2017, том 19 [3]
УДК 612.014.32:371.839:378.4
УТОМЛЕНИЕ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Корнякова В.В., Ашвиц И.В., Муратов В.А.
ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет», г. Омск, Российская Федерация.
Аннотация. Увеличение интенсивности и продолжительности труда приводит к снижению работоспособности и развитию утомления, что существенно снижает производительность на производстве и успешность учебной деятельности. Обучающиеся младших курсов высших учебных заведений наиболее уязвимы в отношении возникновения утомления. Это связано с адаптацией к учебной деятельности и изменением образа жизни. Однако, вопросы, отражающие частоту возникновения этого состояния у обучающихся первого и второго курса, а также его влияния на качество жизни студентов и их здоровье, малоизучены. Вместе с тем, актуальность их освещения обусловлена опасностью развития состояния переутомления, которое может явиться причиной возникновения некоторых патологических состояний. В работе по данным проведенного анкетирования установлено, что процент студентов с утомлением на первом курсе выше, чем на втором.
Ключевые слова: утомление, умственная работа, студенты, анкетирование, профилактика утомления
Непременной составляющей полноценной жизни людей является их физическая и умственная деятельность. Возрастание интенсивности и продолжительности труда приводит к снижению работоспособности. Развитие утомления обычно является нормальной физиологической реакцией, возникающей после напряженной или длительной работы. После отдыха утомление проходит, самочувствие и работоспособность восстанавливаются. Однако, может возникнуть опасное для здоровья состояние чрезмерного утомления, получившее название переутомления. Особенно опасно не всегда очевидное хроническое переутомление, возникающее при умственном труде. О возникновении утомления могут свидетельствовать: снижение продуктивности труда,дви-гательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания, неблагоприятные изменения физиологических функций, появление чувства усталости [1]. Студенты младших курсов наиболее подвержены возникновению этого состояния, что связано с адаптацией к учебной деятельности [2]. Это обуславливает актуальность изучения
проблемы умственного утомления у обучающейся молодежи.
Цель исследования: выявить среди студентов младших курсов медицинского университета, обучающихся с признаками умственного утомления и предложить мероприятия по профилактике этого состояния.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 40 студентов -добровольцев (девушки и юноши) первого и второго курсов стоматологического и педиатрического факультетов Омского государственного медицинского университета. Критериями выявления умственного утомления являлись данные анамнеза и анкетирования. Для проведения анкетирования использовали анкету здоровья [3].
Результаты исследования. В период проведения исследования студентами первого курса общее самочувствие субъективно оценивалось как хорошее - 12%, неудовлетворительное - 34%, удовлетворительное - 54%. Среди обучающихся второго курса 15% респондентов оценивали свое самочувствие как хорошее, 10% как неудовлетво-
—-Ече^с-—
~ 62 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999
On line scientific & educational Bulletin "Health
—-
e-ISSN 2226-7417 and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 3 eoe-—
рительное и 75% - удовлетворительное. Установлено, что на момент проведения исследования 36% студентов первого курса оценивали выполняемую умственную нагрузку как среднюю, а остальные 64% - как сильную. У обучающихся второго курса эти показатели составили соответственно 42% и 58%.
Одним из важных диагностических критериев, сигнализирующих о возникновении утомления, является снижение работоспособности [4]. По данным проведенного исследования оно отмечено у 47% студентов второго курса и 67% обучающихся на первом курсе. Снижение успеваемости отмечали 47% опрошенных первокурсников и 39% второкурсников. Нежелание учиться, стремление к уединению после учебы, чрезмерная обидчивость и раздражительность по мелочам установлена у 42% студентов первого курса. На вопросы анкеты «необоснованные жалобы и конфликты с окружающими», «безразличие к результатам учебы» все анкетируемые ответили отрицательно. Также выявлено, что продолжительность ночного сна у студентов младших курсов составляет в среднем шесть часов, что не соответствует норме достаточной для восстановления организма. Нарушение режима дня и питания присутствует у 67% всех опрошенных студентов.
Таким образом, по результатам исследования можно заключить, что студенты стоматологического и педиатрического факультетов младших курсов, выполняя одинаковую учебную нагрузку, отличались по итогам проведенного анкетирования, а именно процент студентов с утомлением был выше на первом курсе. Это можно обосновать напряжением адаптационных процессов, происходящим у первокурсников в связи с перестройкой под новый образ жизни.
Вместе с тем, необходимо отметить, что систематическое выполнение работы студентами на фоне нарушения восстановительных процессов, нарушения режима труда и отдыха, чрезмерного нервно-психического напряжения могут привести к переутомлению и, как следствие, к перенапряжению нервной системы, что может неблагоприятно сказаться на работе сердечно-сосудистой системы, явиться причиной возникновения гипер-тензии и других патологических состояний, снижения защитных свойств организма [5, 6].
