Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая поддержка как одно из условий формирования коммуникативной успешности старшеклассника'

Психолого-педагогическая поддержка как одно из условий формирования коммуникативной успешности старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
962
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ УСПЕШНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / COMMUNICATION SKILLS / COMMUNICATION SUCCESS / COMMUNICATION DEVELOPMENT / SENIOR SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гапонова Наталья Анатольевна

Статья посвящена вопросам формирования коммуникативной успешности старшеклассников. Произведен теоретический анализ форм и методов организации психолого-педагогической поддержки формирования коммуникативных умений старших школьников. Изучено понятие психолого-педагогической поддержки, рассмотрены её виды, и определена цель. Значительное внимание уделено влиянию психолого-педагогической поддержки на развитие коммуникативной сферы старшеклассника. Выделены и описаны характерные особенности коммуникативных умений в старшем школьном возрасте, а также методы развития коммуникативных умений подростков. Автор обращается к образовательным целям развития коммуникативных умений, которые определяю содержание обучения, направленного на развитие коммуникативных способностей. Приведены аспекты социально-коммуникативного развития на этапе старшего школьного возраста. Психолого-педагогическая поддержка обеспечивает создание условий для самореализации и саморазвития учащихся в коммуникативной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support as one of the conditions for the formation of the communicative success of a high school student

The article is devoted to the formation of the communicative success of high school students. A theoretical analysis of the forms and methods of organizing psychological and pedagogical support for the formation of the communicative skills of senior schoolchildren has been made. The concept of psychological and pedagogical support has been studied, its types have been considered, and the goal has been defined. Considerable attention is paid to the influence of psychological and pedagogical support on the development of the high school student’s communicative sphere. The characteristic features of communicative skills in senior school age, as well as methods for developing the communicative skills of adolescents, are identified and described. The author refers to the educational goals of the development of communication skills that determine the content of training aimed at the development of communication skills. The aspects of social and communicative development at the stage of senior school age are given. Psychological and pedagogical support ensures the creation of conditions for the self-realization and self-development of students in the communicative sphere.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая поддержка как одно из условий формирования коммуникативной успешности старшеклассника»

УДК 374

Наталья Анатольевна Гапонова

г. Шадринск

Психолого-педагогическая поддержка как одно из условий формирования коммуникативной успешности старшеклассника

Статья посвящена вопросам формирования коммуникативной успешности старшеклассников. Произведен теоретический анализ форм и методов организации психолого-педагогической поддержки формирования коммуникативных умений старших школьников. Изучено понятие психолого-педагогической поддержки, рассмотрены её виды, и определена цель. Значительное внимание уделено влиянию психолого-педагогической поддержки на развитие коммуникативной сферы старшеклассника. Выделены и описаны характерные особенности коммуникативных умений в старшем школьном возрасте, а также методы развития коммуникативных умений подростков. Автор обращается к образовательным целям развития коммуникативных умений, которые определяю содержание обучения, направленного на развитие коммуникативных способностей. Приведены аспекты социально-коммуникативного развития на этапе старшего школьного возраста. Психолого-педагогическая поддержка обеспечивает создание условий для самореализации и саморазвития учащихся в коммуникативной сфере.

Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка, коммуникативные умения, коммуникативные способности, коммуникативная успешность, коммуникативное развитие, старший школьный возраст.

Natalia Anatolievna Gaponova

Shadrinsk

Psychological and pedagogical support as one of the conditions for the formation of the communicative success of a high school student

The article is devoted to the formation of the communicative success of high school students. A theoretical analysis of the forms and methods of organizing psychological and pedagogical support for the formation of the communicative skills of senior schoolchildren has been made. The concept of psychological and pedagogical support has been studied, its types have been considered, and the goal has been defined. Considerable attention is paid to the influence of psychological and pedagogical support on the development of the high school student's communicative sphere. The characteristic features of communicative skills in senior school age, as well as methods for developing the communicative skills of adolescents, are identified and described. The author refers to the educational goals of the development of communication skills that determine the content of training aimed at the development of communication skills. The aspects of social and communicative development at the stage of senior school age are given. Psychological and pedagogical support ensures the creation of conditions for the self-realization and self-development of students in the communicative sphere.

