Научная статья на тему 'Особенности мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта'

Особенности мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3567
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ / A YOUNGER SCHOOL STUDENT WITH MENTAL DISORDER / MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / MOTIVATION FEATURE OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / CORRECTIONAL WORK DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Лариса Федоровна

Статья посвящена исследованию особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта. Авторы, опираясь на труды таких ученых, как И. П. Ушакова, Г. И. Щукина В. В. Давыдов, Д. Б Эльконин, А. К. Маркова, Н. Г. Лусканова, не только описывают особенности мотивации младших школьников с нарушением интеллекта, но и проводят исследование, на основе результатов которого определяют основные направления необходимой коррекционной работы. Авторами установлено, что у школьников с нарушением интеллекта наблюдается короткая, нестойкая мотивация деятельности. Они руководствуются ближайшими задачами, возникающими в процессе деятельности. К выполнению поставленной задачи школьники с нарушением интеллекта приступают без должной предварительной ориентировки в ней, без предварительного уточнения ее условий и требований, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств, ведущих к определенной цели. При встрече с препятствиями и трудностями в процессе решения задач эти дети не стремятся преодолеть их, а уходят от основной цели. Особенностью отношения к учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта является то, что оно развивается по большей части под воздействием внешних стимулов. Воздействие же внутренних мотивов, по сравнению с нормой, сильно ограничено, что обусловлено особенностью дефекта и психического развития. У младших школьников с нарушением интеллекта преобладают мотивы, связанные со стимуляцией со стороны учителя, воспитателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation Features of the Educational Activity of Younger School Students with Mental Disorder

The article is devoted to the research of motivation features of the educational activities of younger school students with mental disorder. Authors, relying on works of such scientists as I. P. Ushakova, G. I. Shchukina, V. V. Davydov, D. B. Elkonin, A. K. Markova, N. G. Luskanova, describe not only motivation features of younger school students with mental disorder, but also make a research, and these results are the basis to determine the main directions of necessary correctional work. The authors revealed that school students with mental disorder have short, unstable motivation of activity. These students are guided by the immediate tasks arising in the course of activities. School students with mental disorder start to accomplish the objective without necessary preliminary orientation in it, without preliminary specification of its conditions and requirements, without active cogitative work on the plan and the choice of means leading to a particular purpose. In case of facing obstacles and difficulties in the course of solving tasks these children don't aim to overcome them, and leave the main objective. The feature of relation to educational activities of school students with mental disorder is that it is being developed mostly under the influence of external stimuluses. Impact of internal motives, in comparison with a regulation, is strongly limited, that is caused by the feature of defect and mental development. Younger school students with mental disorder have more motives connected with stimulation by the teacher, tutor.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 376

Л. Ф. Тихомирова

Особенности мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта

Статья посвящена исследованию особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта. Авторы, опираясь на труды таких ученых, как И. П. Ушакова, Г. И. Щукина В. В. Давыдов, Д. Б Эльконин, А. К. Маркова, Н. Г. Лусканова, не только описывают особенности мотивации младших школьников с нарушением интеллекта, но и проводят исследование, на основе результатов которого определяют основные направления необходимой коррекционной работы. Авторами установлено, что у школьников с нарушением интеллекта наблюдается короткая, нестойкая мотивация деятельности. Они руководствуются ближайшими задачами, возникающими в процессе деятельности. К выполнению поставленной задачи школьники с нарушением интеллекта приступают без должной предварительной ориентировки в ней, без предварительного уточнения ее условий и требований, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств, ведущих к определенной цели. При встрече с препятствиями и трудностями в процессе решения задач эти дети не стремятся преодолеть их, а уходят от основной цели. Особенностью отношения к учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта является то, что оно развивается по большей части под воздействием внешних стимулов. Воздействие же внутренних мотивов, по сравнению с нормой, сильно ограничено, что обусловлено особенностью дефекта и психического развития. У младших школьников с нарушением интеллекта преобладают мотивы, связанные со стимуляцией со стороны учителя, воспитателя.

