Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333). Образование и здравоохранение. Вып. 3. С. 118-124.
УдК 376.1-056.34:316.47:615.851:741.02 ББК 74.3
эффективность методики развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Е. А. Зелинская
Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко, Сумы, Украина
Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями является одной из основных предпосылок полноценной социализации этой категории детей. Развивать коммуникацию целесообразно средствами арт-терапии. Представлены результаты внедрения методики развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии.
Ключевые слова: развитие коммуникативных умений, дети младшего школьного возраста, интеллектуальные нарушения, арт-терапия.
На современном этапе развития коррекционного образования в Украине остро стоит вопрос всестороннего гармоничного развития детей, имеющих психофизические недостатки, с целью их дальнейшей успешной социализации. В связи с этим необходимо создание благоприятных условий для личностного становления таких детей, важным компонентом которого является коммуникативная деятельность.
В настоящее время в исследованиях учёных-дефектологов наблюдается тревожная тенденция роста числа детей с отклонениями физического и психического здоровья, обусловленного биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди них занимают дети с интеллектуальными нарушениями.
Проблема людей с умственными отклонениями и их психологические особенности беспокоят отечественных учёных ещё с середины XIX в. Вопросами диагностики и коррекции в данном направлении занимались В. И. Бондарь, Л. С. Выготский, Г М. Дульнев, И. Г Ерёменко, В. А. Липа, М. С. Певзнер, В. Н. Синев и многие другие.
Исследователи пришли к выводу, что становление речи, а значит, и коммуникативных умений ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями осуществляется с большим опозданием.
Сегодня недостаточно изученными остаются теоретические основы коммуникативного раз-
вития детей с интеллектуальными нарушениями и факторы, определяющие его. Проведённые научные исследования сосредоточены на особенностях межличностных отношений умственно отсталых детей (М. П. Аралова, М. В. Буфетов, Ю. С. Галлямова, А. И. Гаурилюс, Л. И. Дар-гевичене, Е. Г Трошихина и др.) и общения этой категории детей (М. Г Агавелян, Ж. М. Головина, А. А. Леонтьев, Т. С. Стернина). Исследовались особенности вербального общения; планирующей, регулирующей функций речи; мотивационной сферы детей на разных этапах дизонтоге-неза (Д. И. Аугене, Д. И. Бойков, И. С. Володина, А. С. Гольдфарб, Р. Заззо, Е. Г. Злобина, В. Г. Петрова, Э. И. Разуван, Е. С. Слепович, Р. Д. Триггер, Л. М. Шипицина, Н. М. Школьникова). Но следует заметить, что все вышеперечисленные исследования выполнены в различных научных аспектах и направлены на решение определённых задач.
Несмотря на то что большинство работ отечественных исследователей определённым образом затрагивают проблему общения лиц с умственной отсталостью, в специальной литературе недостаточно освещены вопросы, связанные с развитием коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Однако следует отметить, что умственно отсталые дети, вступая в специальную школу, не нуждаются в общении со сверстниками и взрослыми. Также необходимо обратить внимание на то, что учебно-воспитательный процесс в младших классах специальной школы должен закла-
дывать фундамент развития личности ребёнка и формирования социальной зрелости в дальнейшем. Именно поэтому развитие коммуникативных умений является чрезвычайно важным в работе с умственно отсталыми детьми этой возрастной категории.
Исходя из концепций модернизации содержания образования в Украине, учёные и практики в области коррекционного образования в поисках эффективных средств коррекции всё больше ориентируются на использование новейших, в том числе и арт-терапевтических технологий, в учебно-воспитательном процессе детей с интеллектуальными нарушениями. По нашему мнению, применение средств арт-терапии (в частности, имаготерапии) с целью развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями является довольно продуктивным и может быть использовано в процессе обучения и воспитания этих детей.
Цель статьи — представить результаты внедрения методики развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии.
Анализ научно-педагогической литературы показал, что в настоящее время в специальной педагогике остро встаёт проблема коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями интеллектуальной сферы. Для полноценного развития и успешной социализации ребёнка с особыми потребностями необходимо наладить контакт с окружающими, что, безусловно, возникает в процессе коммуникации.
