Научная статья на тему 'Современные информационно-коммуникационные технологии в аналитической управленческой деятельности: проблемы и перспективы'

Современные информационно-коммуникационные технологии в аналитической управленческой деятельности: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
719
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / AUTOMATED INFORMATION-ANALYTICAL SYSTEMS / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATION / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MANAGEMENT ACTIVITIES / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ANALYTICAL ACTIVITY / ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (ТАРРОС) "LANDRAIL" / TECHNOLOGY OF ANALYSIS OF WORK OF THE EDUCATIONAL SYSTEM (TARES) "LANDRAIL" / LEADER OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Наталья Николаевна

В статье рассмотрены современные автоматизированные информационно-аналитические системы, предназначенные существенно улучшить управленческую, аналитическую деятельность руководителей образовательных учреждений. Описаны возможности, функции, типы пользователей, составляющие представленных программных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN ANALYTICAL MANAGEMENT ACTIVITIES: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article deals with modern automated information and analytical systems designed to improve management significantly, analytical activities of leaders of educational establishments. The features, functions, types of users, components of software systems are described.

Текст научной работы на тему «Современные информационно-коммуникационные технологии в аналитической управленческой деятельности: проблемы и перспективы»

Н.Н. Коваль

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ...

УДК 373.6

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© 2015

Н.Н. Коваль, методист

Донецкий областной институт последипломного педагогического образования, Донецк (Украина)

Аннотация: В статье рассмотрены современные автоматизированные информационно-аналитические системы, предназначенные существенно улучшить управленческую, аналитическую деятельность руководителей образовательных учреждений. Описаны возможности, функции, типы пользователей, составляющие представленных программных комплексов.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, автоматизированные информационно-аналитические системы, информатизация, управленческая деятельность, аналитическая деятельность, технология анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) «Landrail».

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Особенностью развития современного общества является информатизация образования на всех уровнях. Использование современных информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) на уровне школы позволяет оптимизировать управленческую, аналитическую, финансовую, учебно-воспитательную деятельность.

Информатизация управления образованием способствует моделированию высокоорганизованного единого информационного пространства учебного заведения, оперативности и качеству принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления школой. А эффективность управления процессами функционирования и развития образования должна быть обеспечена повышением не только информационной, но и аналитической составляющей профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений. Поэтому усиливается значимость новых автоматизированных информационно-аналитических систем (далее - АИАС) на основе ИКТ в информационном обеспечении аналитической деятельности управления учебным заведением.

Внедрение и использование АИАС является проблемой современной школы, и суть этой проблемы заключается в следующих аспектах:

- большая часть АИАС не позволяет обеспечить горизонтальный (педагог - педагогу, учреждение - учреждению) и вертикальный (педагог - директору, учреждение - городскому органу управления) обмен данными;

- не выработаны единые подходы для обеспечения взаимодействия с родителями и общественностью;

- отсутствуют стандарты информационного обмена;

- существующие АИАС направлены исключительно на формирование статистической базы деятельности общеобразовательного учреждения, что ограничивает их использование в аналитической деятельности руководителей и педагогов школ;

- технологии, лежащие в основе большинства АИАС, не способны видоизменяться под конкретные задачи конкретного учебного учреждения;

- неготовность (отсутствие ценностно-мотивацион-ных установок, низкий уровень информационной культуры) педагогического коллектива к использованию в учебно-воспитательном процессе управленческой деятельности АИАС.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Важные аспекты информационного обеспечения управления учебными заведениями освещены в работах В. Быкова, В. Гуменюк, Л. Забродской, Л. Калининой, В. Лунячика, В. Петрова, Н. Тверезовской.

Педагогические аспекты управления информатизацией образования исследовали Т. Давиденко, П. Гурий, Г. Ельникова, Е. Ельникова, Л. Калинина, О. Назначило,

Ф. Перегудов, Е. Полат, А. Ракитов, И. Роберт, М. Плескач и др.

