Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая технология формирования поведенческого компонента социального взаимодействия младших школьников с нарушениями интеллекта'

Психолого-педагогическая технология формирования поведенческого компонента социального взаимодействия младших школьников с нарушениями интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1103
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SOCIAL INTERACTION / CHILDREN WITH MENTAL DISORDER / YOUNGER SCHOOLAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рейт Кирилл Константинович

В статье предлагается алгоритм реализации психолого-педагогической технологии формирования поведенческого компонента социального взаимодействия младших школьников с интеллектуальными нарушениями, целью которой является развитие ряда умений коммуникативной деятельности, способствующих эффективному протеканию процесса общения. Также в статье приводится оценка результативности применения данной технологии в практической работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рейт Кирилл Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-pedagogic technology forming a behavioural component of social interaction among primary school age with the intellectual violations

The algorithm of realization psychological-pedagogic technology forming behavioral component of social interaction among primary school aged children with the intellectual violations is offered in this article. The purpose is development of some abilities of the communicative activity promoting effective course of communication. Also, the assessment of productivity of this technology is given in practical work with physically challenged children in the special school of the VIII type.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая технология формирования поведенческого компонента социального взаимодействия младших школьников с нарушениями интеллекта»

реализации двух направлений работы: 1) получение теоретических знаний по теории коммуникации, основам осуществления и презентации исследовательской деятельности; 2) проведение исследования в рамках литературного краеведения.

Реализация первого модуля работы предполагает: 1) проведение лекционных занятий по темам, которые станут для обучающихся теоретической базой; 2) организацию практической части работы в форме тренинга коммуникативной компетентности (коммуникативные упражнения, практические задания, анализ коммуникативных ситуаций, межличностное общение), что способствует закреплению и усвоению материала.

Реализация второго модуля работы предполагает осуществление исследования в рамках литературного краеведения под руководством и координацией педагога.

Оценочно-результативный блок ориентирован на:

1) определение критериев сформированности коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании;

2) диагностику исходного уровня сформирован-ности коммуникативной компетентности методом статистического критерия Вилкоксона-Манна-Уитни;

3) определение на основе выделенных критериев уровней (высокий, средний, низкий) сформи-

рованности коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании на этапе констатирующего эксперимента;

4) реализацию теоретической модели формирования коммуникативной компетентности на этапе формирующего эксперимента;

5) диагностику итогового уровня сформирован-ности коммуникативной компетентности методом статистического критерия Вилкоксона-Манна-Уит-ни;

6) определение педагогических условий, способствующих формированию коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании.

Библиографический список

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. II. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

3. Славин Б. Ф. Вопросы теории и практики целевого управления социальными процессами. - М.: МГПИ, 1985. - 141 с.

4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 415 с.

УДК 376

Рейт Кирилл Константинович

Уральский государственный педагогический университет

kirill_pip@mail. ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

В статье предлагается алгоритм реализации психолого-педагогической технологии формирования поведенческого компонента социального взаимодействия младших школьников с интеллектуальными нарушениями, целью которой является развитие ряда умений коммуникативной деятельности, способствующих эффективному протеканию процесса общения. Также в статье приводится оценка результативности применения данной технологии в практической работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, дети с нарушением интеллекта, младший школьный возраст.

Одно из центральных мест в практике современного образования занимает формирование у обучающихся социального взаимодействия. Именно оно влияет на качество умений ориентироваться и адаптироваться к быстро меняющимся условиям среды, мобильность, мотивацию к работе; на умение и желание постоянно учиться; умение сотрудничать, коммуникационные навыки; умение вести переговоры и т.д. От сформированности перечисленных умений напрямую зависит жизненная успешность человека. Целенаправленное развитие социального взаимодействия реализует формирование у детей всех основ-

ных направлений культуры, предусматривает готовность к активному участию в различных сферах жизни, закладывает основу жизненной успешности и самореализации.

