Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая поддержка межличностного взаимодействия подростков, направленная на преодоление психологических барьеров в общении'

Психолого-педагогическая поддержка межличностного взаимодействия подростков, направленная на преодоление психологических барьеров в общении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1415
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / ПОДРОСТКИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / STRATEGY OF INTERPERSONAL INTERACTION / PSYCHOLOGICAL BARRIERS / TEENAGERS / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андронникова Ольга Олеговна

В статье выявляется специфика стратегий межличностного взаимодействия старшеклассников и их влияние на способы преодоления психологических барьеров в общении. Рассмотрено понятие «психологические барьеры», их проявление в ходе межличностного взаимодействия. Эмпирически проанализированы стратегии межличностного взаимодействия детей старшего школьного возраста, выделены факторы определяющие его успешность и результативность. Сформулированы условия психолого-педагогической поддержки, выступающей механизмом преодоления психологических барьеров в общении. Практическая значимость данной работы видится нам в возможности использования выделенных закономерностей в организации психолого-педагогического сопровождения подростков с целью активизации личностных коммуникативных ресурсов и использования оптимальных стратегий межличностного взаимодействия и успешной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андронникова Ольга Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support of interpersonal interaction of teenagers, aimed at overcoming the psychological barriers in communicating

This article describes the specificity of the effect of interaction between persons high school students strategies available to them ways to overcome the psychological barriers to communication. The analysis of the concept “psychological barriers” and that is given as they are shown in interpersonal interaction. It presents an empirical analysis of strategies interaction between persons of adolescents. The factors determining the success and effectiveness of communication. Here we formulate conditions of psychological and pedagogical support, serving a mechanism to overcome the psychological barriers to communication. The practical importance of this work seems to us in a possibility of use of the marked-out regularities in the organization of psychology and pedagogical escort of teenagers for the purpose of activization of personal communicative resources and use of optimum strategy of interpersonal interaction and successful socialization.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая поддержка межличностного взаимодействия подростков, направленная на преодоление психологических барьеров в общении»

2016, том 18 [11]

УДК 37.04-053 +159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ОБЩЕНИИ

О. О. Андронникова

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» при Министерстве образования и науки Российской Федерации Новосибирск, Россия

Аннотация. В статье выявляется специфика стратегий межличностного взаимодействия старшеклассников и их влияние на способы преодоления психологических барьеров в общении. Рассмотрено понятие «психологические барьеры», их проявление в ходе межличностного взаимодействия. Эмпирически проанализированы стратегии межличностного взаимодействия детей старшего школьного возраста, выделены факторы определяющие его успешность и результативность. Сформулированы условия психолого-педагогической поддержки, выступающей механизмом преодоления психологических барьеров в общении. Практическая значимость данной работы видится нам в возможности использования выделенных закономерностей в организации психолого-педагогического сопровождения подростков с целью активизации личностных коммуникативных ресурсов и использования оптимальных стратегий межличностного взаимодействия и успешной социализации.

Ключевые слова: стратегии межличностного взаимодействия, психологические барьеры, подростки, психолого-педагогическая поддержка.

Актуальность данной работы обусловлена тем очевидным фактом, что действие общепсихологических и социокультурных законов, которыми определяется жизнедеятельность современного общества, детерминировано индивидуальными особенностями каждого человека — члена этого общества. С другой стороны, наше общество стремительно входит в информационную эпоху, когда межличностные контакты все более усложняются, и человек оказывается на перепутье самоопределения в мире людей, вещей и технологий.

В то же время в различных ситуациях межличностного взаимодействия могут проявляться определенные социально-психологические феномены, обусловленные непосредственной специ-

фикой ситуации общения и сопровождающиеся усилением отрицательных эмоциональных переживаний и установок (страха, тревоги, низкой самооценки), которые ассоциируются с данной ситуацией и с непосредственной задачей межличностного взаимодействия — так называемые барьеры и негативные установки общения. Сложно спорить с тем фактом, что данные социально-психологические феномены оказывают влияния на качество межличностного взаимодействия, обедняя его и значительно снижая его эффективность.

