к деятельности юридических и образовательных учреждений и правопорядку; степень общественной активности субъектов права. Формирование правосознания и правовой культуры учащихся - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном
Библиографический список
положении. Такое толкование правового воспитания создаёт чёткие ориентиры на дальнейшую деятельность школ в рамках формирования правосознания и правовой культуры учеников. Необходимость формирования активной гражданской позиции должна стать одной из базовых точек в правовом воспитании, призванном формировать социально-психологическую основу для нормативного поведения в нашем обществе. Воплощение идей, правового государства во многом обусловлено уровнем правовой культуры граждан.
1. Основы правовых знаний: пробный учебник для VIII—IX классов. Москва: Вита-Пресс, 1999.
2. Маллаев Д.М. Новая политика и подходы к мировому образованию в XXI веке. Актуальные проблемы специального образования. Махачкала: ДГПУ, 2003: 3-6.
3. Никитин А.Ф. Право и политика: учебное пособие для IV класса общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2001.
4. Лаварсланова М.Г. Роль правового воспитания в формировании правовой культуры общества. Актуальные проблемы специального образования. Махачкала, 2007: 287.
5. Абдуразакова Д.М., Исмаилова С.А. Подготовка студентов к реализации прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49).
References
1. Osnovy pravovyh znanij: probnyj uchebnik dlya VIII-IX klassov. Moskva: Vita-Press, 1999.
2. Mallaev D.M. Novaya politika i podhody k mirovomu obrazovaniyu v XXI veke. Aktual'nyeproblemyspecial'nogo obrazovaniya. Mahachkala: DGPU, 2003: 3-6.
3. Nikitin A.F. Pravo i politika: uchebnoe posobie dlya IV klassa obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Prosveschenie, 2001.
4. Lavarslanova M.G. Rol' pravovogo vospitaniya v formirovanii pravovoj kul'tury obschestva. Aktual'nye problemy special'nogo obrazovaniya. Mahachkala, 2007: 287.
5. Abdurazakova D.M., Ismailova S.A. Podgotovka studentov k realizacii prav rebenka v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49).
Статья поступила в редакцию 02.03.15
УДК 371
Magomadova H.S., teacher, Chechen State Pedagogical Institute (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF INFORMATION SYSTEMS IN EDUCATIONAL SPACE OF MODERN SECONDARY SCHOOLS. The article considers three main types of information systems that are used to control the educational process in modern secondary school: information and content systems; automated control systems; system testing. The author considers in detail the software products that are developed in Russia, which allow creating automated jobs and to organize professional activities with the active use of information technology to all categories of employees of the educational institution: Director, Deputy Director, teacher, Secretary, librarian, accounting specialists, teachers, health workers, psychologists and others, providing network interaction of all participants of educational process. This article shows the possibility of using information systems in constant communication with parents. One of the systems discussed in the paper is eTest. It is a program complex used for preparation and conducting tests on computers.
Key words: educational institution, information and content systems; automated control systems; system testing.
З.С. Магомадова, ст. преподаватель, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт»,
г. Грозный, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье рассмотрены три основных типа информационных систем, которые используются для управления учебно-воспитательным процессом в современной общеобразовательной школе: информационно-контентные системы; автоматизированные системы управления; системы тестирования. Автор подробно рассматривает программные продукты, разработанные в России, которые позволяют создавать автоматизированные рабочие места и организовывать профессиональную деятельность с активным использованием информационных технологий всех категорий работников образовательного учреждения: директора, заместителя директора, классных руководителей, секретаря, библиотекаря, работников бухгалтерии, учителей, медработников, психологов и др., обеспечивая сетевое взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Ключевые слова: образовательное учреждение, информационно-контентные системы; автоматизированные системы управления; системы тестирования.
В «Окинавской хартии глобального информационного общества», принятой странами «большой восьмерки», отмечено, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века [1]. Уровень развития информационных технологий является одним из важнейших критериев экономического и политического могущества государства. Квалифицированный профессионал, носитель знаний, становится главным источником инноваций, определяющих в конечном счёте гло-
бальную конкурентоспособность социально-экономической системы, поэтому информатизация должна охватывать все ступени образования - об этом говорится в Государственной Программе РФ «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» [2].
