Научная статья на тему 'Стратегии сохранения и поддержания психического здоровья студенческой молодежи'

Стратегии сохранения и поддержания психического здоровья студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
957
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / COPING STRATEGIES / BEHAVIOR / MENTAL HEALTH / PERSONALITY OF THE MODERN YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Оринина Л. В.

Актуальность данной статьи обусловлена возрастающими потребностями общества к изучению проблем сохранения и поддержания психического здоровья учащейся молодежи, представители которой подвержены постоянным стрессам и эмоциональному выгоранию. Цельвыявить адаптивные стратегии поведения у представителей современной молодежи, определив уровень сформированности у студентов технического университета адаптивных копинг-стратегий, способных обеспечить реализацию стратегий поддержания психического здоровья личности. Основные методы: синтез, анализ, дедукция, феноменологический метод; наблюдение, шкалирование, ранжирование, метод экспертных оценок. Результатами исследования является определение уровня сформированности на сегодняшний день адаптивных копинг-стратегий у представителей студенчества, а также разработать и описать основные стратегии сохранения и поддержания их психического здоровья. Кроме того, в качестве результатов исследования мы видим повышение уровня психического здоровья студентов технического вуза в условиях современно социокультурной среды университета и в условиях современного университетского пространства. Основные подходы: компетентностный, системно-феноменологический, информационно-коммуникативный. Основные принципы: принцип изучения человека как новой системы ценностей, принцип педагогического и социального проектирования, принцип личностной трансформации студентов, принцип культурообразности, принцип природосообразности, принцип связи воспитания с жизнью, принцип психологического равновесия, принцип аутентичной социокультурной среды, принцип системности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Оринина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR THE PRESERVATION AND SUPPORT OF MENTAL HEALTH OF THE STUDENT YOUTH

The relevance of this article is due to the growing needs of society to study the problems of preserving and maintaining the mental health of young students, whose representatives are subject to constant stress and emotional burnout. The goal is to identify adaptive behavioral strategies among representatives of modern youth by determining the level of adaptive coping strategies for students of the technical university that are able to implement strategies for maintaining the mental health of the individual. Basic methods: synthesis, analysis, deduction, phenomenological method; observation, scaling, ranking, method of expert evaluation. The results of the research is to determine the level of today's adaptive coping strategies for students' representatives, and also to develop and describe the basics of strategies for maintaining and maintaining their mental health.In addition, as the results of the study, we see an increase in the level of mental health of students of a technical college in the conditions of the modern socio-cultural environment of the university and in the conditions of modern university space. The main approaches: competence, system-phenomenological, information-communicative. Basic principles: the principle of studying a person as a new value system, the principle of pedagogical and social design, the principle of personal transformation of students, the principle of culture, the principle of nature, the principle of the connection of education with life, the principle of psychological balance, the principle of an authentic socio-cultural environment, the principle of systemic.

Текст научной работы на тему «Стратегии сохранения и поддержания психического здоровья студенческой молодежи»

2017, том 19 [10]

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2017-19-10-39-45

УДК 378.1

СТРАТЕГИИ СОХРАНЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Оринина Л. В.

ФГБОУ ВО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск, Российская Федерация

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена возрастающими потребностями общества к изучению проблем сохранения и поддержания психического здоровья учащейся молодежи, представители которой подвержены постоянным стрессам и эмоциональному выгоранию. Цель- выявить адаптивные стратегии поведения у представителей современной молодежи, определив уровень сформированности у студентов технического университета адаптивных копинг-стратегий, способных обеспечить реализацию стратегий поддержания психического здоровья личности. Основные методы: синтез, анализ, дедукция, феноменологический метод; наблюдение, шкалирование, ранжирование, метод экспертных оценок. Результатами исследования является определение уровня сформированности на сегодняшний день адаптивных копинг-стратегий у представителей студенчества, а также разработать и описать основные стратегии сохранения и поддержания их психического здоровья. Кроме того, в качестве результатов исследования мы видим повышение уровня психического здоровья студентов технического вуза в условиях современно социокультурной среды университета и в условиях современного университетского пространства. Основные подходы: компетентностный, системно-феноменологический, информационно-коммуникативный. Основные принципы: принцип изучения человека как новой системы ценностей, принцип педагогического и социального проектирования, принцип личностной трансформации студентов, принцип культурообразности, принцип природосообразности, принцип связи воспитания с жизнью, принцип психологического равновесия, принцип аутентичной социокультурной среды, принцип системности.

