список литературы
1. Кочетурова Н.А. Стандарты в электронном обучении // Информационные технологии в образовании. 2004. № 3.
2. Открытое образование: стандартизация описания информационных ресурсов / Е.И. Горбунова, С.Л. Лобачев, А.А. Малых, А.В. Манцивода, А.А. Поляков, В.И. Солдаткин. Отв. ред. С.Л. Лобачев и А.В. Манцивода. М.: РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова. 2003.
3. Кручинин В.В. Реализация комплекса инструментальных систем для создания и сопровождения
программно-методического обеспечения в рамках инновационного проекта ГПО // Матер. отчетн. конф. Томского межвузовского центра дистанционного образования / Под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во ТМЦДО. 2007.
4. Ветринский Ю.А., Никитин А.Б., Сороцкий В.А., Цикин И.А.Программные средства поддержки учебного процесса в информационно-образовательной среде университета // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2008. № 3 (60). Информатика. Телекоммуникации. Управление.
УДК 004. 94
Ю. А. Голландцев, В.А. Дубенецкий
о возможности применения информационных систем класса erp для управления учебным процессом в вузе
Информационные системы планирования и управления предприятием ERP (Enterprise Resource Planning) объединяют подсистемы, обеспечивающие управленческую и экономическую деятельность предприятия, в частности управление материальными и финансовыми потоками, учет затрат, ведение бухгалтерского учета. Основу ERP-систем составляет система MRP-II (Manufacturing Requirement Planning), управляющая ресурсами производства и видами поставок (комплектующие изделия, исходные материалы и т. д.). Внедрение информационной поддержки управления ресурсами в организациях, связанных с производством наукоёмкой продукции, занимает одно из приоритетных направлений, обеспечивающее существенное улучшение производственных и экономических показателей.
Информационная поддержка процессов управления ресурсами образовательных программ в высших учебных заведениях реализуется в виде отдельных информационных систем, не связанных между собой. Существующее отставание в организации процессов управления ресурсами вузов отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов, особенно специалистов в области наукоёмких отраслей
промышленности. Образовательные программы кадрового обеспечения в вузах слабо формализованы, их подготовка и ведение трудоёмки, планирование учебного процесса в части обеспечения ресурсами затруднено, сопоставление различных программ и отдельных их элементов практически невозможно.
В статье рассматриваются возможности и особенности использования ЕЯР-систем для решения задач управления ресурсами образовательных программ в вузах. При этом предполагается, что информационные технологии, подтвердившие свою эффективность в промышленности, могут послужить основой создания информационных технологий в слабо формализованных средах, к которым можно отнести и образовательный процесс в вузе.
Информационная модель жизненного цикла изделий (ЖЦИ) предоставляет базу для создания интегрированной информационной среды в области подготовки специалистов по проектированию наукоёмкой продукции и построения на её основе структурно-логических схем образовательных программ [4]. Информационная модель образовательной программы позволяет формировать, сопровождать и оценивать разнообразные структурно-логические схемы образо-
вательных программ на основе их формального представления в едином информационном пространстве [5]. В состав единого информационного пространства входят модели предметных областей и модель ЖЦИ, которые позволяют обеспечить расчет необходимых ресурсов для реализации образовательных программ, планировать и контролировать учебный процесс с учетом имеющихся ресурсов.
Все области применения информационных технологий в вузе характеризуются многообразием объектов и их свойств. Структуры и свойства информационных объектов, а также их состав и взаимосвязи подвержены постоянным изменениям. Для преодоления этих проблем предлагается своеобразная архитектура корпоративной информационной системы для вузов. Основана она на моделировании абстрактных моделей и позволяет динамически реагировать на разнообразные изменения [6].
