Научная статья на тему 'Российские автоматизированные системы управления образовательным процессом. Часть 1'

Российские автоматизированные системы управления образовательным процессом. Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4562
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPUTER SYSTEMS FOR SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колосов Дмитрий Эдуардович

Рассмотрены основные российские системы управления образовательным процессом для общеобразовательной школы. Приведены основные характеристики, возможности и перспективы развития таких систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN COMPUTER SYSTEMS FOR SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESSES. PART 1

The article describes the main Russian computer systems for support of the educational processes. Are described basic characteristics, features and possibilities of such systems.

Текст научной работы на тему «Российские автоматизированные системы управления образовательным процессом. Часть 1»

УДК 371.215; 62-51

РОССИЙСКИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ. ЧАСТЬ 1.

Колосов Д.Э., к.т.н., Институт управления образованием РАО, Москва, Россия E-mail: kolosov@informika.ru

Аннотация. Рассмотрены основные российские системы управления образовательным процессом для общеобразовательной школы. Приведены основные характеристики, возможности и перспективы развития таких систем.

Ключевые слова: автоматизированные системы управления, общее образование.

RUSSIAN COMPUTER SYSTEMS FOR SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESSES. PART 1.

Kolosov Dmitry, PhD, Institute of management in education of RAE, Moskow, Russia Email: kolosov@informika.ru

Abstract. The article describes the main Russian computer systems for support of the educational processes. Are described basic characteristics, features and possibilities of such systems.

Keywords: computer systems for support of the educational process

История разработки первых систем электронного школьного документооборота в России насчитывает уже более двадцати лет и началась с появлением в школах первых персональных компьютеров. Учителя-энтузиасты, студенты педагогических вузов стали разрабатывать системы, призванные облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы по составлению расписания, поурочных планов, ведения классных журналов и еще десятков видов рабочих и отчетных документов. Эти работы выполнялись на весьма разнородной и несовершенной с сегодняшней точки зрения технике (КУВТ, ATARI, ДВК-2 и пр.).

С развитием IT- технологий, стандартизацией и совершенствованием аппаратно - программных средств, приходом в школы IBM-совместимых компьютеров, появлением отечественных фирм - профессиональных разработчиков программного

обеспечения, на российском рынке стали появляться первые коробочные версии программ автоматизации школьного документооборота, некоторые из них закупались центральными и региональными органами управления образованием и поставлялись в школы. Так например, в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" в школы централизованно поставлялась программа составления школьного расписания.

Однако на сегодняшний момент следует признать, что в системе российского среднего образования не существует единой стройной системы школьного документооборота, не налажен обмен стандартной информацией между школами и районными, городскими управлениями образованием.

В рамках реализации поручения Правительства в 2010 г. специалисты Института управления образованием РАО провели работы по ознакомлению с некоторыми имеющимися на рынке системами электронного школьного документооборота с целью выявления их основных потребительских характеристик, изучения основных программных модулей систем, обобщения опыта их практического применения.

Далее приведено описание двух систем школьного документооборота производства российских фирм «Аверс» и Инфосюит.

I. Комплекс программ для автоматизации учебного процесса компании «Аверс» (ООО ФинПромМаркет-ХХ!).

Основным видом деятельности ИВЦ «Аверс» является разработка и внедрение программно-аппаратных средств автоматизации административной и финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, создание информационных систем принятия управленческих решений. Система менеджмента качества при производстве работ по техническому обслуживанию средств вычислительной техники и эксплуатации локальных вычислительных сетей сертифицирована соответствующим органом сертификации и соответствует требованиям ГОСТ РФ в данной области.

Пользователями продукции и услуг продукции компании являются министерства и ведомства Российской Федерации, в том числе Министерство обороны, Министерство образования, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, а также более 10 000 учреждений и организаций во всех регионах России и стран Ближнего зарубежья.

Требования к аппаратно-программным средствам:

Процессор: Pentium - 166 и выше, ОЗУ не менее: 32 Mb. Свободное дисковое пространство не менее 10 Mb, Монитор с разрешением: 800х600. Операционная среда: Windows 95/98/ME/NT/2000/XP.

