2017, том 19 [10]
—--—
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2017-19-10-28-38
УДК 159.91+378
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ДИНАМИКЕ ОБУЧЕНИЯ
Климов1 В.М., Айзман2Р.И.
ФГБОУ ВО Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск,
Российская Федерация
2ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск,
Российская Федерация
Аннотация. В статье представлена оценка психического здоровья студентов в динамике обучения в вузе. В обследовании приняли участие девушки и юноши первого, второго и четвертого курсов технического университета разных факультетов. Анализ психофизиологических и личностных показателей здоровья проводили с использованием методик, характеризующих различные виды памяти (механическую, смысловую, образную), уровень концентрации внимания (по таблицам Шульте), умственную работоспособность (по корректурным таблицам), скорость сенсомоторной реакции на световой раздражитель, подвижность нервных процессов, а также следующих тестов: «Оценка социально-психологической адаптации» (по А. К. Осницкому), «Оценка уровня реактивной и личностной тревожности» (по Ч. Д. Спилбергу, Ю. Л. Ханину), «Определение уровня стессоустойчивости», «Мотивация к успеху» (по Т. Элерсу), «Тест жизнестойкости» (по С. Мадди), «Удовлетворенность жизнью» (по Э. Динеру), «Опросник карьерных ориентацию» («Якорь карьеры» по Э. Шейн), «Базисные ценности». Трудности первого курса, связанные с процессом адаптации к новым условиям, вызывали напряжение, что негативно влияло на психоэмоциональный статус и личностный потенциал студентов. Ко 2-му курсу некоторые психофизиологические и личностные показатели обучаемых несколько снижались, отражая состояние резистентности, а на четвертом курсе они практически не отличались от первокурсников, вероятно, являясь следствием подготовки к окончанию вуза. Все описанные показатели соответствовали нормативным значениям, однако имели половые различия - девушки по сравнению с юношами характеризовались более высоким уровнем напряжения и более низким уровнем стрессоустойчивости, однако отличались большей стабильностью определяемых характеристик. Отмечено, что в системе обучения в техническом вузе недостаточно внимания уделяется формированию социально-значимых личностных качеств студентов.
Ключевые слова: студенты, здоровье, психоэмоциональное состояние, психофизиологический статус, личностный потенциал, базисные ценности.
—--—
~ 28 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—---
Сложным образовательный процесс в современных условиях обучения в вузе сопровождается интенсификацией труда студентов [1], психоэмоциональными нагрузками, которые вызывают снижение уровня адаптивных резервов организма, работоспособности, психологической устойчивости к стрессовым ситуациям [2]. В связи с этим учебный процесс для студентов становится все более здоровье-затратным [3], что приводит к ухудшению состояния их здоровья и, как следствие, негативно отражается на эффективности процесса обучения в высшем учебном заведении, приобретении профессиональных компетенций
[4].
Наиболее выраженные трудности испытывают студенты первого курса в связи с процессом адаптации к обучению в вузе. Для них важно установление межличностных взаимоотношений в группе, приспособление к новым требованиям, условиям. После 2-го курса студенты начинают чувствовать себя более уверенно, у них снижается эмоциональное напряжение. Для студентов, завершающих обучение, актуальным становится определение дальнейшего профессионального пути, сопоставление желаемого и достигнутого, что также вызывает психоэмоциональное напряжение [5]. Вместе с тем, выявляются и общие проблемы у студентов независимо от срока обучения, оказывающие негативное влияние на психоэмоциональные состояние и эффективность обучения [6]. Это экзаменационный стресс, связанный с получением зачетов и сдачей экзаменов, реализуемый на фоне интенсивной умственной нагрузки, значительного снижения двигательной активности, нарушения режимов сна и отдыха, что приводит к перенапряжению механизмов регуляции физиологических систем организма [7].
Одним из факторов, влияющих на состояние здоровья обучающихся, особенно в условиях технического вуза, является использование компьютерных технологий. При работе за компьютером на организм действует целый комплекс неблагоприятных факторов: статические напряжения отдельных групп мышц, информационные нагрузки, напряжение функций зрительного анализатора и т.д., приводящих к развитию дезадаптации и психофизическим нарушениям в организме [1; 4].