В. Быков, Н. Величко, В. Годин, В. Кальней, В. Люханов, Л. Майборода, И. Савченко, С. Шишов занимались исследованием проблемы создания информационных систем управления учебным заведением.

Значение аналитической деятельности в управлении школой отметили в научных работах В. Бондар, Б. Канаев, В. Кожухар, Ю. Конаржевский, А. Коростелев, К. Крутий, Г. Савченко, В. Федоров, Г. Федоров, В. Ягупов, О. Ярыгин.

Формирование целей статьи (постановка задания). Описать возможности, функции современных автоматизированных информационно-аналитических систем в аналитической управленческой деятельности. Обратить внимание на проблемы и перспективы в использовании информационно-коммуникационных технологий в управлении учебным заведением.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Управление школой включает в себя большой круг вопросов: педагогические, хозяйственные, социальные, экономические, правовые, финансовые, кадровые, организация инновационной деятельности. Важным фактором совершенствования и оптимизации процесса управления являются информационно-коммуникационные технологии.

Для перехода на новый, более высокий уровень использования ИКТ, необходимо построить процесс управления учебным заведением на основе современной автоматизированной информационно-аналитической системы.

Примерами АИАС, предназначенных существенно улучшить управленческую, аналитическую деятельность и организацию труда руководителей образовательных учреждений, являются:

1. «1С: Общеобразовательное учреждение».

2. «Виртуальная школа».

3. «1С: ХроноГраф Школа».

4. «Дневник.ру».

5. «КУРС: Образование».

6. «Дидакт-Школа».

7. «NetSchool».

8. «UNIS School».

9. ТАРРОС «Landrail».

Рассмотрим возможности вышеперечисленных АИАС.

Проблему комплексной автоматизации административно-хозяйственной деятельности общеобразовательных учреждений решает программный продукт «1С: Общеобразовательное учреждение». Рассмотрим возможности данной АИАС.

«1С: Общеобразовательное учреждение» обеспечивает реализацию таких актуальных направлений информатизации школ [1]:

- ведение электронных классных журналов и дневников учащихся;

- информирование родителей об успеваемости и посещаемости их детей;

- создание и ведение органайзера пользователя;

- осуществление мониторинга успеваемости и посещаемости учащихся общеобразовательного учреждения;

- создание базы нормативных локальных актов общеобразовательного учреждения;

- организация работы с регламентированной отчетностью;

- автоматизация учебно-воспитательной деятельности: формирование списка обучающихся и хранение архива учащихся, формирование и ведение портфолио ученика, составление учебного плана, распределение и контроль нагрузки в классах, составление и заполнение расписания, ведение календарно-тематического планирования, подготовка общешкольного воспитательного плана и др.;

- формирование структуры методических объединений, составление плана работы методических объединений;

- автоматизация управления кадровым составом школы: создание списка сотрудников, формирование кадровых отчетов и приказов, учет аттестации педагогических работников;

- внесение сведений о материально-технических средствах;

- учет платных образовательных услуг;

- управление учебным процессом в соответствии с требованиями образовательных стандартов нового поколения.

Подсистемы (компоненты) программы «1С: Общеобразовательное учреждение»:

1. Подсистема «Рабочий стол».

2. Подсистема «Делопроизводство».

3. Подсистема «Нормативно-справочная информация».

4. Подсистема «Учебно-воспитательная деятельность».

5. Подсистема «Методическая деятельность».

6. Подсистема «Платные услуги».

7. Подсистема «Кадровый учет».

8. Подсистема «Хозяйственная деятельность».

9. Подсистема «Настройка и администрирование».

Основными пользователями системы являются:

- директор школы и его заместители директора;

- секретарь-делопроизводитель;

- классный руководитель;

- преподаватель;

- методист;

- социальный педагог;

- воспитатель и другие работники общеобразовательного учреждения.