Разработки в сфере управления ЖЦИ изменили представления о процессах и объектах промышленной деятельности. Высокий уровень стандартизации, унификации и типизации позволяет говорить о формальных моделях управления ЖЦИ. Развитие теории и практики управления производством привело к расширению границ её применения до области операционного управления. В основе теории операционного управления лежит концептуальное представление о ресурсной поддержке операций (деятельности). Три основных класса объектов -ресурс, процесс, продукция являются фундаментом ресурсной модели деятельности. Теория управления производством получила практическое воплощение в корпоративных информационных системах (КИС), обеспечивающих информационную поддержку деятельности на всех этапах жизненного цикла продукции. Традиционно информационная поддержка управления ресурсами возлагается на системы класса ERP (системы управления ресурсами предприятия), которые предоставляют широкий спектр возможностей, основанных на моделях управления ресурсами.
Структура модели ЖЦИ в промышленности
При разработке информационной модели ЖЦИ в промышленности за основу принят документ "Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жиз-
ненного цикла продукции". Стадии жизненного цикла продукции — это совокупность этапов, через которые проходит изделие за время своего существования, а именно маркетинговые исследования, составление технического задания, проектирование, технологическая подготовка производства, изготовление, поставка, эксплуатация, ремонт, утилизация [1].
Совокупность информационных объектов, описывающих модели ЖЦИ, сгруппируем по функциональному признаку: изделие; функционирование и взаимодействие предприятий; маркетинг; подготовка производства; планирование производства; производство изделия и его компонентов; постпроизводственные стадии ЖЦИ. В группу Изделие включаются основные информационные объекты, описывающие спецификацию изделий.
Общее количество объектов, используемых для описания ЖЦИ, составляет несколько тысяч. В соответствии с сущностью объектов ЖЦИ условно первый уровень классификации можно представить в следующем виде:
• Производственный элемент позволяет вести справочники предметов и средств труда.
• Процесс позволяет специфицировать процессы ЖЦИ.
• Экземпляр производственного элемента помогает определить конкретные экземпляры производственных элементов как в процессе производства, так и на постпроизводственных стадиях ЖЦИ.
• Хозяйственная операция разрешает описывать базовые операции с экземплярами производственных элементов.
• Накопитель позволяет управлять остатками и запасами.
• Субъект хозяйственной деятельности дает возможность специфицировать все организационные звенья, участвующие в ЖЦИ.
• Событие позволяет специфицировать логику процессов ЖЦИ.
• Экономический элемент помогает определить экономику ЖЦИ.
• Документ предоставляет возможность вести документы, сопровождающие ЖЦИ.
• Заявка позволяет специфицировать взаимоотношения субъектов хозяйственной деятельности.
• План позволяет специфицировать планируемые результаты по управлению ЖЦИ.
Рассмотрим особенности некоторых информационных объектов. Наиболее важный объект - Производственный элемент. Введенное обобщение обеспечивает определенную однородность при составлении спецификации изделий, позволяя в спецификации ссылаться на
Базовое представление об изделии (в соответствии с 3.2.26 ГОСТ Р ИСО 10303-1) можно описать в виде схемы классификации, в которой выделены основные информационные объекты и их наиболее важные взаимосвязи. Основной сущностью является Изделие. В качестве основы для классификации изделий могут быть приняты различные основания (аспекты рассмотрения). Стандарт определяет Изделие достаточно широко. Соответственно к каждому из подклассов изделий применим подход моделирования, основанный на понятии жизненного цикла. Таким образом, высокий уровень абстрагирования понятия Изделие позволяет применять данный подход к широкому спектру объектов в различных областях деятельности, в том числе к объектам учебного процесса. Важнейший компонент ресурсной модели управления - это модель спецификации Изделия, описывающая нормативы требуемых ресурсов и технологию изготовления.
Основой эффективного управления ЖЦИ является применение информационных технологий поддержки. В свою очередь, применение
разнородные требуемые ресурсы и объединяя операционную спецификацию и спецификацию состава. Информационный объект Производственный элемент с точки зрения производства соответствует структуре классов, сведенной в таблицу.