Адрес компании:

115280, г. Москва, а/я 90, ООО "ФинПромМаркет-XXI" телефоны: (095) 744-37-32; (095) 223-07-34, e-mail: office@iicavers.ru, сайт http://www.iicavers.ru.

I.1 Система автоматизации учебного процесса для общеобразовательных учреждений «АРМ Директор»

Автоматизированная информационно-аналитическая система управления образовательным учреждением. Специализированная система, предназначенная для унификации внутришкольного делопроизводства, автоматизации процессов управления школой, планирования и контроля качества учебного процесса.

Функциональные подсистемы АИАС «АРМ Директор»:

Делопроизводство: позволяет вести базы данных личных дел сотрудников и учащегося контингента учреждения; формировать адресную и алфавитную книги; в динамическом режиме создавать отчеты любых форм и содержания, в том числе стандартные статистические отчеты (ОШ № 1, ОШ № 5, паспорт школы); готовить документы, необходимые для прохождения процедуры аттестации (лицензирования) учреждения.

Планирование: позволяет формировать структуру учреждения; рассчитывать базисный учебный план и сетку часов; распределять основную и дополнительную нагрузку преподавателей.

Успеваемость: позволяет вести учет успеваемости учащихся в виде абсолютных, относительных и обобщенных показателей по отчетным периодам и срезам знаний.

Здоровье: позволяет осуществлять мониторинг состояния здоровья учащихся и сотрудников учреждения; планировать проведение диспансеризаций и других профилактических мероприятий, контролировать их результаты.

Приказы: позволяет определять циклограмму издания приказов по учреждению; готовить проекты приказов, издавать и контролировать их исполнение; вести книги учета приказов; формировать книгу движения учащихся.

Тарификация: позволяет проводить тарификацию преподавателей; рассчитывать затраты на оплату труда по категориям работающих, тарифный и надтарифный фонды.

Аналитика: позволяет получать данные, необходимые для мониторинга качества образовательного процесса в учреждении (степень обученности, качество знаний, успеваемость), проведения аттестации и управления переподготовкой кадров. АИАС позволяет сформировать в учреждении автоматизированные рабочие места: директора, завуча, секретаря-делопроизводителя, учителя, медицинской сестры.

Внедрение АИАС «АРМ Директор» позволяет:

• сформировать основу информационной инфраструктуры управления образовательным учреждением;

• освободить администрацию школы от малопроизводительного, рутинного труда по составлению всевозможных отчетных документов;

• осуществлять планирование учебного процесса;

• получать достоверные данные, необходимые руководителю для принятия решений по управлению работой учреждения;

• улучшить организацию переподготовки и аттестации кадров;

• создать объективную и независимую систему мониторинга качества учебного процесса.

Система может быть использована органами управления образования для контроля и обобщения получаемой от школ информации, формирования единых региональных баз данных педагогических кадров и учащегося контингента.

АРМ «Директор» - наиболее востребованный программный продукт в образовании, система прошла апробацию и имеет сертификат соответствия качества Института информатизации образования РАО, отмечена Золотой медалью Всероссийского выставочного центра, является дипломантом Международных выставок-конференций «ИТО - 2000, 2001, 2002». Система успешно эксплуатируется более чем в 10000 школах сорока регионов России и ряда стран СНГ.

Предлагаются следующие конфигурации АИАС «АРМ Директор»: «АРМ Директор» 4.0 "Общеобразовательное учреждение" - сетевой программный продукт, имеющий в своем составе поисковую подсистему и генератор форм отчетных документов, работающих с базами данных сотрудников, учащихся и успеваемости. Содержит функциональные подсистемы: «Делопроизводство», «Планирование», «Успеваемость», «Здоровье», «Аналитика», «ЕГЭ», «Приказы», «Тарификация». Рекомендуется для использования в учреждениях, использующих распределенную информационную систему административного управления.

1.2 Автоматизированная информационно-аналитическая система «Тарификация»

Специализированная система, предназначенная для автоматизированного расчета фонда заработной платы образовательного учреждения.