В соответствии с современной холистической моделью здоровья человека [8], психофизиологические, личностные и социально-нравственные характеристики человека, наряду с функциональными резервами организма, более адекватно отражают здоровье личности по сравнению с чисто морфофунк-циональными показателями.
Цель работы. В этой связи актуальным является исследование психофизиологического уровня здоровья студентов вуза в динамике обучения.
Методы исследования. Исследование проводилось в 2014-2017 гг. со студентами 1-го, 2-го и 4-го курсов Новосибирского государственного технического университета. Всего в обследовании приняли участие 357 девушек и 388 юношей в возрасте от 17 до 22 лет разных факультетов (технических и гуманитарных). Все студенты на момент исследования были практически здоровыми, относились к основной и подготовительной медицинским группам здоровья. Тестирование студентов проходило в первой половине дня с 10 до 13 часов в октябре - ноябре вне экзаменационной сессии.
Анализ показателей психофизиологического статуса и личностных характеристик
~ 29 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
студентов разных курсов проводили с помощью компьютерных программ [9; 10], содержащих общеизвестные методики, позволяющие оценить различные виды памяти (механическую, смысловую, образную), уровень концентрации внимания (по таблицам Шульте), умственную работоспособность (по корректурным таблицам), скорость сенсомо-торной реакции на световой раздражитель, подвижность нервных процессов; а также следующие тесты: «Оценка социально-психологической адаптации» (по А.К. Осницкому), «Оценка уровня реактивной и личностной тревожности» (по Ч.Д. Спилбергу, Ю.Л. Ха-нину), «Определение уровня стессоустойчи-вости», «Мотивация к успеху» (по Т. Элерсу), «Тест жизнестойкости» (по С. Мадди), «Удовлетворенность жизнью» (по Э. Динеру), «Опросник карьерных ориентацию» («Якорь карьеры» по Э. Шейн), «Базисные ценности». Полученные данные обрабатывали методами математической статистики ^-критерий Сть-юдента) с помощью пакета программ Statis-Цса 6.0, результаты считали достоверными при при р<0,05.
Результаты и обсуждение. Интегральный показатель социально-психологической адаптации у девушек в динамике обучения практически не изменялся, а у юношей этот показатель значительно снижался на втором курсе и восстанавливался до первоначального уровня к четвертому курсу (табл. 1). Следует отметить, что на первом курсе уровень адаптации у юношей был достоверно выше, чем у сверстниц. Вероятно, у девушек к этому возрасту завершается физическое и психоэмоциональное созревание организма, обеспечивая их большую устойчивость к действию новых
факторов, что и отразилось на уровне адаптивности в течение первого, наиболее сложного, курса обучения [11].
Оценка психического состояния обследуемых свидетельствовала о том, что все студенты в среднем по группе характеризовались умеренными показателями стрессо-устойчивости, личностной тревожности и низким уровнем реактивной тревожности. При этом в течение всего периода обучения в вузе у девушек психоэмоциональный статус практически не изменялся, тогда как у юношей наблюдалась тенденция к повышению уровня тревожности. Тем не менее, описанные характеристики психоэмоционального состояния у юношей все годы обучения были лучше, чем у девушек (табл. 1).
Психоэмоциональный статус несомненно сказывается на протекании когнитивных процессов. Результаты исследования скорости переключения внимания, умственной работоспособности не выявили различий между юношами и девушками и соответствовали средним значениям. Анализ различных видов памяти показал достоверное ухудшение у девушек и улучшение у юношей образной памяти на четвертом курсе. Объемы механической и смысловой памяти не имели различий в разных возрастно-половых группах.
Уровень когнитивных процессов зависит и от психофизиологического развития нервной системы. Показатели простой зрительно-моторной реакции у студентов обоего пола находились в пределах физиологических норм, но юноши значительно превосходили девушек по этим показателям. Параметры подвижности нервных процессов не имели половых различий. Следует отметить, что нейродинамические свойства в обеих половых группах в течение четырех курсов существенно не менялись (табл. 1).