Известно, что развитие коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальными нарушениями в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками находится на весьма низком уровне. Такие дети немногословны, неохотно идут на контакт, содержание их сообщений имеет поверхностный характер, зачастую неадекватный ситуации общения. Младшие школьники не умеют пользоваться невербальными средствами общения, налаживать межличностные отношения, почти не задают познавательно-стимулирующих вопросов. Словарный запас их беден, обычно в его составе только те понятия и представления, с которыми ребёнок чаще сталкивается в быту и в школе. Младшим школьникам с нарушениями интеллекта трудно вести диалог. Они не могут удержать суть разговора, часто переключаются на другие виды деятельности.
Монологическая речь у большинства детей данной категории отсутствует, если и наблюдается, то косноязычна и часто не несёт в себе смысловой информации [1].
Материалы исследования. С целью определения уровня сформированности коммуникативных умений детей указанной категории нами был проведён констатирующий этап эксперимента, который включал в себя: исследование общения со взрослыми и сверстниками во время прогулок и перерывов (посредством наблюдения), исследование словообразования и грамматического строя речи по методике Т. А. Фотековой и Т. В. Ахутиной [2], исследование активного и пассивного словаря по методике Н. В. Серебряковой, исследование диалогической и монологической речи по методике Г И. Лалаевой [3], исследование развития мелкой моторики.
Включение исследования мелкой моторики было неслучайным. Многими учёными (М. М. Кольцовой и её последователями) доказано, что развитие речи прямо связано с развитием мелкой моторики. Учитывая, что коммуникативные умения являются одной из важнейших составляющих речевого процесса, мы считаем целесообразным утверждать, что их развитие также зависит от развития мелкой моторики.
Исследование проводилось на базе Сумской специальной общеобразовательной школы, Штеповской и Ульяновской специальных общеобразовательных школ-интернатов Сумской области (Украина). Общая выборка исследуемых составила 98 младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты наблюдения показали, что общение младших школьников с нарушениями интеллекта находится на весьма низком уровне. Дети не имеют навыков межличностного общения со взрослыми и сверстниками, почти не играют вместе и часто конфликтуют.
Констатирующий этап исследования показал, что у подавляющего большинства детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью сформированность экспрессивной и импрессив-ной речи находится на очень низком уровне, слабый активный и пассивный словари, диалогическая речь у большинства детей находится на уровне ниже среднего, монологическая — на уровне ниже среднего или на низком. У младших школьников с интеллектуальными нарушения-
ми наблюдаются недоразвитие мелкой моторики рук, недостаточная целенаправленность движений, неумение координировать работу обеих рук.
Также констатирующий этап эксперимента показал, что уровень развития коммуникативных умений учащихся специальной общеобразовательной школы значительно выше уровня развития коммуникативных умений учащихся школ-интернатов.
На основе анализа результатов выполнения всех задач исследуемыми детьми можно условно выделить 4 группы развития коммуникативных умений.
В первую группу (высокий уровень развития коммуникативных умений) не вошёл ни один ребёнок из исследуемых групп.
Дети этой группы должны были положительно воспринимать окружающих, уметь строить бесконфликтные отношения, контролировать свои эмоции и настроение, быть знакомыми с социальными нормами и уметь использовать приобретённые знания в жизненных обстоятельствах, уметь не мешать товарищу организовать игру или участвовать в совместной игре, уметь играть длительное время увлечённо и сосредоточенно, знать нормы поведения и использовать положительные формы в общении со сверстниками, проявлять нравственные чувства, уметь общаться со взрослыми. Такие дети должны иметь хорошо развитый словарный запас и уметь использовать его на практике. Младшие школьники этой группы должны уметь составлять рассказ по серии сюжетных картинок и одной сюжетной картинке, использовать все основные смысловые звенья и воспроизводить их в правильной последовательности. Их рассказ должен характеризоваться смысловой целостностью, определённостью во времени, причинно-следственными и другими связями между событиями, соответствовать изображённой ситуации; состоять из грамматически правильных предложений, быть связным и развёрнутым. Также дети этой группы должны иметь развитую моторику, правильно выполнять все пробы, хорошо рисовать домик, сохраняя его пропорции.