информационных технологий поддержки ЖЦИ приводит к необходимости создания интегрированной информационной среды. Упрощенная модель для описания структуры изделия представлена на рис. 1 [6].
Конструкторско-технологическую спецификацию (КТС) изделия позволяют описать: ассоциативная сущность — Строка КТС, агрега-тивная связь — Для изделия и ассоциация — Входящее изделие.
Для описания модификаций изделия введена ассоциация — База для модификации и атрибут — Флаг общей части.
Строки спецификации изделия описывают соответствующие типизированные подклассы спецификации изделия:
конструкторская спецификация (КС) изделия — Строка КС;
нормы расхода материалов — Строка материального ресурса;
технологические операции (ТО) изготовления изделия — Строка ТО;
нормы расхода оснастки и инструмента — Строка средств труда.
Структура классов
Производственный элемент Изделие Продукция Сборочный узел Сборочная единица
Деталь
Комплект
Комплекс
Материальные ресурсы
Средства труда Технологическо е оборудование
Инструмент
Оснастка
Технологическая операция
Рис. 1. Модель для спецификации изделий
Каждая технологическая операция в спецификации может быть детализирована путем спецификации технологических переходов (ассоциативная сущность — Позиция технологического перехода и агрегативная связь — Переходы по ТО).
Информационная модель, представленная на рис. 1, описывает нормативную базу потребности в ресурсах, являющуюся основой решения задач управления ресурсами в системах класса ERP. Классификация ресурсов, используемая в ресурсных моделях управления предприятиями, достаточна и для решения задач управления учебным процессом.
Информационная модель для составления спецификации свойств изделия в сильной степени зависит от класса изделий и аспектов рассмотрения. Моделирование свойств в рамках
атрибутов класса делает информационную модель чувствительной (хрупкой) по отношению к изменениям, связанным с введением новых классов изделий и новых аспектов рассмотрения. Для обеспечения необходимой гибкости модели свойства изделия предлагается выделить в самостоятельный класс, в котором используются следующие понятия:
сущность Изделие обеспечивает ведение справочника изделий;
сущность Группа изделий и ассоциация Родительская группа позволяют строить разнообразные иерархические схемы группирования изделий, ассоциативная сущность Группа для изделия позволяет задать принадлежность конкретного изделия к соответствующим группам;
сущность Свойство обеспечивает ведение справочника свойств;
сущность Информационный объект и ассоциация Тип свойства дают возможность типизации свойств;
ассоциативная сущность Свойство группы изделий позволяет описать состав свойств конкретной группы изделий;
сущность Вариант множественности и соответствующая ассоциация дают возможность задать необходимый вариант множественности для свойства группы изделий.
Для ведения значений свойств конкретных изделий, список которых определяется принадлежностью к конкретной группе, вводится ассоциативная сущность Свойство изделия.
Управление конфигурацией подразумевает процесс, включающий в себя идентификацию, проверку и изменение конфигурации, а также подготовку отчетности об этих действиях. Для решения задач управления конфигурацией модель должна обеспечивать представление большого количества допустимых вариантов исполнения для конкретного изделия.
Часть свойств изделия определяется как Параметры конфигурации. Каждый набор допустимых значений параметров конфигурации задает условия для формирования структуры изделия, соответствующей заданному варианту исполнения. Каждая строка из Состава изделия может иметь ссылку на логическую Функцию конфигурации, которая определена на значениях Параметров конфигурации. Каждый Параметр функции задан как соответствующий Параметр конфигурации. Таким образом, активность каждой строки спецификации на всю глубину детализации определяется соответствующими функциями конфигурации, заданными на множестве значений параметров конфигурации.