—--—
- 30 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999
e-ISSN 2226-7417
—-эъэ+ы-3-—
~ 31 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
Важное место в характеристике психического и нравственного здоровья, наряду с функциональным состоянием нервных процессов, эмоциональным и когнитивным компонентами, занимает личностный потенциал, определяющий устойчивость и адаптивность человека, степень сформированности его социально-ценностных ориентиров [12]. По результатам исследования уровней «жизнестойкости», являющимся важным показателем
личностного потенциала человека, и «удовлетворенности жизнью», измеряющему когнитивную оценку соответствия жизненных обстоятельств ожиданиям индивида, не установлено достоверных различий в группах между первым и четвертыми курсами, однако на втором курсе было отмечено снижение данных показателей как у девушек, так и у юношей (табл. 2).
—--—
~ 32 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—---
--ЭЪЭ+Ы-3--
~ 33 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
Такие изменения мы связываем со снижением эмоционального напряжения после первого года обучения. В целом средние значения выборок всех групп соответствовали нормативным значениям. В то же время студенты обоих полов в динамике обучения показали умеренно высокий уровень мотивации к успеху, отличались достаточно большой активностью, упорством и настойчивостью с повышенной самооценкой.
По полученным результатам теста карьерных ориентаций «Якорь карьеры», позволяющим оценить социально-ценностные побуждения к деятельности [13], мы выявили в обеих половых группах на четвертом курсе значительное ухудшение показателей по шкалам «Предпринимательство», «Свободу для», «Свободу от», характеризующих стремление к преодолению трудностей и к персональной свободе, а у юношей - «Вызов», который свидетельствует о снижении стремления к решению трудных задач и преодолению препятствий. Таким образом, можно сделать вывод, что в системе подготовки в техническом вузе не заложены условия для формирования качеств свободы личности, духа предпринимательства, стремления к преодолению трудностей, а система образования больше нацелена на приобретение знаний и умений.
Базисные ценности ю
Среди показателей нравственного здоровья большую значимость имеют ценностные ориентации, важные для человека как руководящие принципы в его развитии. В нашем исследовании с использованием психодиагностической методики (20 базисных ценностей) мы обнаружили наиболее приоритетные базисные ценности вузовской молодежи и с помощью ранжирования оценили особенности их проявления по половому признаку и по курсам обучения (табл. 3). Девушки на первых курсах считали основным ценностный ориентир «Любить и быть любимым», а к четвертому курсу он занимал второе место в иерархическом порядке, тогда как на первое место вышли ценности «Иметь благополучную семью», «Жить полной жизнью», «Достичь успехов в профессии». У юношей изменений в базисных ценностях в течение обучения в бакалавриате практически не происходило. Необходимо отметить низкое стремление быть здоровым (4-е место) у студентов обоего пола, что, с одной стороны, свидетельствует о хорошей субъективной оценке своего здоровья, а с другой, - о низкой сформи-рованности ценности здоровья и здорового образа жизни. В целом можно сделать вывод, что для девушек наиболее важны личностно-семейные, а для юношей ценностно-смысловые ориентиры.
Таблица 3.
)шей и девушек, ранг
Девушки Юноши
Ценности 1 курс 2 курс 4 курс 1 курс 2 курс 4 курс
Быть здоровым 4 2 4 4 4 4
Иметь благополуч- 3 1 1 2 2 2
ную семью
Любить и быть лю- 1 1 2 1 3 1
бимым
—--—
~ 34 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—---
Достичь желаемой 4 3 5 1 1 1
цели
Жить полной жиз- 2 1 1 1 1 1
нью
Найти смысл своей 3 1 3 5 4 5
жизни
Достичь успехов в профессии 3 1 1 3 5 3
Выводы. Уровни психофизиологических показателей и личностного потенциала студентов технического университета в динамике обучения в бакалавриате практически не изменяются и соответствуют нормативным значениям возрастно-половой группы студентов Сибирского региона.
Девушки по сравнению с юношами характеризуются более высоким уровнем напряжения и более низким уровнем стрессоустойчи-вости, однако отличаются большей стабильностью психофизиологических и социально-психологических показателей.
Система обучения в техническом вузе в большей степени направлена на образовательный процесс, в котором недостаточно времени уделяется формированию социально-значимых личностных качеств студентов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Анфалова Н. С. Влияние компьютерных технологий обучения на психофизиологические функции организма студентов 1-5 курсов университета // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9 (4). - С. 835-837.
[2] Бисалиев Р. В., Куц О. А. Психологические аспекты адаптации студентов медицинского вуза // Современные наукоемкие технологии. - 2007.- № 4. - С. 97-98.
