УДК 616.89-053.4
УСЛОВИЯ И МАРКЕРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ «СИРОТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ» Уласень Т.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Резюме. Цель исследования - провести многостороннюю оценку био-психо-социальных механизмов психотравмирующего опыта, обуславливающих социально-психологическую дизадаптацию у воспитанников социозащитных учреждений, для описания профиля социального развития личности подростка «сиротской субкультуры» и создания алгоритма дифференцированной клинико-психологической и социальной помощи для данного контингента. Методика: в работе применены полуструктурированное интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей (ПИВППСД), разработанное А. И. Щепиной и А. В. Макарчук; методика копинг-стратегий школьного возраста И.М. Никольской и Р.М. Грановской; опросник агрессивности Басса - Дарки; усовершенствованная Торонтская шкала алекситимии TAS-20-R. Результаты: выявлены полиморфизм клинических, социально-психологических и физиологических проявлений травматических переживаний и их последствий у воспитанников социозащитных учреждений в зависимости от принадлежности к группе I группе (сироты и социальные сирот) и II группе (подростки, воспитывающиеся в семьях). Заключение. Полученные данные позволяют говорить о разных механизмах, условиях формирования и социально-психологических проявлениях отклоняющегося поведения у воспитанников социозащитных учреждений, и, соответственно, о прогнозировании разных сценариев их социального функционирования. Представляется целесообразным углубленное комплексное изучение последствий травматического опыта у воспитанников социозащитных учреждений с выделением маркеров виктимных черт, облегчающих развитие дизадаптивных проявлений.
Ключевые слова: психическая травма, совладающее поведение, дизадаптация, воспитанники социозащитного учреждения.
CONDITIONS AND MARKERS OF DEVIANT BEHAVIOR OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENTS "ORPHAN SUBCULTURE" Ulasen T.V.
Smolensk state medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya st., 28.
Summary. Objective - to conduct a multilateral assessment of the bio-psycho-social mechanisms of traumatic experience that lead to socio-psychological disadaptation pupils of the local institutions, to describe the profile of social development of personality of the teenager "orphan subculture" and the creation of an algorithm of differentiated clinical-psychological and social assistance to this population. Methods: the paper applied semi-structured interviews to identify signs of PTSD in children (PUPSD), developed by A. I. Depenau and A. V. Makarchuk; methods of coping-strategies in school-age I. M. And Nicholas R. M. Granovsky; the aggression questionnaire bass - evil Durka; advanced the Toronto alexithymia scale TAS-20-R. Results: the polymorphism of the clinical, socio-psychological and physiological manifestations of traumatic experiences and their consequences to the inmates of local institutions depending on belonging to group I, the group (orphans and social orphans) and group II (adolescents brought up in families). Discussion. Obtained data allow to speak about the different mechanisms, conditions of formation and socio-psychological manifestations of deviant behaviour among students of local institutions, and, consequently, on forecasting different scenarios of their social functioning. It seems appropriate, a thorough examination of the impact of traumatic experience
from the pupils of local institutions and with the release of markers of victim traits, facilitating the development disadaptive manifestations.
Key words: psychological trauma, coulduse behavior, disadaptation, pupils of local companies.
Введение. В ранее проведенных исследованиях были выявлены полиморфизм клинических, социально-психологических и физиологических проявлений травматических переживаний у воспитанников социозащитных учреждений в зависимости от принадлежности к группе - сироты и подростки, воспитывающиеся в семьях, но оказавшиеся в трудной жизненной ситуации [2, 7]. Главной особенностью взросления воспитанников указанной группы является дефицит близких отношений со значимыми взрослыми, что в научной литературе получило название раннего депривационного опыта, который, в свою очередь, оказывает серьезное психотравмирующее действие, неодинаково переживается в различные возрастные периоды и имеет разнообразные психологические и психопатологические последствия. Без их изучения вряд ли можно надеяться на разработку адекватных мероприятий по преодолению неблагоприятных последствий сиротства и социального сиротства.
С учетом сказанного, актуальным является продолжение изучения специфики травматических переживаний в «сиротской субкультуре». Это позволит описать типологию встречающихся форм отклоняющегося поведения у воспитанников с учетом принадлежности к группе, провести комплексный анализ выявленных девиантных форм поведения с позиций био-психо-социального подхода в зависимости от характера перенесенного ранее травматического опыта в условиях депривации и выделить группы повышенного социального риска у обследуемых подростков.
Цель исследования - многосторонняя оценка био-психо-социальных механизмов психотравмирующего опыта, обуславливающих социально-психологическую дизадаптацию у воспитанников социозащитных учреждений, для описания профиля социального развития личности подростка «сиротской субкультуры» и создание алгоритма дифференцированной клинико-психологической и социальной помощи для данного контингента.
