минимальным использованием технических ресурсов. Мощные средства визуализации, предоставление пользователям совершенных и интуитивно понятных инструментов для анализа результатов, создание интерактивной отчетности с возможностью проведения анализа "что-если" помогает принимать более обоснованные решения. Использование эффективных средств визуализации превращает исследование данных из рутинной задачи в деятельность, вдохновляющую на творческое мышление, что улучшает бизнес-понимание.

Повышению эффективности процесса формирования отчетности способствует использование легко масштабируемой, правильно структурированной и профессионально оформленной отчетности в рамках всей корпорации. Это минимизирует время на поиск и устранение несоответствий и ошибок, неизбежных при ручном вводе данных, а также ускоряет обработку сложных отчетов.

В состав решения, в частности, входят:

Crystal Reports для разработки интерактивных отчетов с возможностью интегрировать их с любым источником данных. Решение позволяет легко формировать любую отчетность, включая стандартные отчетные документы для контролирующих органов. Средства разработки визуальных форм позволяют точно воспроизводить любые печатные бланки;

WebIntelligence и Voyager - мощные инструменты аналитики, которые служат для построения нестандартных аналитических запросов

без необходимости обращения к 1Т-службам, позволяют исследовать данные в OLAP-кубах и подключаться к различным источникам данных. Особенность продукта заключается в использовании специальных семантических слоев, которые позволяют пользователям обращаться при анализе к понятным им бизнес-терминам, минуя сложные процедуры их выборки из баз данных. Решения можно использовать при подготовке студентов по финансовым дисциплинам, маркетингу, в качестве практических примеров по анализу данных из ERP-систем, для изучения возможностей по подключению к другим учетным системам или базам данных.

Базой для принятия любого управленческого решения служит проверенная и достоверная информация. Однако во многих случаях данные неактуальны, подвержены изменениям задним числом или при миграции с одной системы на другую, хранятся децентрализованно и попадают в информационную сеть из различных источников.

Для решения проблемы обеспечения качества данных, проверки их целостности и корректности служит решение SAP BusinessObjects Data Services. Благодаря этому решению имеется возможность использовать единую визуальную среду разработки процессов интеграции и очистки данных, эффективно управлять разработкой и поддержкой процессов интеграции в многопользовательском режиме с использованием центрального репозитория, управлять процессами загрузки через интернет-браузер, использовать параллельную обработку информации.

Навыки работы с решением полезны в основном для IT-специальностей, также это может быть важным для маркетологов и бизнес-аналитиков как составная часть курсов.

Продукт SAP BusinessObjects Xcelsius Enter-prise-инструмент, позволяющий методом "drag-and-drop" визуализировать данные. С его помощью пользователи могут получить доступ к безопасным индивидуальным информационным панелям из любой точки, воспользоваться информационными панелями, созданными на надежной и безопасной BI-платформе, преобразовывать различные отчеты из Crystal Reports и SAP BusinessObjects Web Intelligence в единую информационную панель, имеют возможность создавать информационные панели на основе анализа альтернатив.

Xcelsius можно вводить в учебный процесс как стандартное средство представления результатов анализа и для создания и демонстрации параметрических экономических моделей.

Для более совершенного и точного прогнозного анализа используется SAP Business-Objects Predictive Workbench на основе SPSS Clementine. Являясь частью платформы SAP BusinessObjects XI, решение SAP Business-Objects Predictive Workbench обладает следующими возможностями:

предоставляет мощные инструменты для прогнозной аналитики;

поддерживает весь процесс создания прогнозных моделей; поддерживает пользовательский drag-and-drop интерфейс для сокращения времени на разработку моделей;

предоставляет уникальные возможности поиска данных для любых аналитических задач;

основывается на признанной как производственный стандарт методологии CRISP-DM;

легко интегрируется с решениями SAP Bu-sinessObjects и другими уже использующимися B I-инструментами.

