Научная статья на тему 'Копинг-стратегии поведения как маркеры дизадаптивных проявлений у воспитанников социозащитных учреждений'

Копинг-стратегии поведения как маркеры дизадаптивных проявлений у воспитанников социозащитных учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / ТРАВМАТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / АЛЕКСИТИМИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ВОСПИТАННИКИ СОЦИОЗАЩИТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / COPING STRATEGIES OF BEHAVIOR / TRAUMATIC EXPERIENCES / ALEXITHYMIC MANIFESTATIONS / PUPILS OF A SOCIOPROTECTIVE INSTITUTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уласень Т.В.

Цель исследования: изучить копинг-стратегии поведения у воспитанников социозащитного учреждения с учетом сравнительного анализа клинических и социально-психологических проявлений травматических переживаний для формирования дифференцированного подхода социально-психологического сопровождения данного контингента. Результаты: Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии статистически значимых различий в выбираемых копинг-стратегиях поведения у подростков 2-х групп в первом выборе (используемые стратегии). Выявлены статистически значимые различия во втором выборе (эффективные стратегии поведения) у подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в кровных семьях. Заключение: Сделан вывод о необходимости дифференцированного подхода в выборе психокоррекционных мероприятий в зависимости от принадлежности к социальной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Уласень Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING STRATEGIES OF BEHAVIOR AS MARKERS OF NON-ADAPTIVE MANIFESTATIONS IN PUPILS OF LOCAL INSTITUTIONS

Objective: To study the coping strategies of behavior in pupils of a socioprotective institution, taking into account the comparative analysis of clinical and socio-psychological manifestations of traumatic experiences for the formation of a differentiated approach to the socio-psychological support of this contingent. Results: The obtained results testify to the absence of statistically significant differences in the chosen coping strategies of behavior in adolescents of the 2 groups in the first choice (strategies used). The statistically significant differences in the second choice (effective strategies of behavior) in adolescents-orphans and adolescents raised in blood families were revealed. Discussion It was concluded that there is a need for a differentiated approach in the choice of psycho-corrective measures, depending on their belonging to the social group.

Текст научной работы на тему «Копинг-стратегии поведения как маркеры дизадаптивных проявлений у воспитанников социозащитных учреждений»

2017, том 19 [7]

УДК 616.89-07-052.1

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ КАК МАРКЕРЫ ДИЗАДАПТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ВОСПИТАННИКОВ СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Уласень Т.В.

Смоленский государственный медицинский университет, г. Смоленск, Российская Федерация

Аннотация. Цель исследования: изучить копинг-стратегии поведения у воспитанников социозащитного учреждения с учетом сравнительного анализа клинических и социально-психологических проявлений травматических переживаний для формирования дифференцированного подхода социально-психологического сопровождения данного контингента. Результаты: Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии статистически значимых различий в выбираемых копинг-стратегиях поведения у подростков 2-х групп в первом выборе (используемые стратегии). Выявлены статистически значимые различия во втором выборе (эффективные стратегии поведения) у подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в кровных семьях. Заключение: Сделан вывод о необходимости дифференцированного подхода в выборе психокоррекционных мероприятий в зависимости от принадлежности к социальной группе.

Ключевые слова: копинг-стратегии поведения, травматические переживания, алекситимические проявления, воспитанники социозащитного учреждения.

Проведенные анализ и обобщение имеющихся научных данных по проблеме междисциплинарного изучения последствий детского депривационного опыта (психологические, психиатрические, социологические аспекты), свидетельствуют о необходимости продолжения исследования мультифакторного влияния хронической травматизации на формирование клинико-психопатологических проявлений и структурных нарушений личности подростков с целью выявления специфических доклинических признаков формирования личностных расстройств, приводящих к социально-психологической дизадаптации. В связи с этим, неизбежным становится рассмотрения вопроса о способах преодоления стрессовых ситуаций или о коп-пинг-стратегиях поведения детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проведено выборочное обследование воспитанников социозащитных учреждений 11-18 лет (средний возраст 14 лет), из которого были исключены инвалиды, подростки с диагнозами «умственная отсталость», подростки с нарушениями психологического развития, умеренно-выраженными и тяжелыми формами органического поражения головного мозга. Для более точного дифференцированного анализа маркеров диза-даптационных проявлений выделены две идентичные друг другу по возрасту и полу группы: I группа представлена сиротами (истинными и социальными); II группа - подростками, воспитывающимися в кровных

семьях, но оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

В обследовании приняли участие воспитанники с первичным поступлением в социозащитное учреждение, что согласно МКБ-10 (класс XXI: факторы, влияющие на состояние здоровья населения) может быть расценено как новое стрессовое событие у подростков, уже перенесших травматические переживания в условиях депривационного опыта [3].