Вторую группу (средний уровень развития коммуникативных умений) составили воспитанники специальной общеобразовательной школы г. Сумы (14,6 %, или 7,1 % от общей выборки).
Детей этой группы характеризовало положительное отношение к окружающим. Настроение этих детей было изменчивое, но с преобладани-
ем хорошего. Исследуемые были знакомы с социальными нормами, но не всегда использовали полученные знания в жизненных ситуациях, умели строить отношения. Дети могли анализировать ситуацию, но проблемы решали преимущественно известными способами, творчески не подходили к их решению. Речь их недостаточно выразительная, не образна, способы выражения эмоций не всегда совпадают с ситуацией общения. Дети имели желание участвовать в игре, выполнять игровые роли, объединяться в группы во время игры; играли сосредоточенно, использовали вербальное общение во время игры, проявляли чувства и желания идти на контакт со взрослым. Словарь таких детей развит на среднем уровне. Причём пассивный словарь имел преимущество над активным. Дети умели составить рассказ, который в значительной степени соответствовал изображённой ситуации, однако отдельные смысловые звенья были искажены или наблюдались нарушения в последовательности некоторых событий. В рассказе имели место отдельные неправильные предложения. Рассказ состоял из простых предложений, был очень коротким. Дети этой группы имели средне развитую моторику. Им удалось выполнить почти все задачи, хотя некоторые и после повторных проб. Рисуя дом, дети старались учитывать размеры и форму, хотя это не всегда получалось.
В третью группе (низкий уровень развития коммуникативных умений) вошли ученики как специальной общеобразовательной школы (85,4 %, или 41,8 % от общей выборки), так и специальных школ-интернатов (48 %, или 24,5 % от общей выборки). Общее количество детей, которые показали средний уровень, достигает 66,3 %.
Дети этой группы негативно относились к окружающим, избегали контактов со сверстниками и взрослыми, в их действиях преобладали указания последних. Эти дети слабо знакомы с социальными нормами, не умели играть в группе, поддерживать вербальный и невербальный контакты, выполнять игровые роли, адекватно реагировать на события, конфликтовали, не умели налаживать контакт со взрослыми. Словарь таких детей был развит на низком уровне. Дети проявляли негативизм в общении. Составленный такими детьми рассказ частично отвечал изображённой ситуации, наблюдались искажения содержания, было пропущено большое количество смысловых звеньев, не раскрыты временные и причинно-следственные отношения, отсутство-
вала смысловая целостность. Рассказ состоял преимущественно из неправильных предложений, отсутствовали связующие звенья между ними, рассказ был очень короткий, незаконченный, в нём было пропущено более трёх необходимых для понимания предложений. Моторика таких детей была развита также на низком уровне. Детям удавалось воспроизвести движения только после многократных проб. Рисование домика таким детям также не удавалось. Были несохранён-ные размеры, искажённая форма и т. п.
В четвёртую группу (уровень элементарного развития коммуникативных умений) вошли дети только специальных школ-интернатов (примерно 52 %, или 26,5 % от общей выборки).
Дети этой группы имели элементарное развитие всех исследуемых показателей. Такие дети не имели стремления к общению со взрослыми и сверстниками, часто проявляли негативизм во время общения. Младшие школьники не проявляли желания играть в группе, не приобщались к совместным играм. Вместо рассказа такие дети только отвечали кратко на отдельные вопросы или воспроизводили 1-2 предложения. Рассказ как таковой отсутствовал. Словарь также был развит на элементарном уровне. Дети неправильно называли изображённые на картинках предметы или же вовсе отказывались их называть. Выполняя пробы на развитие мелкой моторики, дети испытывали большие трудности. Им не удавалось воспроизвести правильную последовательность действий, даже после многократных повторений. Изображённые такими детьми домики совсем не были похожи на предложенные изображения.
Учитывая полученные результаты и утверждение, что коммуникативные умения являются необходимым условием для успешной социализации детей с умственной отсталостью, мы составили коррекционную программу развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии (имаготерапии).