Еще большую остроту представляет собой проблема межличностного взаимодействия и сопровождающие его коммуникативные барьеры

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

---g»c«o»9--

и установки в старшем школьном возрасте, так как в данном возрасте межличностное взаимодействие включено в число важнейших для подростка сфер жизнедеятельности и поэтому имеет одно из первостепенных значений в формировании личности подросткового возраста.

На значимость этих фактов обращали существенное внимание как отечественные исследователи (Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, А.Г. Асмолов, Г.А. Андреева, Р. Л. Кричевский, Е.М. Добовская), так и западные исследователи (К. Хорни, М. Аргайл, Т. Шибутани, Э. Берн, Г. Келли, Дж. Мид, Т. Лири и т.п.), рассматривающие межличностное взаимодействие (общение) как важное условие психического развития человека, социализации и индивидуализации его личности. Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, B.C. Агеев, К.А. Абульханова-Славская, Г.Т. Хайруллин, И.А. Зимняя, Л.И. Божович, А.А Бодалев и многие другие авторы, исследуя специфику межличностного взаимодействия в школьном возрасте, рассматривали его оптимизацию как возможность повышения успешности обучения и гармоничного развития личности.

Теоретический анализ подходов специалистов к изучению стратегий межличностного взаимодействия позволил нам сделать выводы, что существенно важными фактами анализа межличностных отношений выступает то, что определяющую характеристику межличностных отношений представляет собой эмоциональная основа, и что межличностное взаимодействие в значительной мере обусловливается сформировавшимися у его участников стереотипических стилями и стратегиями взаимодействия, зависящими от целей взаимодействия и от индивидуальных характеристик его участников.

На сегодняшний день имеется целый ряд классификаций, объясняющих и описывающих данные феномены, однако каждая из них опирается на следующие критерии: 1) индивидуально-типологические характеристики личности, проявляющиеся в различных ситуациях межличностного взаимодействия; 2) ориентированность на доминирование — подчинение, выигрыш — поражение — сотрудничество, проявляющиеся в ситуациях активного взаимодействия; 3) специфика эмоциональных проявлений, обусловленная данными ситуациями; 4) жизненные установки человека, выработанные им как на основе собственного

индивидуального опыта, так и заложенные в процессе формирования его личности другими людьми. Поэтому данные стратегии могут быть обусловлены как возрастной спецификой межличностного взаимодействия, так и социально-психологическими условиями формирования личности.

Старший школьный возраст или ранняя юность — довольно сложный период для развивающейся личности. Это время действительного перехода к полноценной взрослости.

К важнейшим конструктам данного возрастного периода специалисты относят расширение жизненного мира личности, диффузию групповой принадлежности, ориентацию на вновь возникающих в жизни подростка значимых людей. Специфичность социальной ситуации подростка и его жизненного мира обнаруживается, прежде всего, в специфике его личностных характеристик (например, сочетание повышенной застенчивости и, наряду с этим, выраженной агрессивности; расплывчатость уровня притязаний; склонность принимать крайние точки зрения и позиции). На этот возрастной период приходится ряд значимых новообразований в структуре личности: завершается формирование нравственной сферы; существенно расширяется мировоззрение; конкретизируется направленность познавательных интересов; относительно стабилизируется эмоционально-волевая сфера; изменяются особенности общения со сверстниками и взрослыми; формируется способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы; развивается самосознание [2; 3; 14].

Выдающийся специалист в области психологии развития Д.Б. Эльконин, говоря о значимости общения в подростковом и старшем школьном возрасте и основываясь на положениях культур -но-исторической концепции развития сознания, обосновывал подход, согласно которому общение в данном возрасте выступает как ведущий вид деятельности, определяющий успешность формирования и развития личности [14].