Predictive Workbench совместно с Business-Objects Data Services можно использовать в продвинутых кусах анализа бизнес-данных для исследования сложных статистических зависимостей.

В целом использование пакета Business-Objects совместно с SAP Business Suite представляется удачным решением.

Сотрудничество компании SAP с вузами СНГ и России

С 1988 года компания SAP ведет проект "Университетский альянс SAP" по сотрудничеству с высшими учебными заведениями. В рамках данной инициативы существуют отлаженные механизмы взаимодействия компании и учебных заведений. В программе участвует более 700 университетов и учебных заведений из 36 стран мира. Каждый год более 150 000 студентов принимают участие в курсах по решениям SAP. С 2004 года программа развивается в России. Сегодня более тридцати вузов России и стран СНГ входят в Альянс.

До недавнего времени в России отсутствовала скоординированная система преподавания ERP SAP. Вузы разрабатывают свои курсы разной степени специализации, работают с раз-

личными версиями программного обеспечения. Отсутствие единого подхода к обучению, распыление сил на создание дублирующих курсов и плохое взаимодействие между преподавателями не позволяет достичь синергетического эффекта и в конечном счете повысить качество обучения студентов.

Сегодня роль главного методического, ресурсного и координирующего центра по развитию преподавания SAP-технологий в высшей школе призван играть Академический центр компетенции SAP в СПбГПУ (АЦК SAP).

СПбГПУ давно и успешно сотрудничает с компанией SAP, с 2006 года в нашем университете работает Межфакультетский научно-образовательный центр "Политехник-SAP". В его задачи входит специализированная подготовка студентов и проведение научных исследований внутри вуза. В ноябре 2008-го прошло торжественное открытие АЦК SAP, ознаменовавшее переход отношений с компанией на качественно новый уровень.

Основные задачи центра: обеспечивать для вузов России возможность использовать современные ERP-системы в учебном процессе и НИР;

координировать деятельность вузов по преподаванию корпоративных информационных систем;

организовывать курсы повышения квалификации для преподавателей как СПбГПУ, так и других вузов России;

обучать студентов и преподавателей СПбГПУ решениям SAP, охватывающим все области управления современным предприятием - от стратегического и финансового менеджмента до управления производственными и технологическими процессами;

разрабатывать модульные учебные курсы и практические пособия для обучения студентов на магистерских программах;

создавать студенческие группы для выполнения НИР совместно с партнерами и клиентами компании SAP;

поддерживать международное сотрудничество с аналогичными центрами;

проводить для студентов СПбГПУ сертификационный курс с получением профессиональной квалификации SAP Solution Architect и координировать создание сертификационных центров по региону СНГ;

организовывать семинары по решениям SAP для студентов, преподавателей и представителей бизнеса.

выступать в качестве базовой структуры для решения организационных и юридических вопросов взаимодействия вуза и ресурсных центров.

Как наиболее оптимальный вариант для предоставления вузам России возможности использовать системы SAP в учебном процессе AЦК предполагает удаленный доступ посредством каналов Интернета.

Эта практика развита за рубежом, где созданы и активно действуют специализированные хостинг-центры решений SAP. Бизнес-приложения находятся и обслуживаются в едином ресурсном центре, конечные потребители получают возможность использовать их в целях обучения на основе концепции разделения потока данных или как эксклюзивные системы с возможностью разработки своих приложений. В результате эксплуатационные расходы вуза снижаются до стоимости обслуживания компьютерного класса и расходов на Интернет и оплаты услуг хостинг-центра. Количество рабочих мест для студентов вуза практически не ограничено.

Достигнуты договоренности с хостинг-центром в Магдебурге, который предоставляет доступ 252 учебным заведениям по Германии. AЦК выступает в качестве структуры для решения организационных и юридических вопросов взаимодействия вузов и ресурсных центров. За 2008-2009 годы в России по такой схеме начали работать 15 вузов. Еще около 20 университетов России и СНГ решают вопросы перехода на профессиональный хостинг SAP и учебно-методическую поддержку через AЦК.

