Научная статья на тему 'Аналитическая деятельность: планирование на основе ТАРРОС "Landrail"'

Аналитическая деятельность: планирование на основе ТАРРОС "Landrail" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
977
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ПЛАН / PLAN / ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / PLANNING PRINCIPLES / ЭЛЕМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / PLANNING ELEMENTS / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ANALYTICAL ACTIVITY / РУКОВОДИТЕЛЬ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (ТАРРОС) "LANDRAIL" / TECHNOLOGY OF ANALYSIS OF WORK OF THE EDUCATIONAL SYSTEM (TARES) "LANDRAIL" / LEADER OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Наталья Николаевна

Статья посвящена вопросам планирования руководителями образовательных учреждений учебно-воспитательного процесса как управленческой составляющей в рамках формирования единого плана работы организации на основе технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) «Landrail».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL ACTIVITIES: PLANNING BASED TARES "LANDRAIL"

The article deals with the planning of the educational process by the leaders of educational establishments as an administrative component while forming the single plan of work of the establishment on the basis of technology of analysis of work of educational system (TARES) «Landrail».

Текст научной работы на тему «Аналитическая деятельность: планирование на основе ТАРРОС "Landrail"»

УДК 378.147.88

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПЛАНИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ТАРРОС «LANDRAIL»

© 2014

Н.Н. Коваль, методист

Донецкий областной институт последипломного педагогического образования, Донецк (Украина)

Аннотация: Статья посвящена вопросам планирования руководителями образовательных учреждений учебно-воспитательного процесса как управленческой составляющей в рамках формирования единого плана работы организации на основе технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) «Landrail».

Ключевые слова: планирование, план, принципы планирования, элементы планирования, аналитическая деятельность, руководитель учебного заведения, технология анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) «Landrail».

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Планирование является основной и достаточно сложной функцией управления. Успешность профессиональной деятельности руководителя учебного заведения во многом определяется показателями реализации функции планирования.

Планирование является проблемой современного учебного заведения. В чем заключается суть этой проблемы:

- ограничение процесса планирования рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности;

- отсутствие механизма управления «по целям и результатам», и, как результат, - отсутствие программы достижения целей;

- нарушение баланса между мероприятиями, местом и сроками;

- план работы учебного заведения представляет собой не единое логическое и стилистическое целое, а простую сумму мероприятий, которые не связаны между собой и реализация которых никогда не приведет к достижению качественного результата;

- отсутствие опоры годового плана работы образовательного учреждения на результаты анализа, а также поставленные цели и задачи на планируемый период, в результате чего происходит «деформация» системы управления, а поставленные цели и задачи не достигаются;

- отсутствие конкретных сроков и ответственных исполнителей;

- нарушение согласованности, единства планов между учителями-предметниками, классными руководителями, руководителями методических объединений и др;

- не обеспеченность планируемых мероприятий ресурсами и др.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы процесса планирования в учебном заведении раскрыли в свих работах И.Ф. Исаев, В.С. Лазарева, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, В.П. Сергеева, Е.Н. Шиянов.

Вопросами менеджмента и качества управления школой занимались В.В. Дудников, Ю.А. Конаржевский, М.Л. Портнов, Н.В. Рогожкина, Л.И. Фишман, В.Н. Чупин.

Р. Акофф, О.М. Виноградская, Н.С. Виноградская, Г.Я. Гольдштейн, А.П. Лущикова, В.С. Шевченко в своих исследованиях подчеркнули, что при планировании необходимо соблюдать определенные принципы и правила.

Значение аналитической деятельности в управлении учебным заведением отметили в работах В.И. Бондар, Б. Канаев, В. М. Кожухар, Ю.А. Конаржевский, А. А. Коростелев, К. Л. Крутий, Г. О. Савченко, В. Д. Федоров, Г. В. Федоров, В. В. Ягупов, О. Н. Ярыгин.