[3] Новак Е. С. Здоровье студенческой молодежи как социальная проблема // Вестник ВолГУ. - 2001. - Сер. 7. - Вып. 1. - С. 125-133.
[4] Зашихина В. В., Цыганок Т. В. Психофизиологические аспекты адаптации студентов вузов // Фундаментальные исследования. -2014. - № 2.- С. 64-68.
[5] Кузнецова Л. Э., Кулешова М. Ю. Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения // Молодой ученый. - 2015. -№ 23.- С. 877-879.
[6] Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
[7] Питкевич М. Ю. Взаимосвязь психо-эмоцио-нального состояния и уровня стрессоустой-чивости студентов высшей школы // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6(49). - С. 249-252.
[8] Айзман Р. И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 9. - С. 85-91.
[9] Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И., Рубанович В. Б. Программа комплексной оценки здоровья и развития студентов высших и средних учебных заведений. [Электронный ресурс]. / Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2013.
—-ЭЪЭ+Ы-3-—
~ 35 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
[10] Лебедев А. В., Айзман Р. И., Айзман Н. И., Рубанович В. Б. Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов [Электронный ресурс]. / Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2013.
[11] Габдреева Г. Ш. Гендерные различия адаптивности личности // Филология и культура. - 2016. - № 1 (43). - С. 338-347.
[12] Богомаз С. А., Мацута В.В. Опросниковые методы исследования личностного потенциала: методическое руководство. - Томск: ТГУ, 2012. - 39 с.
[13] Петухова Ю. О. Ценностная ориентация на вызов и принятие риска как компоненты инновационного потенциала личности // Диагностика и формирование мотивационной готовности к инновационной деятельности в условиях непрерывного профессионального образования: Материалы Всероссийской научной конференции / Под ред. О. М. Крас-норядцевой. - Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. - С. 125-132.
CHARACTERISTICS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS IN THE DYNAMICS OF THEIR TRAINING IN TECHNICAL
UNIVERSITY
Klimov1 V.M., Aizman2 R.I.
'Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation
Annotation. The article presents an assessment of the level of psychological health of students during their study at the university. Girls and boys of the first, second and the fourth years of different faculties of the technical university were involved in the survey. The analysis of psychophysiological and personal parameters of health was carried out using the following methods, characterizing various types of memory (mechanical, semantic, and figurative), level of attention concentration (according to Schulte's tables), mental working capacity, the speed of sensoric-motor response to light stimulus, mobility of nervous processes, as well the following tests: "Assessment of socio-psychological adaptation" (according to A.K. Osnitsky), "Assessment of the level of reactive and personal anxiety" (according to Ch. D. Spielberg, Yu.L. Khanin) , "Determination of the level of resilience", "Motivation to success" (according to T. Ehlers), "Vitality" (according to S. Muddy), "Satisfaction with life" (according to E. Diner), "Career orientation questionnaire" ("Career Anchor" by E. Shane), "Basic Values". The difficulties of the first year, associated with the process of adaptation to new conditions, negatively affected the psycho-emotional status and personal potential of students. To the 2nd course some psychophysiological and personal indicators of the students were somewhat reduced, reflected the state of resistance, and in the fourth year they practically did not differ from the freshmen, probably being a consequence of the preparation for graduation. All described indicators corresponded to the normative values, however, there were gender differences - girls were more stressed than boys and had a lower level of stress resistance, but they had more stable psychophysiological characteristics. It is noted that insufficient attention is paid to the formation of socially significant personal qualities of students in the system of training at a technical university.
—--—
~ 36 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—---
Key words: students, health, psychoemotional state, psychophysiological status, personal potential, basic values.
REFERENCES
[1] Anfalova N. S. Vlijanie komp'jutemyh tehnologij obuchenija na psihofiziologicheskie funkcii organizma studentov 1-5 kursov univer-siteta [Influence of computer learning technologies on the psychophysiological functions of the body of students 1-5 courses of the university]. Fundamental'nye issledovanija [Basic research]. 2012. No 9 (4). PP. 835-837 (in Russ.).
