References
1. Korneeva E.N. Vash rebenok idet v shkolu. Proveryaem gotovnost' rebenka k shkole. Sovety roditelyam pervoklashek. Pod redakciej O.A. Bogatyreva. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva: Mir i obrazovanie, 2013.
2. Nemov R.S. Psihologiya. Uchebnik dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij: V 3 kn. 4-e izd. Moskva: VLADOS, 2003.
3. Nikiforova O.A. Psihologo-pedagogicheskie imediko-fiziologicheskie aspekty shkol'nojadaptacii: uchebnoe posobie. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyj universitet, 2011.
Статья поступила в редакцию 07.06.18
УДК 378
Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak,
Russia), E-mail: [email protected]
Gizatullina K.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak,
Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN PRIMARY SCHOOLERS AS PSYCHO-PEDAGOGICAL PROBLEM. The
author examines features of the development of communicative skills in children of primary school age. The paper highlights that this issue is the focus of many psychologists and educators. The author note that junior school age is the most important stage in the development of children. Primary school forms the foundations of their moral understanding of the society, the attitudes to themselves and to other people and to the society. The article reveals the approaches of scientists in the definition of communication skills, their classification, basic forms and means for the development of communication skills in children of primary school age. The features of the age, facilitating communication development of children are studied.
Key words: communicative skills, development, age specifics, development tools.
Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный
университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
К.Х. Гизатуллина, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный
университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Авторы рассматривают особенности развития коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста. Подчёркивается, что эта проблема находится в центре внимания многих психологов и педагогов. Она является одной из актуальных в настоящее время. Отмечается, что младший школьный возраст - самый ответственный этап в развитии, так как именно здесь закладывается фундамент нравственности, происходит формирование социальных установок, отношения к самому себе, к другим людям, к обществу, развивается коммуникативное умение. В статье раскрываются подходы учёных к определению понятия коммуникативные умения и навыки, их классификации, предлагаются основные формы и средства развития коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста. Представлены особенности самого возраста, способствующие коммуникативному развитию детей.
Ключевые слова: коммуникативные умения, коммуникативные навыки, развитие, возрастные особенности, средства развития.
Младший школьный возраст является наиболее эффективным периодом для социализации, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
Рассмотрим развитие коммуникативных умений и навыков в младшем школьном возрасте. В этих целях вначале уточним содержание таких понятий, как «коммуникация» и «коммуникативные умения», «коммуникативные навыки».
В своих исследованиях А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин рассматривают коммуникацию как средство связи любых объектов материального и духовного мира; процесс общения, то есть передачи информации от человека к человеку; передачи и обмена информацией в обществе в целях воздействия на него [1, с. 64].
Под коммуникативными навыками понимается более или менее совершенные способы выполнения каких-либо речевых действий, от которых зависит готовность индивида к общению [2, с. 45]. Составляющими коммуникативных навыков, являются следующие умения: умение понять другого; умение сопереживать, сочувствовать; умение адекватно оценить себя и других; умение принять мнение другого; умение решать конфликты; умение взаимодействовать с членами коллектива.
Данные коммуникативные умения формируются в процессе общения с окружающими.
Л.Р. Мунирова предлагает следующую классификацию коммуникативных умений [3, с. 168]:
1. Группа информационно-коммуникативных умений состоит из: - умения вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, поздравления, приглашения, вежливого обращения, дружественного разговора);
- умения ориентироваться в партнерах, ситуациях общения (начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, взрослыми);
- умения соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости, эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику).
2. Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит
из:
- умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению;
- умения доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;
- умения применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, музыку, движения, графическую коммуникацию для выполнения заданий с общей целью);
- умения оценить результаты совместного общения (оценить себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать, понимать результаты общения, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному, содействует ли это вовлечению других партнеров по общению).
3. Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях:
- делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению;
- проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению;
- оценивать эмоциональное поведение друг друга.
0.Н. Сомкова определяет коммуникативные умения как владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» [4, с. 34]. К коммуникативным умениям она относит следующие умения:
1. Речевые: умение слушать собеседника и правильно понимать его мысль; формулировать в ответ свое суждение, задавать вопросы; правильно выражать мысль посредством языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать эмоциональный тон общения; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь и контролировать ее нормативность.
2. Невербальные умения: уместное использование мимики, жестов, поз; умение понимать эмоции собеседника.
3. Правила речевого этикета: 1) умение вступать в разговор (когда и как начать его со знакомыми и незнакомыми людьми);
2) способность поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, сравнивать, приводить примеры, возражать, оценивать);
3) умение использовать различные формы обращения к собеседнику (при знакомстве, приветствии, приглашении к разговору и т. д.).