В этой связи большое внимание уделяется внедрению и последующему эффективному функционированию информационных систем в образовательных учреждениях. Остановимся подробнее на структуре и содержании Информационной системы современной школы.
Информационная система - это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств.
В настоящий момент в образовательных учреждениях используется три основных типа информационных систем: ИКС -информационно-контентные системы; аСу - автоматизированные системы управления; системы тестирования.
Информационно-контентная система - это комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической (изменяемой во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей в образовании личности, общества и государства.
Информационно-контентная система призвана решать следующие образовательные задачи: наполнить качественным контентом учебный процесс ученика с первых дней его пребывания в школе до последнего выпускного экзамена; способствовать повышению качества обучения, развитию познавательной активности школьников; сократить время учителя и администрации учреждения на выполнение рутинных операций, оперативного контроля и анализа образовательной деятельности, внедрить новые формы и методы работы. Например, контентной образовательной информационной системы является информационный интегрированный продукт «КМ-Школа» (http://www.km-school.ru/). Она включает в себя более 2 млн. информационных объектов (разработки уроков, энциклопедии, репетиторы). «КМ-Школа» содержит так же программные комплексы по управлению школой, интернет - сервисы, включающими систему сопровождения и поддержки всех участников образовательного процесса, предоставляя им круглосуточный доступ к образовательному порталу «Школьный клуб» и КМ-мй. Тем самым школа получает не только набор цифровых ресурсов по всем предметам, но и благодаря инструментам создаёт единое Интранет/Интернет-пространство [3].
Большое значение образовательном пространстве России приобретает созданная Федеральным центром информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu. ги/). Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов предназначена для учреждений общего и начального профессионального образования. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
Автоматизированная система управления или АСУ - комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия.
В последнее время АСУ успешно применяются в школах. Например, Программный комплекс «1С: Управление школой» предоставляет следующие возможности: систематизация данных о сотрудниках и учащихся; оперативный сбор, учёт и анализ результатов учебной деятельности учащихся; автоматизация вопросов планирования и организации учебного процесса; управление административно-финансовой и хозяйственной деятельностью; автоматизация библиотечной деятельности; организация учёта питания.
Интересны разработки и компании АВЕРС, которая разработала сетевые программы для учреждений образования, которые позволяют создавать автоматизированные рабочие места для работников образовательного учреждения: директора, заместителя директора, классных руководителей, секретаря, библиотекаря, работников бухгалтерии, учителей, медработников, психологов и др. Программные продукты АРМ «Директор», «Расписание», Библиотека», «Тарификация» работают на единой базе данных.
Библиографический список
Простые настройки, интуитивно понятный интерфейс, широчайшие возможности существенно сокращают временные затраты на поиск, систематизацию информации, формирование и вывод отчетов, таблиц, графиков (как стандартизированных так и свободно создаваемых) в ряд популярных приложений.
Заслуживает внимания и разработка Net-school (http://www. net-school.ru). NetSchool - комплексная информационная система для современной школы. Этот программный продукт позволяет и эффективно решать административные задачи, и вести мониторинг текущего учебного процесса, и наладить оперативное общение между всеми участниками этого процесса. Сотрудникам школы NetSchool позволяет перевести в электронный вид множество бумажных отчётов, экономя время на их составление, делая их наглядными и легко доступными для анализа. NetSchool помогает лучше информировать родителей об успеваемости их детей. SMS Школа - это информационный сервис на базе NetSchool, который позволяет получать на мобильный телефон информацию о школьной жизни. В первую очередь, родитель может получать разнообразную информацию о своём ребёнке. Для учреждений, использующих систему NetSchool, внедрение не требует дополнительных затрат на ввод данных [3].