[2] Bisaliev R. V., Kuc O. A. Psihologicheskie aspekty adaptacii studentov medicinskogo vuza [Psychological aspects of the adaptation of medical students]. Sovremennye naukoemkie tehnologii [Modern high technologies]. 2007. No 4. PP. 97-98 (in Russ.).
[3] Novak E. S. Zdorov'e studencheskoj molodezhi kak social'naja problema [The health of student youth as a social problem]. Vestnik VolGU [Bulletin of VolSU]. 2001. Ser. 7. Vol. 1. PP. 125133 (in Russ.).
[4] Zashihina V. V., Cyganok T. V. Psihofiziologicheskie aspekty adaptacii studentov vuzov [Psy-chophysiological aspects of the adaptation of university students]. Fundamental'nye issledo-vanija [Basic research]. 2014. No 2. PP. 64-68 (in Russ.).
[5] Kuznecova L. Eh., Kuleshova M. Yu. Pov-yshenie adaptacionnogo potenciala lichnosti stu-dentov v processe ih psihologicheskogo so-provozhdenija [Increase of the adaptive potential of the personality of students in the process of their psychological support]. Molodoj uchenyj [Young Scientist]. 2015. No 23. PP. 877-879 (in Russ.).
[6] Osuhova N. G. Psihologicheskaja pomoshh' v trudnyh i jekstremal'nyh situacijah: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Psychological assistance in difficult and extreme conditions]. Moscow: Academy Publ. 2005. 288 p. (in Russ.).
[7] Pitkevich M. Ju. Vzaimosvjaz' psiho-jemocion-al'nogo sostojanija i urovnja stressoustojchivosti studentov vysshej shkoly [Interrelation of psycho-emotional state and level of stress resistance of students of higher education]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. [World of Science, Culture, Education]. 2014. No 6(49). PP. 249-252. (in Russ.).
[8] Ajzman R. I. Sovremennye predstavlenija o zdo-rov'e i kriterii ego ocenki [Modern ideas about health and criteria for its evaluation]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical journal]. 2012. No 9. PP. 85-91. (in Russ.).
[9] Ajzman, R. I., Lebedev, A. V., Ajzman, N. I., Rubanovich, V. B., 2013. Programma kom-pleksnoj ocenki zdorov'ja i razvitija studentov vysshih i srednih uchebnyh zavedenij. [Program of integrated assessment of health and development of students of higher and secondary educational institutions]. Federal'naya sluzhba po in-tellektual'noj sobstvennosti, Novosibirskij gosu-darstvennyj pedagogicheskij universitet. [Federal Service for Intellectual Property, Novosibirsk State Pedagogical University]. Novosibirsk. (in Russ.)
[10] Lebedev, A. V., Ajzman, R. I., Ajzman, N. I., Rubanovich, V. B., 2013. Ocenka social'no-psi-hologicheskoj adaptacii i lichnostnogo potenciala studentov [Assessment of socio-psycholog-ical adaptation and personal potential of students]. Federal'naya sluzhba po intellektual'noj sobstvennosti, Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. [Federal Service for Intellectual Property, Novosibirsk State Pedagogical University]. Novosibirsk. (in Russ.)
[11] Gabdreeva G. Sh. Gendernye razlichiya adap-tivnosti lichnosti [Gender differences in personal adaptability]. Filologiya i kul'tura [Philology and Culture]. 2016. No 1(43). PP. 338-347 (in Russ.)
[12] Bogomaz S. A., Macuta V.V. Oprosnikovye metody issledovanija lichnostnogo potenciala:
—-эъэ+ы-3-—
~ 37 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
metodicheskoe rukovodstvo [Questionnaire methods of research of personal potential]. Tomsk: TGU. 2012. 39 p. (in Russ.).
[13] Petuhova Ju. O. Cennostnaja orientacija na vyzov i prinjatie riska kak komponenty inno-vacionnogo potenciala lichnosti [Value orientation on the challenge and acceptance of risk as components of the innovative potential of the in-
dividual]. Diagnostika i formirovanie moti-vacionnoj gotovnosti k innovacionnoj deja-tel'nosti v uslovijah nepreryvnogo profession-al'nogo obrazovanija: Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii [Diagnosis and formation of motivational readiness for innovative activity in conditions of continuous vocational education]. Tomsk: TML-Press. 2010. PP. 125-132. (in Russ.).
—--—
~ 38 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)