Благодаря гибкому ценовому подходу и широкому спектру предоставляемых хостинг-центром решений учебные заведения могут выбрать необходимые им системы — от бюджетных вариантов учебных систем с готовыми данными до отдельных систем с правами на разработку или установленным отраслевым решением. На данный момент в составе продуктов центра имеются различные варианты стандартной системы SAP ERP, включая варианты с предустановленным набором данных учебной корпорации IDES, SAP Business Information Warehouse и Strategic Enterprise Management (IDES-версия), SCM- и

CRM-решения, три отраслевых решения (для банков, розничной торговли и здравоохранения), инфраструктуру разработки SAP NetWe-aver и некоторые другие.

Выбор конкретного продукта зависит от целей, которые ставит перед собой учебное заведение в процессе обучения SAP. Он во многом определяет структуру и уровень преподавания.

Изначально в системе нет данных, и для начинающих работу с SAP их внесение и настройка системы может представлять большую сложность. Поэтому существуют системы с предустановленным набором данных корпорации IDES.

Создание модульных учебных курсов, практических пособий и повышение квалификации преподавателей

Отдельно стоит задача обучения преподавательского состава работе в ERP-системах и создания методологической базы для их изучения. Для этой цели АЦК начал программу по созданию набора модульных курсов с использованием SAP ERP на основе программы Университетского альянса SAP "Global Curriculum". Наряду с практическими навыками преподаватели получают методический материал, готовый к применению в учебном процессе. Основные принципы организации курсов - модульность и ориентация на практический результат. Модульные курсы могут быть состыкованы с большим числом основных дисциплин - и в качестве базовых курсов, и как дополнительные практические упражнения.

Современные информационные бизнес-системы представляют собой сложный высоко-интегрированный продукт, их преподавание требует от преподавателей профессиональных навыков работы в таких системах и практически недоступно для самостоятельного освоения. Кроме того, имеющиеся курсы профессиональной подготовки ориентированы на формирование практических навыков работы конечных пользователей зачастую без понимания общего места того или иного модуля в структуре управления. Цель АЦК - разработка и организация системы курсов повышения квалификации для преподавателей вузов. В результате наряду с практическими навыками они получали бы методически выверенный материал, готовый к применению в учебном процессе.

Как уже упоминалось, акцент при обучении должен делаться на решение конкретных бизнес-задач, на понимание, какой именно процесс стоит за тем или иным программным решением. Поэтому при разработке курсов теоретической части должно уделяться значительное внимание, не меньшее чем практическому освоению системы, которое может быть в значительной мере отдано для самостоятельного изучения. Разрабатываемые АЦК курсы всегда увязываются с поставляемыми хостинг-центром системами, таким образом преподаватели избавлены от сложностей, связанных с настройкой системы, и могут сосредоточиться непосредственно на решаемых задачах.

В 2009 году АЦК был проведен опрос преподавателей ведущих вузов России, начавших использовать SAP, и на его основе сформирован рейтинг наиболее востребованных тематик, по которым следует разработать курсы.

Для обсуждения было предложено 12 курсов. Их предстояло проранжировать в зависимости от важности для студентов конкретного вуза от нуля до пяти. Можно было предложить и свои тематики, включив их в общее ранжирование. Результаты представлены в таблице.

В проведенном опросе практически все вузы отмечали высокую актуальность преподавания SAP, особенно в условиях кризиса, когда выпускникам приходится прилагать усилия, чтобы найти себе работу.

Удачный пример адаптации зарубежных курсов - вводный курс "Производство мотоциклов в системе SAP ERP", локализованный для российских вузов совместно Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом и университетом Otto-von-Guericke (Магдебург, Германия). Особенность курса в том, что все данные и настройки, необходимые в процессе выполнения упражнений, создаются слушателями с нуля в живой системе.