Ключевые слова: младший школьник с нарушением интеллекта, мотивация учебной деятельности, особенности мотивации учебной деятельности, направления коррекционной работы.

CORRECTIONAL PEDAGOGICS

L. F. Tikhomirova

Motivation Features of the Educational Activity of Younger School Students

with Mental Disorder

The article is devoted to the research of motivation features of the educational activities of younger school students with mental disorder. Authors, relying on works of such scientists as I. P. Ushakova, G. I. Shchukina, V. V. Davydov, D. B. Elkonin, A. K. Markova, N. G. Luskanova, describe not only motivation features of younger school students with mental disorder, but also make a research, and these results are the basis to determine the main directions of necessary correctional work. The authors revealed that school students with mental disorder have short, unstable motivation of activity. These students are guided by the immediate tasks arising in the course of activities. School students with mental disorder start to accomplish the objective without necessary preliminary orientation in it, without preliminary specification of its conditions and requirements, without active cogitative work on the plan and the choice of means leading to a particular purpose. In case of facing obstacles and difficulties in the course of solving tasks these children don't aim to overcome them, and leave the main objective. The feature of relation to educational activities of school students with mental disorder is that it is being developed mostly under the influence of external stimuluses. Impact of internal motives, in comparison with a regulation, is strongly limited, that is caused by the feature of defect and mental development. Younger school students with mental disorder have more motives connected with stimulation by the teacher, tutor.

Keywords: a younger school student with mental disorder, motivation of educational activities, motivation feature of educational activities, correctional work direction.

В последние годы в России предпринимаются попытки усовершенствовать систему помощи детям с особыми образовательными потребностями, идет поиск новых ценностных ориентиров. Создаются реальные условия для того, что-

бы «открыть» замкнутую систему специального образования, попытаться сделать структуры массового и специального образования взаимодополняющими и взаимопроникающими. Современные социальные условия требуют воспитания

© Тихомирова Л. Ф., 2017

активного человека, мотивированного достижением успеха и умеющего самостоятельно строить свою жизнь.

Основной задачей специального (коррекцион-ного) образовательного учреждения является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого качеств, среди которых важное место принадлежит положительному отношению к учебе.

Мотивация как психологическая категория исследована и раскрыта в работах Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна

Д. Н. Узнадзе, Д. Аткинсона, К. Левина [2, 3, 4, 8], а также во всех направлениях теории личности, разработанных такими учеными, как А. Адлер, А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, З. Фрейд, Э. Эриксон, А. К. Юнг и др.

Мотивация школьника рассматривается как видовое понятие по отношению к мотивации человека.

Изучение особенностей развития мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта представляется актуальным для более глубокого понимания психологии детей этой категории и для совершенствования методов диагностики, обучения и воспитания этих детей, осуществления полноценной коррекции.

Актуальность данной проблемы определиляет цель и задачи исследования.

Цель - изучить особенности мотивации у младших школьников с нарушением интеллектуального развития и определить основные направления коррекционной работы.

Объект исследования - процесс коррекции мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования - особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.

Объект, предмет, цель обусловили постановку и решение следующих задач исследования:

— Изучить методическую литературу по проблеме мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.

— Подобрать методики для изучения мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

— Выявить особенности мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

— Определить основные направления коррекции мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Положительное отношение к учебной деятельности для любого ученика создает наиболее благоприятные условия как для коррекции его познавательной деятельности, так и для личности в целом.

И. П. Ушаковой было установлено, что учащиеся с нарушением интеллекта могут проявлять как положительное, так и отрицательное отношение к учебной деятельности. Причем к наиболее многочисленной группе будут относиться те ученики, которым свойственно внешне положительное отношение, то есть такое отношение, которое в основном побуждается со стороны учителя, воспитателя, родителей и проявляется недостаточно осознанно, в силу привычки подчиняться требованиям школы.