Функциональные подсистемы АИАС «Тарификация»:

Информация: позволяет определять структуру образовательного учреждения; вести базу данных личных дел сотрудников с указанием данных, необходимых для расчета тарификации сотрудника; производить назначения на должности, контролировать перемещения; формировать справочники действующих в учреждении тарифных сеток, надбавок и доплат; строить статистические отчеты, отражающие качественный состав сотрудников учреждения; готовить документы, необходимые для прохождения процедуры аттестации.

Планирование: позволяет рассчитывать учебный план и сетку часов; проводить распределение педагогической и дополнительной нагрузки преподавателям; в автоматическом режиме, исходя из информации о структуре учреждения, на основании утвержденных типовых штатных расписаний, составлять штатное расписание учреждения; распределять основную и дополнительную нагрузку преподавателей; производить назначение сотрудникам надбавок и доплат.

Тарификация: позволяет проводить тарификацию преподавателей; рассчитывать тарификационный список, затраты на оплату труда по категориям работающих, тарифный и надтарифный фонды учреждения.

Аналитика: позволяет получать данные, необходимые для анализа объема использования надбавок и доплат в различных типах учреждений; рассчитывать требуемый для их реализации объем финансирования; оптимизировать условия их применения.

АИАС может применяться для проведения тарификационных расчетов не только в отдельном образовательном учреждении, но и в плановом отделе централизованной бухгалтерии.

АИАС «Тарификация» взаимодействует с другими программными продуктами компании:

• с АИАС «Управление образовательным учреждением» (АРМ «Директор») - в части импорта данных о структуре учреждения и его сотрудниках, учебном плане, сетке часов, штатном расписании, распределении основной и дополнительной нагрузки преподавателей;

• с АИАС «Смета» - в части экспорта данных о планируемых затратах на оплату труда сотрудникам учреждения.

Внедрение АИАС «Тарификация» позволяет:

• унифицировать процедуру формирования штатного расписания;

• планировать потребности учреждения (учреждений региона) в педагогических и административных кадрах;

• повысить достоверность и объективность данных, используемых при формировании сметы доходов и расходов учреждения;

• оптимизировать затраты на оплату труда сотрудников учреждений;

• повысить эффективность использования денежных средств, получаемых из Федерального и регионального (муниципального) бюджетов.

АИАС «Тарификация» - наиболее востребованный программный продукт для решения задач планирования финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, успешно эксплуатируется более чем в 500 учреждениях 20 регионов России и ряда стран СНГ, в том числе в централизованных бухгалтериях управлений образования.

Ь3 Автоматизированная информационно-аналитическая система (АИАС) "АВЕРС-расписание"

Специализированная программа, предназначенная для составления расписания занятий во всех типах образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения профтехобразования) Программа позволяет:

• учитывать санитарные правила и нормы;

• учитывать распределение классов по сменам;

• объединять классы в поток;

• делить классы (потоки) на группы;

• составлять расписание классов без "окон";

• генерировать различные формы таблиц расписания;

• планировать замены;

• представлять таблицы в Excel, Word и HTML форматах;

• сокращать "окна" в расписании учителей и многое другое.

Программа состоит из четырех разделов "Списки", "Нагрузки", "Расписание" и "Замены".

Раздел "Списки" служит для ввода, редактирования и печати списков классов, предметов, кабинетов и учителей.

• Для каждого класса вводятся: название класса, минимально и максимально допустимые количества уроков в день, количество учащихся, допустимые номера уроков. Номера уроков находятся в пределах от 1 до 14 или от 0 до 13. Четная и нечетная недели могут различаться.

• Для каждого предмета вводятся: название предмета и уровень сложности.

• Для каждого кабинета вводятся: название кабинета и количество мест в нем.

• Для каждого учителя вводятся: фамилия учителя, название основного предмета, название основного кабинета, допустимые номера уроков (желательные и нежелательные), а также факультативная информация - номер телефона, адрес электронной почты и комментарий. Четная и нечетная недели могут различаться.

Раздел "Нагрузки" служит для ввода, редактирования и печати нагрузок, которые сортируются по классам, предметам или учителям.