Планируется и дальше развивать подсистемы программы «1С: Общеобразовательное учреждение»: создание раздела «Внеучебная деятельность», настройка автоматической рассылки родителям, формирование отчетов по результатам работы методических объединений, инвентаризация методом электронного штрихкоди-рования и многое другое.

Еще одной информационной системой, решающей проблему автоматизации учебно-воспитательного процесса, является «Виртуальная школа» [2].

Компоненты АИАС «Виртуальная школа»:

1. Административный блок.

2. Образовательный блок.

3. Социальный блок.

4. Блок безопасности.

«Виртуальная школа» - это АИАС управления учебно-воспитательным процессом и документооборотом в пределах города, региона, физическая составляющая современного информационного образовательного пространства учебного заведения:

- функционирует мощный инструментарий, который сочетает в себе электронные журналы и дневники, а так 40

же упрощенные версии отчетов для управления образованием, что позволяет контролировать образовательный процесс;

- информация обо всех работниках образовательной организации, которая располагается в системе, упрощает работу с кадровым составом;

- АИАС хранит в себе всю необходимую информацию по классам и учащимся: персональные данные ученика, список классов, подгруппы, индивидуальные учебные планы;

- в разделе «Методическая работа» расположена вся информация о работе методических объединений и творческих групп школы;

- с помощью быстрого поиска в системе можно найти людей по интересующим направлениям (спорт, культура, наука и прочее);

- для отслеживания работы образовательного учреждения предусмотрена система комментариев и подтверждений процесса заполнения различных форм;

- организован доступ к электронной библиотеке (информационный центр образовательного учреждения, в разделах которого размещены, как школьная литература, обязательная к изучению, так и разделы со специальной дополнительной литературой в электронном виде);

- на электронной площадке АИАС функционирует дистанционное образование, где с помощью интерактивных возможностей программ и систем доставки информации (внутренняя почта, форум, личный кабинет, смс) есть возможность выстроить качественную систему дистанционного обучения;

- АИАС выстраивает систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых учеников, оказывает помощь в реализации индивидуальных проектов, позволяет создавать портфолио достижений школьника;

- предоставляет возможность получения родителями информации о ребенке через Интернет, реализована функция SMS-оповещения родителей об успеваемости и посещаемости детей;

- реализована новая возможность вести автоматизированную систему питания, основанную на использовании именной электронной карты;

- позволяет более детально контролировать безопасность на территории школы и гарантирует полную защиту информации.

В зависимости от целей и задач, возлагаемых на работу с АИАС, пользователю «Виртуальной Школы» выдается один из предлагаемых профилей:

- Администратор (рабочей области).

- Оператор (рабочей области).

- Директор образовательной организации.

- Завучи по областям.

- Учитель.

- Классный руководитель.

- Родитель.

- Ученик.

Рассмотрим программный пакет «1С: ХроноГраф Школа» [3], который представляет собой многофункциональную АИАС администрирования деятельности, автоматизации управления основной деятельностью образовательного учреждения и является платформой для создания общей информационной базы данных школы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные задачи, решаемые программой «1С: ХроноГраф Школа»:

1. Создание общешкольной информационной базы данных.

2. Реализация комплексной системы управления школой с учетом региональных особенностей нормативно-правового и финансового регламентирования, включая формирование новой информации.

3. Поддержка технологии нормативно-правового обеспечения деятельности школы.

4. Реализация системы электронного документооборота школы, включая новые возможности формирования организационно-распорядительной и плановой до-

Н.Н. Коваль

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ...

кументации, а также обмена информацией с внешними инстанциями и образовательными организациями.

5. Автоматизация организации и управления учебным процессом.

6. Автоматизация планирования и организации дополнительных образовательных услуг.

7. Управление процессами формирования и комплектования контингента обучающихся.