Отрицательное же отношение имеет довольно активное выражение при своем проявлении - это аффекты, вспышки гнева, грубость и т. п. К этой группе обычно относятся дети, у которых основной дефект (нарушение интеллекта) осложняется какими-либо расстройствами центральной нервной системы и нарушениями эмоционально-волевой сферы.

У школьников с нарушением интеллекта наблюдается равнодушное, пассивно-отрицательное отношение, которое объясняется тем, что они в дошкольный период, а также в период обучения в первых классах в большинстве случаев не получают должной коррекции потребностей и интересов. В силу отсутствия интересов, низкого интеллектуального развития, отсутствия элементарного понимания необходимости посещения школы и приобретения знаний они равнодушно воспринимают все, что связано со школой.

И. П. Ушакова указывает, что одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к школе у учащихся с нарушением интеллекта, нередко является пребывание ученика в массовой школе до поступления в специальную школу. Дети с нарушением интеллекта, находясь в массовой школе, обречены на хроническую неуспеваемость, даже при положительном в начале отношении к учебной деятельности, при желании хорошо учиться и получать хорошие отметки.

Такое пребывание в положении неуспевающих учеников, видимо, и способствует развитию у них отрицательного отношения к учебной деятельности и к школе в целом. Отрицательная

оценка, несмотря на старания и усилия ученика, вызывает у него неверие в свои силы, отрицательную реакцию на задания и требования учителя, вырабатывает отрицательное отношение ко всему, что связано со школой. Он перестает проявлять к ней интерес, равнодушно воспринимает плохие отметки, игнорирует задания учителя. Такой ученик с нарушением интеллекта после перевода в специальную школу чаще всего становится успевающим, занимает соответствующее положение в классе и встречает иное отношение к себе как со стороны товарищей по классу, так и со стороны учителей. Все это способствует утрате отрицательного отношения к учению и формированию положительного.

Организованный нами психолого-

педагогический эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью констатирующего эксперимента явилось выявление особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

— Проанализировать методы изучения мотивации учебной деятельности младших школьников и разработать методику, структуру и содержание констатирующего эксперимента.

— Организовать и провести исследование мотивации учебной деятельности младших школьников, обучающихся в специальной (коррекци-онной) образовательной школе VIII вида и массовой общеобразовательной школе.

— Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.

— Выявить особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.

Предварительный этап констатирующего эксперимента включал сбор данных, знакомство с личными делами, педагогическими характеристиками и успеваемостью учащихся, подбор методик для изучения мотивации учебной деятельности младших школьников.

Исследование носило комплексный характер. Оно включало наблюдение, беседу, методику изучения мотивов учебной деятельности младших школьников М. Р. Гинзбург и анкету для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника Н. Г. Лускановой.

Исследование проводилось на базе «ОГКОУ Ивановская школа-интернат VIII вида». В эксперимент было включено 2 группы учащихся.

В I экспериментальную группу (Э1) вошли ученики 1А, 1Б и 2-х классов специальной (кор-рекционной) образовательной «ОГКОУ Ивановской школы-интерната VIII вида» (14 человек)

В I контрольную группу (К1) вошли ученики 1В класса муниципального образовательного учреждения средней школы № 11 г. Иваново (14 человек).

Во II контрольную группу (К2) вошли ученики 1А, 1Б и 2-х классов специальной (коррекци-онной) образовательной «ОГКОУ Ивановская школы-интерната VIII вида» (14 человек).

Средний возраст учащихся I группы - 10 лет, I контрольной группы - 7,5 лет, второй контрольной группы - 10 лет.

Один из методов, который был использован, -наблюдение за детьми во время уроков, в свободное время и во время приготовления домашних заданий. Второй метод, который мы использовали, - беседа с учениками.

В беседах с детьми нами были использованы прямые и косвенные вопросы. Прямые вопросы носили следующий характер:

1. Нравится ли тебе твоя школа?