Целью создания методики развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии было обеспечение формирования у детей всех компонентов речевой системы с целью дальнейшего успешного овладения коммуникативными умениями, реализации собственного потенциала, полноценной общественной жизни.
Экспериментом были охвачены дети младшего школьного возраста с интеллектуальными нару-
шениями. Ведущей формой организации деятельности развития коммуникативных умений средствами арт-терапии (имаготерапии) были методики на основе игры с элементами активизации речевой — коммуникативной и творческой активности ученика.
Формирующей опытно-экспериментальной работе предшествовала подготовительная работа, которая предусматривала изучение научнопедагогических источников, создание методики эксперимента, определение контингента исследования.
Для формирующего этапа эксперимента, который длился в течение 2012/13 учебного года, было привлечено 98 детей: две экспериментальные (24 и 25 школьников) и две контрольные (24 и
23 школьника) группы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, посещавших специальную общеобразовательную школу (г. Сумы) и специальные общеобразовательные школы-интернаты (с. Штеповка и Ульяновка Сумской области). Все исследуемые имели лёгкую степень умственной отсталости.
Программа предусматривала четыре цикла занятий: кукольный театр, пальчиковый театр, игры-драматизации, изготовление театрального реквизита. Каждый цикл предусматривал 10 занятий и действовал по принципу «от простого к сложному».
После проведения формирующего этапа эксперимента нами был проведён контрольный этап эксперимента. Он включал те же этапы, что и констатирующий эксперимент.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал улучшение состояния всех составляющих коммуникативных умений у детей экспериментальной группы и незначительное улучшение аналогичных умений у детей контрольной группы.
По данным контрольного среза (по определённым критериям и показателям), у детей экспериментальной группы были обнаружены существенные положительные изменения, повлиявшие на общую характеристику состояния развития коммуникативных умений. Результаты сопоставимо-сравнительного анализа полученных уровней развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью подтвердили наши исследовательские предсказания.
Распределение по группам развития коммуникативных умений показало следующее:
В первую группу (высокий уровень развития коммуникативных умений) не вошёл ни один из детей исследуемых групп. По нашему мнению, такой результат можно объяснить спецификой нарушений, характерных для данной категории детей.
Вторую группу (средний уровень развития коммуникативных умений) составили 14,3 % детей экспериментальной и 10,2 % детей контрольной групп.
В третью группу (низкий уровень развития коммуникативных умений) вошли 61,2 % детей экспериментальной и 49 % детей контрольной групп.
В четвёртую группу (уровень элементарного развития коммуникативных умений) вошли примерно 24,5 % детей экспериментальной и 40,8 % детей контрольной групп.
Сравнительные результаты контрольного эксперимента представлены в виде гистограммы на рис. 1.
Для определения статистической значимости различий между двумя вышеописанными группами детей мы использовали /-критерий Стьюдента.
Проведя расчёты, мы получили числовое значение /-критерия, равное 26,5. Предельное значение для /-критерия, согласно таблице предельного значения критерия /-Стьюдента для 5 % уровня значимости, равно 1,98. Полученная нами цифра значительно превышает эту величину, значит, обнаруженные нам различия в развитии коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью достоверны.
Исследование коммуникативных умений происходило на базе как специальной общеобразовательной школы, так и специальных об-
щеобразовательных школ-интернатов. Ещё во время констатирующего эксперимента мы обнаружили, что учащиеся специальной школы имели результаты выше, чем учащиеся школ-интернатов.
Подсчитывая результативность формирующего этапа эксперимента, мы решили сравнить показатели детей экспериментальной группы различных учебных заведений.
Напомним, что экспериментальная группа состояла из 49 детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. Из них
24 ребёнка были учащиеся специальной общеобразовательной школы, 25 специальных школ-интернатов.
Сравнивая результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, можно видеть следующее. Ученики школ-интернатов по сравнению с детьми общеобразовательной школы показали низкие результаты развития коммуникативных умений. Однако их показатели уже не так сильно варьируют по сравнению с констатирующим этапом эксперимента.