Структура модели ЖЦИ в учебном процессе
Если Образовательную программу в вузе трактовать как специальный класс Изделия, то появляется возможность использовать подходы, решения и референтные модели ЖЦИ в промышленности к организации учебного процесса. При этом можно выделить следующие направления использования модели ЖЦИ с позиций организации информационной поддержки учебного процесса в вузе:
информационная поддержка ЖЦИ базируется на интегрированном информационном пространстве, несомненно, методы, технические
решения по информационной поддержке ЖЦИ могут быть с успехом применены при решении задач информационной поддержки жизненного цикла образовательных программ:
при разработке структуры образовательных программ и соответствующих дисциплин модель ЖЦИ дает хорошую основу для построения структурно-логических схем дисциплин по подготовке специалистов в области проектирования наукоёмкой продукции.
Рассмотрим основные информационные объекты ЕЯР-систем с точки зрения возможности их применения в области управления ресурсами образовательных программ.
При составлении информационной модели Образовательной программы как подкласса изделий необходимо определить спецификацию информационного объекта Образовательная программа в соответствии с ресурсной моделью информационного объекта Изделие, применяемой в ЕЯР-системах. Управление ресурсами основывается на нормировании требуемых ресурсов для получения продукции и спецификации имеющихся в распоряжении ресурсов. Домен Управление учебным процессом можно разделить на основе представлений об этапах жизненного цикла объекта Образовательная программа (ОП) на следующие процессы:
подготовка образовательных программ; планирование учебного процесса по образовательным программам;
оперативное управление учебным процессом.
Для решения задач управления ресурсами необходимо нормировать расход ресурсов. В ЕЯР-системах нормирование требуемых ресурсов задается в спецификации Изделия. С целью использования моделей управления ресурсами представим Образовательный объект как совокупность объектов учебного процесса, являющихся подклассами сущности Изделия (образовательная программа (ОП), учебный план, группа дисциплин, модуль дисциплины, учебная операция, вид учебной работы, дисциплина, тема, производственная практика, междисциплинарный курсовой проект, выпускная работа).
Рассмотрим информационные модели основных классов образовательных объектов.
Основным компонентом образовательной программы является учебная дисциплина.
Формальная информационная модель учебной дисциплины должна обеспечить необходимые условия для создания единого информационного пространства в области стандартизации образовательных программ и нормирования ресурсов. Даная задача может решаться эволюционно путём постепенного агрегирования различных групп образовательных программ по направлениям подготовки специалистов. Основной документ, описывающий структуру и содержание учебной дисциплины, - Рабочая программа дисциплины. При построении информационной модели учебной дисциплины будем опираться на структуру этого документа. Ввиду сложности модели разделим ее на отдельные части (локальные подмодели). В качестве отдельных подмоделей выделим следующие группы: содержание учеб-
ной дисциплины; план-график распределения учебных часов; самостоятельная работа студентов и план контроля учебной работы.
Информационная модель Содержание учебной дисциплины представляет концептуальную модель, отражающую структуру описания содержания учебной дисциплины (рис. 2).
Основная сущность Дисциплина специфицируется путем задания различных ассоциаций с другими связанными сущностями. Сущность Группа дисциплин введена для возможности группирования дисциплин по различным признакам. Данная сущность обеспечивает формирование разнообразных иерархических структур объединения дисциплин по различным признакам на основе введения ассоциации Родительская группа. Для обеспечения возможности альтер-
Образовательная _программ
+ Родительская группа
Группа дисциплин
+Родительская группа
писок групп дисциплины
Дисциплина_1 +Цели дисциплины
Г р уппа компетенций
Рис. 2. Информационная модель Дисциплины
нативного группирования по различным признакам введена сущность Группа дисциплины с ассоциациями Список групп дисциплины и Группа для дисциплины.
Для спецификации целей дисциплины используется модель компетенций. Компетенция — это качество специалиста, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом её социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны.
Для описания структуры компетенций вводятся следующие сущности и ассоциации:
сущность Компетенция поддерживает справочник компетенций в соответствии с образовательными стандартами;
сущность Группа компетенций позволяет группировать компетенции по выбранным признакам, например по видам деятельности;
ассоциация Родительская группа разрешает задавать иерархическую схему группирования компетенций;
ассоциативная сущность Цель дисциплины и ассоциация Цели дисциплины позволяют описать цели изучения дисциплины в виде списка компетенций, разделённых на соответствующие группы.