Keywords: psychological and pedagogical support, communication skills, communication skills, communication success, communication development, senior school age.

Задачами современной образовательной системы является достижение высокого уровня качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям общества. Результатом образовательной и социальной деятельности детей становится личностное развитие и их становление как субъектов активной деятельности. В процессе социализации и личностного развития старших школьников высокую роль играют коммуникативные умения. Они позволяют детям выстраивать свое поведение в соответствии с социальной ситуацией, расширять социальные контакты, а также устанавливать долговременные межличностные отношения. Активное и грамотное применение коммуникативных умений способствует формированию коммуникативной успешности обучающихся.

В старшем школьном возрасте происходит активное развитие навыков общения, то есть в целом это обуславливает развитие коммуникабельности и социализированности ребенка в его взрослой жизни. Ввиду того, что современные потребности общества выражены в коммуникабельных людях, проблема формирования коммуникативной успешности старшеклассников становится особо актуальной.

Ввиду обозначенных актуальных вопросов нами был реализован теоретический анализ данной проблемы с целью изучения имеющихся выводов по представленной теме. При изучении вопроса формирования коммуникативной успешности в старшем школьном возрасте мы выявили возможности психолого-педагогической поддержки как одного из каналов коммуникации и средств коммуникативного развития детей. Психолого-педагогическая поддержка - это тактика педагогической деятельности, направленная на содействие процессам самоопределения и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, целью которой является создание условий перспективного развития старших школьников. Разработкой данного понятия занимались О.С. Газман, [3], О.Н. Баюкова [2], Г.С. Остапенко [5], А.В. Мудрик [4] и др. Преимуществом психолого-педагогической поддержки является взаимодействие учителя с детьми, направленное на развитие способностей в процессе воспитания. То есть данный процесс включает в себя коммуникативное взаимодействие со старшими школьниками, что оказывает влияние на развитие их коммуникативной успешности.

По нашему мнению, целью психолого-педагогической поддержки является обеспечение благоприятных условий учебной деятельности, при которых происходит качественное развитие коммуникативной сферы старшеклассника и формируется коммуникативная успешность.

Важность психолого-педагогической поддержки в жизни старших школьников также определяется ее длительностью и влиянием на развитие обучающихся, так как она является достаточно продолжительным процессом, который учитывает социальные, психические и педагогические факторы развития каждого учащегося в отдельности.

Также на протяжении теоретического анализа литературы по данной проблеме для достижения цели нашего исследования мы рассмотрели теории о коммуникативных умениях и особенности их формирования в старшем школьном возрасте. Проведенный нами теоретический обзор показал, что универсального понимания понятия «коммуникативные умения» не существует. В нашей работе мы опирались на определения «коммуникативных умений» М.Е. Баблумовой - «личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, которые проявляются в коммуникативных действиях детей и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника» [1, с. 9].

Обращая внимание на старший школьный возраст, можно отметить, как складывается общение в современной молодежной среде. В настоящих реалиях виртуальное общение вытесняет живое взаимодействие, сводит к минимуму человеческое общение, погружая молодое поколение в мир гаджетов и социальных сетей. При этом старшекласснику необходимо быть социально адаптированным, успешным, социализированным, коммуникативно успешным гражданином.

Трудности в межличностной коммуникации старшеклассника сужают круг его друзей и круг деятельности, вызывают ощущения отчужденности, что может провоцировать асоциальные формы поведения. В то время как умение легко найти общий язык с окружающими способствует эмоциональному комфорту личности во взаимодействии и удовлетворенности жизненной перспективой. Социальная значимость коммуникации представляет собой развитие активного слушания, инициативы в дискуссии, умение презентовать проблемный вопрос, аргументировать свою точку зрения.

Неумение ученика грамотно преподносить свои знания существенно занижает отметку и снижает учебную мотивацию, что способно закрепить за устным творчеством штамп негативного переживания. С целью предотвращения подобного исхода подрастающей личности необходимо уметь публично выражать свое мнение,

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 3 (43) 2019

101

владеть словом, выстраивать предложения при ответе на вопрос учителя или презентации выполненной работы, владеть рядом умений: умение формулировать проблему, ставить вопрос и отвечать на него, структурировать получаемые знания, планировать учебную деятельность, качественно выстраивать и презентовать материал.