2. Для чего ты учишься?

3. Нравится ли тебе учиться?

4. Нравятся ли тебе школьные порядки (уроки, перемены, дежурство, поднимать руку, отвечать, писать, вставать, когда приходит учитель)?

5. Какой урок тебе больше нравится? Почему?

6. Нравится ли тебе дома учить уроки?

7. Нравится ли тебе твой учитель?

Примерами косвенных вопросов являются следующие:

1. Хотел бы ты перейти учиться в другую школу? В другой класс?

2. Что тебе нравится больше - уроки или перемены?

3. Хочешь ли ты, чтобы каникулы были длиннее и чаще?

4. Что тебе больше нравится: каникулы или учиться?

5. Где тебе больше нравится: в школе или дома?

Также мы использовали методику изучения мотивов учебной деятельности младших школьников М. Р. Гинзбург, анкету для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника Н. Г. Лускановой.

Методика изучения мотивов учебной деятельности младших школьников М. Р. Гинзбург

Цель: изучение мотивов учебной деятельности младших школьников.

Оборудование: картинки с изображением школьных ситуаций.

Ход исследования

В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком. Ему предлагался небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступал в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывалась соответствующая содержанию картинка, которая служила внешней опорой для запоминания. Ребенку была дана следующая инструкция:

Сейчас я прочитаю тебе рассказ: «Мальчики (если эксперимент проводился с девочкой, то в рассказе фигурировали девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывалась картинка № 1, символизирующая внешний мотив.

— Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывалась картинка № 2, символизирующая учебный мотив.

— Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывалась картинка № 3, символизирующая игровой мотив.

— Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленький». Выкладывалась картинка № 4, символизирующая позиционный мотив.

— Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем захочешь». Выкладывалась картинка № 5, символизирующая социальный мотив.

— Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки». Выкладывалась картинка № 6, символизирующая мотив получения отметки.

После прочтения рассказа ребенку задавались следующие вопросы: «Кто из ребят прав, по-твоему? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?» Ребенок последовательно осуществлял три выбора. При этом он указывал на картинку, поясняя ее содержанием соответствующего абзаца. Если содержание не-

достаточно ясно прослеживалось в ответе ребенка, ему задавался контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?» Для чистоты эксперимента необходима уверенность в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка данных состояла в следующем: для каждого из шести мотивов подсчитывался процент детей, у которых этот мотив встретился хотя бы в одном выборе. Делались выводы о том, какие мотивы преобладают, а какие встречаются реже.

Выделенные мотивы характеризовались следующим образом:

— учебный: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности;

— социальный: широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения;

— отметка: мотив получения высокой оценки, одобрения, поощрения учителя;

— игровой: игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную - сферу;

— позиционный: мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими;

— к учебе (подчинение требованиям взрослых и т. п.).

Анкета для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника Н. Г. Лускановой

Цель: Изучение уровня учебной мотивации младшего школьника.

Оборудование: вопросы анкеты.

Ход исследования

Данная анкета предъявлялась индивидуально каждому ребенку. Вопросы анкеты зачитывались вслух, предлагались варианты ответов, а ребенок называл те ответы, которые он выбирал. Мы выбрали этот вариант предъявления анкеты, так как дети в первом классе специальной (коррекцион-ной) образовательной школы 8 вида еще плохо читают.

Количественная оценка состояла в следующем:

— Каждый первый ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивался в 3 балла.

— Промежуточный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т. п.) оценивался в 1 балл.

— Каждый последний ответ, позволяющий су-

дить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивался 0 баллов.

Баллы за каждый ответ суммировались. Максимальная оценка, которую мог набрать ребенок, - 30 баллов. Чем выше балл, тем выше учебная мотивация.

