УДК 377.5
ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.А.Горбунов
Статья посвящена подготовке специалистов в условиях реализации ФГОС начального и среднего профессионального образования.
Ключевые слова: подготовка специалистов, ФГОС начального и среднего профессионального образования, подходы.
Современное общество выдвигает определённый социальный заказ на подготовку специалистов. Этот заказ сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за её социально-экономическое процветание» [1].
В начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях современный образовательный процесс шагнул далеко вперед по сравнению с 90-ми годами прошлого века. Появились новейшие компьютерные классы, интерактивные доски, проекторы и множество другой новейшей техники. Стандарты предыдущего поколения для среднего профессионального образования подразумевали формирование у студентов знаний, умений и навыков (ЗУН). Сегодня эти понятия дополняются формированием у студентов компетенций. Под общими компетенциями подразумевается умение действовать во многих видах деятельности, и, соответственно, за профессионализм отвечают профессиональные компетенции. Таким образом, будущий специалист в образовательном учреждении должен не только получить профессиональные навыки, но и пройти социализацию, отвечать новым запросам общества, использовать информационно-коммуникационные
технологии, работать в коллективе, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного роста и многое другое. Компетенции закладываются с первого дня, и дальше преподаватели смотрят за их формированием, а значит, должен быть совершенно иной подход к контролю качества образования. Контроль за качеством образования должен осуществляться на каждой его ступени, а значит, необходимо говорить о переходе учебных заведений на совершенно новый уровень подготовки специалистов. Нужно разработать систему оценок в сочетании с обучающими программами, позволяющую поэтапно контролировать знания и умения студента, делая будущего специалиста конкурентоспособным на рынке труда. Новые образовательные стандарты также позволят разнообразить образовательные программы, сделать их более удобными для конкретного потребителя, для будущего работодателя.
Стандарты в образовании - это гарантии того, что содержание образования будет соответствовать перспективным потребностям общественной жизни. Несмотря на все положительные моменты новых государственных образовательных стандартов, есть и проблемы, связанные с их применением в конкретных образовательных учреждениях. Эффективное внедрение стандартов в учебный процесс зависит от многих факторов, главным из которых является уровень базовой подготовки абитуриентов, квалификации преподавательского состава, оснащение лабораторий и мастерских, оснащение библиотек современными источниками информации.
Для реализации нового поколения ФГОС определяющим для учебного заведения является создание условий, обеспечивающих изучение дисциплин на основе практического или деятельного компонента. Новые программы требуют создания не только принципиально измененного диагностического материала, но и обновление современным оборудованием лабораторий и учебно-производственных мастерских. Новые образовательные стандарты позволят учитывать интересы работодателей при подготовке квалифицированных специалистов. Основной проблемой, с которой сталкивается образовательное
учреждение системы НПО и СПО при реализации стандартов третьего поколения, это новая структурная единица - профессиональный модуль, органично интегрирующий прохождение практики с усвоением теоретического материала. Поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций, выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний и лишь потом на выработку умений. Следующий вопрос, возникающий при внедрении стандарта, это формирование у студентов при освоении одного из модулей общих компетенций, которые могут быть получены в результате изучения полного курса или он обнаружится только в процессе профессиональной деятельности (как отдаленный результат) [2].
Поэтому нужно определить, какую степень сформированности компетенции можно ожидать на том или другом этапе, выделить критерий оценки и сопоставить с содержанием модуля. Мы можем только говорить о проявлении интереса к профессии, которая «прививается» в результате участия студентов в научно-практических конференциях, в профессиональных конкурсах, экскурсиях на базовые предприятия.
Следующей проблемой является ежегодное обновление основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС с учетом требований работодателя и внедрений современных технологий производства, что будет сопровождаться разработкой программ
профессиональных модулей и учебных дисциплин. Наиглавнейшей проблемой, с которой сталкиваются учебные заведения НПО и СПО, является:
- производственная практика, которая в настоящее время организовывается на базовых предприятиях (это одно из обязательных условий лицензирования профессиональных образовательных программ - наличие договоров на осуществление производственной практики на базе предприятий);
- учебная практика (производственное обучение осуществляется в мастерских, лабораториях, учебных полигонах, учебных производствах).
Для реализации образовательных программ с учетом требования ФГОС в учебном заведении в обязательном порядке должна быть в наличии необходимая материально-техническая база, которая включает современное оборудование, технику и т.д. Так как образовательным учреждениям сложно иметь в соответствии с требованиями ФГОС всю необходимую материально-техническую базу необходимо использовать базу предприятий. При этом, сущность проектно-целевого подхода состоит в том, что он рассматривает цели, содержание, технологии управления профессиональным образованием как прикладную инновационную деятельность на интегративной основе [3].
В заключение отметим, что для реализации программ с учетом требования ФГОС необходимо выполнение следующих условий: 1) кадровое обеспечение; 2) финансово-экономическое обеспечение; 3) материально-техническое обеспечение; 4) информационное обеспечение включающее в себя необходимую нормативную правовую базу общего образования и характеристику предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Принятие стандартов третьего поколения, отличающихся от стандартов предыдущего поколения и структурно, и содержательно, и основанием, концепцией - компетентностным подходом, неизбежно будут вызывать различного рода проблемы при реализации в учебных планах НПО и СПО, потребуют реструктуризации учебного процесса на принципиально иной методической основе [4].
Таким образом, подготовка специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования должна осуществляться за счет конкретизации и детализации целей, задач, механизмов реализации и планируемых результатов деятельности региональных образовательных систем [5].
Источники:
1. Харитонова Л.А. Проблемы внедрения стандартов третьего поколения в системе среднего профессионального образования / Всероссийская научная конференция. М., 2012. С. 56
2. Афанасьева Т.П., Караваева Е.В. и др. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. М.: Изд-во МГУ, 2007. 96 с.
3. Мухаметзянова Г.В. Теоретико-методологические основы компетентностного подхода к организации профессионального образования. Казань: Отечество, 2008. С. 68
4. Исполатова Т.В., Кирсанова А.И. Профессиональные стандарты национальных квалификаций в проекте макета ГОС третьего поколения // Электронный периодический Журнал «Компьютерные учебные программы и инновации», 2001. №9. С.32
5. Кадырова Ф.М. Интеграция регионального рынка труда и образовательных услуг на основе проектно-целевого подхода // Среднее профессиональное образование. М., 2012. №1. С. 3.
References:
1. Haritonova L.A. Problemy' vnedreniya standartov tret'ego pokoleniya v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya / Vserossiyskaya nauchnaya konferenciya. M., 2012. S. 56
2. Afanas'eva T.P., Karavaeva E.V. i dr. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke i realizacii na osnove deyatel'nostno-kompetentnostnogo podhoda obrazovatel'ny'h programm VPO, orientirovanny'h na FGOS tret'ego pokoleniya. M.: Izd-vo MGU, 2001. 96 s.
3. Muhametzyanova G.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy' kompetentnostnogo podhoda k organizacii professional'nogo obrazovaniya. Kazan': Otechestvo, 2008. S. 68
4. Ispolatova T.V., Kirsanova A.I. Professional'ny'e standarty' nacional'ny'h kvalifikaciy v proekte maketa GOS tret'ego pokoleniya // E'lektronny'y periodicheskiy Jurnal «Komp'yuterny'e uchebny'e programmy' i innovacii», 2007. №9. S.32
5. Kady'rova F.M. Integraciya regional'nogo ry'nka truda i obrazovatel'ny'h uslug na osnove proektno-celevogo podhoda // Srednee professional'noe obrazovanie. M., 2012. №1. S. 3.
Зарегистрирована: 01.07.2013