Ключевые слова: Копинг-стратегии, совладающее поведение, психическое здоровье личности, современная молодежь.

Непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе, является психическое здоровье людей. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными

участниками социальной системы. Растущая стрессогенность современного общества, постоянное увеличение потока информации, нарастающие нагрузки на нервную систему выдвигают на первый план проблемы здоровья

~ 39 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

людей, так как психологические перегрузки превращаются в повседневную реальность при постоянной нехватке времени на восстановление сил.

В «Кратком словаре по социологии» (1989) дается подробное толкование термина «здоровье населения», который означает:

1. состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;

2. состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

3. естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;

4) состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;

5) количественно - качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности [4, с. 56].

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно отметить, что здоровье зависит от множества факторов, однако, каждый из них имеет свой психологический подтекст, поэтому при изучении здоровья необходим системный подход. В самом общем приближении можно выделить три достаточно специфичных уровня рассмотрения: биологический, психологический и социальный. Именно так, еще в 1916 году, В. Н. Мясищев определил свою исследовательскую позицию в изучении психики человека, трактуя ее как био-психо-социальное единство [6, с.112]. И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления. Действительно, здоровье

отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни всесторонностью и долговременностью социальной активностью и гармоничностью развития личности. Сегодня существуют сотни определений здоровья, что само по себе в достаточной мере характеризует их практическую полезность. По мнению И.Н. Гурвича, болезнь вообще и здоровье вообще являются абстракциями очень высокого порядка, доступными лишь для философского анализа [3, с. 145].

Выделяют, как правило, три основных признака здоровья:

1) структурная и функциональная сохранность систем и органов человека;

2) индивидуальная приспособляемость к физической и общественной среде;

3) сохранность привычного самочувствия.

Три аспекта, характерных в той или иной

мере для подхода к болезни и здоровью, выделяет D. Mechanic [8, с. 33]

1. Культуральный, где исследуются взаимоотношения между культуральным контекстом и жизненным стилем с одной стороны, определения здоровья и реакция на болезнь - с другой.

2. Социальный, где внимание сосредотачивается непосредственно на семье, работе и общей социальной активности личности. В центре рассмотрения здесь -способы, которыми человеческие качества и реакции приспосабливаются к социальным требованиям, физическому и экономическому окружению.

3. Интеракционный, где изучается влияние на индивидов процессов коммуникации, межличностного взаимодействия.

В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравни-

~ 40 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

---—

тельно недавно. Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Психическое здоровье индивида - использование своих способностей, переживание удовлетворенности и счастья, установление внутри личностного равновесия и функциональной адаптации. На уровне популяции психическое здоровье означает жизненные проблемы, стрессы и кризисы, влияющие на всех, но не у всех вызывающие психическую болезнь. К адаптивным вариантам копинг-стратегии поведения студентов относятся: в поведенческой сфере -сотрудничество, обращение, альтруизм. в когнитивной сфере -установка собственной ценности, сознание самообладания; в эмоциональной сфере - протест, оптимизм, отражающие эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самосложной ситуации.

Сохранение здоровья и ощущения благополучия возможно лишь при достаточной адаптации к социальной и природной среде, при непрерывно протекающих процессах адаптации. Принципиальное значение имеет активность личности и соотношение активности и адаптивности для всей целостной картины преодоления жизненных трудностей, решения встающих проблем.

Термин "стресс" (от английского Stress -давление, напряжение) впервые предложен Г. Селье. Сначала он применялся как физиоло-

гическое понятие, обозначающее совокупность изменений физиологических показателей под действием отрицательных стимулов. «Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса» [7, с. 34].