Формулировка цели статьи (постановка задач). Раскрыть проблемные вопросы планирования работы в современном учебном заведении. Описать принципы, на

которых должно базироваться качественное планирование. Рассмотреть критерии эффективного и оптимального плана. На основе технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) «Landrail» описать процесс планирования в общеобразовательном учебном заведении на год.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В научной литературе по менеджменту и школьному управлению можно встретить различные определения планирования.

Планирование — составление программы достижения цели. ...оно предполагает своеобразный перевод целей на язык конкретных мероприятий и решений [1, с. 23].

Планирование - это исследование и определение путей достижения целей. Планирование предполагает постепенное продвижение вперед, разложение общей задачи на частные, с тем, чтобы различные действия можно было распределить во времени. Это сильнейший инструмент управления, и его совершенствование является основой совершенствования управления в целом. [2, с. 201-204].

Планирование - это процесс принятия конкретных решений, которые позволяют обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем [3, с. 201].

Планирование - подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест в системе управления школой [4, с. 48].

Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях [5].

Планирование - это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее реального из них в ожидаемых условиях развития [6, с. 6].

Планирование - это процесс заблаговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений в ситуации, когда предполагается, что желаемое состояние в будущем вряд ли наступит, если не принять специальных мер, и, что, приняв соответствующие меры, можно увеличить вероятность благоприятного исхода [7, с. 344].

При планировании необходимо соблюдать определенные принципы и правила.

По мнению Л.И. Фишмана, Н.В. Рогожкиной, В.Н. Чупина, В.В. Дудникова, важными являются следующие принципы планирования [1, с. 24]:

- отбор и конкретизация мероприятий в соответствии с достигнутым уровнем работы;

- конкретность сроков и ответственных исполнителей;

- разумный баланс в обеспечении функционирования и изменения образовательной системы в соответ-

Н.Н. Коваль психолого-педагогическое

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПЛАНИРОВАНИЕ ... направление

ствии с существующими социальными потребностями.

Авторы считают, что основными критериями оценки качества реализации функции планирования (составление программ достижения поставленных целей) будут [1, с. 37]:

- логичность;

- последовательность;

- сбалансированность;

- конкретность.

При несоответствии качества планирования выше перечисленным критериям, получим не план (программу достижения поставленных целей), а набор мероприятий, реализация которых никогда к достижению желаемых результатов не приведет, а все силы будут направлены на поддержание прежнего функционирования учреждения. И, наконец, полученный документ будет представлять некую «мечту о светлом будущем», которую руководитель сам и собирается реализовать.

Л.И. Фишман, Н.В. Рогожкина, В.Н. Чупин, В.В. Дудников выделяют следующие показатели качества планирования (составление программ достижения поставленных целей) [1, с. 40]:

1. Годовой план является программой достижения целей (составляется в соответствии с построенным на этапе целеполагания «деревом целей»).

2. Годовой план удобен руководителям и исполнителям.

3. В плане работы на учебный год соблюден баланс в реализации двух предназначений управления — функционирования и совершенствования.

4. Планы оптимально сбалансированы по мероприятиям, месту и срокам.

5. Все планируемые мероприятия обеспечены соответствующими ресурсами.

По мнению О.М. Виноградской, Н.С. Виноградской, В.С. Шевченко планирование должно базироваться на ряде принципов, то есть правилах [3, с. 68]:

1) участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления, потому что люди скорее будут выполнять те задания, которые они сами поставили;

2) непрерывность, в соответствии с которой планирование должно быть не единичным актом, а постоянным процессом. В его рамках все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что сами они служат основою составления будущих;

3) гибкость, которая допускает возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых плановых решений в соответствии с обстоятельствами, что изменились. Для обеспечения гибкости в планы вставляют так называемые «подушки», которые облегчают свободу маневра (дополнительные ресурсы, завышенные сроки и др.);

4) согласования планов в форме координации (между подразделениями одного уровня) и интеграции (между разными), необходимость чего обусловлена взаимосвязью всех элементов организации;

5) экономичность, которая требует, чтобы расходы на планирование были меньше получаемого эффекта;

6) создание необходимых материальных и организационных условий для выполнения плана.

