Научная статья на тему 'Отдельные аспекты компетентностно-ориентированного обучения следователей в образовательных организациях системы МВД России'

Отдельные аспекты компетентностно-ориентированного обучения следователей в образовательных организациях системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CADET / TEACHER / COMPETENCE / PROFESSIONAL SKILLS OF INVESTIGATOR / КУРСАНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова Г.Г.

В статье раскрывается содержание отдельных аспектов компетентностного подхода при подготовке обучаемых в высшем учебном заведении МВД России при подготовке их для работы следователем органов внутренних дел. На семинарских и практических занятиях преподавателям необходимо представлять возможность обучаемым давать аргументированный и правильный ответ по определению направления расследования по уголовному делу о предупреждении новых преступлений и по другим вопросам. Авторы делают вывод о том, что в результате завершения обучения выпускник высшего учебного заведения должен быть подготовлен к реализации своих способностей при расследовании уголовных дел, демонстрируя компетентность в принятии решений в различных следственных ситуациях и обеспечивая эффективное использование своих знаний, умений, навыков в практической деятельности следователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова Г.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE ASPECTS OF COMPETENCE-ORIENTED TRAINING OF INVESTIGATORS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA

The article reveals the contents of certain aspects of the competence-based approach in the preparation of trainees in a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia in preparing them for work as an investigator of the internal affairs bodies. For seminars and practical lessons, teachers must be given an opportunity to give the trainees a reasoned and correct answer to the determination of the direction of the investigation in the criminal case, on the prevention of new crimes and other issues. The authors conclude that as a result of the completion of a graduate of a higher educational institution must be prepared to exercise their abilities in the investigation of criminal cases, demonstrating competence in decision-making in various investigative situations and ensuring the effective use of their knowledge and skills in the practical work of the investigator

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты компетентностно-ориентированного обучения следователей в образовательных организациях системы МВД России»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет", (г. Москва)

УДК 378.147

Avetisyan A.D., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminal Proceeding, Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: aleksandr.avetisjan@rambler.ru

Ryasov A.A., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminology, Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: identifiks@mail.ru

Zhigalova G.G., Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Criminology, Stavropol Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: gigalovagalina@yandex.ru

SEPARATE ASPECTS OF COMPETENCE-ORIENTED TRAINING OF INVESTIGATORS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA. The article reveals the contents of certain aspects of the competence-based approach in the preparation of trainees in a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia in preparing them for work as an investigator of the internal affairs bodies. For seminars and practical lessons, teachers must be given an opportunity to give the trainees a reasoned and correct answer to the determination of the direction of the investigation in the criminal case, on the prevention of new crimes and other issues. The authors conclude that as a result of the completion of a graduate of a higher educational institution must be prepared to exercise their abilities in the investigation of criminal cases, demonstrating competence in decision-making in various investigative situations and ensuring the effective use of their knowledge and skills in the practical work of the investigator.

Key words: cadet, teacher, competence, competence, professional skills of investigator.

А.Д. Аветисян, канд. юр. наук, доц., проф. каф. уголовного процесса, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: aleksandr.avetisjan@rambler.ru

А.А. Рясов, канд. юр. наук, доц., проф. каф. криминалистики, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: identifiks@mail.ru

Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, доц. каф. криминалистики, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: gigalovagalina@yandex.ru

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

В статье раскрывается содержание отдельных аспектов компетентностного подхода при подготовке обучаемых в высшем учебном заведении МВД России при подготовке их для работы следователем органов внутренних дел. На семинарских и практических занятиях преподавателям необходимо представлять возможность обучаемым давать аргументированный и правильный ответ по определению направления расследования по уголовному делу, о предупреждении новых преступлений и по другим вопросам. Авторы делают вывод о том, что в результате завершения обучения выпускник высшего учебного заведения должен быть подготовлен к реализации своих способностей при расследовании уголовных дел, демонстрируя компетентность в принятии решений в различных следственных ситуациях и обеспечивая эффективное использование своих знаний, умений, навыков в практической деятельности следователя.

Ключевые слова: курсант, преподаватель, компетенция, компетентность, профессиональные навыки следователя.

В России назрела необходимость во внедрении компетентностного подхода, что позволит создать благоприятные предпосылки для совершенствования образования и повышения его качества.