8. Автоматизация системы ресурсного обеспечения деятельности школы, включая:

- работу по кадровому обеспечению, учету и ведению делопроизводства;

- работу по материально-техническому обеспечению;

- работу по финансовому обеспечению деятельности школы;

- работу по созданию режима обеспечения безопасности и охраны здоровья.

9. Автоматизация процессов анализа и контроля над результатами образовательной деятельности, текущей, итоговой и независимой аттестации обучающихся.

10. Формирование, вывод на печать и экспорт в стандартные форматы статистической и аналитической отчетной документации, включая унифицированные формы и формы оценки качества образования.

Программа предусматривает непосредственную работу в системе следующих типов пользователей:

- Администратор системы.

- Администратор-просмотр.

- Заместитель директора по УВР.

- Заместитель директора по АХЧ (завхоз).

- Секретарь.

- Методист.

- Классный руководитель.

- Преподаватель.

- Ответственный за финансы.

- Ответственный за безопасность.

- Ответственный за персональные данные.

- Служебный тип пользователя «Пакетные задания».

Составляющие программы соответствуют решаемым задачам АИАС:

1. Семь основных программных (информационных) блоков:

- «Общая характеристика школы и условий ее функционирования».

- «Нормативно-правовое обеспечение».

- «Организация образовательного процесса».

- «Дополнительные образовательные услуги».

- «Формирование и комплектование контингента учащихся».

- «Ресурсное обеспечение ОУ», в том числе:

a. «Кадровое обеспечение»;

b. «Материально-техническое обеспечение»;

c. «Финансовое обеспечение»;

d. «Обеспечение безопасности и охраны здоровья».

- «Результаты образовательной деятельности».

2. Четыре вспомогательных служебных программных модуля.

АИАС «Дневник.ру» представляет собой уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей [4].

«Дневник.ру» совмещает в себе три модуля:

1. Дистанционное обучение.

- Универсальное школьное расписание доступно всем участникам образовательного процесса.

- Электронный дневник позволяет учащимся и их родителям получать оперативную информацию об оценках.

- Электронный журнал обеспечивает учителей современным механизмом выставления оценок.

- Учителям и учащимся предоставлена возможность дистанционной выдачи/сдачи домашних заданий.

- Библиотека художественной литературы содержит все литературные произведения, изучаемые в рамках

школьной программы.

- Медиатека наполнена дополнительными учебными и информационными материалами: текстами, документами, изображениями, видео и аудио.

- Словари.

2. Управление школьным документооборотом.

- Удобный ввод и импорт данных: существующие списки учеников, сотрудников и родителей можно быстро и удобно импортировать в Дневник.

- Различные типы оценок и отчетных периодов: расписание уроков отражает все типы отчетных периодов: четверти, триместры, семестры и модули; поддерживаются системы оценивания знаний (пятибалльная, семибалльная, «зачет/незачет», двенадцатибалльная и др.).

-Универсальный механизм замен и переносов делает составление расписания быстрым и удобным; редактор схемы расписания дает возможность редактировать уроки, полностью очистить схему, изменить её название, удалить, экспортировать в Excel или распечатать.

- Дневник позволяет наглядно отображать информацию о текущих и итоговых оценках ученика. Также предусмотрена возможность фиксации пропусков уроков и размещения комментариев учителей.

- Сотрудники школы имеют возможность создавать объявления.

- Функционирует оперативная статистика.

- У каждой школы в Дневнике есть свой сайт, на котором можно размещать любую необходимую информацию: новости, документы, фотографии и видео.

3. Социальная сеть.

- Каждый пользователь Дневника имеет личную страницу, на которой может рассказать о себе, опубликовать фотографии, музыку, видео, документы, вести свой блог.

- Личные сообщения позволяют общаться прямо в Дневнике.

- Для общения по интересам в Дневнике можно создавать тематические группы и события.

- Осуществляется общение между школами

- У всех субъектов образовательной сети «Дневник. ру» (пользователи, группы, события, школы, сети) есть собственные файловые хранилища, в которые можно загружать почти все типы файлов.