В свою очередь А. Файолем было сформировано пять принципов планирования, которые в современной науке называют классическими [6, с. 7]:

1. Необходимость. Программа предстоящих действий безусловно необходима, так как прежде чем действовать, нужно знать чего хотим и что можем, а отсутствие плана сопровождается, как правило, колебаниями в принятии решения, ошибочными маневрами, переменой ориентации.

2. Единство. Принцип предполагает взаимоувязку всех видов планов, наличие сводного плана по определенным разделам и показателям.

3. Непрерывность. В процессе хозяйственной де-

ятельности на смену одному плану приходит другой. Кроме того, по периоду времени от стратегического плана - переход к тактическому, а затем к оперативному, т.е. осуществляется взаимодействие долгосрочных и краткосрочных планов.

4. Гибкость. Этот принцип предполагает возможность необходимых корректировок и уточнений показателей, а также координации действий в связи с постоянными изменениями в технике, технологии, организации производства, которые приводят к снижению расхода ресурсов и повышению эффективности как производственной, так и экономической деятельности.

5. Точность. Соблюдение данного принципа зависит от систем и методов, применяемых при планировании. Она может быть любой, но при обеспечении допустимой эффективности производства.

Ю.А. Конаржевский приводит алгоритм, последовательность процесса планирования [2, с. 194]:

1. Анализ итогов системы на данный период и прогнозирование состояния среды. Каковы слабые и сильные стороны системы (школы)? Каковы возможности среды? Каковы ее угрозы?

2. Формулировка целей и подцелей. Построение «дерева целей» плана. Чего мы хотим достичь? Что получить?

3. Определение альтернативных путей достижения целей.

4. Выбор лучшей, оптимальной, действующей альтернативы.

5. Освоение плана.

Совокупность решений, составляющих план, нельзя разбить на независимые наборы, все элементы плана и все фазы процесса планирования должны быть взаимосвязаны. Акофф Р. Выделяет пять элементов планирования [2, с. 193]:

1. Результаты - определение целей и задач.

2. Средства - выбор политики (определенного правила, способа действия), программ, процедур, служащих достижению целей и выполнению задач.

3. Ресурсы - люди, время, материалы, их количество, а также то, как их приобрести и распределить.

4. Внедрение - построение процедур принятия решений и способа их организации для выполнения плана.

5. Контроль - разработка методики предсказаний и обнаружения ошибок плана и его срывов, а также их предотвращения или исправления на непрерывной основе.

План является результатом процесса планирования. Краткий, четкий и ясный план, удовлетворяющий принципам планирования - один из показателей научной организации и управления школой.

План - заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ, операций и т.д., объединенных общей целью. [8, с. 144].

В узком смысле планирование есть составление специальных документов - планов, которые осуществляют оптимальное соединение решений с точки зрения максимизации конечного результата и наиболее полного использования потенциала организации и возможностей, которые открываются перед ней, и определяющие конкретные шаги по их реализации [2, с. 67].

Любая организация имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования [5, с. 63]:

- общее (долгосрочное основополагающее, концепция учреждения);

- стратегическое (долгосрочное развитие учреждения, сфер быта, производства, персонала);

- тактическое (условий хозяйственных операций -производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.);

- оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий. К стратегическому планированию относится перспективный пятилетний план работы школы; к тактическому - годовой план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения; планы работы методических объединений, внутришкольного контроля, библиотеки, родительского комитета являются примерами оперативного планирования.

Чтобы план действий был эффективным и оптимально выполнял свои функции, по мнению Конаржевского Ю.А., он должен удовлетворять следующим критериям [2, с. 193]:

1. План должен соответствовать потребностям фирмы (школы) и требованиям среды.

2. Он должен быть реальным и достижимым при имеющихся технических, финансовых, управленческих и человеческих ресурсах.

3. Предполагаемые результаты должны быть в нем четко определены.

4. Этапы или промежуточные фазы плана должны формировать результаты, которые можно оценить количественно и качественно.

5. План должен определять четкие сроки для каждой фазы.

6. За каждый результат должен отвечать менеджер, а не исполнитель.

7. Хороший план предусматривает все возможные изменения среды.