Серия практических занятий основана на сквозном примере создания производства и продажи мотоциклов. Примеры направлены на выработку понимания интеграции бизнес-процессов и практических навыков работы с ERP-системой SAP. Основные процессы, используемые в курсе: закупки, планирование потребности в материалах, выполнение производства, контроллинг затрат на производство, сбыт.

Курс не предъявляет требований к начальному уровню знаний слушателей и рекомендован

Результаты ранжирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЕМАТИКИ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ АЦК SAP Количество часов Средняя оценка

Управление проектами (основы управления проектами, практика в SAP PS) 48 4,3

Введение в ERP SAP (обзор, структура и начальные навыки работы) 16 5,0

Управление жизненным циклом продукта в ERP (обзор PLM-решений SAP) 16 3,5

Управление основными средствами предприятия и ТОРО 48 3,2

Управление инфраструктурой организации (фасилити-менеджмент) 72 3,4

Бухгалтерский учет в SAP ERP (учет основных хозяйственных операций, работа с различными планами счетов) 48 4,0

Введение в FI и CO в ERP SAP (основы+практика SAP на сквозном примере) 24 4,0

Управленческий учет в SAP ERP (методика построения, реализация на SAP) 48 4,4

Бизнес-процессы в управлении человеческим капиталом 36 3,7

Система управления качеством в SAP ERP 16 3,8

Интеграция ERP с системами управления производством (обзор решений, XMII, упражнения) 48 4,2

Планирование производства в ERP SAP 24 3,6

для студентов III - V курсов. В ходе выполнения упражнений студенты полностью погружаются в среду ERP SAP, эффективно осваивая навыки навигации в системе и получая базовые знания о ее устройстве и взаимосвязи различных процессов.

Система профессиональной сертификации студентов

Степень профессионализма наряду с общим уровнем образования играет ключевую роль в дальнейшем трудоустройстве выпускника. Учитывая избыток предложения на рынке труда и обострившуюся конкуренцию в IT-сфере, встает вопрос о гарантиях для работодателя уровня полученных студентами знаний. Традиционно данный вопрос решается с помощью системы профессиональной сертификации, когда знания слушателя подтверждены независимым образом. Наилучшим вариантом представляется схема, при которой сертификацию осуществляет непосредственно компания-производитель IT-решения, поскольку в этом случае достигается максимальная заинтересованность в поддержании высокого уровня знаний.

По данному пути пошла ведущая мировая компания по разработке программных решений для управления бизнесом SAP AG (www. sap.ru). В рамках программы "Университетский альянс SAP" она предоставила студентам вузов, являющимся членами альянса, возможность пройти обучение и получить сертификат SAP по курсу SAP TERP10 "Интеграция бизнес-процессов".

Выбор данного курса как базового не случаен. Курс является интеграционным и позволяет охватить практически все основные функциональные возможности ERP-системы SAP. Он может стать как первой ступенью для дальнейшего более углубленного изучения модулей и решений SAP, так и подытоживающим процесс обучения.

В отличие от специализированных курсов, которые рассчитаны на работу с конкретным решением или модулем, курс TERP10 дает понимание функционирования системы в целом и взаимодействия отдельных ее компонент. Обладая таким, более универсальным, знанием, можно гораздо лучше понимать и эффективнее использовать столь сложный инструмент, как SAP.

Курс включает:

обзор планирования ресурсов предприятия (ERP);

основные функции SAP NetWeaver как технической платформы для SAP ERP;

обзор интегрированных сценариев логистики для обработки заказов клиентов, планирования материалов и выполнения производства, процесса заготовки на стороне, управления запасами и складами, управления основными средствами предприятия и управления проектами;

интеграцию модуля Финансы со сценариями логистики, включая бухгалтерию Главной книги, операции с кредиторами и дебиторами и Учет основных средств;

компоненты контроллинга учета по местам возникновения затрат, внутренних заказов, затрат на продукт, учета по местам возникновения прибыли, учета результатов и учета затрат по процессам;

поддержку бизнес-процессов Product Life-cycle Management с использованием компонент PLM;

поддержку бизнес-процессов с использованием интегрированного Управления человеческим капиталом;

быстрое и эффективное использование информации с применением аналитических компонентов SAP;

Business Information Warehouse (SAP BW) и SAP Strategic Enterprise Management (SAP SEM).