Понимая стресс как целостную реакцию личности на внешние и внутренние стимулы, В.А. Ганзен, Е.П. Ильин, В.И. Медведев, считают, что он направлен на достижение полезного результата.

Американский психолог Р. Лазарус разработал когнитивную теорию психологического стресса, основу которой составляет положения о роли субъективной познавательной оценки и угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса. Угроза рассматривается как состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного влияния внешних условий и стимулов определенного вида. Он предложил различать два вида стресса - физиологический и психологический [5, с. 124].

Стресс физиологической природы представляет собой, по мнению автора, непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами, на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. При этом величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего агента.

—--—

~ 41 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

Под психологическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т.д. Отличительные особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. Психологический стресс подразделяется на стресс информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и прочее. Развитие адаптации в ответ на стрессовое воздействие носит стадийный характер. Г. Селье различает три стадии общего адаптационного синдрома: тревога, резистентность, истощение. Если стрессовое воздействие не осложняется безвыходной, остроконфликтной ситуацией, то формируется функциональный структурный след, обеспечивающий устойчивую, долговременную адаптацию, а стрессовая реакция угасает [7, с. 32].

При этом Р. Лазарус выдвигает теоретическую модель «повседневных тревог и забот», согласно которой длительно существующие трудности оказывают более сильное патогенное воздействие по сравнению с массивным, но кратковременным стрессом [5, с. 124].

Для прояснения понятия стресса Р. Лазарус сформулировал два основных положения:

1) терминологическую путаницу и противоречия в определении понятия «стресс» можно будет устранить, если при анализе психологического стресса учитывать не только внешние наблюдаемые стрессовые стимулы и

реакции, но и некоторые, связанные со стрессом, психологические процессы, например, процесс оценки угрозы;

2) стрессовая реакция может быть понята лишь с учетом защитных процессов, порождаемых угрозой, физиологические и поведенческие системы реакций на угрозу связаны с внутренней структурой личности, ее ролью в стремлении субъекта справиться с этой угрозой [5, с. 124]. В современной научной литературе термин «стресс» применяется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как напряжение или возбуждение под влиянием любых внешних стимулов или событий. Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Поэтому Г. Селье ввел понятие, кроме «дистресс» еще и «эустресс». Вредоносный или неприятный стресс он назвал «дистрессом», а конструктивный, «хороший», оказывающий положительное влияние на деятельность «эустрессом» [7, с. 34].

На основе анализа поведения предпринимателей в стрессовых ситуациях Г.Г. Вербина выделяет стрессовый и не стрессовый стиль жизни [2, с. 193].

Стрессовый стиль жизни: испытывает хронический неослабевающий стресс; попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций; тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения; испытывает постоянную нехватку времени; беспокоится по поводу потенциально неприятных

~ 42 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

---—

наступающих событий; поглощен одним видом жизненной деятельности; воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; отсутствует чувство юмора; соглашается с выполнением угнетающих неблагодарных социальных ролей; воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно; страдает молча; обладает пагубными для здоровья привычками.

Анализ способов поведения, которые использует индивид в процессе адаптации, не раз становился предметом исследований.

По мнению D. Mechanic адаптация имеет два проявления:

1) преодоление - борьба с ситуацией;

2) защита - борьба с чувствами, вызванными ситуацией.

Под психологическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т.д. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и прочее [8, с. 154].

К относительно адаптивным вариантам ко-пинг-стратегий поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления, относятся: в поведенческой сфере - компенсация, отвлечение, конструктивность; в когнитивной сфере - относительность, придача смысла, религиозность; в эмоциональной сфере - эмоциональная разгрузка, пассивная кооперация. К неадаптивным вариантам копинг-стратегий поведения относятся: в поведенческой сфере -

активное избегание, отступление, в когнитивной сфере - смирение, растерянность, диссимиляция, игнорирование; в эмоциональной сфере - подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность - варианты поведения, характеризующиеся подавленным состоянием безнадежности, покорности, переживание злости и возложение вины на себя и других [1, с.122]. Присущие конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда они занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения.