Автор культурно-исторической концепции развития сознания Л.С. Выготский [8] и другие специалисты в области психологии развития (Л.И. Божович [2], В С. Мухина [10], И.С. Кон [9], А.Б. Добрович [6] и ряд других авторов) так или иначе, сходятся в признании той колоссальной роли, которую играет для подростков и старших

~ 64 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

----—

школьников межличностное взаимодействие со сверстниками. Оно занимает в их жизни центральное место, во многом обуславливая все прочие стороны их поведения и деятельности.

Говоря об особенностях стратегий межличностного взаимодействия, свойственных подросткам старшего школьного возраста, следует учитывать, что общение в данном периоде зрелости является одним из преобладающих видов деятельности и его специфика заключается в том, что подростки ориентированы на реализацию интенсивного расширения круга межличностного взаимодействия и ориентаций на усиление его индивидуализации [6].

Кроме того подростки придают значимую роль избирательности межличностных отношений и высокой референтности групп. Но они не всегда готовы к проявлению толерантности, и в общении иногда опираются на имеющуюся негативную установку, препятствующую возможности установления доверительных отношений.

Исследуя различные социально-психологические препятствия, снижающие качество межличностного взаимодействия или искажающие процесс общения, следует обратить внимание на различные психологические барьеры, проявляющиеся в общении [13]. Под психологическими барьерами понимается определенное явление (по своей природе всегда — субъективное, но возникающее в объективно сложившейся ситуации). Базовым сигналом возникновения данного феномена выступают напряженные отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением и препятствующие процессу межличностного взаимодействия [1; 11; 12].

В Н. Мясищев [11], Г.М. Андреева [1], А.В. Журавлев [8] и ряд других авторов указывают, что психологический барьер общения — это особое психическое состояние, которое проявляется в неадекватной пассивности субъекта, препятствующей выполнению им тех или иных действий; в усилении особых (как правило деструктивных) социально-психологических установок, ассоциированных с задачей; в возникновении отрицательных переживаний (чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки).

Для подросткового возраста характерно и проявление «классических» психологических барьеров (боязнь контакта с партнером по взаимо-

действию; предвзятость и коммуникативная установка; ожидание непонимания со стороны партнера по взаимодействию; возрастные барьеры; выраженность таких личностных характеристик как застенчивость и стеснительность и т.п.), и наличие присущих этому возрасту феноменов (неадекватность форм самоутверждения; несогласие с формой предъявления; феномен разнонаправленных требований; дифференцированный барьер). Тем не менее, данные психологические барьеры выступают в качестве нормативных и их преодоление представляет собой поступательный процесс социализации и личностного развития подростков.

Проанализировав комплекс психолого-педагогических условий выдвигаемых разными авторами (А.А. Борисова [4], Н.В. Дроздова[7]) как обусловливающих формирование стратегий конструктивного преодоления психологических барьеров, возникающих в учебной деятельности, можно сформулировать следующий перечень:

— создание условий для развития эмоционально-ценностного отношения к себе как субъекте деятельности с помощью большего понимания своих эмоциональных переживаний и снижения важности ситуации неудачи;

— утверждение «Я-образа» как субъекта активной социально-полезной деятельности;

— формирование правильного представления о самой деятельности с помощью уменьшения субъективного представления о ее сложности;

— развитие адекватного понимания собственных возможностей и целесообразной трактовки мотивов учения;

— овладение способами и методами данной деятельности с помощью активного взаимодействия с ее субъектами;

— формирование и развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.

Эмпирическое исследование взаимосвязи стратегий межличностного взаимодействия и способов преодоления психологических барьеров подростками старшего школьного возраста проведено на учащиеся 10-х классов (108 человек, из них — 56 девочек и 52 мальчика) средней общеобразовательной школы г. Искитима в период 2014—2016 гг. Банк психодиагностических методик, включал: тест копинг-стратегий взаимодействия Р. Лазаруса — С. Фолкмана; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; ме-

~ 65 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

---g»c«o»9--

тодика диагностики эмоциональных барьеров в межличностном взаимодействии В.В. Бойко; методика исследования доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко. Количественные и качественные методы статистической обработки и интерпретации результатов (подсчет мер центральной тенденции, Z-кри-терий Вилкоксона для определения значимости различий, факторный анализ по методу VARIMAX вращения).