«КУРС: Образование» - программный комплекс для управления учебным процессом в общеобразовательных учебных заведениях. [5].

В состав АИАС «КУРС: Образование» входят следующие ключевые составляющие:

1. Компьютерная программа «КУРС: Школа» для общеобразовательных учебных заведений (http://ekyrs. org/).

2. Портал ИСУО - информационная система управления образованием (www.isuo.org).

3. Портал «Мои знания» - электронные дневники в Интернете (www.mz.com.ua).

4. Компьютерная программа «КУРС: Дошкольник» предназначена для ведения единой базы данных детского дошкольного учреждения (www.dnz.ekyrs.org).

АИАС «КУРС: Образование» обладает широким спектром возможностей для учебных заведений:

- Хранит единую, защищенную электронную базу данных учебного заведения.

- Позволяет получать любую информацию из базы данных, проводить различные выборки, анализ как текущего учебного периода, так и прошедшего.

- Имеет возможность формировать и автоматически создавать статистические отчеты и быстро передавать их в район или город.

- Реализует функцию автоматического составления расписания с учетом нагрузок.

- Позволяет вести электронные журналы и дневники в Интернете.

Городам и районам программный комплекс «КУРС: Образование» помогает решать следующие

задачи:

- Ведение и мониторинг баз данных кадрового состава, учащихся учебных заведений района или города.

- Расширенный поиск (сотрудники, учащиеся, родители, опекуны и т.д.).

- Прием, обработка статистических отчетов от учебных заведений.

- Автоматическое составление, формирования отчетов об учебных заведениях района или города.

- Создание собственных отчетов, аналитических справок как в пределах отдельно взятых школ, районов, городов, так и в масштабах всего региона.

Публичный сайт для учителей, детей и родителей «Мои знания» позволяет:

- Учителям выставлять оценки и информацию о посещаемости в классные журналы и, соответственно, в дневники учащихся; публиковать домашние задания, как для всего класса, так и персонально для каждого ученика.

- Родителям всегда быть в курсе происходящего в школе.

- Архивировать данные.

- Анализировать посещаемость и успеваемость как учителям, так и родителям.

Компьютерная программа «КУРС: Дошкольник» автоматически управляет следующими процессами:

- Учёт детей дошкольного возраста и автоматическое составление обязательного статистического отчёта.

- Учет сведений о педагогическом составе, воспитанниках, их родителях или опекунах.

- Контроль и отображение посещаемости в течение недели, месяца, года, как для отдельных групп, так и для всего заведения в целом.

Все составляющие Комплекса «КУРС: Образование» независимы, но глубоко связаны между собой и работают с единой структурированной информацией.

Аналитически-поисковая система (АПС) «Дидакт-Школа» служит инструментом для оперативного и эффективного принятия управленческих решений руководителем учебного заведения [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АПС «Дидакт» позволяет работать со штатным расписанием, сетью классов, данными об учениках, данными о работниках учебного заведения, годовым планом, учебным планом, документами об образовании, научно-методической работой, статистикой, пропусками / заменами, табелем на зарплату, позволяет делать тарификацию педагогических работников, посещением уроков, материально-технической базой, данными о дошкольниках микрорайона, делать статистические отчеты.

Данная аналитически-поисковая система позволяет передавать данные об учащихся и педагогических работниках в районную АПС «Дидакт-Район», где накапливаются данные обо всех учреждения образования района, с возможностью передавать данные в АПС «Дидакт-Область».

Автоматизированная информационная система «NetSchool» (Компания «ИРТех») предназначена для современной школы и решает проблему создания единого информационного пространства учебного заведения[7].

