Научная статья на тему 'Разработка методики построения автоматизированной системы управления учебным процессом'

Разработка методики построения автоматизированной системы управления учебным процессом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА / АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишканова Татьяна Андреевна

Изложено решение в области применения и использования информационных технологий в процессах управления ВУЗом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка методики построения автоматизированной системы управления учебным процессом»

Т.А. Шишканова

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Изложено решение в области применения и использования информационных технологий в процессах управления ВУЗом.

Ключевые слова: информационная среда Университета, автоматизация управления учебным процессом, система составления расписания, Информационная аналитическая система управления.

~П настоящее время процесс управления столь сложной

-Я-М организацией, какой является Университет, невозможен без широкого использования информационных технологий. Проводимый почти повсеместно процесс реинжиниринга предполагает переход от старых, в основном бумажных, технологий управления, к новым электронным технологиям, базирующимся на строгой формализации управляющих воздействий, регламентации всех аспектов управления, максимально активном погружении в информационные технологии. Для предприятий, ориентированных на выпуск некоторой товарной продукции, разработана и уже достаточно широко используется концепция ЕRР-систем. Однако применение этой концепции к управлению организациями, результатом деятельности которых является изменение состояния человека или некоторого коллектива (учебные, медицинские, театральные и другие учреждения), оказывается затруднительным в силу многофункциональности, мно-гокритериальности и неопределенности процессов их функционирования. Этим объясняется тот факт, что приложения ЕRР-систем к управлению вузами себя не оправдали.

История использования информационных технологий в деятельности высших учебный заведений насчитывает не одно десятилетие. Разработаны и введены в эксплуатацию информационные системы деканатов, кафедр, приемной комиссии, аспирантуры, бухгалтерии, отдела кадров, библиотеки, поликлиники и др. Эксплуатация этих систем показала, с одной стороны, зна-

чительный эффект от их внедрения, а с другой стороны, необходимость тесного информационного взаимодействия между ними и создания на их основе единого информационнотехнологического комплекса, задачами которого являлись бы:

• создание единой информационной среды Университета;

• сбор, хранение и обработка информации, связанной с формированием и ведением учебного процесса;

• обеспечение процессов оперативного руководства и контроля учебного процесса;

• разработка автоматизированной библиотечной системы и включение ее в единую информационную среду Университета;

• организация электронного документооборота, обеспечивающего хранение и быстрый доступ к документам, а также оперативный контроль за исполнением приказов и решений;

• автоматизация процессов управления персоналом;

• автоматизация финансово-экономической деятельности;

• аналитическая обработка массивов данных;

• автоматизация функций внутренних служб общежитий.

Стоит учитывать, что с внедрением развитой автоматизированной системы управления будут меняться технологии формирования и прохождения документации, корректироваться функции и обязанности отдельных структурных подразделений, возникать новые бизнес-процессы.

Цель данной работы - системное изложение решений в области применения и использования информационных технологий в процессах управления ВУЗом.

Специфику вуза определяет его основная деятельность - образовательная, главная задача которой - воспитание и подготовка востребованных специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке. Результативность образовательной деятельности тесно напрямую связана с организацией учебного процесса в вузе.

Задача автоматизации управления учебным процессом в высшем учебном заведении (ВУЗе) характеризуется:

• Отсутствием единого источника входной информации и, как следствие, необходимостью тщательной подготовки, структуризации, сбора и обработки большого объема входной инфор-

мации из различных структурных подразделений ВУЗа, таких как учебный отдел, деканаты, кафедры;

• Сложностью четкой формализации и идентификации ряда исходных параметров [12] и ограничений составляемого расписания, степень и качество учета полностью зависит от опыта, квалификации и профессиональной интуиции работника учебнометодического управления;

• Противоречивостью интересов основных участников

учебного процесса: студентов и преподавателей, и, как след-

ствие - сложностью математической формализации единого требования к оптимальности решения задачи составления расписания;

• Трудоёмкость адаптации универсальных алгоритмов составления расписания, к нуждам конкретного учебного заведения.

Решение таких задач, как правило, осуществляется в два этапа: получение оптимального (с точки зрения используемых критериев) варианта и его последующая доработка человеком (диспетчером) с целью максимального учета неформализованных факторов. [6] Наибольший вклад в развитие теории расписаний внесли: Р. Акоф, Р. Беллман, Г. Данциг, Г. Кун, Т. Саати, Р. Чермен, А. Кофман, Р. Форд и др.

