лять классификационные и структурные таблицы, схемы; умение представлять информацию о предмете на языке образов, символов, метафор; умения видеть проблемы, осознавать противоречие, задавать проблемные вопросы; умение наблюдать провести мысленный эксперимент.
На профильной ступени обучения в школе у учащихся формируют: умение анализировать проблемные ситуации; умение ставить цель и корректно формулировать задачи, умения выдвигать гипотезы, прогнозировать и предвидеть; умение создавать собственный алгоритм, продуктивной деятельности; умение сознательно использовать научные методы познания, такие как моделирование, реальный и мысленный эксперимент; умение сознательно применять логические приемы мышления, а именно аналогию, сравнение, анализ, синтез; умения делать выводы и умозаключения, представлять результаты работы в удобной для восприятия форме и, наконец, умение осуществлять самоконтроль и давать самооценку деятельности входе и после выполнения работы.
Следует подчеркнуть, что в дидактике средней школы под учебными исследовательскими умениями понимают «умения применять соответствующий прием научного метода в условиях решения учебной проблемы, выполнение учебного исследовательского задания» [3].
Рассматривая исследовательские умения как результат решения учебных исследовательских задач, в ходе которых учащиеся используют известные или осваивают новые методы и приемы исследования, и приходят к самостоятельным выводам, следует отметить, что исследовательская задача характеризуется тем, что её решение должно осуществляться поисковым путем, т.е. через деятельность, направленную на разрешение учебно-познавательной проблемы с использованием исследовательского метода как совокупности приемов организации поисковой деятельности учащихся.
Исследовательские задачи способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Для решения исследовательских задач используют определённые приёмы: выявление известных фактов, обобщение, сопоставление фактов между собой и новыми фактами, сравнение, объяснение новых позиций, установление многообразия явлений и систематизация.
Следует подчеркнуть, что И.А. Зимняя определила следующие виды исследовательской деятельности: познавательная, познавательно-исследовательская, научно-исследовательская [4]. Беря за основу эту классификацию, можно составить иерархию исследовательских задач: познавательные задачи, познавательно-исследовательские задачи, научно-исследовательские задачи. Выполнение исследовательских задач призвано способствовать систематизации и закреплению полученных знаний и умений, при этом надо учесть то, что выделенные задачи характеризуются определенными особенностями, направленными на освоение конкретных действий, выполняемых в ходе их
Библиографический список
решения. Например, решение учебно-исследовательских задач направленных на освоение того, что надо делать, способствует овладению определенными способами действий, комплексом умений и навыков, применению полученных знаний в последующей учебной деятельности, овладению технологией исследования, поиску новых неизвестных способов решения путем постановки проблемы, построения и последующей проверки гипотезы, применения соответствующих научных методов. Учебно-исследовательские задачи в целом направлены на получение конкретного результата, на нахождение противоречий между известным и искомым посредством промежуточных операций, через анализ условий происхождения конкретных теоретических знаний, использование координации заученных действий в изменившихся условиях.
Многолетний опыт работы в школе показал, что решение учебно-исследовательских задач на различных этапах учебных занятий позволяет учащимся применять теоретические знания; используя такой алгоритм действий: описание фактов; предъявление проблемы, поставленной данной задачей; ссылка на аргументы или разного рода позиции при разрешении задачи; решение, принятое по представленной проблеме, и объяснение причин вынесения именно такого решения.
При изучении темы «Правонарушения», закрепление материала можно начинать с решения учебно-правовой задачи - ситуации: «Осень. Вы выбираете в лесу грибы. Парочка симпатичных грибочков примостилась прямо на середине муравейника. Предположите, каковы будут ваши действия, с точки зрения нравственности и права? Вот выдержки из рассуждений учащихся при решении этой задачи: «Если учесть экономические интересы, то человек доберётся до грибов и положит их в корзину. Грибов станет больше, но муравейник будет разорён [5]. Человек поступил безнравственно: он причинил вред лесу, природе, ведь один муравейник охраняет 1 гектар леса от насекомых-вредителей. С точки зрения права, наличие вины в противоправности является признаком совершения правонарушения. В данном случае речь идет об экологическом правонарушении - виновном, противоправном деянии, наносящем вред окружающей среде и здоровью человека. Обратившись к Уголовному Кодексу РФ, учащиеся выделили более двадцати статей, направленных на охрану экологического правопорядка в стране. В случае с повреждением муравейника возникает материальная ответственность, определяемая государственными штрафами. Административное законодательство, в свою очередь, предусматривает административное взыскание за уничтожение полезной для леса фауны.