АИАС «NetSchool» обладает следующим ключевыми достоинствами:

- ведение электронного журнала и электронных дневников;

- проработанная аналитическая отчётность (более 40 автоматически формируемых отчётов для администрации школы, завучей, классных руководителей, учителей, учащихся, родителей);

- интеграция с другими программами (системы тестирования, учебные курсы, программы составления расписания, системы контроля доступа и др.);

- sms-сервис для родителей (не только sms-рассылки от классного руководителя, но и возможность для родителя получать информацию о своем ребенке по sms-запросу).

- оперативное получение и анализ информации об учебном процессе для принятия управленческих решений руководителем школы;

- ведение педагогами портфолио своих проектов и методических разработок;

- ведение учащимися портфолио своих проектов и достижений;

- возможность дистанционного обучения в рамках школьного учебного процесса;

- открытость информационного пространства: единая среда обмена информацией в рамках школы (доска объявлений, каталог школьных ресурсов, механизм портфолио, внутренняя электронная почта, форум, список именинников и т.п.), что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса.

Система «NetSchool» поддерживает следующие типы пользователей:

- директор/завуч;

- классный руководитель/преподаватель;

- учащийся;

- родитель;

- секретарь;

- специалист по кадрам;

- медицинский работник;

- психолог/социальный педагог;

- администратор системы;

- технический персонал.

Компания «ИРТех» предлагает образованию широкий спектр программных продуктов: от систем автоматизации учебно-воспитательной деятельности на уровне отдельной школы (АИАС «NetSchool») до автоматизированных систем управления региональными системами образования (АСУ СО). Специализация Компании - разработка и внедрение комплексных решений, позволяющих автоматизировать основные аспекты управления сферой образования регионов.

АИАС «UNIS School» компании «Диез-продукт» (http://www.diez-product.com.ua/) предназначена существенно улучшить управленческую компетентность и организацию труда руководителей учреждений образования.

Данный программный комплекс обеспечивает автоматизацию следующих задач [8]:

- ведение общих данных по общеобразовательному учебному заведению;

- ведение сети классов;

- ввод и обработка данных об учащихся;

- поиск, формирование списков и отчетов об учениках по различным параметрам;

- ввод и обработка данных о работниках заведения образования;

- поиск, формирование списков педагогических работников по различным параметрам;

- мониторинг посещения школы учениками;

- защита информации от несанкционированного доступа;

- обмен информацией с базой данных городского/ районного управления образования.

Пользователи АИАС «UNIS School» могут иметь такие роли:

1. Администратор.

2. Директор / Заместитель.

3. Секретарь.

4. Учитель.

5. Гости.

Компания «Диез-продукт» предлагает учебным заведениям информационную систему «UNIS. Электронный журнал» (http://moyashkola.com.ua/). Система решает проблему оперативного освещения и анализа успеваемости учащихся, позволяет привлечь родителей к учебно-воспитательному процессу и наладить удобный информационный обмен между школой и родителями.

Н.Н. Коваль

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ...

Программный комплекс «aSc Расписание» решает непростую для руководителей учебных заведений задачу - составление удобного и оптимального для всех расписания с учетом заданных приоритетов (http://www. diez-product.com.ua/index.php?go=Content&id=5).

Сравнивая возможности выше перечисленных программных комплексов, можно сказать, что системы представляют собой статистические электронные базы данных образовательного учреждения, что не дает возможности в полной мере их использовать в аналитической деятельности руководителей и педагогов школ при проведении педагогического анализа.

Проблему взаимосвязи аналитической деятельности руководителей школ и всех функций управленческого цикла успешно решает АИАС технология анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) «Landrail» (http://www.tarros.su/). Предложенная технология обеспечивает повышение эффективности управленческой деятельности руководителей на основе последовательно заданных и выполняемых операций или действий и направлена на комплексное решение автоматизации управленческой деятельности образовательных учреждений.

Система ТАРРОС полностью соответствует современным тенденциям и требованиям в области управления образовательным процессом. С ее помощью легко объединить не только подразделения и филиалы одного учебного заведения, но и множество учебных заведений на уровне города, области, страны [9].