В связи с вышеизложенным необходимо проводить просветительскую работу с обучающимися и внедрять мероприятия по профилактике развития умственного утомления у студентов младших курсов: соблюдение режима дня, оптимизация режима труда и отдыха, гармоничное сочетание умственного труда с физическими нагрузками; рациональное питание, а при необходимости использование витаминно-минеральных комплексов и биологически активных добавок к пище [7, 8]. Важным фактором профилактики утомления, бесспорно, является санитарное состояние учебных помещений: кубатура, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление.
Таким образом, в связи с увеличением интенсивности умственного труда у студентов изучение вопросов, связанных с развитием утомления и его профилактикой представляется на сегодняшний день весьма актуальным. В проведенном исследовании показано, что процент студентов с утомлением выше на первом курсе. Это связано со многими факторами, в числе которых смена обстановки, перестройка организма под новые условия работы, изменение привычного образа жизни и другие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодров В.А. Профессиональное утомление: фундаментальные и прикладные проблемы. - М.: Институт психологии РАН. 2009. 552 с.
2. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. 2008. № 3(51). С. 37-48.
3. Макарова Г.А. Спортивная медицина. М.: Советский спорт. 2002. 480 с.
4. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования. М.: Советский спорт. 2006. 280 с.
5. Алвани А. Структурно-лингвистический подход к оценке функциональных состояний организма у спортсменов высокой квалификации с признаками хронического утомления // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2015. № 8. С. 3-8.
—-эъэ+ы-з-—
~ 63 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 3
—--—
6. Корнякова В.В., Муратов В.А. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы у спортсменов-пловцов при утомлении // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2017. Том 19, № 4. С. 113-115.
7. Корнякова В.В. Применение биологически активной добавки «Селен-актив» при утомлении у
спортсменов циклических видов спорта // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 5-2. С. 231-232.
8. Корнякова В.В. Применение селена для коррекции метаболизма пуринов при утомлении у спортсменов циклических видов спорта // Омский научный вестник. 2015. № 2 (144). С. 224-226.
FATIGUE AT STUDENTS OF YOUNGER COURSES OF THE MEDICAL UNIVERSITY
Kornyakova V.V., Ashvits I.V., Muratov V.A.
Omsk State Medical University, Omsk, Russian Federation
Annotation. The increase in intensity and duration of labor leads to a decrease in working capacity and the development of fatigue, which significantly reduces productivity in production and the success of training activities. Students of the first and second year of higher education are most vulnerable to the occurrence of fatigue. This is due to the adaptation to learning activities and lifestyle changes. However, questions reflecting the frequency of this condition in students, as well as the effect of fatigue on the quality of life of students and their health, are poorly understood. The relevance of their study is due to the danger of developing a state of excessive fatigue, which can cause some pathological conditions. In the work according to the results of the questionnaire survey it was found that the percentage of students with fatigue in the first year is higher than the second.
Key words: fatigue, mental work, students, survey, prevention of fatigue.
REFERENCES
1. Bodrov V.A. Professional'noe utomlenie: fundamen-tal'nye i prikladnye problemy. - M.: Institut psihologii RAN. 2009. 552 p.
2. Vinogradova A.A. Adaptacija studentov mladshih kursov k obucheniju v vuze // Obrazovanie i nauka. 2008. no. 3(51). pp. 37-48.
3. Makarova G.A. Sportivnaja medicina. M.: Sovetskij sport. 2002. 480 p.
4. Rozhencov V.V., Polevshhikov M.M. Utomlenie pri zanjatijah fizicheskoj kul'turoj i sportom: problemy, metody issledovanija. M.: Sovetskij sport. 2006. 280 p.
5. Alwani A. Structural-linguistic approach to assessment of functional states of organism of elite sportsmen, who have symptoms of chronic tiredness // Pedagogika,
psihologija i mediko-biologicheskie problemy fizi-cheskogo vospitanija i sporta. 2015. № 8. pp. 3-8.
6. Kornjakova V.V., Muratov V.A. Assessment of functional condition of cardiovascular system in athletes swimmers under fatigue // Zhurnal nauchnyh statej «Zdo-rov'e i obrazovanie v XXI veke». 2017. Vol. 19, № 4. pp. 113-115.
7. Kornyakova V.V. The use of biologically active supplements "Selenium-aktiv 'during fatigue in athletes cyclic sports // International Journal of Experimental Education. 2016. no. 5-2. pp. 231-232.
8. Kornyakova V.V., Konvaj V.D. The role of the violation of purine metabolism in the damaged rat cardiomy-ocytes at physical activities // Omsk Scientific Bulletin. 2012. no. 1(108). pp. 96-99.
—-Ече^с-—
~ 64 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)