Цель исследования: изучить копинг-стратегии поведения у воспитанников социозащитного учреждения с учетом сравнительного анализа клинических и социально-психологических проявлений травматических переживаний для формирования дифференцированного подхода социально-психологического сопровождения данного контингента. Использованы следующие методики:

1) полуструктурированное интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей (ПИВППСД), разработанное А. И. Щепиной и А. В. Макарчук (2004) [7, с. 249-254];

2) методика копинг-стратегий школьного возраста И.М. Никольской и Р.М. Грановской (2000) [5, с. 238257].

3) для количественной оценки алекситимии и алекситимических проявлений использована усовершенствованная Торонтская шкала алекситимии ТAS-20-Я. Шкала имеет три фактора, отражающих основ-

—--—

~ 118 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 7

—--—

ные компоненты алекситимии: трудности идентификации чувств (ТИЧ), трудности с описанием чувств другим людям (ТОЧ) и внешне-ориентированный (экстер-нальный) тип мышления (ВОМ) [8, с.20-25]. 4) Статистический анализ проводился с использованием пакета прикладных программ. Вычисления выполнены точным биномиальным методом, применен критерий х2 с поправкой Иейтса (Chi-squared with Yates' correction); использованы F - критерий Фишера, критерий Манна - Уитни, выборочный коэффициент ранговой корреляции Спирмена [4]. Результаты исследования:

Проведено изучение анамнестических данных, включающих историю жизни и историю заболевания каждого подростка. При этом акцентировано внимание на характере предшествующих поступлению в социоза-щитное учреждение фактах перенесенного насилия в детстве. Несмотря на разный характер травмирующих событий в каждой группе, полученные результаты свидетельствуют об отсутствии статистически значимых различий в выбираемых копинг-стратегиях поведения у подростков 2-х групп в первом выборе (используемые стратегии).

Вместе с тем, обращают на себя внимание некоторые особенности второго выбора копинг-стратегий или эффективных стратегий. Статистически значимыми среди эффективных стратегий у подростков I группы являются превалирование копинг-стратегий являются вариант «сплю» (как эквивалент «избегания»): Х2=5,581 с поправкой Иейтса (Chi-squared with Yates' correction), p=0,0182<a=0,05 и стратегия «стараюсь расслабиться и оставаться спокойным» х2= 4, 749 с поправкой Иейтса (Chi-squared with Yates' correction), p=0,0293<a=0,05. У подростков II группы, напротив, прослеживается тенденция к использованию в качестве более эффективных (снимающих напряжение) стратегий, определяющих «агрессивное и аффективное реагирование».

Особое значение, при сложившейся ситуации, приобретает исследование личностных детерминант и предикторов выбора стратегий совладающего поведения личности в стрессогенных условиях. В связи этим актуальным представляется изучение алекситимиче-ского радикала, как одного из конструктов совладаю-щего со стрессом поведения, в ракурсе выбираемых копинг-стратегий.

В результате анализа степени выраженности алексити-мических проявлений (общий балл, ТИЧ, ТОЧ, ВОМ) в целом в изучаемой группе воспитанников социоза-щитных учреждений была выявлена тенденция к превалированию высоких уровней по каждому признаку. В группах сравнения выявлены статистически значимые различия по общему уровню алекситимии ( p = 0,000060 <а = 0,05), в то время как уровни выраженности алекситимических проявлений

(ТИЧ, ТОЧ, ВОМ) у подростков I и II групп статистических различий не имеют.

Вместе с тем, у подростков II группы по сравнению с сиротами и социальными сиротами, определено достоверное превалирование уровня экстернального типа

мышления (р = 0,021057< а = 0,05). Полученные результаты могут свидетельствовать о более низких уровнях субъективного контроля и способности к прогнозированию при столкновении с новой пси-хотравмирующей ситуацией у данной группы обследованных.