В настоящее время ведется много исследований в области разработки методик автоматизации процессов составления учебного расписания и учебного плана ВУЗа . Большинство из них направленно на создание алгоритмов формирования оптимального расписания с учетом одного или нескольких критериев: без ”окон” у классов (студентов) и с минимумом ”окон” в расписании преподавателей [1, 2, 3]; с учетом санитарно-гигиенических требований к расписанию и равномерности расписания по уровню сложности предметов [4, 5, 6, 7, 9]. Кроме того, распространенными являются исследовательские работы по использованию для составления расписания теории графов [6, 7, 8], генетических [9, 10], а также эвристических алгоритмов [11].

Сотрудники, приказы Штатное расписание 3/п, основные средства

Рис. 1. Основные информационные потоки ВУЗа

Студенты

Служебная информация

Кроме того, разработано множество компьютерных программ для автоматического составления расписания, таких, как: "1С: ХроноГраф Расписание", "Астра", "АВТОРасписание" и т.д.. Однако они либо ориентированы на средние и средне - специальные учебные заведения и с трудом могут быть адаптированы к реалиям ВУЗа, либо обладают высокой рыночной стоимостью и излишней универсальностью реализации общих функций.

Необходимость создания системы управления ВУЗом вызвана тем, что многие информационные системы, функционирующие в Институте, являются функционально неполными и не способными к взаимодействию между собой. Кроме того постоянно возрастает информационная нагрузка (см. рис. 1) на каждое подразделение и на Институт в целом.

При создании информационного комплекса поддержки управления ВУЗа должны выполняться следующие требования: уже существующие информационные системы, имеющие достаточно высокую функциональность, должны войти в комплекс, как функциональные подсистемы; комплекс должен иметь открытую архитектуру и разрешать без сложных манипуляций и переделок исключать старые и включать новые подсистемы.

Методическое обеспечение комплекса должно базироваться на документах, регламентирующих организацию учебного процесса. Это в первую очередь требования закона «Об образовании». Необходимо так же учитывать внутренние регламенты учебного заведения, отражающие традиции и сложившуюся практику ведения учебного процесса. Кроме того, важно определить политику безопасности хранения и использования конфиденциальной информации в соответствии с законом «О персональных данных». Но в первую очередь должны рассматриваться задачи автоматизации управления образовательной деятельностью.

Информационная система управления ВУЗом строится в виде совокупности отдельных функциональных подсистем. В рамках одной функциональной подсистемы локализуются все функции данного подразделения. Вместе с изменением функциональности подразделения, будут меняться и функции программного продукта. Функциональная подсистема может иметь различные варианты реализации: в виде автоматизированного рабочего места (АРМ) либо в виде некоторой локальной сети

Возникает задача обеспечения информационного взаимодействия между подсистемами. Если реализовать единый эффективный аппарат обмена данными между разнородными подсистемами в рамках всей системы, можно создать сложную информационную систему путём информационного объединения разнородных функциональных подсистем. Эту задачу решают путём применения механизмов SOA.

В процессе создания функциональных подсистем, необходимо соблюдать ряд требований:

• Подсистема должна решать только одну функциональную задачу и по своим функциям не пересекаться с другими функциональными подсистемами.

• Использование единой интегрированной базы данных для всех задач - это позволит избежать ненужного дублирования данных;

• Применение Internet/Intranet технологий в качестве средства использования информационных ресурсов - что позволит использовать стандартные технологические процессы и программное обеспечение для обмена и обработки данных;

Формирование учебных планов и программ учебных дисциплин

Традиционно учебный процесс, основывается на ежегодном составлении годовых учебных планов (отрезков). Годовые учебные планы, используемые для организации учебного процесса, составляются для каждой специальности. В них указываются индексы групп специальности, количество студентов, продолжительность семестра, сроки проведения теоретических занятий, экзаменов, производственных практик, каникул. Кроме этого в годовых учебных планах указывается полная информация по учебному процессу: перечень дисциплин; кафедры, которые ведут занятия; итоговая отчетность по дисциплинам; объем в часах всех видов занятий, включая объем в часах, выделяемый по учебному плану на самостоятельную работу. В отрезках представлен календарный график самостоятельной работы студента по неделям семестра: домашние задания с указанием объема задания, рубежный контроль, контрольные работы. Также указываются плановые сроки выполнения курсовых работ и проектов. Подсистема на основе единого справочника дисциплин, кафедр,

специальностей и других элементов обучения позволяет унифицировать элементы учебного плана, что позволяет получать интегрированные показатели нагрузки по специальностям, кафедрам и в целом по ВУЗу.

Основными функциями подсистемы являются следующие.

• Формирование учебных планов. Ввод плана по конкретной специальности.

• Формирование рабочих учебных планов.