Еще большую актуальность приобретает формирование социального взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как по окончании образовательного учреждения они, наравне с другими гражданами, должны быть конкурентно способны, профессионально эффективны и личностно развиты. Данные характеристики влияют на успешность интеграции ребенка с отклонениями в развитии в общественную

жизнь. А именно интеграция ребенка с ОВЗ в общество является основной целью и конечным результатом специального образования на протяжении многих лет. От степени достижения данной цели во многом зависит качество жизни этих детей. Уже при обучении ребенка с проблемами в развитии в начальной школе учитель планирует основные формы социального взаимодействия учащихся, так как его сформированность является ориентиром на каждом этапе развития ребёнка [2].

В связи с этим вопрос формирования социального взаимодействия у детей с ОВЗ младшего школьного возраста является актуальным для современной системы специального образования.

По мнению П.А. Сорокина [6], социальное взаимодействие - это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение «культуры». На социальном уровне взаимодействие можно представить в виде социокультурного процесса, в ходе которого коллективный опыт передается от поколения к поколению.

Взаимодействие определяется также как контакты и связи (случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные) двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Сущность социального взаимодействия человека заключается в эффективности решения им социальных задач (установления взаимопонимания, сотрудничества, избегания и решения конфликтов, проявления толерантности и т.д.), возникающих в реальных, жизненных ситуациях конкретного общества (общности), на основе приобретённых знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Отечественные и зарубежные учёные, пытаясь прояснить природу социальных отношений, выделяют различные составляющие социального взаимодействия личности. При анализе психолого-пе-дагогической литературы можно выделить следующие компоненты социального взаимодействия:

- потребностно-мотивационный, включающий потребности и мотивы, побуждающие к проявлению личностного свойства в поведении человека;

- когнитивный, содержащий знания о средствах, способах, программах выполнения действий, осуществления правил и норм поведения;

- поведенческий, состоящий из умений действовать в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, способности ребенка к сотрудничеству. Данный компонент включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми и т.д.;

- аксиологический, отражающий ценностно-смысловое отношение к социальному взаимодействию.

Вышеперечисленные компоненты предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных.

В данной статье обобщаются результаты экспериментальной работы, направленной на формирование поведенческого компонента социального взаимодействия младших школьников с нарушениями интеллекта, так как данный компонент является образованием, включающим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления социального взаимодействия и интегрирует коммуникативные умения, способы деятельности и опыт. Коммуникативные умения, способности и опыт как элементы образуют коммуникативное поведение, отражающее способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативности, адекватности в общении, т.е. те характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность процесса коммуникации и адаптации детей с нарушениями интеллекта с обществом.

1. Исследование поведенческого компонента социального взаимодействия учащихся младших классов с нарушением интеллекта и детей с нормальным развитием.

Анализ результатов констатирующего эксперимента, проведенного в 2011 году на базе МБС(К)ОУ С(К)ОШ №2 города Тюмени, показал, что общая оценка уровня владения умениями коммуникативной деятельности у мальчиков и девочек 10-11 лет с нарушениями интеллекта находится на среднем уровне (3,6 балла из 5 максимально возможных баллов по методике Д.И. Бойкова «Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности» [1]): младшие школьники, принимавшие участие в обследовании, не всегда адекватно использовали мимику и пантомимику; следует отметить, что дети не могли эффективно сотрудничать со сверстниками и не умели управлять ходом диалога; умение замечать ошибки в своей речи и речи других людей проявлялось лишь у нескольких испытуемых. Сравнительный эксперимент, проведенный среди детей общеобразовательной школы, показал более высокие результаты: младшие школьники с нормальным развитием с повышенным вниманием относились к словам и действиям, свои ошибки видели как бы глазами другого, адекватно реагировали на замечания.

Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил подтвердить факт, что у всех испытуемых с нарушениями интеллекта имеются недостатки в овладении коммуникативными действиями. Результаты исследования показали необходимость разработки программы по формированию поведенческого компонента социального взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития. Высокий уровень сформированности данного компонента отразится не только на качестве общения

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

23

школьников со сверстниками и взрослыми, но и снизит количество конфликтных ситуаций в детском коллективе, сплотит его. Этот факт положительно отразится на качестве коррекционно-образовательного процесса в целом. В перспективе подобная формирующая работа найдет свое выражение и в улучшении способности к адаптации школьников в социальной среде благодаря умению адекватно общаться, вступать, организовывать и поддерживать процесс межличностного взаимодействия, адекватно реагировать на критику и пр.

2. Технология формирования поведенческого компонента социального взаимодействия младших школьников с нарушениями интеллекта.

В современной науке накоплен достаточно богатый запас методов и приемов формирования социального взаимодействия: методы арттерапии, психоразвивающие методы из личностно ориентированной психотерапии; методы игровой психотерапии - игры-драматизации, коммуникативные игры; методы психогимнастики и упражнения, ролевые игры; телесно-ориентированные методы и т.д. Следует отметить особую значимость для формирования социального взаимодействия развивающей среды, которая не будет ставить произвольных ограничений на пути к воплощению намерений ребенка, а, напротив, будет создавать условия для выявления и развития его способностей [5].

Основываясь на результатах констатирующего эксперимента и современных методических разработках в области общей и специальной психологии и педагогике, нами была разработана психоло-го-педагогическая технология формирования поведенческого компонента социального взаимодействия младших школьников с нарушениями интеллекта, ориентированная на целенаправленное развитие коммуникативных умений детей с нарушениями интеллекта. Основными задачами технологии являлось формирование следующих умений: использовать общепринятые правила организации контакта; правильно воспринимать информацию; планировать и создавать высказывание; владеть речевыми и паралингвистическими средствами коммуникации; корректировать коммуникацию.

Технология предполагала проведение диагностической и коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных умений и включала в себя следующие блоки:

а) Диагностический - осуществлялась оценка уровня владения умениями коммуникативной деятельности у испытуемых с помощью методики Д.И. Бойкова «Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности»;

б) Формирующий - предполагалось проведение целенаправленной психолого-педагогической работы, направленной на формирование коммуникативных умений младших школьников с нарушениями интеллекта.

Формирующая работа организовывалась с учетом принципов системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; единства диагностики и коррекции; комплексности методов психолого-педагогического воздействия; деятельностного принципа коррекции.

Используя доступную нам литературу, мы подобрали ряд упражнений, тематических дискуссий, игр и других методов работы, которые составили основу формирующего блока. Работа осуществлялась в ходе следующих этапов:

- Подготовительный. Цель этапа заключалась в установлении позитивных эмоционально-благоприятных контактов между учащимися младших классов с нарушением интеллекта и развитии их положительной мотивации на выполнение работы. Данный этап предполагал работу по актуализации потребности учащихся в бесконфликтном взаимодействии со сверстниками.

Учащимся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида из экспериментальных групп предлагались игры-упражнения на развитие эмоционального контакта и подвижные игры, предполагающие их раскрепощение, улучшение самочувствия и стабилизации настроения. Использовались упражнения, направленные на снижение психомышечного напряжения, техника глубокого дыхания, приводящие к закреплению положительных эмоциональных состояний, стимулирующие и упорядочивающие психическую и физическую активность, а также приводящие в равновесие эмоциональную сферу.

Подготовительный этап охватывал временной период два месяца с периодичностью занятий два раза в неделю.

- Начальный. Целью данного этапа являлось формирование умения использовать общепринятые правила организации контакта; умения планировать и создавать высказывание и корректировать коммуникацию. Для его реализации использовались методы психогимнастики и упражнения («Шаг навстречу», «Зеркало», «Веселое приветствие», «Ласковое имя» [3, 4]), с помощью которых учащиеся получали и отрабатывали навыки организации следующих контактов: смотреть в глаза собеседнику, называть собеседника по имени, сидеть либо стоять ровно во время общения. На данном этапе также использовались ролевые игры (формировались начальные знания о необходимости планировать коммуникацию). Этот этап длился в течение двух месяцев и включал 14 групповых занятий.