Анализ современных психолого-педагогических исследований указывает на научно-исследовательский интерес к данной проблеме. Актуальными являются вопросы формирования коммуникативных умений в учебной и внеучебной деятельности. На данный момент важными являются вопросы повышения качества организации учебной деятельности старших школьников на основе коммуникативного взаимодействия, а также особенности психолого-педагогической поддержки формирования коммуникативных навыков и коммуникативной успешности в образовании старшеклассников.

В старшем школьном возрасте актуальность развития коммуникативных умений обозначена на уровне ФГОС стандарта и программ формирования универсальных умственных действий: коммуникативные действия позволяют школьникам выстраивать взаимоотношения с окружающими и обеспечивают социальную компетентность.

Изучая особенности развития коммуникации в старшем школьном возрасте, мы обратились к образовательным целям развития коммуникативных умений, которые обусловлены развитием коммуникативных способностей и коммуникативной компетентности школьников. Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми; коммуникативная компетентность - это умение устанавливать контакты с окружающими людьми и поддерживать их [6].

Коммуникативное развитие старших школьников реализуется в деятельностном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Оно осуществляется в социализации ребенка, в моменты общения школьников со взрослыми с учетом особенностей их индивидуального развития.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.» важным направлением деятельности педагога становится формирование субъектной позиции ребенка по отношению к окружающей социальной действительности, которое предполагает:

- воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

- утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;

- снижение уровня влияния негативных социальных явлений;

- создание условий для саморазвития ребенка как субъекта социальных отношений и др.

Это предполагает формирование у подрастающего поколения общечеловеческих ценностей, знаний норм, прав и обязанностей, социальной ответственности, умения работать в команде, навыков взаимодействия с другими людьми, что, в свою очередь, требует от современного педагога переосмысления накопленных теоретических и практических знаний в вопросах развития и воспитания социально-коммуникативной компетентности личности на разных возрастных этапах и приведения их в соответствие с новыми социальными реалиями.

Необходимость социальных коммуникаций для старшеклассника обусловлена и тем, что в ходе социальной коммуникации учащийся приобретает навыки решения социально-коммуникативных ситуаций, адекватной оценки собственного эмоционального состояния и состояния партнеров по общению.

Реализация задачи социально-коммуникативного развития на этапе старшего школьного возраста во многом зависит от разработки грамотного методического инструментария формирования социально-коммуникативного компетентного поведения учащихся, ее организационного сопровождения, которое позволяет оказывать помощь педагогам в выборе адекватных средств решения этой задачи в урочной и внеурочной деятельности.

В качестве основных направлений социально-коммуникативного развития старших школьников можно выделить следующие:

- усвоение старшими школьниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные;

- формирование у старших школьников базовых правовых, психологических и других знаний, необходимых для реализации себя как члена общества и гражданина страны;

- развитие субъектной позиции ребенка во взаимодействии со сверстником;

- знакомство с возможными вариантами социальных коммуникаций и социального выбора в ближайшем социальном окружении;

- формирование прогностической готовности к оценке возможных последствий своего социального поведения и безопасного адекватного поведения в ситуациях, складывающихся в социуме;

- воспитание чувства доброжелательности, уважения в отношениях с другими людьми и др.

В организации социально-коммуникативной активности старших школьников, которая определяется как реализуемая готовность к социальным коммуникациям и выражается в социальной мотивации и реализации поставленных целей, направленных на изменение окружающей социальной среды, существенное место занимает:

- организация и конструирование социально-коммуникативных ситуаций жизнедеятельности, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей;

- оптимизация стиля взаимоотношений между педагогами, детьми;

- создание в образовательной организации атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия.

Психолого-педагогическая поддержка старших школьников при формировании коммуникативной успешности заключается в реализации информационно-воспитательной работы: комплекса мер информационного, воспитательного, развивающего характера.