Системы тестирования выполняют важную функцию. Рассмотрим ведущие отечественные тестирующие системы, позволяющие определить уровень знаний оп предметам и подготовиться к ГИА и ЕГЭ.
Система Интерактивного Тестирования Знаний «СИнТеЗ: для NetSchool» (http://www.net-school.ru/sintez.php) - это модуль для системы NetSchool, предназначенный для создания тестов, проведения тестирований и анализа полученных при тестировании результатов.
Модуль СИнТеЗ, как и NetSchool, имеет веб-интерфейс и запускается из неё одним кликом. Списки учеников, преподавателей, классов и т.д. берутся автоматически из NetSchool, поэтому нет необходимости вводить их ещё раз. После того как учащийся выполнит тест, оценка автоматически выставляется в электронный классный журнал системы NetSchool. Затем из журнала щелчком мыши учитель открывает подробный отчёт о результатах тестирования ученика. Оценка будет также выставлена в электронный дневник NetSchool, где её смогут увидеть учащийся и его родитель.
eTest (eTest http://www.etest.ru/) - программный комплекс, предназначенный для подготовки и проведения тестов на компьютере. eTest состоит из двух частей: редактора тестов eTeditor (рабочее место преподавателя) и программы для проведения тестирования eTester (рабочее место учащегося). В редакторе можно создавать иерархическую структуру для хранения вопросов теста, добавлять комментарии к конкретным вопросам и группам вопросов, импортировать и экспортировать данные.
Таким образом, все три типа информационных систем: ин-формационно-контентные системы; автоматизированные системы управления; системы тестирования широко представлены в информационном пространстве России. Все программные продукты доступны, выделяются большие средства из бюджета РФ для оснащения школ всеми современными информационными системами. При этом одной из проблем является недостаточная информационная компетентность персонала школ, иногда нежелание тратить дополнительное время для освоения этих систем и их дальнейшей эксплуатации. Вместе с тем, использование информационных систем существенно позволяет повысить качество обучения, сделать квалифицированный мониторинг эффективности образовательного процесса, тем самым, необходимо создавать такие условия, при которых школы не смогут функционировать, не используя информационные системы и продумывать систему поощрения для освоения этих систем, так как это требует на первом этапе значительных психологических и временных затрат со стороны работников образовательных учреждений.
1. Развитие информационного общества в России. Окинавская хартия глобального информационного общества. Концепции и программы: сборник документов и материалов. Санкт-Петербург, 2001; Т. 2:
2. Государственная Программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». Распоряжение Правительства от 20.10.2010 г. № 1815-р
3. Якушина Е.В. Информационные системы для школы. Интернет-газета «Лабораториязнаний». 2010; 1.
References
1. Razvitie informacionnogo obschestva v Rossii. Okinavskaya hartiya global'nogo informacionnogo obschestva. Koncepcii i programmy: sbornik dokumentov i materialov. Sankt-Peterburg, 2001; T. 2:
2. Gosudarstvennaya Programma Rossijskoj Federacii «Informacionnoe obschestvo (2011 - 2020 gody)». Rasporyazhenie Pravitel'stva ot 20.10.2010 g. № 1815-r
3. Yakushina E.V. Informacionnye sistemy dlya shkoly. Internet-gazeta «Laboratoriya znanij». 2010; 1.
Статья поступила в редакцию 03.03.15
УДК 371
Magomedovа A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Kharchenko L.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE DESCRIPTION OF CONTENTS OF A PEDAGOGICAL CATEGORY OF "BIOETHICAL EDUCATION IN THE EDUCATIONAL SYSTEM". In the research paper on the basis of the analysis of philosophical, sociological, psychological and pedagogical literature the new pedagogical category of bioethical education in the education system is introduced into scientific circulation and basics. The authors also distinguish principles and characteristics of bioethical education. According to the authors, moral-ethical basis of bioethics may be a new concept of personality development. Bioethical education should be carried out at all levels of the educational system must prepare a person, citizen, professional life and work in a society, where the main regulators of conduct will be bioethical morality and law. This article is the authors' attempt to integrate the contents of the scientific direction - bioethics - into the process of upbringing.