Оценка 2 балла отсутствовала, так как математический анализ показал, что при оценках в 0,1 и 3 балла возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качественная оценка состояла в выделении 5 основных уровней учебной мотивации:

— 25-30 баллов - высокий уровень учебной мотивации и учебной активности, сформировано отношение к себе как к школьнику. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.

— 20-24 балла - средний уровень учебной мотивации, отношение к себе как к школьнику практически сформировано. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.

— 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебны-ми сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему они изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

— 10-14 баллов - низкая учебная мотивация, отношение к себе как к школьнику не сформировано. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную те-

му такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

— Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, имеют проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают их индивидуальные пристрастия.

По методике Гинзбург нами были получены результаты, которые на диаграмме выглядят следующим образом.

Диаграмма 1

Результаты исследования младших школьников по методике Гинзбург

В ходе этого обследования в I контрольной группе с заданием справились 100 % детей, в I экспериментальной группе - 92 % детей. Во II контрольной группе были получены те же данные, что и в экспериментальной: с заданием справились 92 %.

По данным таблицы видно, что в экспериментальной группе и II контрольной преобладают мотивы игровой, внешний и получения отметки, а в I контрольной группе преобладают мотивы учебный, социальный и мотив получения отметки.

Общим для двух групп является преобладание мотива получения отметки. Этот мотив связан у детей с получением одобрения, похвалы, поощрения и эмоциональной поддержки учителя. Учитель является значимой и авторитетной фигурой для детей младшего школьного возраста.

Однако, наряду с общими, выделяются и специфические закономерности мотивации учебной деятельности. Так, у нормально развивающихся младших школьников преобладает учебный мотив, так как они стремятся в школу, прежде всего ради учения, для получения новых знаний. Урок стоит в центре их школьной жизни и интересов.

Также у первоклассников общеобразовательной школы преобладает социальный мотив, что связано с привязанностью к одноклассникам и желанием быть не хуже других, а также со стремлением подготовиться к будущей профессии.

Учебные и социальные мотивы обозначили в основном успешные в учебной деятельности ученики 1 класса общеобразовательной школы. А у младших школьников с трудностями в обучении, соматически ослабленных детей ведущими явились внешний и игровой мотивы, а также мотив получения отметки.

Также социальный мотив был зафиксирован у первоклассников общеобразовательной школы, не посещавших детский сад в силу соматической ослабленности или являющихся единственными детьми в семье, то есть имеющих небольшой социальный опыт общения со сверстниками.

У младших школьников с нарушением интеллекта доминирует игровой мотив. Это связано с тем, что у данной категории детей возникают трудности при овладении чтением, письмом, навыками счета, поэтому, чтобы привлечь внимание детей к изучаемому материалу, заинтересовать их, учителя вносят в урок игровые моменты. Также для этих детей очень важно общение и игры со сверстниками на переменах, так как они имеют ограниченный опыт общения вне своей социальной группы.

У учащихся с интеллектуальной недостаточностью преобладает внешний мотив, поскольку основным побудителем учения для них являются внешнее воздействие учителей, воспитателей и родителей и неосознанная привычка подчиняться школьным порядкам.

Во время устного предъявления экспериментатором анкеты для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника ученики 1 класса общеобразовательной школы внимательно слушали вопросы, давали развернутые ответы. Они позитивно восприняли ситуацию обследования, им нравилось общаться с экспериментатором.

Младшие школьники с нарушением интеллекта были менее внимательны при прослушивании вопросов, часто отвлекались на посторонние шумы. Они давали краткие, однословные ответы.

Но в целом они тоже позитивно восприняли ситуацию обследования, с удовольствием общались с экспериментатором.

В ходе проведения обследования, где была использована анкета для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника

Н. Г. Лускановой, были получены следующие данные (см. Диаграмму 2):

Диаграмма 2

Сравнение количественных выборов детских экспериментальных групп по методике Лускановой

— Первый уровень учебной мотивации: высокая учебная мотивация и учебная активность, сформированное отношение к себе как к школьнику. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. Данный уровень обнаружен у 27 % детей с нарушениями интеллекта в обеих группах. Это дети, которые имели опыт обучения в общеобразовательной школе, они достаточно успешны на уроках, по сравнению с другими детьми. Во II контрольной группе данный уровень наблюдается у 57 % детей.