При задании нагрузок выбираются названия классов, учителей, предметов, задается количество часов в нагрузке в неделю. При вводе нагрузок предусмотрены возможности объединения двух или трех классов в поток; деления класса (потока) на две или три группы. Таким образом, учитель может проводить урок в двух-трех классах одновременно.

Раздел "Расписание" служит для составления расписания по классам или учителям в автоматическом, ручном или смешанном режиме. В автоматическом режиме расписание можно составлять для одного, всех или некоторых классов или учителей. При составлении расписания в ручном режиме программа подсказывает возможные варианты расстановки уроков для выбранного учителя, возможные варианты заполнения пустых клеток расписания для классов, следит за количеством мест в кабинетах. При составлении расписания в смешанном режиме часть уроков расставляются вручную и закрепляются (помечаются флажками). Остальные уроки расставляются автоматически.

Раздел "Замены" служит для поиска вариантов замен временно отсутствующих учителей. При отыскании замены для выбранного учителя задаются номера уроков в дни, когда он будет отсутствовать. При планировании замены можно выбрать фамилию заменяющего учителя, назначить новый предмет и выбрать новый кабинет.

Программа полностью интегрирована с АИАС "Управление образовательным учреждением" (АРМ Директор), использует единую базу данных учителей, предметов, классов, кабинетов, учебного плана и учебной нагрузки. Готовое расписание одного, всех или некоторых классов или учителей можно сохранить в форматах Microsoft Word, Excel или HTML.

I.4 Автоматизированная информационно-аналитическая система учета библиотечного фонда и организации деятельности школьных библиотек

Автоматизированная информационно-аналитическая система учета библиотечного фонда и организации деятельности школьных библиотек (АИАС «Школьная библиотека») разработана на основе «Инструкции об учете библиотечного фонда» (введена в действие приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 декабря 1998 года №590) и «Методических рекомендаций по применению "Инструкции об учете библиотечного фонда" в библиотеках образовательных учреждений» (утверждены приказом Министерства образования Российской Федерации от 24 августа 2000 года № 2488).

АИАС «Школьная библиотека» предназначена для комплексной автоматизации повседневной деятельности школьных библиотек, включая процессы учета

библиотечного фонда, организацию работы библиотеки с пользователями и другими библиотеками, вопросы оценки состояния библиотечного фонда, определения потребности библиотеки в новых поступлениях и необходимости обновления (увеличения) фондов, изучение читательского спроса, а также вопросы контроля за состоянием библиотечного фонда и планирования работы библиотеки на перспективу.

Программный комплекс АИАС «Школьная библиотека» позволяет:

• проследить путь каждого документа (издания), от его поступления на баланс школьной библиотеки до списания;

• оценить потребности пользователей школьной библиотеки в различных изданиях;

• спланировать деятельность библиотеки;

• обеспечить быстрый поиск необходимых документов (изданий).

Работники библиотеки и лица, осуществляющие контроль за деятельностью библиотеки, имеют возможность быстрого получения всех учетных, отчетных и сопроводительных документов, предусмотренных "Инструкцией об учете библиотечного фонда" и методическими рекомендациями по применению этой инструкции в библиотеках образовательных учреждений.

АИАС «Школьная библиотека» имеет возможность использоваться не только в школьных библиотеках, но и в библиотеках средних специальных и высших учебных заведений, а также в городских, районных библиотеках и библиотеках различных организаций .

В качестве хранимой информации АИАС "Школьная библиотека" выступают:

• данные по библиотеке (Б) и ее структурным подразделениям (СП);

• сопроводительные документы на объекты библиотечного фонда (СД);;

• данные по индивидуальному учету объектов библиотечного фонда (ИУ);

• данные по пользователям библиотеки (ПБ);

• данные по работникам библиотеки (РБ);

• переоценочные коэффициенты для расчета стоимости элементов библиотечного фонда (КОЭФФ);

• данные по компенсации ущерба, нанесенного пользователями (КУ);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• данные по реализации библиотекой списанных и других документов и оказанию платных услуг (ОПУ);

• данные по планированию работы библиотеки на период (ПРБ). Сотрудники библиотеки имеют следующие возможности:

• Вводить все необходимые сведения при поступлении документов в библиотечный фонд.