- Тренировочный. На этом этапе осуществлялся процесс перевода умений в навыки. Целевая установка этапа реализовывалась посредством организации дискуссий и совместной игровой деятельности (рисование, лепка, игра с конструктором), методов социально-ролевого взаимодействия («Ситуация в классе», «Попроси игрушку» [3]).

3,7

3,8

-4;4-

3,7

[а до эксперимента Ш после эксперимента

ЭГ

Рис. 1. Сравнение оценок владения организационными умениями коммуникативной деятельности учащимися младших классов с нарушениями интеллекта до и после формирующего эксперимента

Игровое и психологическое содержание упражнений сопровождалось фиксацией внимания учащихся на своих и чужих ошибках в ходе коммуникации, целях коммуникации и уровне эффективности процесса общения. Продолжительность данного этапа составляла три месяца и подразумевала проведение 30 занятий.

- Итоговый. Целью являлось закрепление умений и навыков правильно воспринимать информацию; владеть речевыми и паралингвистическими средствами коммуникации, а также закрепление умений и навыков, полученных на предыдущих этапах. В ходе данного этапа использовались психогимнастические упражнения («Глаза в глаза», «Комплименты», «Превращения» [3, 4]), игры-драматизации, коммуникативные игры (мимические, пантомимические и психомоторные этюды). Итоговый этап реализовывался в течение двух месяцев в ходе 18 занятий;

в) Контрольный блок - осуществлялась итоговая оценка уровня владения умениями и навыками коммуникативной деятельности у испытуемых с помощью методики Д.И. Бойкова «Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности».

3. Изучение эффективности реализации пси-холого-педагогической технологии формирования социального взаимодействия младших школьников с умственной отсталостью.

Разработанная психолого-педагогическая технология предполагала проведение групповых занятий продолжительностью 30 минут в течение 9 месяцев. Занятия с испытуемыми проводились 2-3 раза в неделю во второй половине дня.

Для проведения формирующего эксперимента была создана экспериментальная группа из 20 учащихся младших классов с нарушениями интеллек-

та в возрасте 10-11 лет, принимавших участие в констатирующем эксперименте.

С целью определения эффективности разработанной психолого-педагогической технологии по формированию социального взаимодействия младших школьников с нарушениями интеллекта нами был организован и проведен контрольный эксперимент. В контрольном эксперименте участвовали 20 учащихся из экспериментальной группы (ЭГ) и 20 учащихся из контрольной группы (КГ). Данный эксперимент основывался на изучении сфор-мированности умений коммуникативной деятельности при помощи методики Д.И. Бойкова.

Сравнительные результаты по владению умениями коммуникативной деятельности младшими школьниками с нарушениями интеллекта контрольной и экспериментальной групп, выявленные при помощи методики Д.И. Бойкова, представлены в диаграммах 1, 2, 3.

Сравнительный анализ результатов по параметру «организационные умения коммуникативной деятельности» указывает на положительную динамику во владении данными умениями у испытуемых экспериментальных групп (улучшение на 14%). В контрольной группе наблюдается незначительная динамика. Дети из экспериментальной группы после формирующей работы стали уделять больше внимания своим позам и жестам во время общения со сверстниками и со взрослыми, при общении со сверстниками стали чаще смотреть им в глаза и называть их по именам.

Педагоги отметили, что дети стали употреблять меньше нежелательных элементов коммуникации: грубых слов и выражений, резкости. Это, в свою очередь, положительно отразилось на эмоциональном климате в детском коллективе - произошло некоторое снижение конфликтных ситуаций между детьми.