Программный вариант ТАРРОС «Landrail» позволяет [10, с. 61]:

- анализировать результаты работы образовательной системы от учителя до директора;

- осуществлять постановку целей и заданий образовательного заведения;

- формировать план работы;

- определять направления контроля в школе;

- формулировать предварительные цели, задачи, план работы и прогнозировать контроль на следующий учебный год от учителя до заместителя директора (по направлениям деятельности) и директора (относительно всей школы).

Этапы анализа на основе ТАРРОС следующие:

1. Сравнение фактических и прогнозируемых результатов.

2. Выявление противоречий.

3. Определение возможных причин противоречий.

4. Поиск возможных путей решения.

5. Формулирование целевых задач на следующий учебный год.

В предлагаемой технологии анализа результатов итоговой деятельности образовательной системы формирование системы информационного обеспечения управления направлено на управление по результатам, для чего создаются следующие информационные блоки [11, с. 35; 12-15]:

1 группа - целевые блоки:

- блок 1 «Базовое образование» с целью определения уровня развития учащихся, тенденции его формирования, качества знаний, умений, навыков и вскрытия источников низкого качества знаний;

- блок 2 «Дополнительное образование» с целью определения уровня состояния и эффективности работы по развитию творческого потенциала учащихся;

- блок 3 «Готовность к продолжению образования» с целью определения уровня и состояния работы с учащимися по самоопределению и профессиональной ориентации учащихся;

- блок 4 «Формирование воспитанности учащихся» с целью определения уровня и состояния воспитательной работы по формированию личности учащихся;

- блок 5 «Обеспечение здоровья и здорового образа жизни» с целью определения уровня состояния здоровья, физического развития детей, действенности прово-

димой оздоровительной работы и ее продуктивности;

- блок 6 «Организация социо-психологического мониторинга учащихся» с целью определения уровня профессиональной ориентации учащихся, их социальных установок и психологического состояния.

2 группа - деятельностные блоки:

- блок 7 «Работа с родителями учащихся» с целью определения уровня взаимодействия семьи и школы, ее эффективность и действенность воспитании;

- блок 8 «Кадровое обеспечение педагогического процесса» с целью определения уровня кадрового состава педагогического процесса и состояния работы с педагогическим коллективом;

- блок 9 «Методическое обеспечение педагогического процесса» с целью определения уровня состояния методической работы и ее продуктивности;

- блок 10 «Материально-техническое обеспечение» с целью определения уровня состояния материально-технической базы педагогического процесса;

- блок 11 «Финансовое обеспечение» с целью определения уровня обеспеченности финансовыми средствами;

- блок 12 «Внутришкольное управление» с целью определения степени влияния внутришкольного управления на развитие учебно-воспитательного процесса и его результативность;

- блок 13 «Социальное партнерство школы с другими учреждениями» с целью определения уровня взаимодействия школы с учреждениями и организациями, эффективности и действенности совместной деятельности в воспитании, развитии и формировании личности ребенка.

Количество информационных блоков и направлений определяется особенностями образовательного учреждения и может меняться в зависимости от его отличий, поэтому представленная система информационного обеспечения является приблизительной, на основе которой школа, в каждом конкретном случае, создает свою систему, что свидетельствует о возможности массового использования ТАРРОС «Landrail».

Считаем, что в перспективе АИАС, используемые учебными заведениями, будут совершенствоваться и развиваться по следующим направлениям:

1. Обеспечение информационной безопасности [16]:

- доступность данных, т.е. возможность за разумное время получить требуемый информационный ресурс;

- целостность ресурсов, т.е. актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения;

- конфиденциальность, т.е. защита от несанкционированного прочтения данных.

2. Повышение эффективности по мере возрастания образовательных требований (масштабируемость).

3. Эволюционирование, модификации и усовершенствования АИАС.