Проблемы компетентностного подхода специалистов в высших учебных заведениях и его реализации в практической деятельности были изучены следующими учеными: А. Бердашкевич [1], Т.Г Ваганова [2], Л.Х. Гербекова [3], И.Д. Рудинский [4], И.Ю. Серяева [5], А.В. Хуторской [6] и другими. Следует отметить, что при подготовке обучаемых в образовательных организациях системы МВД России следует также эффективно использовать вышеуказанный подход для подготовки грамотных специалистов при выполнении ими обязанностей в следственных подразделениях органов внутренних дел. Данный результат может быть достигнут в процессе формирования соответствующих компетенций при использовании инновационных технологий обучения в учебном процессе.

Компетентность обучаемого взаимосвязана с возможностью принимать им законные и обоснованные решения в различных следственных ситуациях в процессе деятельности следователя органов внутренних дел. Компетентность обучаемого должна быть взаимосвязана с его личной самореализацией в профессиональной деятельности следователя, привычки выполнять свои обязанности

постоянно, увлеченность своей работой в повседневной работе в следственном подразделении, демонстрация способностей, которые им были получены при обучении в высшем учебном заведении МВД России. Кроме этого, компетентность обучаемого должна быть взаимосвязана с соответствующими предпосылками для его дальнейшего развития, как специалиста и формирования из данного следователя профессионала.

В процессе подготовки следователей органов внутренних дел преподавателям необходимо использовать, как основу преподавания взаимосвязь дидактических материалов и компетентностного подхода в обучении при реализации ФГОС ВО для специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности».

Для формирования, предусмотренных государственным стандартом для будущих следователей у преподавателей образовательной организации МВД России должны быть разработаны учебно-методические материалы, ориентированные по всем дисциплинам на практическую деятельность следователей органов внутренних дел и судебную практику рассмотрения уголовных дел. В данных методических материалах должна четко прослеживаться взаимосвязь изучаемых дисциплин и формируемых общекультурных и профессиональных компетенций [7 - 9].

При проведении всех видов аудиторных занятий преподавателям высшего учебного заведения следует использовать инновационные технологии обучения: использовать лекции с вкрапленными заданиями, лекции викторины с мультимедийными сопровождениями, семинарские и практические занятия проводить с использованием методов анализа исходных ситуаций, элементов ролевой игры, методов кейса с заданиями из различных следственных ситуаций для принятия решений в деятельности следователя органов внутренних дел в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования и других методов. На семинарских и практических занятиях преподавателям необходимо представлять возможность обучаемым давать аргументированный и правильный ответ по определению направления расследования по уголовному делу, о предупреждении новых преступлений, принятию законных и обоснованных решений о возбуждении уголовных дел, об использовании психологических, тактических приемов и процессуальных аспектов проведения отдельных следственных действий, о соблюдении прав и законных интересов участников уголовного процесса, о привлечении лиц в качестве обвиняемого, об использовании специальных познаний при рассле-

Библиографический список

довании уголовных дел, об окончании предварительного следствия. В процессе проведения практических занятий преподавателю с участием курсантов следует сделать анализ всех структурных элементов процессуальных документов и сформировать у них навыки и умения их составления в практической деятельности следователя.

Преподавателям важно уделять серьезное внимание руководству самостоятельной работой курсантов, которым необходимо подготовиться ко всем видам занятий. Обучаемым целесообразно постоянно поддерживать контакты с преподавателями для того, чтобы получить от них рекомендации, как использовать электронные ресурсы и другие методические материалы по конкретной дисциплины для уяснения основных положений изучаемой темы, проблемах правоприменительной деятельности и путях их разрешения.

В результате завершения обучения выпускник высшего учебного заведения должен быть подготовлен к реализации своих способностей при расследовании уголовных дел, демонстрируя компетентность в принятии решений в различных следственных ситуациях и обеспечивая эффективное использование своих знаний, умений, навыков в практической деятельности следователя.

1. Бердашкевич А. О федеральных государственных стандартах третьего поколения. Российское образование. 2008; 3: 43 - 49.

2. Ваганова Т.Г. Теоретические аспекты компетентностно-ориентрированного образования. Вестник Бурятского государственного университета. 2009; 15: 28 - 30.

3. Воскобитова Л.В. и др. Профессиональные навыки юриста. Опыт практического обучения. Отв. ред.: Воскобитова Л.А., Михайлова Л.П., Шугрина Е.С. Москва: Дело, 2001.

4. Гербекова Л.Х. Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода. Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. научной конференции (г Москва, июнь 2016 г). Москва: Буки-Веди, 2016: 4 - 8.