472-

КГ

ЭГ

р? : : : :

Ш : : : : ^ :

Р-::

Р : = : :

Е1 до эксперимента ЩИ после эксперимента

Рис. 2. Сравнение оценок владения перцептивными умениями коммуникативной деятельности учащимися младших классов с нарушениями интеллекта до и после формирующего эксперимента

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

25

-35-

-35-

-3г5-

3,7

□ до экс периме нта

□ после эксперимента

ЭГ

Рис. 3. Сравнение оценок владения оперативными умениями коммуникативной деятельности учащимися младших классов с нарушениями интеллекта до и после формирующего эксперимента

Следует отметить положительную динамику (увеличение на 12%) у испытуемых экспериментальной группы в области владения перцептивными умениями, отвечающими за правильность восприятия информации и истолкование информации. Дети стали более внимательно слушать собеседника, проявлять некоторую заинтересованность в общении со сверстниками и взрослыми, стали использовать больше слов, привлекающих внимание партнера по общению («смотри», «послушай» и т.д.), в некоторых случаях они исправляли ошибки в речи собеседника. Также можно было наблюдать, как дети старались самостоятельно исправить ошибки и в своей речи. Положительным моментом являлся факт того, что дети начинали задумываться перед ответом на поставленный вопрос, т.е. их ответы были более осмысленны и точны. У испытуемых контрольной группы улучшений по данным показателям не наблюдалось.

Незначительные различия в результатах наблюдаются в умении владеть оперативными действиями коммуникативной деятельности (звукопроизно-шение, лексический запас и грамматический строй речи) - 3,5 балла в контрольной группе и 3,7 балла в экспериментальной группе (улучшение на 4%). Дети произносили слова, не зная их точного значения, иногда не могли подбирать нужное слово. Можно сделать предположение, что для улучшения показателей данного параметра требуется активная работа учителя-логопеда, поскольку именно этот специалист способен помочь детям преодолеть нарушения звукопроизношения, развить грамотную речь и произвести коррекцию других речевых дефектов, свойственных детям с нарушениями интеллекта. Положительным моментом следует считать то, что дети стали следить за собственными мимикой и жестами, были замечены некоторые улучшения в контролировании детьми своих эмоций, что также влияет на умение владеть оперативными средствами коммуникации.

В результате проведения программно-формиру-ющей работы в экспериментальной группе, направленной на развитие поведенческого компонента социального взаимодействия младших школьников с нарушениями интеллекта, было отмечено повышение показателей данного компонента: организационных, перцептивных и оперативных умений,

в отличие от учащихся контрольной группы. Такая динамика отразилась и на протекании коррекционно-образовательного процесса в целом: дети стали более сплоченными, отметились положительные изменения в эмоциональном климате среди учащихся экспериментальной группы, дети стали более внимательно слушать не только одноклассников, но и педагогов, родителей, перед ответами на вопросы (в том числе, и в ходе уроков) научились выдерживать некоторую паузу, во время которой происходило осмысление ответа.

Данные моменты являются показателями эффективности применения разработанной технологии, а данная психолого-педагогическая технология по формированию поведенческого компонента социального взаимодействия является эффективным средством развития соответствующих умений у учащихся младших классов с нарушением интеллектуального развития. В ходе формирующей работы учащиеся овладели умением использовать общепринятые правила организации контакта; умением правильно воспринимать информацию, планировать и создавать высказывание; умением владеть речевыми и паралингвистическими средствами коммуникации, корректировать коммуникацию. А перечисленные умения являются важными для современного человека и способствует его успешной адаптации и социализации в обществе.

Библиографический список

1. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. - СПб., 2005. - 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Коркунов В.В. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушениями интеллекта. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2011. - 208 с.

3. Монина Г. Б. Коммуникативный тренинг. -СПб.: Речь, 2010. - 146 с.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М.: Академия, 2003. - 448 с.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. А. Татлыбаева. - М.: Академия, 2002. - 260 с.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и пред. А. Ю. Согомонов: пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. -543 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.