Таким образом, планирование является важнейшей функцией внутришкольного управления, а уметь работать по плану - значит осуществлять научно-методический, инновационный менеджмент в управлении педагогическим коллективом.

К сожалению, одной из серьезнейших проблем в планировании работы школы является то, что во многих образовательных учреждениях годовой план работы не опирается ни на результаты анализа, ни на поставленные цели и задачи на планируемый период работы образовательного учреждения, ни на весь педагогический коллектив, то есть процесс планирования происходит отдельно, а не как составляющая управленческого цикла.

Л.И. Фишман, Н.В. Рогожкина, В.Н. Чупин, В.В. Дудников приводят типичные ошибки при осуществлении планирования образовательной системой [1, с. 25]:

- планы представляют собой набор мероприятий, а не программы достижения определенных целей;

- они представляют собой пухлые тома из разнородных документов, которые могут (должны) храниться совсем в других местах или отражены в других документах;

- планы не являются цельными, системными документами;

- в них отсутствуют сроки и (или) исполнители;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в этих документах лишь декларируются «высокие» цели совершенствования образовательного процесса, реально большинство мероприятий переписываются из года в год;

- планы неудобны по форме (и самим руководителям, и исполнителям).

Поэтому для избегания вышеперечисленных ошибок при осуществлении планирования образовательной системы необходимо, чтобы анализ, цели с задачами и план были взаимосвязанными документами, и, соответственно эта связь должна четко прослеживаться и отслеживаться.

Проблему взаимосвязи аналитической деятельности руководителей школ и процесса планирования успешно решает технология анализа результатов работы образовательной системы (далее - ТАРРОС) «Landrail» (http:// www.tarros.su/). Предложенная технология обеспечивает повышение эффективности управленческой деятельности руководителей на основе последовательно заданных и выполняемых операций или действий.

Программный вариант ТАРРОС «Landrail» позволяет [9, с. 61]:

- анализировать результаты работы образовательной системы от учителя до директора;

- осуществлять постановку целей и заданий образовательного заведения;

- формировать план работы;

- определять направления контроля в школе;

- формулировать предварительные цели, задачи, план работы и прогнозировать контроль на следующий учебный год от учителя до заместителя директора (по направлениям деятельности) и директора (относительно всей школы).

В программном варианте ТАРРОС годовой план работы школы является не творением директора или его заместителей, а общим документом всего педагогического коллектива учебного заведения.

Этапы анализа на основе ТАРРОС следующие:

1. Сравнение фактических и прогнозируемых результатов.

2. Выявление противоречий.

3. Определение возможных причин противоречий.

4. Поиск возможных путей решения.

5. Формулирование целевых задач на следующий учебный год.

Технология анализа результатов работы является совокупностью научно обоснованных приемов и способов деятельности относительно конструирования педагогического процесса, направленных на реализацию образовательных целей, и состоит из блоков, имеющих табличную форму, которая является наиболее оптимальной для его проведения, поскольку имеет заданные параметры действий, и где процесс описывается в пошаговой, поэтапной последовательности действий [10, с. 201-202].

Остановимся на реализации процесса планирования на основе ТАРРОС.

В соответствии с ТАРРОС «Landrail», анализ, цели и задачи, план работы школы, план-сетка работы и вну-тришкольный контроль образуют единое целое:

целевые задачи в анализе определяют целеполагание в плане, возможные пути решения - планирование и организацию, возможные причины противоречий - формирование системы контроля, а выявленные противоречия - направление методической деятельности школы, предметных кафедр, методических объединений и конкретного педагога.

Этап сравнения фактических и спрогнозированных результатов позволяет определить и увидеть несоответствие между ними и перейти к следующему этапу.

Этап выявления противоречий и проблем - основной этап ТАРРОС, так как именно отсюда берут свое начало цели и задачи, варианты способов разрешения проблем. При этом проблемная ситуация может превратиться в решаемую задачу или будет восприниматься как нере-шаемая (с учетом имеющихся средств, ресурсов) проблема.