В настоящее время в Смоленской области в 7-ми учреждениях для детей-сирот находится 419 воспитанников в возрасте от 3-х до 18 лет. Из них только 15% составляют сироты, остальные 75 % - социальные сироты.
Проведено выборочное обследование подростков 11-18 лет (средний возраст 14 лет), воспитывающиеся в социозащитных учреждениях (сироты, социальные сироты и дети из малообеспеченных семей). Несмотря на то, что в целом речь идет о подростках, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для более точного дифференцированного анализа маркеров дизадаптационных проявлений выделены две идентичные друг другу по возрасту и полу группы: I группа - сироты (истинные и социальные) и II группа -подростки, воспитывающиеся в кровных семьях. Социальный статус подростков I группы представлен истинными сиротами - 16% и социальными сиротами - 85 %. Среди воспитанников II группы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 28,5% составили подростки из полных семей; 62 % - подростки из неполных семей и 9,5 % - подростки из многодетных семей.
При этом в большей степени акцентировано внимание на воспитанниках с первичным поступлением, факт которого согласно МКБ-10 (класс XXI), может быть расценен как новое стрессовое состояние. В связи с этим научный интерес представляет изучение механизмов социально-психологической и физиологической адаптации на новую психическую травму в условиях депривации [3].
Использованы следующие методики: 1) Полуструктурированное интервью для выявления признаков посттравматического
стресса у детей (ПИВППСД), разработанное А. И. Щепиной и А. В. Макарчук
(2004) [8,10].
2) Методика копинг-стратегий школьного возраста И.М. Никольской и Р.М. Грановской (2000) [6].
3) Опросник агрессивности Басса - Дарки [1].
4) Усовершенствованная Торонтская шкала алекситимии TAS-20-R. для количественной оценки алекситимии и алекситимических проявлений [9].
5) Статистический анализ проводился с использованием пакета прикладных программ. Вычисления выполнены точным биномиальным методом, применен критерий х с поправкой Иейтса (Chi-squared with Yates' correction); использованы F - критерий Фишера, критерий Манна - Уитни, выборочный коэффициент ранговой корреляции Спирмена [4].
Полученные результаты и их обсуждение. Как известно, в силу особенностей и уязвимости детского и подростковых возрастов воспитанники на начальном этапе пребывания в реабилитационном центре начинают «копировать» поведение друг друга, приобретая тем самым новые формы патологической социализации с формированием «сиротской субкультуры».
Здесь уместным становится упоминание о социальных феноменах, которые могут определять межличностные взаимодействия воспитанников социозащитных учреждений. В частности интересными с этой точки зрения могут быть теория «приклеивания ярлыков» Дж. Г. Мида и субкультурная теория А. Коэна, который уделяет особое внимание группе (субкультуре), как носителю девиантных идей [5]. В обоих случаях речь идет о восприятии сирот через призму «ущербности», «второсортности», в результате чего к ним формируется заведомо негативное отношение, приводящее к «стигматизации» отношений и социальной изоляции. Раз поведение человека признано девиантным в результате стигматизации, то, как указывает Г. Беккер (1961), «он становится девиантом».
В связи с этим, углубленное изучение особенностей социально-психологической и физиологической адаптации воспитанников социозащитных учреждений в момент первичного поступления (до этапа формирования «сиротской субкультуры») позволит выявить маркеры формирующейся дизадаптации и описать типологические формы отклоняющегося поведения на основе био-психосоциального подхода.
Вместе с тем, в сложившейся ситуации безусловный научный интерес заслуживает изучение особенностей адаптации с позиций идентификации и формирования социальной и личностной идентичности у детей и подростков, прошедших долгий путь одиночества в условиях депривации, «воспитания» в асоциальных семьях (в большинстве случаев алкоголизм, наркомании).