Подсистемы управления учебным процессом

В случае, если корпуса ВУЗа расположены в отдельных зданиях, территориально удаленных от главного учебного корпуса и центральной структуры управления (ректората, учебного управления, методического управления, управления качеством образовательной и научной деятельности, управления кадров и др.) оперативно и гибко осуществлять сопровождение, контроль и управление учебным процессом, возможно только при использовании автоматизированной системы управления. которая позволяет решать задачи, связанные с организацией и управлением учебным процессом:

• сопровождение контингента обучающихся как на бюджетной, так и на платной основе с момента зачисления в вуз и до его окончания;

• контроль и учет посещения занятий;

• учет и оценка текущей успеваемости;

• электронное сопровождение экзаменационной сессии;

• формирование учебных планов образовательных программ;

• контроль и оценка качества подготовки, определение рейтинга кафедр;

• методическое обеспечение учебного процесса (разработка и совершенствование УМКД, анализ выполнения ГОС и др.).

Подсистемы кафедрального уровня

Кафедра является самостоятельным подразделением в структуре ВУЗа. Основная цель деятельности кафедры — подготовка специалистов. Главными внутренними задачами кафедры являются:

• организация учебного процесса на кафедре;

• учебно-воспитательная работа со студентами;

• работа с новым набором;

• повышение квалификации профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала кафедры;

• разработка и совершенствование учебных планов и программ;

• работа с аспирантами, докторантами и т. д.;

• ведение архива кафедры.

Для организации учебного процесса кафедра должна разработать и утвердить семестровые отрезки, программы дисциплин, хранить расписание аудиторных занятий, списочный состав всех студенческих групп, списочный состав преподавателей (по категориям: штатные, совместители, по трудовому соглашению и т. д.). Кафедра должна иметь возможность провести распределение учебной нагрузки по преподавателям с учетом их категорий и квалификации, подготовить соответствующие договоры и/или трудовые соглашения на соответствующие периоды работы и сформировать ежемесячные акты и ведомости о выполненной учебной работе.

Подсистема «Аспирантура»

Основные задачи автоматизации работы подразделений аспирантуры ВУЗа заключаются в следующем:

• сопровождение процесса обучения аспирантов (поступление, периодические аттестации, сдача вступительных и кандидатских экзаменов, завершение аспирантуры, включая результаты защиты диссертаций и др.);

• учет работы научных руководителей и консультантов аспирантов (руководство, количество успешных защит, разнообразие тем и др.);

• учет защит и обучения в докторантуре вуза;

• формирование выходных документов для справок по различным критериям, формирование административных документов (приказы, распоряжения, оповещения и др.);

• ведение архивов обучения в аспирантуре и докторантуре, работы научных руководителей;

• формирование аналитических справок для исследования качества процессов обучения аспирантов и руководства аспиран-

тами на основе различных критериев выборки (по специальностям, по кафедрам и факультетам, по годам и др.).

Информационная аналитическая подсистема

Информационная аналитическая система управления должна стать естественной составной частью деловых процессов, направленных на обеспечение образовательной и управленческой деятельности. Являясь важнейшим элементом жизнедеятельности университета, ИАС должна выполнять определенные функции, связанные с совершенствованием процессов принятия решений в области анализа, регулирования и прогнозирования образовательной деятельности. С помощью системы должны решаться следующие основные задачи:

• сбор, обработка и хранение текущей информации, связанной с повседневной деятельностью ВУЗа;

• хранение и обработка уже накопленной информации в банках данных;

• компьютеризация документооборота ВУЗа;

• обслуживание административных подразделений ВУЗа -отдела кадров, бухгалтерии, планово-финансового управления и т.д.;

• обслуживание учебных подразделений ВУЗа - учебнометодическое управление, деканаты, кафедры;

• обслуживание научно-производственных подразделений ВУЗа;

• учет и контроль материальных ценностей;

• обеспечение открытого доступа там, где это возможно, к информационным ресурсам ВУЗа;

• мониторинг нормативно-правовой информации в области законодательных документов, касающихся жизнедеятельности ВУЗа;

• информационная поддержка довузовского образования;

• интеграция в единую корпоративную информационную среду Министерства образования России.

Такая система может быть построена только при переходе от локальных систем со своим информационным наполнением к интегрированной информационно-анали-тической среде, которая позволит охватить все стороны деловых процессов в ВУЗе, ав-

томатизировать административно-хозяйственную деятельность, управление финансовыми потоками, обеспечить информационную поддержку принятия решений.