Использование формулировки «выявленные противоречия» вместо «выявленные проблемы» обусловлено тем, что в основе любой проблемы лежит противоречие; с практической точки зрения любому руководителю образовательного учреждения формулировать противоречие значительно легче, чем проблему; само название «выявленные противоречия» свидетельствует о том, что директор школы (да и никто, в принципе) не в состоянии выявить все возможные противоречия. Эффективная реализация данного этапа позволяет определить направления методической деятельности школы, предметных кафедр, методических объединений и конкретного педагога в годовом плане работы учебного заведения.

На этапе определения возможных причин противоречий осуществляется дальнейший анализ и исследование выявленных проблем и противоречий, что позволяет выявить основные причины их возникновения. Выработка решений на основе анализа проблемной си-

туации позволяет локализовать проблему, проработать различные пути и возможности ее преодоления в зависимости от особенностей и условий, то есть выстроить возможные модели будущих решений.

Использование формулировки «возможные причины противоречий» обусловлено тем, что на результат влияет около двухсот разных факторов, потому определить который из них стал решающим, достаточно сложно; само понятие «возможные» говорит о том, что руководитель образовательного учреждения не в состоянии найти все причины противоречий и возникших проблем. На этом этапе происходит формирование системы контроля в процессе планирования работы образовательной системы.

На этапе поиска возможных путей решения определяются пути ликвидации выявленных противоречий и их причины. Выделяются и обосновываются главные, существенные, необходимые действия и основные мероприятия, которые необходимо осуществить в новом учебном году, и они входят составной частью в будущий план работы образовательной системы, обеспечивая ее функционирование и дальнейшее развитие. Данный этап технологии обеспечивает связь и преемственность между двумя основными руководящими документами образовательной системы (сводный годовой план основных мероприятий образовательного учреждения; план-сетка работы школы на следующий учебный год.), а также функциями управления - анализом итоговых результатов и планированием работы на следующий учебный год [11].

Использование формулировки «возможные пути решения» обусловлено тем, что определить все возможные педагогические, управленческие, психологические, технические и так далее пути решения практически невозможно; спектр управленческих влияний очень широк, и руководителю образовательного учреждения легче выявить наиболее существенные с его точки зрения; н е -обходимо учитывать, что директор школы значительно ограничен в использовании мощного мотивационного фактора - материального стимулирования. На этом этапе происходит реализация таких функций управления, как планирование и организация.

ТАРРОС «Landrail» имеет свои особенности при постановке целей и задач на следующий учебный год (пятый этап), а именно [12]:

1. В ТАРРОС «Landrail» информационные блоки, по которым происходит анализ, делятся на целевые и деятельностные (количество информационных блоков и направлений определяется особенностями образовательного учреждения). Цели на следующий учебный год (для целевых блоков) относятся к школьникам и имеют способ измерения (количественный, процентный и так далее). Формулируя свои цели в конкретных измеряемых единицах, руководство создает четкую базу отсчета для дальнейших решений и оценки хода функционирования учебного заведения.

2. Задачи деятельности на следующий учебный год (для деятельностных блоков) относятся к кадровому составу школы, методическому обеспечению, материально-технической базе и так далее, выполнение которых обеспечивает достижение целей.

Правильно и грамотно сформулированные цели должны обладать следующими свойствами: досягаемость, измеримость, конкретность, гибкость, совместимость, ориентация во времени, приемлемость. И как было сказано выше: целевые задачи в анализе определяют целеполагание в плане.

Рассмотрим осуществление анализа результатов работы образовательной системы и планирования на примере полученных результатов по государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9-х классах (таблица 1). В заполнении таблицы принимают участие учителя, завуч, директор (снизу вверх).