• Вводить все необходимые сведения при выбытии документов из фонда.

• Вводить все сведения при перестановках документов в библиотеке.

• Вводить данные по сотрудникам, пользователям библиотеки, а также вводить (изменять) общие сведения по структуре и статусу библиотеки.

• Формировать запросы на выдачу читательских формуляров.

• Получать все необходимые для повседневной работы сведения (как по конкретному документу, сотруднику, пользователю, так и обобщенные по запросам) и формировать различные виды учетных, отчетных и сопроводительных документов; выводить их на печать.

• Формировать заказы на приобретение новых изданий (в библиотеках общеобразовательных учреждений заказы формируются с учетом заказов преподавателей).

• Вводить данные по компенсации ущерба и оказанию платных услуг.

• Составлять план работы библиотеки на год (на период). Пользователи библиотеки имеют следующие возможности.

• Самостоятельно регистрироваться в библиотеке.

• Пользоваться АИАС для поиска необходимых документов и читать внесенные в базу сведения по любому документу.

• Составлять заказы на документы по установленным формам и отслеживать их выполнение.

• Знакомиться с составом документов, которые числятся за пользователями.

• Знакомиться с документами, регламентирующими деятельность библиотеки.

• Заполнять аннотации на документы

Программой АИАС «Школьная библиотека» предусмотрено формирование следующих отчетных форм:

• Книга суммарного учета библиотечного фонда (КСУ) (приложение 1,2,3,4).

• формирование платежных поручений на осуществление оплаты контрагентам за поставленную ими продукцию и выполненные работы;

• Регистрационная книга учетных карточек многоэкземплярной литературы (приложение 5) - только для библиотек образовательных учреждений (Б13).

• Учетная карточка многоэкземплярной литературы (приложение 6) - только для библиотек образовательных учреждений (Б13).

• Акт об исключении из библиотечного фонда документов длительного хранения (приложение 7).

• Акт об исключении из библиотечного фонда документов длительного хранения (приложение 8) - для библиотек образовательных учреждений /Б13/ .

• Акт об исключении из фонда утерянных читателями документов и приеме в фонд документов, признанных равноценными (приложение 9).

• Акт об исключении из фондов утерянных читателями документов и приеме в фонд документов, признанных равноценными (приложение 10) - для библиотек образовательных учреждений..

• Лист актового учета (приложение 11).

• Инвентарная книга по состоянию на.....или за период (приложение 12).;

• Тетрадь учета книг и других документов, принятых от читателей взамен утерянных (приложение 13).

• Акт о приеме документов в библиотеку (приложение 14).

• Акт о поступлении периодических изданий в библиотеку (приложение 15).

• Акт о недостаче документов в поступившей партии (приложение 16).

• Акт об исключении из библиотечного фонда документов временного хранения (приложение 17).

• Акт приема-передачи документов из одной библиотеки в другую в порядке книгообмена (приложение 18).

• Акт о проверке библиотечного фонда (приложение 19).

• Журнал учета процессов размагничивания записей в библиотеке (приложение

Читательский формуляр (приложение21). Книжный формуляр (приложение 22). Библиографическая карточка (приложение23).

• Отчеты о работе библиотеки: книгообеспеченность (приложение24-1), посещаемость (приложение 24-2), обращаемость, то есть среднее число выдач одной книги (приложение 24-3), читаемость (приложение24-4), характеристика читательского спроса (приложение 24-5).

• План работы библиотеки: перспективный (приложение 25-1) и текущий (на период; приложение 25-2).

Внедрение АИАС «Школьная библиотека» в работу библиотек различного уровня позволяет автоматизировать процесс обработки и учета всех документов библиотечного фонда. При этом значительно сократится время на поиск, подготовку и выдачу необходимых данных как по информационному обслуживанию читателей, так и по организации работы самой библиотеки. Библиотека сможет оперативно реагировать на запросы читателей и более целенаправленно планировать свою деятельность. Контролирующие органы значительно сократят время на проверку количественного и качественного состояния библиотечного фонда.