Проанализированы внутригрупповые связи алексити-мических проявлений ТИЧ, ТОЧ, ВОМ в каждой группе. Так, в I группе не выявлено взаимовлияющих внутригрупповых корреляционных признаков по шкале алекситимии. Иначе складывается картина внутригрупповых корреляционных связей между признаками (общий балл, ТИЧ, ТОЧ, ВОМ) во второй группе. Выявлена статистически значимая, умеренно выраженная по шкале Чеддока (0,31 - 0,5), отрицательная корреляционная связь между признаками «общий балл по шкале TAS-20-R» и выраженность экстерналь-ного типа мышления, что в некоторой степени может быть обусловлено фактом потери поддерживающего фактора в виде семьи на момент поступления в реабилитационный центр и фиксации на фрустрирующей ситуации.

Обсуждение результатов и выводы.

Как указывают В.А. Рогачев и И.Н. Конаплева «концепция копинга сегодня становится одним из центральных положений современной теории стресса, а копинг-поведение рассматривается как стабилизирующий фактор, способствующий адаптации личности к воздействию различных стрессовых ситуаций» [6, с.11].

Как видно из полученного материала, несмотря на разный характер депривационного опыта и перенесенных травмирующих событий в целом у воспитанников со-циазащитных учреждений имеют место одинаковые первые выборы используемых стратегий совладаю-щего поведения с тенденцией к «избеганию» и «стремлению расслабиться и остаться одному». Анализ вторых выборов совладающего со стрессом поведения (эффективные, снимающие напряжение, стратегии) показывает достоверно чаще встречаемые у подростков выборы стратегий «избегания» и «желания остаться одному», в то время как у подростков II группы, напротив, прослеживается тенденция к использованию в качестве более эффективных (снимающих напряжение) стратегий, определяющих «агрессивное и аффективное реагирование». По всей видимости, речь идет о разных личностных детерминантах, к числу которых можно отнести алекситимические про-

—-эъэ+ы-з-—

~ 119 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 7

—--—

явления, рассматриваемые, в свою очередь, как конструкт копинг-поведения. Выявленные различия в выборах эффективных стратегий поведения согласуются с полученными результатами оценки алекситимиче-ских проявлений - достоверным превалированием более высоких уровней алекситимии в I группе (стратегии выбора «избегание» и «желание остаться одному») и наличием у подростков II группы умеренно выраженной отрицательной корреляционной связи между общим баллом алексиимии и выраженностью экстер-нального типа мышления. Последнее обстоятельство может объяснять тенденцию к агрессивному и аффективному реагированию у подростков II группы при условии уменьшения уровня выраженности алекситимии. При этом, своеобразие алекситимических проявлений возможно будет определяться следующим комплексом условий: фактом наличия/отсутствия семьи и поддерживающего фактора, характером предшествующего воспитания; возрастом, на который пришелся травматический опыт, состоянием функциональных систем организма.

Значительную роль в возникновении отклоняющегося поведения играет не только социальный фактор (в данном случае принадлежность к группе, особенности межличностных взаимодействий), но и собственно психологические особенности личности, которые при определенных условиях могут способствовать развитию виктимных черт. Полученные нами данные согласуются с результатами Ю.В. Васильковой (1998), которая среди предикторов таких черт выделяет низкую степень саморегуляции и способности к рефлексии, низкий уровень ценностных ориентаций, экстерналь-ность / интернальность (склонность приписывать причины происходящего внешним обстоятельствам или принимать всю ответственность за происходящее на себя) [2].

Как указывает С.В. Ильина (2009), перенесенный ранее неадекватный опыт межличностного общения не только оказывает исключительно неблагоприятное воздействие на формирующийся образ «Я» и картину

мира в целом, но и создает психологический базис для других форм вторжения, в частности, физического и сексуального, продолжая усиливать виктимные черты и расширяя круг дизадаптивных форм поведения [1, с.65-67].

Таким образом, анализ травматических переживаний с учетом перенесенной психической травмы в условиях депривационного опыта и реализуемого копинг-пове-дения, включая алекситимические проявления, в каждом конкретном случае позволит дифференцированно решать вопрос о психокоррекционной помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. - 1998. - №6. - С.65-74.

[2] Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). - М., 1998.