Использование таких задач позволяет организовывать обучение самой деятельности (учебной, научной), предполагающее развитие у обучаемых умения анализировать, сравнивать, применять на практике теоретические знания, формировать навыки алгоритмической деятельности при решении учебно-исследовательских задач.
1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения зарубежных педагогических поисков. Москва, 1994.
2. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Москва, 2003.
3. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровнего обучения. Москва, 2005.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва, 1991.
5. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей. Под ред. А.П. Тряпициной. Санкт-Петербург, 2006.
References
1. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya zarubezhnyh pedagogicheskih poiskov. Moskva, 1994.
2. Pevcova E.A. Teoriya imetodika obucheniya pravu. Moskva, 2003.
3. Shashenkova E.A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' v usloviyah mnogourovnego obucheniya. Moskva, 2005.
4. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya inostrannym yazykam vshkole. Moskva, 1991.
5. Stepanova M.V. Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost'shkol'nikov vprofil'nom obuchenii: uchebno-metodicheskoeposobie dlya uchitelej. Pod red. A.P. Tryapicinoj. Sankt-Peterburg, 2006.
Статья поступила в редакцию 26.03.15
УДК 371
Muradova P.R., assisting teacher, Chechen State Pedagogical Institute (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
AUTOMATIZED SYSTEMS OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS: NATURE, STRUCTURE, CONTENTS.
The article based on the study of the scientific literature, publications and study of practical experience in the development and implementation of the automatically-controlled system of management of educational institutions presents the basics and structure of
the most typical automatically-controlled system, including more modern and integrated automatized information systems, such as "School portal", "AWP Director" and "ProCollege". The author describes the structure of "School Portal" System, which is a version for schools with not less than 250 students. The program includes the following functions: the registration of teaching staff and administration; the grades of students; the number of missed lessons; children's meals; monitoring of quality of teaching; a system of control of a school web-site; SMS service; testing system for students; advertisements; internet access control; local network control. The author describes the functions of this and other systems that are most advantageous to schools.
Key words: automatic control systems for educational institutions, automatized information and analytical system of management of an educational institution.
П.Р. Мурадова, ассистент, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт», г. Грозный,
E-mail: [email protected]
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ
В статье на основе изучения научной литературы, публикаций и изучения практического опыта разработки и внедрения автоматизированной системы управления образовательными учреждениями (АСУ ОУ) представлены сущность и структура наиболее типовых АСУ ОУ, в том числе более современных и комплексных автоматизированных информационных систем (АИС), автоматизированных информационно-аналитических систем управления образовательным учреждением АИАС на примере АИС «Школьный портал», АИАС «АРМ Директор» (для общеобразовательных учреждений) и АСУ «ProCollege» (для учреждений среднего профессионального образования).
Ключевые слова: автоматизированные системы управления образовательными учреждениями, автоматизированные информационно-аналитические системы управления образовательным учреждением.
История разработки первых систем электронного школьного документооборота в России насчитывает уже более тридцати лет и началась с появлением в школах первых персональных компьютеров. Учителя-энтузиасты, а так же студенты-практиканты стали разрабатывать системы, призванные облегчить труд работников образования, освободить их от рутинной работы по составлению расписания, поурочных планов и еще десятков видов рабочих и отчетных документов и др.. С приходом в школы 1ВМ-совместимых компьютеров, а так же с появлением Российских фирм, специализировавшихся на разработке программного обеспечения, этот процесс стал более управляемым и профессиональным. Однако, на сегодняшний момент в российской образовательной системе не существует единой системы школьного документооборота, не налажен обмен стандартной информацией между школами и районными, городскими управлениями образованием. Но практически в каждом образовательном учреждении существует своя АСУ - или на основе уже готовых программ или на основе комплекса собственных разработок и имеющихся программ.