В результате факторного анализа были определены пять значимых факторов, интерпретация

которых позволяют сделать ряд выводов о специфике взаимосвязи межличностных взаимоотношениях подростков с психологическими барьерами в общении и проектировать необходимые психолого-педагогические условия для их коррекции.

Факторную структуру взаимосвязей изучаемых параметров можно представить в виде детерминант, обуславливающих успешность и результативность межличностного взаимодействия подростков старшего школьного возраста, принимавших участие в исследовании. Наглядно данная структура представлена на рис. 1.

Рис. 1. Детерминанты успешности межличностного взаимодействия подростков

Значимость факторов, обусловливающих успешность межличностного взаимодействия подростков, определяется следующим образом: наиболее значимы — факторы неадекватных эмоциональных проявлений (поддающихся коррекции с помощью саморегуляции) и социальной ответственности в контексте экспрессивности общения; следующий по значимости — фактор деструктивного копинга, обусловленного неравнозначными (подчиненными) отношениями; фактор позитивного переосмысливания ситуаций общения по степени влияния на специфику межличностных

отношений подростков располагается на четвертом месте.

На основании этого нами были сформулированы психолого-педагогические условия, позволяющие минимизировать выраженность психологических барьеров общения и способствующие его конструктивной направленности и результативности.

1. Организация условий, направленных на обучение подростков навыкам саморегуляции эмоциональной сферы и поведения. Развитие навыков саморегуляции настроения способствует

~ 66 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

----—

уменьшению неадекватного проявления эмоций в общении подростков (особенно возникающих на основе агрессивности и жестокости в отношениях).

2. Создание общественно полезной деятельности, в рамках которой подросток может проникнуться значимостью своей роли и ответственности за характер, качество и результат межличностного взаимодействия. Ориентация подростков на получение социального опыта и поддержки в социально-значимой деятельности существенно снижает проявления эгоизма и отказ от сближения на эмоциональной основе, побуждает проявлять взаимный интерес к собеседнику, сопереживать и сочувствовать ему.

3. Развитие межличностных отношений на равноправной основе, появляющееся в специально организованном взаимодействии со сверстниками (например в рамках неурочной деятельности, школьного театра, работы научного кружка), исключающих зависимость и подчинение при условии развития эмоциональной гибкости и выразительности, способствует отказу от проявления подростками агрессивности в отношениях и снижения значимости ситуаций, возникающих на основе прошлого негативного опыта общения.

4. Положительное и конструктивное переосмысливание ситуаций межличностного взаимодействия, помощь в которых может оказать значимый взрослый (например, специалист психологической службы), предполагающее акцент на аспектах, способствующих саморазвитию личности подростков, позволит существенно понизить такой психологический барьер как негативизм в суждениях о людях и ситуациях взаимодействия.

Таким образом, выделенные условия психолого-педагогического сопровождения подростков позволят скорректировать стратегии межличностного взаимодействия подростков старшего школьного возраста, создадут основу для преодоления психологических барьеров и формирования эффективных стратегий межличностного взаимодействия. Это ведет к снижению коммуникативных барьеров и негативных установок в общении.

Практическая значимость осуществленного исследования заключается в том, что его резуль-

таты могут быть интересны педагогам, психологам и социальным работникам в деятельности, направленной на предоставление личности широкого спектра конструктивных возможностей для активизации своих личностных коммуникативных ресурсов с целью использования наиболее оптимальных стратегий межличностного взаимодействия и социализации подростков старшего школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г. М. Социальная психология М.: Аспект-Пресс, 2000.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998.

3. Божович Л.И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: Академия, 2009.

4. Борисова А.А. Особенности познания и общения в процессе обучения. Ярославль: Прогресс, 1992.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.