[3] Классификация психических и поведенческих расстройств в детском и подростковом возрасте в соответствии с МКБ -10. - М.: смысл; Спб.: Речь. 2003. - 407 с.

[4] Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. - М. : ФИЗМА-ТЛИТ, 2006. - 816 с.

[5] Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2000. - 507 с. С. 238-257.

[6] Рогачев В.А., Коноплева И.Н. Взаимосвязь копинг-стратегий и личностных ресурсов стресс-преодолевающего поведения сотрудников правоохранительных органов // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. -2015. - N 2(31). - C. 11 [Электронный ресурс]. - URL: http://mprj.ru (дата обращения: 15.06.2017).

[7] Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб: Питер, 2001. - 272 с. С. 249-254.

[8] Тэйлор Г.Д., Квилти Л.К., Бэгби Р.М., Старостина Е.Г., Боголюбова О.Н., Смыкало Л.В., Скочилов Р.В., Бобров А.Е. Надежность и факториальная валидность русской версии 20-пунктовой Торонтской шкалы алекситимии // Социальная и клиническая психиатрия. - 2012. - Т. 22, № 3. -С. 20-25.

COPING STRATEGIES OF BEHAVIOR AS MARKERS OF NON-ADAPTIVE MANIFESTATIONS IN PUPILS OF LOCAL INSTITUTIONS

Olaseni T. V.

Smolensk state medical University, Smolensk, Russian Federation

Annotation. Objective: To study the coping strategies of behavior in pupils of a socioprotective institution, taking into account the comparative analysis of clinical and socio-psychological manifestations of traumatic experiences for the formation of a differentiated approach to the socio-psychological support of this contingent.

Results: The obtained results testify to the absence of statistically significant differences in the chosen coping strategies of behavior in adolescents of the 2 groups in the first choice (strategies used). The statistically significant differences in the second choice (effective strategies of behavior) in adolescents-orphans and adolescents raised in blood families were revealed. Discussion It was concluded that there is a need for a differentiated approach in the choice of psycho-corrective measures, depending on their belonging to the social group.

Key words: coping strategies of behavior, traumatic experiences, alexithymic manifestations, pupils of a socioprotective institution.

—-Ече^с-—

~ 120 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 7

—--—

REFERENSES

[1] Il'ina S.V. Vlijanie perezhitogo v detstve nasilija na voz-niknovenie lichnostnyh rasstrojstv // Voprosy psihologii. - 1998. - №6. - S.65-74 (in Russian).

[2] Vasil'kova Ju.V. Lekcii po social'noj pedagogike (na ma-terialah otechestvennogo obrazovanija). - M., 1998 (in Russian).

[3] Klassifikacija psihicheskih i povedencheskih rasstrojstv v detskom i podrostkovom vozraste v sootvetstvii s MKB -10. - M.: smysl; Spb.: Rech'. 2003. - 407 s. (in Russian).

[4] Kobzar' A.I. Prikladnaja matematicheskaja statistika. Dlja inzhenerov i nauchnyh rabotnikov. - M.: FIZMATLIT, 2006. - 816 s. (in Russian).

[5] Nikol'skaja I.M., Granovskaja P.M. Psihologicheskaja zashhita u detej. - SPb.: Rech', 2000. - 507 s. S/ 238-257 (in Russian).

[6] Rogachev V.A., Konopleva I.N. Vzaimosvjaz' koping-strategij i lichnostnyh resursov stress-preodolevajushhego povedenija sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov // Medicin-skaja psihologija v Rossii: jelektron. nauch. zhurn. - 2015. - N 2(31). - C. 11 [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://mprj.ru (data obrashhenija: 15.06.2017) (in Russian).

[7] Tarabrina N. V. Praktikum po psihologii posttravmatich-eskogo stressa. - SPb: Piter, 2001. - 272 s. S. 249-254 (in Russian).

[8] Tjejlor G.D., Kvilti L.K., Bjegbi R.M., Starostina E.G., Bogoljubova O.N., Smykalo L.V., Skochilov R.V., Bobrov A.E. Nadezhnost' i faktorial'naja validnost' russkoj versii 20-punktovoj Torontskoj shkaly aleksitimii // Social'naja i klinicheskaja psihi-atrija. - 2012. - T. 22, № 3. - S. 20-25 (in Russian).

—-эъэ+ы-3-—

~ 121 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.