5. Девисилов В.А. Стандарты высшего профессионального образования компетентностного формата: вопросы структуры и содержания. Высшее образование сегодня. 2008; 9: 18 - 22.

6. Рудинский И.Д. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход: монография. Под редакцией И.Д. Рудинского, И.Д. Рудинский, Н.А. Давыдова, С.В. Петров. 2-е изд., испр. Москва, 2018.

7. Сенашенко В.С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Almamater. 2008; 9. 11 - 19.

8. Серяева И.Ю. Профессиональная компетентность будущего специалиста. Педагогический журнал. Оренбург, 2004; 4 (13): 20 - 25.

9. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. Москва: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013.

References

1. Berdashkevich A. O federal'nyh gosudarstvennyh standartah tret'ego pokoleniya. Rossijskoe obrazovanie. 2008; 3: 43 - 49.

2. Vaganova T.G. Teoreticheskie aspekty kompetentnostno-orientrirovannogo obrazovaniya. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; 15: 28 - 30.

3. Voskobitova L.V. i dr. Professional'nyenavykiyurista. Opytprakiicheskogo obucheniya. Otv. red.: Voskobitova L.A., Mihajlova L.P., Shugrina E.S. Moskva: Delo, 2001.

4. Gerbekova L.H. Professional'naya podgotovka studentov yuridicheskih vuzov na osnove kompetentnostnogo podhoda. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy VIII Mezhdunar. nauchnoj konferencii (g. Moskva, iyun' 2016 g.). Moskva: Buki-Vedi, 2016: 4 - 8.

5. Devisilov V.A. Standarty vysshego professional'nogo obrazovaniya kompetentnostnogo formata: voprosy struktury i soderzhaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2008; 9: 18 - 22.

6. Rudinskij I.D. Kompetenciya. Kompetentnost'. Kompetentnostnyj podhod: monografiya. Pod redakciej I.D. Rudinskogo, I.D. Rudinskij, N.A. Davydova, S.V. Petrov. 2-e izd., ispr. Moskva, 2018.

7. Senashenko V.S. O konceptual'nyh osnovah federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya. Almamater. 2008; 9. 11 - 19.

8. Seryaeva I.Yu. Professional'naya kompetentnost' buduschego specialista. Pedagogicheskijzhurnal. Orenburg, 2004; 4 (13): 20 - 25.

9. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii. Nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «'Ejdos»; Izdatel'stvo Instituta obrazovaniya cheloveka, 2013.

Статья поступила в редакцию 05.12.18

УДК 378

Azizova G.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, branch of Russian State University ofTourism and Service (Makhachkala, Russia), E-mail: elmira.pirmagomedova@yandex.ru

Gadzhiahmedova L.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Deputy Director for General Affairs, branch of Dagestan State Pedagogical University (Derbent, Russia), E-mail: elmira.pirmagomedova@yandex.ru

Pirmagomedova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), Professor, Head of Department of Psycho-Pedagogical Education, Moscow Pedagogical State University (Derbent, Russia), E-mail: elmira.pirmagomedova@yandex.ru

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE STUDY OF TEENAGERS' PERCEPTION OF SAFETY IN THE SYSTEM OF INFORMATIZATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES. The article discusses psychological and pedagogical aspects of the study of teenagers' perception of safety in the system of Informatization and computer technologies. The work highlights theoretical and practical components of the analysis of the results of psychological examination of teenagers in the structure of their ideas about the security of the information space and informatization of life. The research also reveals and summarizes the presentation of the importance of the activity in the security of informatization as a base for the training of the person in the direction of the organization of life in general. The authors conclude that psycho-pedagogical conditions, ensuring the effective use of information technologies in the educational system are as those: creating a comfortable information environment for training; development of studying basic ways of information activities; integration of psychological characteristics of students in the organization of computer training.

Key words: informatization, info-structure, perceptions of safety, psychological and pedagogical bases of views of security of informatization.

Г.А. Азизова, канд. филос. наук, доц. филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Махачкала, E-mail: elmira.pirmagomedova@yandex.ru

Л.М. Гаджиахмедова, канд. пед. наук, зам. дир. по общим вопросам филиала ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Дербент, E-mail: elmira.pirmagomedova@yandex.ru

Э.А. Пирмагомедова, канд. психол. наук, доц., зав. каф. психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Дербентский филиал, E-mail: elmira.pirmagomedova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.