1.5 Автоматизированная информационно-аналитическая система (АИАС) финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений «АВЕРС -Бухгалтерия»

АИАС «АВЕРС-Бухгалтерия» предназначена для ведения бухгалтерского учета в бюджетном учреждении, получения в реальном масштабе времени объективной и достоверной информации, необходимой для принятия решений по управлению его финансово-хозяйственной деятельностью. В АИАС учтены изменения, отраженные в "Инструкции по бюджетному учету", утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 г. № 25н.

Блок-схема АИАС «АВЕРС-Бухгалтерия»

АИАС «АВЕРС - Бухгалтерия» позволяет:

• осуществлять текущее и перспективное планирование финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

• формировать смету доходов и расходов бюджетного учреждения, контролировать ее исполнение;

• осуществлять текущий финансовый контроль;

• получать периодическую бухгалтерскую отчетность как по отдельному учреждению, так и по группе учреждений;

• оперативно, по мере обработки первичных бухгалтерских документов, получать информацию о финансовом состоянии учреждения, принимать обоснованные решения по управлению его материальными и финансовыми ресурсами;

• повысить эффективность труда бухгалтеров, качество и достоверность ведения бухгалтерского учета;

• сформировать единое информационное пространство бухгалтерского учета учреждений региона, отрасли;

• взаимодействовать с органами Федерального Казначейства, подразделениями Пенсионного Фонда и Министерства по Налогам и Сборам.

Основные принципы, заложенные в разработку АИАС:

• соответствие установленному порядку ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;

• максимальная независимость от аппаратной и программной платформы функционирования;

• гибкость в работе, настраиваемость на региональные и отраслевые особенности ведения бухгалтерского учета, адаптируемость к учетной политике учреждения;

• единство интерфейса работы с пользователем;

• простота и удобство эксплуатации, надежность функционирования;

• максимальное упрощение технологии обработки первичной информации, предотвращение ввода недостоверных данных.

Структурно АИАС состоит из совокупности функционально полных (по разделам бухгалтерского учета бюджетного учреждения) программных компонентов, объединенных Единой базой данных. Компоненты могут функционировать как автономно, так и совместно под управлением сетевой операционной системы.

В состав базовой модели комплекса входят следующие компоненты -автоматизированные рабочие места (АРМ): Договоры:

• учет и регистрация договоров, заключаемых с подрядчиками на поставку продукции и оказание услуг;

• учет объемов поставленной продукции и выполненных работ;

• контроль исполнения договоров;

• подготовка документов для осуществления оплаты выполненных объемов работ;

• формирование реестров к платежным документам для предоставления в органы Федерального Казначейства.

Банк, кассовые и фактические расходы:

• учет и регистрация счетов на оплату работ и услуг контрагентов;

• формирование платежных поручений на осуществление оплаты контрагентам за поставленную ими продукцию и выполненные работы;

• обработка банковской выписки;

• формирование кассовых расходов;

• формирование журнала операций по банковскому счету;

• формирование справки по внутренним расчетам (ф. 0503125);

• формирование справки об остатках денежных средств (ф. 0503126);

• формирование отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127);

• формирование многоуровневых оборотных ведомостей аналитического учета по субсчетам бухгалтерского учета, видам учета (источникам финансирования), учреждениям, контрагентам;

• контроль исполнения сметы расходов;

• формирование реестров и сброс данных на дискету для предоставления в органы Федерального Казначейства.

Учет сумм хищений и недостач:

• формирование и ведение книги учета хищений и недостач;

• формирование оборотных ведомостей аналитического учета по виновным лицам;

формирование справки о недостачах и хищениях.

Касса, подотчетные лица:

• формирование и учет приходных (расходных) кассовых и фондовых ордеров;

• формирование кассового отчета;

• ведение реестра приходных (расходных) кассовых и фондовых ордеров;

• учет и обработка авансовых отчетов на выдаваемые подотчетные суммы;

• формирование журнала операций по счету "Касса";

• формирование журнала операций расчетов с подотчетными лицами;

• формирование и ведение Книги депонентов;

• формирование и ведение книги учета выдачи денежных средств по форме № 320;

• формирование актов о снятии остатков в кассе;

• формирование сводных оборотных ведомостей многоуровневого аналитического учета по денежным документам;

• формирование сводных оборотных ведомостей многоуровневого аналитического учета по учреждениям, субсчетам, видам учета (источникам финансирования), материально ответственным лицам.