Реализация системы управления ВУЗом позволит создать единую информационную среду высшего учебного заведения, включающую базы данных: справочники специальностей, справочник административной структуры ВУЗа, структуры учебных групп и информационный портал, состоящий из:

• разделов содержащих сведения о студентах;

• разделов, включающих оперативные сведения о выполнении каждым студентом учебного графика;

• разделов, отражающих сведения о ходе зачетной и экзаменационной сессии для каждого студента;

• разделов, хранящих все полные и годовые учебные планы для всех студенческих групп;

• учебно-методического комплекса, в котором размещены учебные методические комплексы для всех дисциплин, читаемых в учебном заведении, и включающие для каждой учебной дисциплины:

• учебную программу

• список рекомендуемой литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• комплект экзаменационных билетов

• учебные материалы в электронной форме

• паспорт учебной дисциплины

• управления аспирантуры;

Единая информационная среда совместно с обеспечением доступа к ее информационным ресурсам для всех подразделений ВУЗа предоставит возможность создать эффективную и гибкую систему автоматизации деятельности по управлению ВУЗом. ------------------------------------ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сычёв Е.В. Организационно-технический подход к составлению расписания учебных занятий в ВУЗе [Текст]/ Сычёв Е.В. // Журнал ’’Современные наукоемкие технологии”. № 11 - М.- 2009, с.87-89.

2. Мельников А.Ю., Сусяк Н.М. Автоматизированное составление расписания занятий в высшем учебном заведении [Текст] / Мельников А.Ю., Сусяк М. // Современные проблемы информатизации в информационных системах и телекоммуникациях: Сб. трудов. Вып. 11. - Воронеж: Издательство ’Научная книга”. - 2006, с. 344-345.

3. Воронков Ю.В. Организация электронного расписания с использованием Microsoft Excel и VBA [Текст] / Воронков Ю.В. // Журнал ’’Современные наукоемкие технологии”. № 11 - М. - 2009, с. 64-68.

4. Караковский В.А., Матусевич О.Л. Программы для составления школьного расписания: возможности и опыт применения. [Текст] / Караковский В.А., Матусевич О.Л. // XV Международная конференция ’Применение новых технологий в образовании”. - Троицк- 2004, с. 376-380.

5. Давыдов С.В. Система автоматического построения расписания учебных зянятий. [Электронный ресурс] / Режим доступа: \www/ URL:

http://davidovsv narod.ru/schedule/index.html.

6. Береговых Ю.В., Васильев Б.А., Володин Н.А. Алгоритм составления расписания занятий. [Текст] / Береговых. «Искусственный интеллект» 2’2009.

7. Ю.В., Васильев Б.А., Володин Н.А. // Научно-теоретический журнал ’’Искусственный интеллект”, № 2. - Донецк. - 2009, с.50-56.

8. Верёвкин В.И., Исмагилова О.М., Атавин Т.А. Автоматизированное составление расписания учебных занятий вуза с учётом трудности дисциплин и утомляемости студентов [Текст] / Верёвкин В.И., Исмагилова О.М., Атавин Т.А. // Доклады ТУСУРа, №1 (19), часть 1. - Томск- 2009, с. 221-225.

9. Балтак С.В., Сотсков Ю.Н. Построение расписаний учебных занятий на основе раскраски вершин графа [Текст] / Балтак С. В., Сотсков Ю. Н. // Информатика. Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси, № 3(11).- 2006. - с. 56-69.

10. Кабальнов Ю.С., Шехтман Л.И., Низамова Г.Ф., Земченкова Н.А. Композиционный генетический алгоритм составления расписания учебных занятий. [Текст] / Кабальнов Ю.С., Шехтман Л.И., Низамова Г.Ф., Земченкова Н.А. //Вестник УГАТУ, Т.7, №2 (15) - Уфа - 2009, с. 99-107.

11. Яндыбаева Н.В. Генетический алгоритм в задаче составления учебного расписания ВУЗа. [Текст] / Яндыбаева Н.В. // Журнал ’’Современные наукоемкие технологии”. № 11 - М. - 2009, с. 97-98.

12. Соуса Ф., Алвес А. Полностью эвристическое расписание занятий, управляемое пожеланиями студентов [Текст] / Соуса Ф.,Алвес А. // Наукові праці ВНТУ, № 2. - 2009, с. 1-4.

13. Ризун Н.О. «Применение методов декомпозиции при решении многокритериальной задачи автоматизации составления расписания учебных занятий в ВУЗе».

14. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Москва, 2010.

15. Педагогическая информатика. Научно-методический журнал. N3, 2000г. «Использование в обучении информационных систем и компьютерных технологий» Учебное пособие/ Колесников В.С., Персианов В.В., Александров В.К. - Волгоград: Комитет по печати, 1997.

16. Агеева Т.И., Балдин А.В. и др. «Информационная управляющая система МГТУ им.Н.Э.Баумана «Электронный университет»: концепция и реализация». Москва изд.МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2009.-376 с. иігд=і

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -------------------------------------------

Шишканова Татьяна Андреевна - аспирант Королевского института управления, экономики и социологии, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.