Содержание учебной дисциплины описывается как сложная взаимосвязь Тем и Объектов предметной области. Для формализации спецификации содержания учебной дисциплины вводятся следующие сущности и ассоциации:
сущность Тема - поименованная логически законченная часть учебного материала - единица распределения выделенных для изучения дисциплины учебных часов. Тема определена в едином информационном пространстве, поддерживающем образовательные программы;
сущность Объект предметной области описывает абстрактные или материальные сущности, процессы, явления, события реального мира; значительная часть объектов по предметным областям должна быть определена глобально в едином информационном пространстве; основой для формирования справочника объектов могут выступать стандарты, признанные теории, модели и др., совокупность информационных объектов для описания ЖЦИ может стать основой для описания структуры образовательных
программ в области подготовки специалистов по проектированию наукоёмкой продукции;
ассоциативная сущность Изучаемый объект, ассоциации Изучаемые объекты и Объект для изучения позволяют представить содержание дисциплины в виде сложной онтологической модели;
сущности Вид взаимосвязи, Спецификация объекта и ассоциации Связанные объекты и Связанный объект позволяют моделировать сложные взаимосвязи между объектами и тем самым более полно представить модель предметной области; такая модель позволит проводить детальный анализ и сравнение дисциплин образовательных программ на их взаимозависимость, полноту и корректность логического построения.
Информационная модель План-график распределения учебных часов (рис. 3) является частью Рабочей программы дисциплины и содержит информацию о графике распределения содержания дисциплины по Учебным занятиям и Видам учебной работы. Фрагмент модели, содержащий сущности Дисциплина, Содержание дисциплины, Тема уже рассматривался ранее. Для описания содержания план-графика введена ассоциативная сущность Учебное занятие. Каждое Учебное занятие определяется Дисциплиной, Семестром, Номером учебной недели в семестре, Видом учебной работы и указывает изучаемую тему (атрибут Тема учебного занятия). В качестве конкретных видов учебной работы обычно используются: лекция, лабораторная работа, практическое занятие, консультация, курсовое проектирование, семинар и др.
Для спецификации учебно-методических материалов (УММ), используемых при проведении учебного занятия, вводятся ассоциативная сущность УММ для занятия, сущность Учебно-методический материал и соответствующие ассоциации Список УММ и УММ.
Информационная модель Самостоятельная работа студентов есть важный раздел рабочей программы дисциплины, и регламентируется планом самостоятельной работы студента, содержащим данные, необходимые для организации контроля и учета самостоятельной работы студентов. По существу эти данные содержат результаты объёмного распределения общего количества часов самостоятельной работы по дисциплине по темам с указанием видов работ и отчетности.
Вид учебной работы
Семестр
Дисциплина
Содержание дисциплины
1..*_/_+Учебные занятия по дисциплине
Учебное занятие
омер недели ¡Номер семестра : Тема
о виду УР : Вид учебной работы ¡Количество часов ^?Тема учебного занятия
0..*
+Тема учебного занятия
+Список УММ
1..*
УММ для занятия
Учебно-методический материал
Рис. 3. Информационная модель План-графика распределения учебных часов
Фрагмент модели Дисциплина, Содержание дисциплины, Тема - базовый для планирования самостоятельной работы.
Сущность Самостоятельная работа позволяет зафиксировать перечень планируемых самостоятельных работ по дисциплине с указанием Вида самостоятельной работы, списка планируемых отчетов СР, списка изучаемых тем (сущность Изучаемая тема, ассоциации Тема для изучения, Изучаемые темы).
Информационная модель План контроля учебной работы представляет собой важный раздел рабочей программы дисциплины. Формируется план контроля учебной работы студентов, описывающий список точек контроля по видам учебной работы с указанием относительных сроков выдачи и сдачи заданий по точкам контроля с привязкой к темам рабочей программы дисциплины.