Слушателям, успешно сдавшим сертификационные экзамены, выдается сертификат компании с квалификацией SAP Solution Architect, что позволит им сразу принимать участие в консалтинговых проектах по внедрению решений SAP.

Академические центры компетенции как форма стратегического сотрудничества компаний и вузов доказали свою высокую эффективность. Учебные заведения получают столь необходимые им компетенции и возможности для того, чтобы стать центрами инноваций в области ИКТ, и повышают востребованность своих выпускников. IT-вендоры в свою очередь эффективно решают проблему кадрового обеспечения своих клиентов и партнеров.

Следующим этапом сотрудничества должно быть более активное вовлечение университетов в совместные исследования и разработки в

сфере передовых информационных технологий путем создания на базе вузов научно-исследовательских центров, где студенты и препо-

даватели смогут вести совместные проекты с исследовательскими подразделениями данных компаний.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. mySAPERP Integration of Business Processes / SAP AG. Вальдорф. 2006.

2. Беккер Й., Вилков Л., Таратухин В. и др.

Менеджмент процессов. М.: Эксмо. 2007.

УДК 681.5

Р.А. Гарифуллин

СИНТЕЗ ИНТЕГРАЛЬНОГО КРИТЕРИЯ ОПТИМИЗАЦИИ

расписания занятий студентов в вузе

Оптимальная постановка задачи призвана обеспечить наилучшие показатели качества конечного результата и процесса решения проблемы при правильном выборе критерия. Оптимизация задачи связана с решением метазадач целеполагания, синтеза критерия задачи, анализа исходных данных и эффективности использования наличных ресурсов решающей системы, значимости вводимых ограничений. Решение этих метазадач позволяет обосновать не только формулировку исходной корневой задачи, но и синтез алгоритма ее решения, а также алгоритмы оценки достоверности, эффективности и алгоритм управления процессом решения.

Проблема составления расписания в любом учебном заведении в достаточной степени изучена. Разработаны математические методы решения данной проблемы. Единственное приемлемое решение при этом состоит в переборе всех возможных комбинаций конечного расписания с учетом, разумеется, определенных ограничивающих условий. Очевидно, что число допустимых расписаний может быть слишком велико, поэтому для выбора оптимального расписания используются специальные процедуры. Обычно в работах по составлению учебных расписаний в качестве частных критериев оптимальности могут выступать такие критерии, как минимум "окон" в расписании, равномерность учебной нагрузки преподавателей и групп и т. п. Число критериев, учитываемых при составлении

расписания вручную, может достигать сорока и более. Известно, что задачи с большим числом ограничений являются сложными, поэтому в вузах расписанием обычно занимаются диспетчерские службы (бюро расписаний), которые осуществляют деятельность по составлению и модификации расписания непрерывно в течение рабочей недели. Однако даже опытный диспетчер не способен одновременно оценивать расписание более чем по десяти критериям. Поэтому он попеременно рассматривает различные частные критерии, при этом выбор диспетчера обоснован лишь его личным опытом и может быть субъективен. Существующие методы многокритериального анализа лишь ограниченно пригодны для анализа задач с большим числом критериев. Расписание, составленное без учета личных предпочтений преподавателей и учебных групп, не может быть оценено диспетчером как удовлетворительное. Кроме того, так как образовательная система есть вариант социальной системы, можно рассмотреть процесс составления учебного расписания как процесс принятия социального решения.

Постановка проблемы

Наименее обоснованным и сложным этапом постановки какой-либо информационно-материальной задачи является выбор, параметрическая настройка критерия оптимизации получаемых решений, установление компромисса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.