Так, например, средний уровень развития коммуникативных умений достиг 20,8 % у учеников специальной общеобразовательной школы и 8 % учащихся школ-интернатов. Отметим, что, по результатам констатирующего этапа эксперимента, ни один из учеников школ-интернатов не достиг среднего уровня. Низкий уровень развития коммуникативных умений показали 79,2 % детей специальной общеобразовательной школы и 44 % воспитанников школ-интернатов, уровень элементарного развития коммуникативных умений — примерно 48 % учащихся школ-интернатов.
ЭГ
КГ
Высокий Средний Низкий Элемен-
уровень уровень уровень тарный
уровень
Рис. 1. Сравнительные результаты контрольного эксперимента
%
Высокий Средний Низкий Элемен-
уровень уровень уровень тарный
уровень
СОШ
СОШ-интернат
Рис. 2. Сравнительная характеристика коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями разных учебных заведений
Для определения статистической значимости различий между двумя вышеописанными группами детей мы также использовали /-критерий Стьюдента.
Сравнительная характеристика коммуникатив-них умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью разных учебных заведений представлена в виде гистограммы на рис. 2.
Проведя расчёты, мы получили числовое значение /-критерия, равное 2,5. Предельное значение для /-критерия, согласно таблице предельного значения критерия /-Стьюдента для 5 % уровня значимости, равно 2,01. Полученная нами цифра превышает эту величину, следовательно, обнаруженные нами различия в развитии коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными недостатками различных учебных заведений достоверны.
Статистические вычисления результатов эксперимента по /-критерию Стьюдента подтвердили, что общий уровень состояния сформирован-ности коммуникативных умений в экспериментальной группе действительно отличается от состояния сформированности коммуникативных умений в контрольной группе.
Заключение. Таким образом, результаты исследования выявили динамику уровней развития коммуникативных умений младших школьников с умственной отсталостью, свидетельствующие об эффективности проведённого коррекционного обучения. Статистические расчёты результатов экспериментальной работы подтверждает целесообразность внедрения методики развития коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии. Экспериментальная методика обеспечивает более высокий уровень сформированности коммуникативных умений у детей с нарушениями интеллекта.
Список литературы
1. Прокурняк, О. Формування комунікативних навичок як складова соціальної адаптації дітей з обмеженими розумовими можливостями / О. Прокурняк // Дефектологія. 2004. № 1. С. 25-27.
2. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихоло-гических методов : пособие для логопедов и психологов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. М. : АРКТИ, 2002. 136 с.
3. Лалаева, Р. И. Коррекционная работа в логопедических классах / Р. И. Лалаева. М. : Владос, 1999. 221 с.
Сведения об авторе
Зелинская Екатерина Александровна — аспирант кафедры педагогического творчества и образовательных технологий Сумского государственного педагогического университета им. А. С. Макаренко, Сумы, Украина. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 4 (333).
Education and Healthcare. Issue 3. P. 118-124.
effectiveness of communication skills development METHODOLOGY IN RELATION TO YOUNG SCHOOL-AGE CHILDREN with intellectual disabilities by means of art therapy
E. A. Zelinskaya
Post-Graduate Student of the Department of Creative Teaching and Educational Technologies of Sumy State Pedagogical University of A. S. Makarenko, Sumy, Ukraine. [email protected]
Communication skills development of young school-age children with intellectual disabilities is one of the main prerequisites of complete socialization of the children who refer to this category. Art therapy means is appropriate for communication abilities development. The paper presents the results of implementing communication skills development methodology in relation to young school-age children with intellectual disabilities by means of art therapy.
Keywords: communication skills development, young school-age children, intellectual disabilities; art therapy.
References
1. Prokurnak, O. Formuvanna komunikativnih navicok Jak skladova social'noi' adaptacii obmezenimi ro-zumovimi mozlivostami / O. Prokurnak // Defektologia. Scientific-metodicnij magazine. 2004. № 1. P. 25-27.
2. Fotekova, T. A. Diagnostics of voice disorders school pupils using the neuropsychological methods: manual for logop. and psych. / T. A. Fotekova, T. V. Ahutina. M. : ARKTI, 2002. 136 p.
3. Lalaeva, R. I. Corrective work in speech klasah / R. I. Lalaeva. M. : Vlados, 1999. 221 p.