Материальный учет, дебиторы и кредиторы:

• учет основных средств и нематериальных активов по видам учета, инвентарным объектам, местам хранения и ответственным лицам;

• учет материальных запасов в количественном и суммовом выражении по наименованиям материалов, ответственным лицам и видам учета;

• учет затрат по заготовлению и переработке материалов;

• учет материальных средств на забалансовых счетах;

• ведение расчетов с дебиторами и кредиторами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ввод справок по доначислению, исправительных справок;

• формирование журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

• формирование журнала операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

• формирование оборотных ведомостей аналитического учета:

• сводная оборотная ведомость по учреждениям;

• оборотная ведомость по субсчетам и материально ответственным лицам;

• оборотная ведомость по амортизации;

• формирование инвентаризационных (сличительных) ведомостей;

• начисление амортизации;

• выполнение переоценки. Родительская плата:

• контроль посещаемости детьми учреждений (ведение табеля посещения);

• контроль оплаты, производимой родителями (регистрация и печать квитанций по форме ПД-4);

• формирование оборотных ведомостей по группам одного учреждения и по учреждению в целом;

• формирование свода всех выплат, произведенных в течение месяца через банк;

• формирование свода всех выплат, произведенных в течение месяца через кассу; Расчеты по питанию:

• учет прихода и расхода продуктов питания и тары, в том числе поставляемых в порядке расчетов по товарному кредиту;

• ведение оперативного контроля и анализа оборотов по группам субсчетов;

• выполнение нестандартных операций по учету прихода и расхода продуктов: о получение гуманитарной помощи,

о оформление выявленных излишков и недостач,

о передача продуктов питания из одного учреждения в другое,

о списание продуктов,

о возврат продуктов питания поставщикам,

о передача продуктов питания в переработку и оприходование после

переработки;

• формирование накопительных ведомостей по приходу/расходу продуктов питания;

• формирование оборотных ведомостей многоуровневого аналитического учета: о по продуктам питания, таре, хозяйственным товарам,

о по расчетам с поставщиками,

о по питанию персонала учреждения,

о по питанию школьников;

• получение информации, необходимой для анализа эффективности работы с поставщиками, проведения анализа цен и качества предоставляемых ими услуг;

• получение информации, необходимой для определения качества питания различных категорий довольствующихся, анализ питания в натуральных нормах

Расчеты со школьно-базовыми столовыми:

• формирование заявок на поставку продуктов питания в учреждения;

• учет прихода и расхода продуктов питания по категориям питающихся и видам питания;

• формирование оборотных ведомостей аналитического учета по расчетам со школьно-базовыми столовыми;

Заработная плата:

• ведение лицевых счетов сотрудников, в том числе сотрудников, выполняющих свои обязанности согласно трудовым договорам;

• ведение табеля рабочего времени;

• ведение реестров приказов;

• расчет заработной платы, исходя из информации об имеющихся у сотрудника надбавках, доплатах, совмещениях, произведенных заменах;

• расчет:

о больничных листов;

о отпусков;

о премий;

о материальной помощи;

о пособий по временной нетрудоспособности;

о доплаты за методическую литературу, ;

о других видов начислений и удержаний;

• подготовка документов на выплату зарплаты через: о кассу предприятия;

о банкомат;

о лицевые счета сотрудников в учреждениях Сбербанка Российской

федерации;

• подготовка документов на перечисление удержанных сумм через: о учреждения Сбербанка Российской Федерации;

о учреждения Федеральной почтовой связи;

• формирование платежных и расчетно-платежных ведомостей;

• формирование справок: о 1-ндфл,

о 2-ндфл,

о с места работы,

о о средней заработной плате,

о индивидуальной карточки по взносам,

о карточки-справки ф. 417;

• формирование журнала операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям;

• формирование свода по больничным листам;

• формирование:

о расчетной ведомости по страховым взносам в ФОМС,

о расчетной ведомости по страховым взносам в ПФ,

о расчетной ведомости по средствам ФСС,

о расчетной ведомости по ЕСН,

о расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное

пенсионное страхование.