— Второй уровень: уровень учебной мотивации средний, практически сформировано отношение к себе как к школьнику. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Данный уровень обнаружен у 9 % детей с нарушениями интеллекта в обеих группах и у 29 % детей II контрольной группы.

— Третий уровень учебной мотивации характеризуется положительным отношением к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно «уютно» чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нра-

вится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Данный уровень обнаружен у 55 % детей с нарушениями интеллекта в обеих группах и у 14 % II контрольной группы.

— Четвертый уровень характеризуется низкой учебной мотивацией, несформированным отношением к себе как к школьнику. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играют. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Данный уровень обнаружен у 9 % детей с нарушениями интеллекта в обеих группах. Во II контрольной группе дети с данным уровнем учебной мотивации выявлены не были.

— Пятый уровень учебной мотивации характеризуется негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, имеют проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Дети с данным уровнем учебной мотивации ни в одной из экспериментальных групп выявлены не были.

Таким образом, видно, что для нормально развивающихся младших школьников характерен более высокий уровень развития учебной мотивации, чем для учащихся с нарушением интеллекта.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

У младших школьников с нарушением интеллекта преобладают мотивы

— игровой;

— внешний (подчинение требованиям взрослых);

— получения отметки.

Таким образом, наше исследование показало, что

— для младших школьников с нарушением интеллекта наиболее значим интерес к игровой деятельности. Следовательно, учителю на уроках

необходимо включать игровой и занимательный материал.

— Основным же побудителем к учению является внешнее воздействие учителей, воспитателей, родителей и неосознанная привычка подчиняться школьным порядкам.

— Мотив получения отметки связан у детей с получением одобрения, похвалы, поощрения и эмоциональной поддержки учителя, который является значимой и авторитетной фигурой для детей младшего школьного возраста.

— Остальные мотивы также имеют достаточную силу в учебной деятельности. Их умелое применение и использование может дать хорошие результаты.

— Наивысшего уровня учебной мотивации достигают дети, обучавшиеся в общеобразовательной школе, так как школьники с нарушением интеллекта, находясь там, обречены на хроническую неуспеваемость, даже при положительном сначала отношении к учебной деятельности, при желании хорошо учиться и получать хорошие отметки. В результате у них развивается неверие в свои силы, отрицательное отношение к учебной деятельности и к школе в целом, они перестают проявлять к ней интерес, равнодушно воспринимают плохие отметки, игнорируют задания учителя. Такие дети с нарушением интеллекта после перевода в специальную (коррекционную) образовательную школу 8 вида становятся чаще всего успевающими учениками, занимают соответствующее положение в классе и встречают иное отношение к себе со стороны одноклассников и учителей. Все это способствует утрате отрицательного отношения к учению и формированию учебной мотивации.

— Самый низкий уровень учебной мотивации наблюдается у детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития, а также у учащихся, у которых основной дефект (интеллектуальная недостаточность) осложняется какими-либо расстройствами центральной нервной системы и нарушениями эмоционально-волевой сферы.

— Также на отношение младших школьников с нарушением интеллекта к школе и учению влияет позиция родителей. Если поведение родителей является поддерживающим, а не контролирующим, то у детей в большей степени выражено положительное отношение к школе. Жесткое, авторитарное поведение родителей подавляет инициативность детей.

Выводы:

— У школьников с нарушением интеллекта наблюдается короткая, нестойкая мотивация деятельности. Они руководствуются ближайшими задачами, возникающими в процессе деятельности. К выполнению поставленной задачи школьники с нарушением интеллекта приступают без должной предварительной ориентировки в ней, без предварительного уточнения ее условий и требований, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств, ведущих к определенной цели. При встрече с препятствиями и трудностями в процессе решения задач эти дети не стремятся преодолеть их, а уходят от основной цели. Получаемые результаты школьники с нарушением интеллекта не соотносят с условиями задачи и не проявляют критического отношения к их предметному, реальному содержанию.