Таблица 1 - Сравнительный анализ качества знаний

по ГИА и по предметам за учебный год учащихся 9-х классов на основе ТАРРОС «Landrail»

Блок 1 «Базовое образование». Цель анализа: определить уровень развития учеников и тенденций его формирования; качество знаний, умений и навыков, причин низкого качества знаний по предметам Фактические результаты в сравнении с прогнозируемыми

■ Качество знаний на ГИА (%) п Качеаел знаний за уч.год (%)

Выявленные Возможные Возможные пути Целевые задачи

противоречия причины на следующий

пр отнвор ечнй решения уч. год

Расхождение 1. Выставление 1. Отработка с Уменьшить

между по предмету учителями разрыв между

качеством баллов, которые критериев качеством

знаний на ГИА не отвечают оценивания знаний на ГИА

и качеством критериям учебных и качеством

знаний оценивания достижений знаний учеников

учеников по учебных учеников на за учебный год

предметам за достижений заседаниях до 5 %.

учебный год. учеников. методических 2. Повысить

2. Низкая ооьеднненнй. качество знаний

учебная 2. Проведение учеников на

мотивация психологических ГИА по

учащихся. тренингов с украинскому

3. Психологи- учениками с языку на 5 по

ческая целью повышения математике на

неготовность нх стрессо- 10%, по

учеников к сдаче стонкостни английскому

ГИА и влияние формирования языку на 5 %, по

на результаты пол ожнт ельнон биологии на 5

стрессовой учебной %.

ситуации. мотивации. 3. Создать пси-

4. Недостаточная 3. Организация хологический

работа учителей дополнительных н клуб для

при подготовке индивидуальных подростков

учащихся к занятий с «Гравицапа».

ГИА. учениками по

подготовке к

ГИА.

Затем происходит формирование первичных основных документов (целей, задач, плана, контроля). В программном варианте технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) «Landrail» предварительные цели, задачи, план работы и контроль на следующий учебный год строятся по тому же принципу, что и проведение анализа, т.е. снизу вверх.

Цели деятельности школы на следующий учебный год: уменьшить разрыв между качеством знаний на ГИА и качеством знаний учеников за учебный год до 5 %; повысить качество знаний учеников на ГИА по украинскому языку на 5 %, по математике на 10 %, по английскому языку на 5 %, по биологии на 5 %.

Задачи деятельности школы на следующий учебный год по созданию условий, обеспечивающих достижение целей: отработка с учителями критериев оценивания учебных достижений учеников на заседаниях методических объединений;

План работы: создать психологический клуб для подростков «Гравицапа».

Внутришкольный контроль: проведение психологических тренингов с учениками с целью повышения их стрессостойкости и формирования положительной учебной мотивации; организация дополнительных и индивидуальных занятий с учениками по подготовке к ГИА.

Таким образом, программный вариант ТАРРОС «Landrail» позволяет сформировать основные документы образовательного учреждения (анализ работы, цели и задачи, план работы и контроль), вовлечь в аналитическую деятельность и процесс планирования всех субъектов образовательного процесса от учителя до директора.

Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований по этому направлению. Планирование является проблемной составляющей современного учебного заведения и требует наличие высокой управленческой культуры руководителя.

При планировании необходимо соблюдать определенные принципы и правила: логичность, последовательность, сбалансированность, конкретность, точность, непрерывность, гибкость, экономичность, единство.

Краткий, четкий и ясный план, удовлетворяющий принципам планирования - один из показателей научной организации и управления школой.

Планирование является важнейшей функцией вну-тришкольного управления, а уметь работать по плану - значит уметь осуществлять научно-методический, инновационный менеджмент в управлении учебным заведением [14-17].

Проблему взаимосвязи аналитической деятельности руководителей школ и процесса планирования успешно решает технология анализа результатов работы образо-

вательной системы (ТАРРОС) «Landrail»: анализ, цели и задачи, план работы школы, план-сетка работы и вну-тришкольный контроль образуют единое целое [18].

СПИСОК Л1ТЕРАТУРЫ

1. Фишман Л.И., Рогожкина Н.В., Чупин В.Н., Дудников В.В. Сам себе инспектор: самооценка качества управления школой - М.: Сентябрь, 2005. - 144 с.

2. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутриш-кольное управление / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 220 с.

3. Вшоградська О.М., Вшоградська Н. С., Шевченко В. С., Менеджмент: Навчальний поабник для студенлв уах форм навчання спещальносп 0501 - «Економжа i пiдприeмництво» - Харшв: ХНАМГ, 2008.