Прежде всего, дадим определение: АСУ - это система, основанная на использовании современных методов руководства социально-экономическим объектом, применении математических моделей и методов в процессе принятия решений и создании необходимой информационной базы на основе средств вычислительной техники и связи, обеспечивающую достиже-
ние нового качества в повышении эффективности управляемой системы [1].
Автоматизированная система управления образовательного учреждения (далее АСУ ОУ) должна соответствовать задачам, которые для каждого ОУ могут быть индивидуальными, в то же время она должна решать широкий спектр задач, общих для всех образовательных учреждений, например, электронный журнал для учёта успеваемости, учёт школьного питания и прочее. Следует так же отметить, что на современном рынке чаще присутствуют так называемые автоматизированные информационные системы (далее АИС). АИС - более широкая категория и включает в себя собственно АСУ, по классификации Якушиной Е.В., АИС подразделяются на три основные группы: 1) ИКС - Информационно - контентные системы; 2) АСУ - Автоматизированные системы управления; 3) Системы тестирования [1].
Рассмотрим структуру АИС «Школьный портал», бесплатная версия которой предлагается для школ с менее чем 250 учащихся. Она включает:
- движение учащихся - все типы и виды учреждений;
- учёт педагогических кадров и обслуживающего персонала;
- отчётность: обученность, посещаемость и др.;
- учёт школьного питания;
- система управления школьным сайтом;
- мониторинг обученности: электронный школьный журнал, отчетность;
Таблица 1
№ Подсистемы Предназначение
Делопроизводство позволяет вести базы данных личных дел сотрудников и учащегося контингента учреждения; формировать адресную и алфавитную книги; в динамическом режиме создавать отчеты любых форм и содержания, готовить документы, необходимые для прохождения процедуры аттестации (лицензирования) учреждения.
Планирование позволяет формировать структуру учреждения; рассчитывать базисный учебный план и сетку часов; распределять основную и дополнительную нагрузку преподавателей
Успеваемость позволяет вести учет успеваемости учащихся в виде абсолютных, относительных и обобщенных показателей, по срезам знаний
Здоровье позволяет осуществлять мониторинг состояния здоровья учащихся и сотрудников учреждения; планировать проведение диспансеризаций, контролировать их результаты
Приказы позволяет определять циклограмму издания приказов по учреждению; готовить проекты приказов, издавать и контролировать их исполнение; вести книги учета приказов;
Тарификация позволяет проводить тарификацию преподавателей; рассчитывать затраты на оплату труда по категориям работающих, тарифный и надтарифный фонды
Аналитика позволяет получать данные, необходимые для мониторинга качества образовательного процесса в учреждении (степень обученности, качество знаний, успеваемость), проведения аттестации и управления переподготовкой кадров
Структура АИАС «АРМ Директор»
- SMS-сервис;
- система тестирования и конструктор тестов;
- система обмена сообщениями, форум, доска объявлений;
- управление доступом в интернет;
- управление локальной сетью школы [2].
Однако наибольшую популярность в последнее время получили так называемые автоматизированные информационно-аналитические системы управления образовательным учреждением АИАС. Среди наиболее эффективных разработок является АИАС «АРМ Директор», созданная российской фирмой «Аверс» (табл. 1).
Таким образом, АИАС позволяет сформировать в ОУ автоматизированные рабочие места: директора, завуча, секретаря-делопроизводителя, учителя, медицинской сестры. В целом можно отметить, что внедрение АИАС «АРМ Директор» позволяет: сформировать основу информационной инфраструктуры управления образовательным учреждением; освободить администрацию школы от малопроизводительного, рутинного труда по составлению всевозможных отчетных документов; осуществлять планирование учебного процесса; получать достоверные данные, необходимые руководителю для принятия решений по управлению работой учреждения; улучшить организацию переподготовки и аттестации кадров; создать объективную и независимую систему мониторинга качества учебного процесса [3].
Применительно к АСУ для учреждений среднего профессионального образования (СПО), можно сказать, что структура и принципы их функционирования аналогичны рассмотренным. Например, модули АСУ «РгоСоНеде» обеспечивают все уровни управления развитием ОУ на основе сбора и обработки административной и педагогической информации с использованием различных баз данных:
1. Сопровождение приёмной кампании в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Библиографический список
2. Автоматический сбор и распределение документации отчётного характера.