Key words: bioethics, personality, upbringing, bioethical education.
А.Н. Магомедова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Л.Н. Харченко, д-р пед. наук, проф. СКФУ, г. Махачкала, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
«БИОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
В статье на основе анализа философской, социологической и психолого-педагогической литературы вводится в научный оборот и обосновывается новая педагогическая категория биоэтическое воспитание личности в системе образования, а также принципы и признаки биоэтического воспитания. По замыслу авторов нравственно-этическая основа биоэтики может составить новую концепцию воспитания личности. Биоэтическое воспитание должно осуществляться на всех уровнях образовательной системы, должно подготовить личность, гражданина, профессионала к жизни и работе в обществе, где основными регуляторами поведения будут биоэтическая мораль и право Данная статья - это попытка авторов интегрировать содержание научного направления - биоэтику с процессом воспитания личности. Ключевые слова: биоэтика, личность, воспитание, биоэтическое воспитание.
Научное обоснование педагогической категории «биоэтическое воспитание личности в системе образования» крайне необходимо, поскольку оно является новым, как для педагогической науки, так и для образовательной практики. Становится очевидным, что процессы, происходящие в обществе, обнаруживают противоречия между культурой и цивилизацией, между духовной и материальной частями культуры, между культурой и экономикой, между культуросообразной и природосообразной парадигмами образования. Большинство учёных соглашаются с тем, что современная цивилизация переживает кризис, основу которого составляет глобальный кризис культуры, являющийся результатом исчерпанности возможностей её развития в отчужденных формах [1 и др.]. Научно-технический прогресс оказывает влияние на развитие взаимоотношений между экономикой и культурой. Из культуры наиболее успешно и бурно развиваются наука и образование, которые все больше попадают в зависимость от экономического производства. Экономика начинает давлеть над культурой, творить и производить, ценность и стоимость становятся разъединёнными и противоположными. Производство стоимостей всячески поддерживается и поощряется, тогда, как создание ценностей оказывается не слишком востребованным. В то же время, одной из ведущих тенденций современной культуры является установка на развитие индивидуальности, которая имеет отношение и к российскому обществу, в котором с конца 90-х гг. ХХ в. стал намечаться переход от «узкого» типа социализации (ориентация на жёсткий норматив) к «широкому», предполагающему вариативность норм и поведенческих практик. Такого рода изменения оказывают влияние и на всю систему отечественного образования, где теперь делается акцент на индивидуаль-
но-личностном подходе в воспитании и обучении подрастающего поколения. Соответственно, на повестку дня ставятся вопросы полноценного развития человека как активного субъекта своей жизнедеятельности.
Таким образом, мы наблюдаем, с одной стороны, нравственное падение общества, а с другой стороны, требование к возрастанию субъектности, самостоятельности, самости личности. Как нам представляется, общество, состоящее из субъектов, лишенных нравственных регулятивов поведения - это не очень хорошая перспектива для человечества.
В данной ситуации необходимо обратиться к воспитательному потенциалу биоэтики, отношение к которой в нашем государстве пока прохладное. А биоэтика - это не просто отрасль философской, медицинской, социальной или юридической науки. Она выходит на общечеловеческие проблемы: отношения к детству и старости, к смерти и жизни, вообще ко всему живому и живущему. Её философская (этическая) основа - благоговение перед жизнью [2], взятое в самом широком контексте, это неиссякаемый источник воспитания личности.
На сегодняшний день, опираясь на материал, представленный в научной литературе по биоэтическим проблемам [3 и др.], можно выделить пять групп проблем, составляющих основное содержание биоэтики - все они могут составить основу нравственного воспитания личности в системе образования.
К первой группе можно отнести основные понятия, которыми оперирует биоэтика. Это необходимая теоретическая база, категориальный аппарат биоэтики. Сюда входят дефицит здоровья, болезни детства и старости, жизни и смерти, понятие человека, личности, эвтаназии и т.д.