Таким образом, можно выделить этапы регрессии психического здоровья:

1. Воздействие стресса, который является первоначальным толчком к изменению психического здоровья педагогов.

2. Эмоциональная неустойчивость как результат воздействия стресса.

3. Формирование неадаптивных копинг-стратегий поведения в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах (хотя у человека возникает ощущение, что с помощью них он преодолевает эмоциональный стресс).

4. Внутренний конфликт, который является следствием неадаптивных копинг-стратегий поведения.

5. Нарушение психического здоровья, если вместо разрешения конфликта осуществляется «бегство» в болезнь, либо в работу, либо в контакты, либо в фантазии.

—--—

~ 43 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб.: СОЮЗ, 1998. С. 122-124.

[2] Вербина О.Ю., Вербина Г.Г. Вызовы эпохи в

аспекте

психологиче скои

психотерапевтической науки и

практики//Материалы V международной научно-практической конференции. Казань: Издательство «Отечество», 2011. С. 93-95.

[3] Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. М., 1999. С. 145-147.

[4] Краткий словарь по социологии. М.:

Просвещение. С. 56-58.

[5] Лазарус Р. Стресс, оценка и копинг. М.: Медицина, 1984. С. 128-129.

[6] Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений/ / Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. Т. II. С. 110— 125.

[7] Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960. С. 248-250.

[8] Mechanic D. Students Under Stress: A Study in the Social Psychology of Adaptation. New York: The Free Press, 231 pp. 196-198.

и

STRATEGIES FOR THE PRESERVATION AND SUPPORT OF MENTAL

HEALTH OF THE STUDENT YOUTH

Orinina L.V.

Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, Magnitogorsk, Russian Federation

Annotation. The relevance of this article is due to the growing needs of society to study the problems of preserving and maintaining the mental health of young students, whose representatives are subject to constant stress and emotional burnout. The goal is to identify adaptive behavioral strategies among representatives of modern youth by determining the level of adaptive coping strategies for students of the technical university that are able to implement strategies for maintaining the mental health of the individual. Basic methods: synthesis, analysis, deduction, phenomenological method; observation, scaling, ranking, method of expert evaluation. The results of the research is to determine the level of today's adaptive coping strategies for students' representatives, and also to develop and describe the basics of strategies for maintaining and maintaining their mental health.In addition, as the results of the study, we see an increase in the level of mental health of students of a technical college in the conditions of the modern socio-cultural environment of the university and in the conditions of modern university space. The main approaches: competence, system-phenomenological, information-communicative. Basic principles: the principle of studying a person as a new value system, the principle of pedagogical and social design, the principle of personal transformation of students, the principle of culture, the principle of nature, the principle of the connection of education with life, the principle of psychological balance, the principle of an authentic socio-cultural environment, the principle of systemic. Key words: Coping strategies, behavior, mental health, personality of the modern youth.

REFERENCES

[1] Zakharov AI Child before birth and psychotherapy of the consequences of mental

trauma. St. Petersburg: UNION, 1998. C. 122124.

[2] Verbina O.Yu., Verbina G.G. Challenges of the era in the aspect of psychological and

~ 44 ~

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

---—

psychotherapeutic science and practice // Proceedings of the V International Scientific and Practical Conference. Kazan: Fatherland Publishing House, 2011. pp. 93-95.

[3] Gurvich I.N. Social psychology of health. M., 1999. P.145-147.

[4] A Brief Dictionary of Sociology. M .: Enlightenment. Pp. 56-58.

[5] Lazarus R. Stress, evaluation and coping. M .: Medicine, 1984. P. 128-129.

[6] Myasishchev V.N. The main problems and the current state of the psychology of relations / / Psychological Science in the USSR. Moscow: Publishing house of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1960. Vol. II. Pp. 110-125.

[7] Selje G. Essays on the Adaptation Syndrome. M .: Medicine, 1960. P. 248-250.

[8] Mechanic D. Students Under Stress: A Study in the Social Psychology of Adaptation. New York: The Free Press, 231 pp. 196-198.

—--—

~ 45 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.