Для достижения цели формирования коммуникативных умений средствами психолого-педагогической поддержки используются формы интерактивных методов воспитания: модель открытого осуждения, групповые занятия, варианты тренинговой и игровой деятельности. Основной целью психолого-педагогической поддержки является создание ситуаций для формирования коммуникативных умений старших школьников. Психолого-педагогическая поддержка включает в себя диагностику коммуникативных умений школьников, развивающую и коррекционную работу с детьми старшего школьного возраста.

Действия педагогов, направленные на формирование коммуникативной успешности старшеклассников вне сферы школьного образования ориентированы на поддержку его личностного своеобразия. Психолого-педагогическая поддержка обеспечивает развитие потенциальных коммуникативных способностей подростков и создаёт условия для самоопределения и саморазвития учащихся.

Изучая форму психолого-педагогической поддержки в формировании коммуникативных умений старших школьников, мы отметили комплексность в решении данного вопроса. Также значима в данной деятельности личность педагога,

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 3 (43) 2019

103

так как развитие коммуникативных умений обусловлено тем, насколько полноценно осуществлено вхождение ребенка в социально-значимую деятельность и насколько педагог проявляет активность в этом процессе. Рассматривая данную проблему с теоретической стороны, мы определили актуальность разработки рекомендаций формирования коммуникативной успешности старших школьников средствами психолого-педагогической поддержки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баблумова, М.Е. Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / М.Е. Баблумова ; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. - М., 2014. - 22 с.

2. Баюкова, Н.О. Педагогическая поддержка адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.О. Баюкова. - Магадан, 2007. - 218 с.

3. Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман // Народное образование. - 1998. - № 6. - С. 108-111.

4. Мудрик, А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации / А.В. Мудрик // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2008. - Вып. 3 (10). - С. 7-24.

5. Остапенко, Г.С. Психологическая диагностика и психолого-педагогическое сопровождение становления личностного опыта младших школьников / Г.С. Остапенко, Г.В. Самусева // Мир психологии. - 2008. - № 2. - С. 167-172.

6. Халина, К.Д. Коммуникативные способности как фактор успешного общения / К.Д. Халина, Т.В. Капустина // Молодой ученый. - 2017. - № 6. - С. 209-213.

REFERENCES

1. Bablumova M.E. Korrekcionno-pedagogicheskaya rabota po formirovaniyu kommunikativnyh umenij u doshkol'nikov s umerennoj umstvennoj otstalost'yu: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00. Mosk. gos. gumanitar. un-t im. M.A. Sholohova [Correctional and pedagogical work on the formation of communicative skills in preschool children with moderate mental retardation. Ph. D. (Pedagogics) Thesis]. Moscow, 2014. 22 p.

2. Bayukova N.O. Pedagogicheskaya podderzhka adaptacii mladshih shkol'nikov v obrazovatel'no-razvivayushchej srede: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 [Pedagogical support for the adaptation of primary schoolchildren in the educational environment. Ph. D. (Pedagogics) diss]. Magadan, 2007. 218 p.

3. Gazman O.S. Vospitanie i pedagogicheskaya podderzhka detej [Parenting and pedagogical support of children]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 1998, no. 6, pp. 108-111.

4. Mudrik A.V. Vospitanie kak sostavnaya chast' processa socializacii [Education as an integral part of the socialization process]. Vestnik PSTGU IV: Pedagogika. Psihologiya [Bulletin PSTSU IV: Pedagogics. Psychology], 2008, iss. 3 (10), pp. 7-24.

5. Ostapenko G.S., Samuseva G.V. Psihologicheskaya diagnostika i psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie stanovleniya lichnostnogo opyta mladshih shkol'nikov [Psychological diagnostics and psychological and pedagogical support of the formation of the personal experience of younger students]. Mir

psihologii [World ofpsychology], 2008, no. 2, pp. 167-172.

6. Halina K.D., Kapustina T.V. Kommunikativnye sposobnosti kak faktor uspeshnogo obshcheniya [Communication skills as a factor in successful communication]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2017, no. 6, pp. 209-213.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.А. Гапонова, аспирант, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: GNA_ku@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3277-118X.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.A. Gaponova, Graduate student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: GNA_ku@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3277-118X.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.