Ассоциативная сущность Точка контроля позволяет задать нормативные данные по предмету контроля, относительным срокам контроля (атрибуты ВыдачаНомерНедели, СдачаНомерНе-дели), правилам оценки знаний в точке контроля с привязкой к содержанию дисциплины (ассоциация По теме).
Ассоциативная сущность Возможная оценка, атрибут По Правилу, сущность Правило оценки и ассоциация Возможные оценки позволяют задать нормативы по оценке знаний в каждой точке контроля.
Информационная модель Образовательной программы, определяющая состав и структуру подготовки специалистов, регламентируется государственными образовательными стандартами (ГОС). В качестве составляющих компонентов ГОС содержит список образовательных программ по отдельным специальностям. Образовательная программа (ОП) выступает единицей планирования учебного процесса вуза и определяет состав и содержание подготовки специалистов по определенной специальности. По уровню стандартизации и унификации ОП можно разделить на две большие группы: базовые и специальные образовательные программы.
Базовые ОП определены государственным образовательным стандартом по направлениям [2]. Специальные образовательные программы разрабатываются и применяются для целей повышения квалификации или переподготовки кадров.
Для описания структуры ОС вводим следующие сущности и связи:
сущность Направление подготовки позволяет вести единый справочник направлений подготовки специальностей;
сущность Область профессиональной деятельности даёт возможность вести единый справочник областей профессиональной деятельности;
ассоциативная сущность Область деятельности ОС разрешает задать список областей профессиональной деятельности для конкретного образовательного стандарта;
сущность Объект профессиональной деятельности помогает вести единый справочник объектов профессиональной деятельности;
ассоциативная сущность Объект профессиональной деятельности ОС позволяет задать список объектов профессиональной деятельности для конкретного ОС;
сущность Вид профессиональной деятельности предоставляет возможность вести единый справочник видов профессиональной деятельности;
ассоциативная сущность Вид профессиональной деятельности по ОС позволяет задать список видов профессиональной деятельности по образовательному стандарту;
сущность Компетенция даёт возможность вести единый справочник компетенций;
ассоциативная сущность Компетенции для ОС позволяет задать список компетенций для конкретного образовательного стандарта, ко-трый реализуется путем разработки учебных планов.
Информационная модель Учебного плана, приведенная на рис. 4, содержит следующие сущности и ассоциации:
сущность Учебный план позволяет вести справочник учебных планов для ОС с учетом их версий (ассоциация Варианты УП);
содержание учебного плана раскрывается через ассоциативную сущность Позиция учебного плана и ассоциацию Состав УП;
ассоциации Ответственная кафедра, входящий ОО, Оргзвено позволяют указать необходимые свойства каждой позиции учебного плана.
Учебный план
_1_
+Для ОП
+ Вар
ианты УП
»О 1
Образовательная программа (ОП)_
1..п
+Состав УП
_Позиция учебного плана_
^Учебная работа : Вид учебной работы
Трудоёмкость
^Семестр
Ео ргзвено
^Входящий 00
+ Варианты ОП
+Для образовательного объекта Образовательный
_объект_
Междисциплинарны й _курсовой проект_
Позиция спецификации УЗ по дисциплине
Производственно-технологическая практика
Рис. 4. Информационная модель Учебного плана
Для задания распределения учебных часов по видам учебной работы и видам аттестации вводятся следующие сущности и ассоциации:
сущность Вид аттестации позволяет вести единый справочник видов аттестации;
сущность Вид учебной работы даёт возможность вести единый справочник видов учебной работы;
ассоциативная сущность Семестр помогает задать распределение учебных часов по каждой позиции учебного плана по видам учебной работы и по семестрам;
ассоциативная сущность Промежуточная аттестация позволяет задать распределение учебных часов по Видам аттестации;
сущность Вид занятий является обобщающим классом для классов Вид аттестации и Вид учебной работы.