4. Портнов М.Л. Азбука школьного управления. -М.: Просвещение, 1991. - 191 с.

5. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. / Г.Я. Гольдштейн [Электронный ресурс] // Таганрог: ТРТУ, 1997. - Режим доступа: http://www.aup. ru/books/m26/

6. Лущикова А.П. Планирование на предприятии: Учебное пособие. - Прокопьевск, 2008. - 102 с.

7. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. М., 1964.

8. Исламгулова С.К. Управление развитием школы: технологический аспект Учебно-методическое пособие. - Алматы: ИПК ПКСО, 2010. - 300 с.

9. Коваль Н.М. Пдвищення ефективносп аналогично! даяльносп кер1внишв шкш на основi автоматизованих шформадшно-анаттичних систем // Проблеми сучасно! педагопчно! освгга. Сер.: Педагогiка i психолопя. - 36 статей: - Ялта: РВВ КГУ, 2014. - Вип. 43. - Ч. 4. - С. 58-66.

10. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность управления: внутришкольный аспект. Германия: Издательство Ламберт, 2011. 305 с.

11. Коростелев А.А. Особенности регламентации аналитической деятельности в управлении образовательным учреждением // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 192-195.

12. Коваль Н.Н. Аналитическая деятельность: «пирамида целей» на основе ТАРРОС «Landrail» // Карельский научный журнал. 2014. № 2 (7). С. 38-43.

13. Официальный сайт программы «Технология анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) «Landrail». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tarros.su/

14. Лискина О.А. Инновационные технологии и педагогическая деятельность в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 169-171.

15. Рыжаков В.В., Рыжаков М.В. Синтез феноменологического критерия оценивания качества образования и его использования в образовательном менеджменте // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 141-145.

16. Донина И.А. Успешность современной общеобразовательной организации как объект управления // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 76-79.

17. Акопов Г.В. Образование в условиях непрерывной реформации: психологические аспекты // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 5-8.

18. Коростелев А.А. Определение уровней и качества аналитической деятельности управления на основе технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 153-155.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ANALYTICAL ACTIVITIES: PLANNING BASED TARES «LANDRAIL»

© 2014

N.N. Koval, methodist

Donetsk regional Institute ofpost-graduated pedagogical education, Donetsk (Ukraine)

Annotation: The article deals with the planning of the educational process by the leaders of educational establishments as an administrative component while forming the single plan of work of the establishment on the basis of technology of analysis of work of educational system (TARES) «Landrail».

Keywords: planning, plan, planning principles, planning elements, analytical activity, leader of educational establishment, technology of analysis of work of the educational system (TARES) «Landrail».

УДК 371.134

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПТУЗ В СИСТЕМЕ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

© 2014

В. И. Ковальчук, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора института

последипломного педагогического образования Киевского университета имени Бориса Гринченко,

докторант Классического приватного университета

Классический приватный университет, Запорожье (Украина)

Аннотация: Обоснован план эксперимента по проверке эффективности разработанных автором теоретико-методических основ развития педагогического мастерства мастеров производственного обучения ПТУЗ в системе повышения квалификации. Представлены результаты экспериментальной работы по развитию педагогического мастерства этой категории педагогических работников.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, развитие, педагогический эксперимент, ПТУЗ, повышение квалификации, мастера производственного обучения.

Постановка проблемы. На сегодняшний день, в силу потребности различных отраслей экономики государства в квалифицированных рабочих кадрах, первостепенное значение приобретает модернизация и обновление основ подготовки работников в профессионально-технических учебных заведениях (ПТУЗ). В связи с этим усиливаются требования и к квалификации мастеров производственного обучения, которые являются ключевым звеном учебно-производственного процесса ПТУЗ. Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4

Ведущим условием успешности профессиональной деятельности мастера производственного обучения ПТУЗ выступает его педагогическое мастерство - инте-гративное профессиональное качество, сформированное в процессе профессионального образования и педагогической практики, образованное технологическим, профессиональным, ценностным, психофизиологическим и интенциональным компонентами, высокий уровень развития которых делает возможным достижение с ми-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.