— Особенностью отношения к учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта является то, что оно развивается по большей части под воздействием внешних стимулов. Воздействие же внутренних мотивов, по сравнению с нормой, сильно ограничено, что обусловлено особенностью дефекта и психического развития.

— У учащихся с нарушением интеллекта может быть как положительное, так и отрицательное отношение к учебной деятельности. Одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к школе у учащихся с нарушением интеллекта, нередко является пребывание массовой школе до поступления в коррекционную.

— У младших школьников с нарушением интеллекта преобладают мотивы, связанные со стимуляцией со стороны учителя, воспитателя.

Библиографический список

1. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И. М. Бгажнкова. - М. : МГППИ, 2009. - 108 с.

2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2011. - 451 с.

3. Венгер, А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / под ред А. Л. Вегнера. - Воронеж : ВГПУ, 2006. - 388 с.

4. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Аванта +, 2012. -680 с.

5. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 2002. - 326 с.

6. Мотивация учения [Текст] / под ред. М. В. Матюхиной. - Волгоград, 1976. - 351 с.

7. Пинский, Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников [Текст] / Б. И. Пинский. - М. : Том-Пресс, 2009. -128 с.

8. Рубинштейн, С. Л. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 2007. - 420 с.

9. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей у младших школьников [Текст] : учебное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль, 2004. - 120 с.

10. Щукина, Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукин. - М. : Просвещение, 2004. - 210 с.

11. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Б. Эльконин. - 2-е изд. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 510 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bgazhnokova, I. M. Psihologija umstvenno otstalogo shkol'nika [Tekst] / I. M. Bgazhnkova. - M. : MGPPI, 2009. - 108 s.

2. Bozhovich, L. I. Problemy formirovanij a lichnosti [Tekst] / L. I. Bozhovich. - M. : Prosveshhenie, 2011. -451 s.

3. Venger, A. L., Cukerman G. A. Psihologicheskoe obsledovanie mladshih shkol'nikov [Tekst] / pod red A. L. Vegnera. - Voronezh : VGPU, 2006. - 388 s.

4. Leont'ev, A. N. Problemy razvitija psihiki [Tekst] /

A. N. Leont'ev. - M. : Avanta +, 2012. - 680 s.

5. Markova, A. K. Formirovanie motivacii uchenija v shkol'nom vozraste / A. K. Markova. - M. : Prosvesh-henie, 2002. - 326 s.

6. Motivacija uchenija [Tekst] / pod red. M. V Matjuhinoj. - Volgograd, 1976. - 351 s.

7. Pinskij, B. I. Psihologicheskie osobennosti deja-tel'nosti umstvenno otstalyh shkol'nikov [Tekst] /

B. I. Pinskij. - M. : Tom-Press, 2009. - 128 s.

8. Rubinshtejn, S. L. Psihologija umstvenno otstalogo shkol'nika [Tekst] / S. L. Rubinshtejn. - M. : Prosveshhenie, 2007. - 420 s.

9. Tihomirova, L. F. Razvitie poznavatel'nyh sposob-nostej u mladshih shkol'nikov [Tekst] : uchebnoe posobie dlja roditelej i pedagogov / L. F. Tihomirova. - Jaroslavl', 2004. - 120 s.

10. Shhukina, G. I. Problemy poznavatel'nogo interesa v pedagogike [Tekst] / G. I. Shhukin. - M. : Pros-veshhenie, 2004. - 210 s.

11. Jel'konin, D. B. Psihologija igry [Tekst] / B. Jel'konin. - 2-e izd. - M. : Gumanit. izd. Centr VLADOS, 1999. - 510 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.