Спецификация образовательной программы как технологического процесса при наличии зависимости технологических операций по причинно-следственным связям и структуре производственного календаря (семестры, учебные недели, общее количество временного ресурса в учебной неделе) позволяет рассчитать варианты учебных планов каждой образовательной программы.
Процесс Ведение расписание достаточно трудоёмок. Первым шагом к его автоматизации становится разработка информационной модели, формально описывающей такой объект, как Расписание.
Основная сущность Расписание обеспечивает подготовку, проверку расписания, ведение изменений и дополнений расписания. Атрибуты Действует с, Действует по и Дата заполнения обеспечивают возможность работы над расписанием как до его ввода в действие, так и после его ввода (механизм изменений). Сущность Точка расписания и атрибут Время проведения позволяют строить расписание в относительных временных интервалах. Атрибуты Место проведения, По дисциплине, По виду занятий, Для учебной группы задают конкретные характеристики позиции расписания.
Для получения расписания в разрезе преподавателей вводится сущность Преподаватель по видам занятий. Эта сущность также имеет атрибуты Дата заполнения, Действует с и Действу-
ет по, обеспечивающие ведение изменений. Атрибуты Преподаватель по видам занятий, По виду занятий, Для учебной группы обеспечивают возможность распределения временного ресурса преподавателей по дисциплинам, видам занятий и учебным группам. Сущность Преподаватель по видам занятий дает возможность корректно найти расписание для преподавателей на основе построенного расписания для учебных групп.
Учёт результатов текущего контроля и промежуточной аттестации — важная составная часть деятельности вуза. Для информационной поддержки данного процесса вводим следующие сущности.
Сущность Операция со слушателем позволяет вести учёт различных учебно-производственных операций со слушателем. В качестве подкласса выделена операция Контроль знаний, в которой регистрируются результаты аттестации. Операция Контроль знаний привязана к позиции Промежуточная аттестация из соответствующего Учебного плана. Сущность Текущий контроль также является подклассом Операции со слушателем. Данный класс операций позволяет учитывать результаты текущего контроля, проводимого в соответствии с графиком текущего контроля (связь с сущностью Точка контроля из спецификации Дисциплины).
Сущность Отчётный документ слушателя позволяет учитывать различные группы документов, подготавливаемых и предоставляемых слушателями при проведении как аттестации, так и текущего контроля. Ассоциативная сущность Документ для контроля позволяет связать Отчётный документ слушателя с конкретной Операцией со слушателем.
Представленные выше информационные объекты в части спецификации состава и требуемых ресурсов обладают необходимой общностью, позволяющей построить обобщенную модель для спецификации образовательных объектов по аналогии с моделью Изделия, используемой в системах класса ERP. Информационная обобщенная модель образовательных объектов приведена на рис. 5. Ассоциативная сущность Строка спецификации ОО позволяет описать структуру и требуемые ресурсы Образовательного объекта. Особенностью данной
Рис. 5. Обобщенная модель для спецификации любого класса Образовательных объектов
сущности - введение атрибута График: Точка графика, позволяющая задать ограничения на относительное время реализации соответствующих учебных работ.
Каждый подкласс Строки спецификации ОО может содержать свой набор дополнительных атрибутов. Однако требуемые ресурсы могут быть специфицированы в рамках представленной модели.
Инструментальные средства ЕЯР-систем, как правило, позволяют расширять объектную модель применительно к конкретным особенностям предметной области. Важно сохранить преемственность операционной ресурсной модели. По нашему мнению, материалы данной статьи убедительно показывают возможность эффективно использовать модели и инструменты ЕЯР-систем для решения задач управления учебным процессом. Спецификация нормативных данных — главный шаг к решению задач планирования распределения ресурсов.
Широкая трактовка понятия Изделие позволяет применять идеи и удачные решения в области моделирования ЖЦИ в различных областях деятельности, в том числе в управлении образовательными программами.