Коммуникативные умения включают в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);
- умение организовать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
- знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю») [5, с. 215].
Таким образом, несмотря на различные трактовки понятия «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе, их объединяет практическая направленность и указание на компоненты общения. К ним относятся: умение своевременно вступать в диалог и завершать его, используя речевые обороты для установления контакта, поддерживать и завершать диалог, умение отвечать на вопросы, задавать вопросы в ходе диалога, слушать собеседника.
Рассмотрим более подробно особенности развития коммуникативных умений и навыков детей младшего школьного возраста. Период младшего школьного возраста - это период, когда у ребёнка интенсивно развиваются коммуникативные навыки, для ребёнка становится открытием наличие различных стилей общения; ребёнок обучается защищать свою позицию, свою автономность и свое мнение в реальных отношениях.
Младший школьник должен научиться устанавливать отношения со своими сверстниками, а также уметь общаться с большой группой людей.
С началом учебной деятельности общение ребёнка становится более целенаправленным: с одной стороны, благодаря постоянному и активному воздействию учителя, с другой сто-
Библиографический список
роны, - одноклассников. Таким образом, особенности общения младших школьников состоят в том, что для таких малышей реально существуют только две сферы социальных отношений: «ребёнок - взрослый» и «ребёнок - дети», которые взаимодействуют между собой через иерархические связи.
Наиболее важной для младшего школьника является сфера «ребёнок-взрослый», так как именно здесь возникают новые психологические отношения - «ребёнок-учитель». Фигура учителя для младшего школьника является наиболее значимой: от учителя зависит эмоциональное состояние класса, особенности построения взаимоотношений детей в классе [6, с. 452].
У ребёнка младшего школьного возраста коммуникативные умения и навыки развиваются благодаря овладению такими средствами языка, как умения свободно выражать свои мысли речевыми средствами, используя при этом различные типы предложений, соблюдения логики передаваемой информации, поскольку важнейшим фактором становления коммуникативной деятельности является потребность и умение пользоваться языковыми средствами в речевой практике.
Речь ребёнка, как и взрослого человека, является одной из специфических форм человеческого сознания и одновременно его наглядным выразителем. По тому, как ребёнок говорит в свободном диалоговом общении (отвечает на вопросы, рассказывает о взволновавших его явлениях, событиях), можно составить достаточно правильное представление о том, как он думает, как воспринимает и осмысливает окружающее.
Необходимо отметить ещё одну важную особенность младших школьников, которая позволяет более эффективно решать проблему формирования коммуникативных способностей как средство их социальной адаптации. Дети не утратили своего интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру с таким же успехом можно использовать и для отработки коммуникативных умений, для решения жизненно важных в этом возрасте задач, для отработки социального поведения.
В качестве основных средств развития коммуникативных умений и навыков младших школьников авторы называют коммуникативные игры, беседы, игровые задания. Широкими возможностями для развития младших школьников обладает внеклассная деятельность. Связано это с тем, что различные формы внеклассной деятельности (экскурсия, игры, упражнения и т. д.) вызывают у детей неподдельный интерес и увлечение, к тому же, в процессе внеучебной деятельности у детей возникает возможность свободного выражения своих эмоций, чувств, собственного мнения; у ребёнка возникает возможность свободно отвечать и задавать вопросы. Соответственно, все это приводит к развитию коммуникативных умений и навыков младших школьников.
Таким образом, начало обучения в школе позволяет ребёнку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки развития коммуникативных умений и навыков.
1. Жданова Е.Н. Диагностика развития коммуникативных, организаторских и общеучебных умений младших школьников. Студенческая наука и XXI век. 2012; 9: 451 - 453.
2. Серегина Д.А. Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ. Москва: Прометей, 2013. Available at: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240526
3. Сиротюк А.Л. Психологическая основа формирования учебных навыков школьников: учебное пособие. Москва: Директ-Медиа, 2014. Available at: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226150
4. Турлова Е.А., Фомина С.И. Формирование коммуникативных умений младших школьников средствами игровой деятельности. Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2014; 7: 167 - 171.
5. Шарков Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг: учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. Available at: //biblioclub.ru/index.php? page=book&id=453046
6. Янгирова В.М., Бейгул Л.А. Педагогические условия развития коммуникативных умений младшего школьника. Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы III Международной научной конференции. 2015: 33 - 35.
References
1. Zhdanova E.N. Diagnostika razvitiya kommunikativnyh, organizatorskih i obscheuchebnyh umenij mladshih shkol'nikov. Studencheskaya nauka iXXI vek. 2012; 9: 451 - 453.