6. Добрович А.Б. Межличностные реакции // Психология влияния: хрестоматия / сост. А.В. Морозов. СПб.: Питер, 2001.

7. Дроздова Н.В. Формирование конструктивной стратегии преодоления студентом психологических барьеров в учебной деятельности: Автореф. ... дисс. канд. наук. Самара, 2009.

8. Журавлев А.Л. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. М. 1995.

9. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1999.

10. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999.

11. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии. СПб.: Питер, 1998.

12. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006.

13. Шкуратова И.А. Самопредъявление личности в общении: монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.

14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. 3инченко. М., Педагогика, 1989.

~ 67 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

---g»c«o»9--

PSYCHOLOGIC AL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF INTERPERSONAL INTERACTION OF TEENAGERS, AIMED AT OVERCOMING THE PSYCHOLOGICAL BARRIERS IN COMMUNICATING

0.0. Andronnikova

FSBEIHPE "Novosibirsk State Pedagogical University " under Ministry of Education and Science of the Russian Federation Novosibirsk, Russia

Annotation. This article describes the specificity of the effect of interaction between persons high school students strategies available to them ways to overcome the psychological barriers to communication. The analysis of the concept "psychological barriers" and that is given as they are shown in interpersonal interaction. It presents an empirical analysis of strategies interaction between persons of adolescents. The factors determining the success and effectiveness of communication. Here we formulate conditions of psychological and pedagogical support, serving a mechanism to overcome the psychological barriers to communication.

The practical importance of this work seems to us in a possibility of use of the marked-out regularities in the organization of psychology and pedagogical escort of teenagers for the purpose of activization of personal communicative resources and use of optimum strategy of interpersonal interaction and successful socialization.

Key words: strategy of interpersonal interaction, psychological barriers, teenagers, psychology and pedagogical support.

REFERENCES

1. Andreeva G.M. Sotsialnaya psihologiya. Moscow, Aspekt Press, 2000.

2. Bozhovich L.I. Lichnost i ee formirovanie v det-skom vozraste. Moscow, 1998.

3. Bozhovich L.I., Slavina L.S. Psihologicheskoe razvitie shkolnika i ego vospitanie. Moscow, Akademiya, 2009.

4. Borisova A.A. Osobennosti poznaniya i obsche-niya v protsesse obucheniya. Yaroslavl, Progress, 1992.

5. Vyigotskiy L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Ed. V.V. Davyidova. Moscow, Pedagogika, 1991.

6. Dobrovich A.B. Mezhlichnostnyie reaktsii. Psihologiya vliyaniya: hrestomatiya. Sost. A.V. Morozov. Sankt-Peterburg, Piter, 2001.

7. Drozdova N.V. Formirovanie konstruktivnoy stra-tegii preodoleniya studentom psihologicheskih barerov v uchebnoy deyatelnosti: Avtoref. ... dissertatsii kandidata nauk. Samara, 2009.

8. Zhuravlev A.L. Metodiki sotsialno-psihologiche-skogo issledovaniya lichnosti i malyih grupp. Moscow, 1995.

9. Kon I.S. Psihologiya yunosheskogo vozrasta. Problemyi formirovaniya lichnosti. Moscow, Prosve-schenie, 1999.

10. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya. Moscow, Akademiya, 1999.

11. Myasischev V.N. O vzaimosvyazi obscheniya, ot-nosheniya i otrazheniya kak probleme obschey i sotsialnoy psihologii. StPetersburg, Piter, 1998.

12. Psihologicheskiy leksikon. Entsiklopedicheskiy slovar v 6 tomah. Ed. A.V. Petrovskogo. Moscow, PER SE, 2006.

13. Shkuratova I.A. Samopred'yavlenie lichnosti v ob-schenii: monografiya. Rostov n/D, Izd-vo YuFU, 2009.

14. Elkonin D.B. Izbrannyie psihologicheskie trudyi. Ed. V.V. Davyidova, V.P. Zinchenko. Moscow, Pedagogika, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.