4. Обеспечение расширяемости системы, т.е. возможность добавления новых компонентов в уже существующую АИАС.

5. Интеграции с другими системами: подключения к внешним информационным источникам при меняющихся потребностях учебного заведения.

6. Обеспечение горизонтального и вертикального обмена данными как внутри школы, так и в образовании в целом (на уровне района, города, региона, страны).

7. Совершенствование аналитической составляющей АИАС.

Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований по этому направлению. Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уровне школы позволяет оптимизировать управленческую, аналитическую, финансовую, учебно-воспитательную деятельность.

Усиливается значимость новых автоматизированных информационно-аналитических систем на основе ИКТ в

H.H. Коваль

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ .

информационном обеспечении аналитической деятельности управления учебным заведением.

Примерами АИАС, предназначенных усовершенствовать и оптимизировать процесс управления в школе, являются: «1С: Общеобразовательное учреждение», «Виртуальная школа», «1С: ХроноГраф Школа», «Дневник.ру», «КУРС: Образование», «Дидакт-Школа», «NetSchool», «UNIS School», ТАРРОС «Landrail».

В перспективе АИАС, используемые учебными заведениями, будут совершенствоваться и развиваться в соответствии с модернизацией, преобразованиями, инновационными процессами, которые происходят в образовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Официальный сайт программы «1С: Общеобразовательное учреждение». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://solutions.1c.ru/catalog/ school-edu/features.

2. Официальный сайт программы «Виртуальная школа». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vsopen.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Официальный сайт программы «1С: ХроноГраф Школа». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chronobus.ru/.

4. Официальный сайт программы «Дневник.ру». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dnevnik. ru/.

5. Официальный сайт программы «КУРС: Образование». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ekyrs.org/.

6. Официальный сайт программы «Дидакт-Школа».

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. itsenko2007.narod.ru/Dudakt_HTML_Book/index.htm.

7. Официальный сайт программы «NetSchool». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ir-tech.ru/.

8. Официальный сайт программы «Диез-продукт».

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.

diez-product.com.ua/index.php?go=Content&id=2.

9. Дмитриев Д.А. Разработка программного обеспечения аналитической деятельности управления образовательным учреждением // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. - С. 25-28.

10. Коваль Н.М. Щдвищення ефективносп аналь тично! д1яльносп кер1внишв шшл на основ1 автомати-зованих шформацшно-аналтгачних систем // Проблеми сучасно! педагопчно! освгга. Сер.: Педагопка 1 психо-лог1я. - 36 статей: - Ялта: РВВ КГУ, 2014. - Вип. 43. - Ч. 4. - С. 58-66.

11. Коростелев А.А., Ярыгин А.Н., Ярыгин О.Н., Дмитриев Д.А. Использование информационных технологий в аналитической деятельности внутришкольно-го управления. Монография. - Тольятти: Издательство «ТГУ», 2011 - 205 с.

12. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление информационными потоками в аналитической деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 42-45.

13. Коростелев А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 334-337.

14. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. Автоматизированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 38-41.

15. Коростелев А.А., Деобальд Н.В. Стратиграфическое построение информационного обеспечения аналитической деятельности внутришколь-ного управления // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2009. Т. 14. № 2. С. 66-69

16. Основные требования к автоматизированной информационной системы налоговой инспекции. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rf-Ыz. ги/51^р.

MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN ANALYTICAL MANAGEMENT ACTIVITIES: PROBLEMS AND PROSPECTS

© 2015

N.N. Koval, methodist

Donetsk Regional Institute of Post-graduated Pedagogical Education, Donetsk (Ukraine)

Abstract. The article deals with modern automated information and analytical systems designed to improve management significantly, analytical activities of leaders of educational establishments. The features, functions, types of users, components of software systems are described.

Keywords: information and communication technologies, automated information-analytical systems, information, management activities, analytical activity, leader of educational establishment, technology of analysis of work of the educational system (TARES) «Landrail».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.