2. Seregina D.A. Formirovanie rechevoj kul'tury mladshih shkol'nikov v usloviyah vozdejstviya SMI. Moskva: Prometej, 2013. Available at: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240526
3. Sirotyuk A.L. Psihologicheskaya osnova formirovaniya uchebnyh navykov shkol'nikov: uchebnoe posobie. Moskva: Direkt-Media, 2014. Available at: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226150
4. Turlova E.A., Fomina S.I. Formirovanie kommunikativnyh umenij mladshih shkol'nikov sredstvami igrovoj deyatel'nosti. Nachal'naya shkola: Problemy iperspektivy, cennostii innovacii. 2014; 7: 167 - 171.
5. Sharkov F.I. Kommunikologiya: kommunikacionnyj konsalting: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2016. Available at: //biblioclub.ru/index.php? page=book&id=453046
6. Yangirova V.M., Bejgul L.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya kommunikativnyh umenij mladshego shkol'nika. Pedagogika sovremennogo nachal'nogo obrazovaniya: sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya: Materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2015: 33 - 35.
Статья поступила в редакцию 07.06.18
УДК 347.922
Ryasov A.A., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Professor, Department of Criminology, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior teacher, Department of Criminology, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation Stavropol branch (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Avetisyan A.D., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Professor, Department of Criminal Proceeding, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF TRAINING INVESTIGATORS SPECIALIZING IN THE INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED USING MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES. The article studies problems of training investigators specializing in the investigation of crimes committed with the use of modern information and communication technologies. Currently, crimes in the field of information and telecommunication technologies are among the most dynamic. The methods of their investigation do not have time to summarize and draw up, as they are already outdated. The authors conclude that the improvement of training of the investigator in the higher educational institution to investigate criminal cases of crimes committed with the use of modern information and communication technologies will effectively prevent the commitment of new crimes of this type and improve the quality of the preliminary investigation of this category of criminal cases.
Key words: educational process, teaching methods, computer information, purpose of computer expertise.
А.А. Рясов, канд. юр. наук, доц., проф. каф. криминалистики, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected] Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, ст. преп. каф. криминалистики, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected] А.Д. Аветисян, канд. юр. наук, доц., проф. каф. уголовного процесса, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена отдельным проблемам подготовки следователей, специализирующихся на расследовании преступлений, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время преступления в сфере информационно-телекомуникационных технологий являются одними из самых динамичных. Методики их расследования не успевают обобщить и оформить, как они уже устаревают. Авторы делают вывод о том, что совершенствование подготовки следователя в высшем учебном заведении по расследованию уголовных дел о преступлениях, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, позволит эффективно предупреждать совершение новых преступлений данного вида преступлений и повысить качество предварительного следствия по этой категории уголовных дел.
Ключевые слова: учебный процесс, методика преподавания, компьютерная информация, назначение компьютерных экспертиз.
В настоящее время в процессе деятельности органов предварительного следствия с учетом развития компьютерных технологий возникают новые виды преступлений совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, при расследовании которых у следователя появляются определенные трудности. Для эффективного расследования уголовных дел, по преступлениям данной категории, необходимо совершенствовать подготовку следователей по использованию ими методик расследования данных видов преступлений.
Большая часть данных преступлений взаимосвязана с недостаточной профессиональной подготовленностью следователей органов внутренних дел, которые расследуют эти преступления. Для оптимального расследования уголовных дел следователю необходимо определять, алгоритмы своих действий на первоначальном и последующем этапах производства по делам рассматриваемого вида преступлений [1 - 4].
Одной из проблем, возникающих у преподавателей высшего учебного заведения при подготовке следователей, специализирующихся на расследовании данной категории преступлений является недостаточность практического опыта по расследованию таких преступлений. Ведь не секрет, что «старые» опытные преподаватели, много лет отработавшие в следственных подразделениях имеют большой практический опыт рассле-
дования различных преступлений, но в то время в период их работы в следственных подразделениях преступления данного вида совершались очень редко. Поэтому «старые опытные кадры» зачастую не имеют достаточных знаний о новых способах совершения данного вида преступлений, который специфичен именно своей динамичностью и технической сложностью их совершения. Следователю при их расследовании необходимо быть не только юридически грамотным, но и технически подготовленным: разбираться в компьютерной технике, сетевом оборудовании, способах передачи информации посредством использования различных информационно-коммуникационных технологий, знать о новейших средствах уничтожения информации на стационарных компьютерах, ноутбуках, средствах мобильной связи, локальной сети и сети Интернет. В тоже время молодые следователи, имеющие знания в данных областях не имеют достаточного практического опыта следственной работы, не обладают необходимой процессуальной подготовкой.
В связи с вышеизложенным, преподавателям высшего учебного заведения необходимо постоянно поддерживать тесную взаимосвязь с практическими работниками, для постоянного совершенствования их профессиональной деятельности по получению ими дополнительных знаний о современных способах совершения данных видов преступлений.