Концепция ЖЦИ позволяет комплексно и системно решать задачи управления учебным процессом на всех этапах жизненного цикла образовательных программ.
Создание интегрированной информационной среды обеспечивает единое информационное пространство всем участникам управления учебным процессом.
Технология объектно-ориентированного моделирования позволяет построить формальную модель для решения задач управления учебным процессом и использовать её как основу создания интегрированной информационной среды.
Информационная модель образовательной программы может стать основой для построения структурно-логических схем и отдельных дисциплин, и различных образовательных программ в области подготовки специалистов по проектированию наукоёмкой продукции.
Существующие инструменты и модели ЕЯР-систем, подтвердившие свою эффективность в производственных условиях, могут быть эффективно использованы для решения задач управления учебным процессом.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Ч. 1. Стадии жизненного цикла продукции: Р 50.1.031-2001: http:// sklad-zakonov. narod. ru/gost/Rek_stand. htm
2. Министерство образования Российской Федерации. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 552800. Информатика и вычислительная техника. М., 2000.
3. Колчин А.Ф., Овсянников М.В., Стрекалов А.Ф., Сумароков С.В. Управление жизненным циклом продукции. М.: Анахарсис, 2002. 304 с.
4. Моисеев В.Б., Горбач С.П., Мошечков В.В.
Структурно-логические схемы специальностей как основа сетевой модели открытого образования: http:// www.e-joe.ru/sod/00/5_00/mo1.html
5. Куприков М.Ю. Кадровое обеспечение в области автоматизации жизненного цикла изделий: http://nit.miem.edu.ru/2007/sb/pl/7.htm
6. Булех Н.Л., Дубенецкий В.А., Золотов А.В., Филиппов С.Ж. Информационная система управления производством "БАЗИС-РЕСУРС" (стандарт MRP-II) // Информационные технологии в машиностроении и судостроении: 7-я Всерос. науч.-практ. конф. / ЦНИИ РТК. СПб. 2006. С. 19-23.
УДК: 378.14
А.Н. Амбражей, Д.Г. Арсеньев, Н.М. Головин, В.П. Шкодырев, В.В. Таратухин
РАЗБИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ КОМПЕТЕНЦИИ SAP КАК РЕСУРСНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
(НА ПРИМЕРЕ СПБГПУ)
Спрос на квалифицированных специалистов в области ЕЯР-систем в России растет и существенно превышает предложение. Одновременно, особенно в связи с кризисом, многие предприятия стали уделять повышенное внимание оптимизации внутренних бизнес-процессов, снижению издержек за счет более качественного учета и их анализа. Автоматизация бизнес-процессов и бизнес-аналитики во многом перестает быть только задачей 1Т-департамента. Применение средств автоматизированного учета, электронного документооборота и различных аналитических инструментов становится повседневной работой для рядовых сотрудников.
Использование корпоративных информационных систем, систем управления технологическими процессами и финансово-хозяйственной деятельностью позволило современным предприятиям накопить огромный объём данных, связанных с их хозяйственной деятельностью, характеристиками рынка, поведением покупателей и т. д. Своевременная обработка и правильная интерпретация данной информа-
ции является одним из ключевых вопросов и напрямую связана с выживанием компании в информационном обществе. Причем доступ к информации требуется не только менеджерам верхнего уровня для принятия долгосрочных стратегических решений, но и все большему числу управленцев среднего звена, инженерному и техническому персоналу. Поэтому возникла необходимость в использовании 1Т-решений, помогающих оперативно проводить анализ деятельности предприятия на всех его уровнях и по всем процессам, прогнозировать и оценивать ключевые показатели как всего предприятия, так и его отдельных подразделений.
Сегодня решения для бизнес-аналитики становятся такими же востребованными, как ЕЯР-системы или системы управления взаимодействия с клиентами (СЯМ-системы). Параллельно с ростом использования аналитических решений всё более необходимыми становятся знания по практическим навыкам работы с аналитическими системами и их связи с корпоративными информационными системами.