• сброс данных для программ ГНИ и ПФ. Главная бухгалтерская книга:

• формирование Главной книги;

• формирование баланса;

АИАС «АВЕРС-Бухгалтерия» полностью автоматизирует работу на всех участках бухгалтерии бюджетного учреждения, позволяет вести полный синтетический учет, а также многоуровневый аналитический учет; легко конфигурируется под перечень задач, решаемых бухгалтерией конкретного бюджетного учреждения, информационно взаимодействует с программными продуктами, используемыми в органах Федерального казначейства.

В настоящее время АИАС "АВЕРС-Бухгалтерия" находится в эксплуатации в бухгалтерии Финансово-хозяйственного управления Мэрии г. Москвы, Централизованных бухгалтериях Центрального, Западного, Юго-Западного, СевероЗападного, Северного окружных управлений образования Департамента образования города Москвы, Централизованной бухгалтерии Департамента образования города Москвы, в Централизованной бухгалтерии управления образованием и более чем в 50 образовательных учреждениях Ивановской области, в Централизованных бухгалтериях отделов образования Красногвардейского и Центрального районов и более чем в 100 образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в Централизованной бухгалтерии управления образования и правовой защиты детства Ленинского района Нижнего Новгорода, в учреждениях бюджетной сферы г. Нижневартовска. Кроме этого,

программный комплекс внедрен более чем в 4000 учреждениях самостоятельного баланса г. Москвы и Московской области.

Ь6 Автоматизированная информационно - аналитическая система «Орган управления образованием» (АРМ «РОНО»)

Это специализированная система сбора, обработки, анализа, хранения и передачи информации в интересах эффективного управления территориальной образовательной системой любого уровня. Программа предназначена для комплексной автоматизации деятельности муниципальных (местных, региональных) органов управления образованием.

Программный комплекс АРМ «РОНО» позволяет:

• сформировать единый банк данных всех типов и видов образовательных учреждений на уровне района, города, региона;

• осуществлять выборку данных как по конкретному образовательному учреждению, так и по совокупности их видов и типов;

• оперативно получать полную и достоверную информацию о состоянии и динамике образовательной инфраструктуры;

• сформировать единый интегрированный банк данных учащегося контингента, педагогических (административных) кадров образовательных учреждений района (города, региона);

• решать задачи аттестации и переподготовки кадров, планирования потребностей образовательных учреждений в педагогических (административных) кадрах;

• осуществлять мониторинг образовательной деятельности в подведомственных учреждениях, проводить объективный анализ состояния образовательного процесса в учреждениях;

• обеспечить контроль за планированием учебно-педагогического процесса в подведомственных учреждения. Унифицировать процесс формирования штатных расписаний учреждений, учебных планов;

• получать достоверную информацию об имеющихся в учреждениях вакансиях педагогических и административных кадров;

• контролировать формирование фонда оплаты труда, правомерность и корректность использования в учреждениях надбавок и доплат;

• принимать стандартные формы отчетов образовательных учреждений (ОШ), проверять достоверность представленных в них данных, формировать консолидированные отчеты образовательных учреждений района (города) и представлять их в виде, определяемом форматом программы МОРФ (Мониторинг образования РФ), рекомендуемой Министерством образования РФ;

• проводить аналитическую обработку информации, содержащейся в первичных и консолидированных отчетах учреждений;

• унифицировать систему документооборота в подведомственных учреждениях в части касающейся кадрового делопроизводства;

• определять нестандартные формы отчетных документов учреждений, осуществлять их аналитическую обработку и консолидацию;

• осуществлять передачу циркулирующих в системе данных и документов (в том числе и стандартизованных форм статистической отчетности) на вышестоящие уровни.

Автоматизированная информационно-аналитическая система «РОНО» информационно взаимодействует с программными комплексами «Централизованная бухгалтерия», «Сводная статистическая отчетность», «АРМ Директор», «Школьная библиотека», «Ревизор», открыта к информационному обмену с другими системами на уровне "экспорта-импорта" данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.