«Кто я?», «Кому я нужен?», «Кто мне нужен?», «Что делать дальше?» - вот лишь немногий перечень вопросов, которые чаще, чем дети из благополучных семей, задают себе воспитанники социозащитных учреждений. При этом, особенности взросления подростков находят свое отражение в становлении самосознания, важными характеристиками которого являются идентичность (половая, возрастная, национальная, именная, профессиональная и др.) и идентификации. Так, у подростков I группы выявлено достоверное преобладание нарушений социального аспекта идентичности, в то время как у подростков II группы - в большей степени нарушен возрастной аспект идентичности (не могут представить себя в будущем), что, в свою очередь, находит свое отражение в социальном функционировании обследуемого контингента и клинических проявлениях травматических переживаний. Так данные сравнительного анализа клинических и социально-психологических критериев травматических переживаний у воспитанников социозащитного учреждения позволили выявить разные профили реагирования на стресс в группах сравнения по критериям А, B, C, D, F опросника ПИВППСД, определяющих клиническую картину посттравматического стрессового расстройства. У подростков I группы превалируют клинические проявления по критерию А (немедленное реагирование), вытесненные травмирующие переживания и формирование избегающего поведения. А подростки II группы, напротив, в большей степени фиксированы на
травмирующих ситуациях, включая поступление в социозащитное учреждение, что обуславливает формирование другого, по сравнению с сиротами, стиля социального поведения. И в первом и втором случае речь идет о маркерах нарушений личностной и социальной идентичности, что, в свою очередь объясняет нарушения групповой социализации с формированием девиантных форм поведения. Однако, особенностью этой социальной дизадаптивности является то, что она нивелируется высокими уровнями алекситимических проявлений и напряженностью неспецифических адаптационных реакций организма (превалированием реакций стресса и реакций тренировки, расцениваемых как патологические в детском и подростковом возрастах), что в свою очередь облегчает развитие явлений дизадаптации. Хотя при этом следует акцентировать внимание на совершенно разных вариантах социально-психологических и физиологических дизадаптационных отклонений в каждой группе.
Выявленные профили социально-психологического функционирования определяются своеобразием выбираемых стратегий поведения по преодолению стресса. Несмотря на разный характер преморбидных травмирующих событий, полученные результаты свидетельствуют об отсутствии статистически значимых различий в вариантах выбираемых копинг-стратегиях поведения у подростков сравниваемых групп в первом выборе (используемые стратегии). Возможно в данном случае речь может идти о таком социальном явлении, как «социально подражание», что, на первый взгляд, делает группу воспитанников социозащитных учреждений «одинаковой» и определяет однотипный подход в выборе психокоррекционных мероприятий. Вместе с тем, обращают на себя внимание некоторые особенности второго выбора копинг-стратегий или эффективных стратегий. Так, у подростков I группы преобладают вариант «сплю» (как эквивалент «избегания») и стратегия «стараюсь расслабиться и оставаться спокойным». У подростков II группы, напротив, прослеживается тенденция к использованию в качестве более эффективных (снимающих напряжение) стратегий, определяющих «агрессивное и аффективное реагирование» на фоне достоверно чаще встречаемого экстернального типа мышления, что свидетельствует о низком уровне субъективного контроля и способности к прогнозированию при столкновении с новой психотравмирующей ситуацией у данной группы обследованных.
При этом найденные различия клинических и социально-психологических проявлений травматических переживаний и физиологической адаптации находят свое выражение в «масках» вытесненных травматических переживаний, а именно, в проявлениях агрессивности и аутоагрессивности, объясняя своеобразие типологических форм отклоняющегося поведения у обследуемого контингента с учетом принадлежности к группе. Так, у подростков I группы преобладают балльные оценки индекса враждебности и негативизма, в то время, как у подростков II группы - индекса агррессивности, обиды и чувства вины, что находит свое отражение в нарушениях социальной направленности.
Выводы. Полученные данные позволяют говорить о разных механизмах, условиях формирования и социально-психологических проявлениях отклоняющегося поведения у воспитанников социозащитных учреждений, и, соответственно, о прогнозировании разных сценариев их социального функционирования. Представляется целесообразным углубленное комплексное изучение последствий травматического опыта у воспитанников социозащитных учреждений с выделением маркеров виктимных черт, облегчающих развитие дизадаптивных проявлений. Проведенное исследование позволит описать типологические формы отклоняющегося поведения на основе био-психосоциального подхода и установить корреляционные связи факторов, способствующих их формированию у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Литература
1. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001, 336 с.
2. Бобров А.Е., Уласень Т.В., Сулимова Н.В., Нивеницин Э.Л. Психиатрические аспекты сиротства с позиций биопсихосоциальной концепции. Вопросы психического здоровья детей и подростков. Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин 2017; 17 (1): 36-42.
3. Классификация психических и поведенческих расстройств в детском и подростковом возрасте в соответствии с МКБ-10. М.: Смысл; Спб.: Речь, 2003, 407 с.
4. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006, 816 с.
5. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов. Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. М., 2009, 290 с.
6. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000, 507 с.
7. Решетников М.М., Уласень Т.В. Изучение социально-психологических и клинических проявлений травматических переживаний у воспитанников социозащитных учреждений. Международный научно-исследовательский журнал 2017; 07 (61), часть 2: 96-99.
8. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2009, 304 с.
9. Тэйлор Г.Д., Квилти Л.К., Бэгби Р.М. и др. Надежность и факториальная валидность русской версии 20-пунктовой Торонтской шкалы алекситимии. Социальная и клиническая психиатрия 2012. 22 (3): 20-25.
10. DSM-IV - American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders, 4th ed. Washington: American Psychiatric Association, 1994, 886 p.