3. Учёт и управление кадрами, сбор и хранение актуальных сведений о сотрудниках.
4. Формирование актуального расписания занятий.
5. Планирование и администрирование образовательного процесса, в том числе планирование и своевременный учет учебной нагрузки, мониторинг выполнения учебных планов.
6. Информационное сопровождение деятельности структурных подразделений (учебной части, учебных отделений и др.).
7. Формирование личных дел обучающихся.
8. Хранение статистических данных о результатах обучения; учебных планах [4].
В 2014 году на базе «Южно-Уральского многопрофильного колледжа», где успешно внедрена и функционирует АСУ «РгоСоНеде», разработаны модуль планирования и учёта тарификации преподавателей; модуль формирования сводной ведомости по результатам освоения образовательной программы и печати дипломов об образовании; автоматизировано формирование календарного учебного графика и др. [4].
Таким образом, современная АСУ ОУ должна носить информационно-аналитический характер, обеспечивать информационную поддержку принятия решений по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, строиться на принципах комплексности, открытости, масштабируемости, безопасности, надёжности, снижения стоимости эксплуатации. Система может быть использована органами управления образования для обобщения получаемой информации, формирования единых региональных баз данных педагогических кадров и учащегося контингента.
1. Якушина Е.В. Информационные системы для школы. Available at: http://www.gazeta.lbz.ru/vyp/nomer.php?ELEMENT_ID=1330
2. Сидельников А.В. Возможности образовательных учреждений при переходе на автоматизированные системы управления деятельностью. Available at: http://uprlsk.edusite.ru/p147aa1.html
3. Колосов Д.Э. Российские автоматизированные системы управления образовательным процессом. Available at: http://www.iuorao. ru/2010-01-01-91/131-2010-01-01-94
4. Делягина И.В. ИКТ в управлении профессиональной образовательной организацией. автоматизированная система управления «PROCOLLEGE». Available at: http://www.infostrategy.ru/conf2014/tezis/3_delyagina.pdf
References
1. Yakushina E.V. Informacionnye sistemy dlya shkoly. Available at: http://www.gazeta.lbz.ru/vyp/nomer.php?ELEMENT_ID=1330
2. Sidel'nikov A.V. Vozmozhnosti obrazovatel'nyh uchrezhdenij pri perehode na avtomatizirovannye sistemy upravleniya deyatel'nost'yu. Available at: http://uprlsk.edusite.ru/p147aa1.html
3. Kolosov D.'E. Rossijskie avtomatizirovannye sistemy upravleniya obrazovatel'nym processom. Available at: http://www.iuorao.ru/2010-01-01-91/131-2010-01-01-94
4. Delyagina I.V. IKT v upravlenii professional'noj obrazovatel'noj organizaciej. avtomatizirovannaya sistema upravleniya «PROCOLLEGE». Available at: http://www.infostrategy.ru/conf2014/tezis/3_delyagina.pdf
Статья поступила в редакцию 03.03.15
УДК 371
Hataeva R.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Information Technologies and Applied Computer Studies, Chechen State Pedagogical Institute (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE EVOLUTION OF AUTOMATICALLY-CONTROLED SYSTEMS IN RUSSIAN UNIVERSITIES. The article describes the history of the development of automated control systems in the universities of Russia since the Soviet period. Analyzing the evolution of systems that conduct automatic control of administration of an educational body in the country's universities from the beginning of the 90s of the 20 century, the author distinguishes three main stages associated with the development of automated control systems of the first generation (ca. 1990-2000), automated control system of the second generation (ca. 2000-2010) and of the third generation (after 2010 and till now). The article shows that currently automatic systems are already converted in IAIS. Integrated automated information system (IAIS) of a university management is a set of organizational, technical, software and information resources, combined into a single system for the purpose of collecting, storing, processing and delivering all the necessary information to perform the functions of educational management.
Key words: management of educational process, automatized control system, integrated automated information system.
Р.С. Хатаева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информационных технологий и прикладной информатики ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт», г Грозный, E-mail: [email protected]