Научная статья на тему 'Современный взгляд преподавателей и студентов-инвалидов на организацию инклюзивного образования в вузе'

Современный взгляд преподавателей и студентов-инвалидов на организацию инклюзивного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
881
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ ИНВАЛИДЫ / ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / INCLUSIVE EDUCATION / STUDENTS DISABLED PEOPLE / RELATION OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кохан С. Т., Патеюк А. В.

Проблема инклюзивного образования в ВУЗах на сегодняшний день является актуальной. Этой проблеме уделяется большое внимание на различных уровнях власти от внутри вузовской до региональной и государственной. Адаптация и социализация студентов-инвалидов в общество должно стать основой благополучия студента в образовательном социуме. Будущее людей с инвалидностью напрямую зависит от полученных ими знаний и умений. Поэтому образование в ВУЗах дает этой категории людей дополнительные возможности по приобретению профессии, реализации своих возможностей и как следствие, значительное улучшение качества жизни. Успешность социализации и адаптации студентов с ОВЗ в условиях ВУЗа зависит от большого количества факторов. К таким факторам можно отнести организацию процесса учебной деятельности, психологические характеристики самого человека, а также особенности организации процесса социализации в вузе [1, 2, 3]. Результаты исследования показали, что преподаватели ЗабГУ считают, что для улучшения условий образования студентов с инвалидностью, необходимо обеспечить Вуз учебно-методическими материалами, адаптированными для студентов с ОВЗ улучшить подготовку профессорско-педагогического состава, развить материально-техническую базу изыскать возможность материальной стимуляции преподавателей, обучающих студентов с ОВЗ [4, 5]. Большинство студентов с ОВЗ в обучающихся в ЗабГУ относятся к активным оптимистам и обладают высокими адаптационными возможностями, что позволяет им быстро адаптироваться к условиям ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кохан С. Т., Патеюк А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN VIEW OF TEACHERS AND DISABLED STUDENTS ON THE ORGANIZATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The problem of inclusive education in higher education institutions in is relevant today. Much attention at various levels of the power from inside high school to regional and state is paid to this problem. Adaptation and socialization of disabled students in society has to become a basis of wellbeing of the student in educational society. The future of people with disabilities directly depends on knowledge and abilities gained by them. Therefore in higher education institutions additional opportunities for acquisition of a profession, realization of the opportunities and as a result, considerable improvement of quality of life educates this category of people. The success of socialization and adaptation of students with OVZ in the conditions of higher education institution depends on a large number of factors. It is possible to carry the organization of process of educational activity, psychological characteristics of the person and also feature of the organization of process of socialization in higher education institution to such factors [1, 2, 3]. Results of a research have shown that teachers of ZABGU consider that for improvement of conditions of education of students with disability, it is necessary to provide Higher education institution with the educational and methodical materials adapted for students with OVZ to improve training of professorial teaching staff, to develop material and technical resources to find a possibility of material stimulation of the teachers training students with OVZ [4, 5]. Most of students with OVZ in students in ZABGU concern active optimists and have high adaptation potential that allows them to adapt to conditions of higher education institution quickly.

Текст научной работы на тему «Современный взгляд преподавателей и студентов-инвалидов на организацию инклюзивного образования в вузе»

2017, том 19 [9]

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2017-19-9-2-8

УДК 37.047

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Кохан С. Т., Патеюк А.В.

ФГБОУ ВО Забайкальский государственный университет, г. Чита, Российская Федерация

Аннотация. Проблема инклюзивного образования в ВУЗах на сегодняшний день является актуальной. Этой проблеме уделяется большое внимание на различных уровнях власти от внутри вузовской до региональной и государственной. Адаптация и социализация студентов-инвалидов в общество должно стать основой благополучия студента в образовательном социуме. Будущее людей с инвалидностью напрямую зависит от полученных ими знаний и умений. Поэтому образование в ВУЗах дает этой категории людей дополнительные возможности по приобретению профессии, реализации своих возможностей и как следствие, значительное улучшение качества жизни. Успешность социализации и адаптации студентов с ОВЗ в условиях ВУЗа зависит от большого количества факторов. К таким факторам можно отнести организацию процесса учебной деятельности, психологические характеристики самого человека, а также особенности организации процесса социализации в вузе [1, 2, 3]. Результаты исследования показали, что преподаватели ЗабГУ считают, что для улучшения условий образования студентов с инвалидностью, необходимо обеспечить Вуз учебно-методическими материалами, адаптированными для студентов с ОВЗ улучшить подготовку профессорско-педагогического состава, развить материально-техническую базу изыскать возможность материальной стимуляции преподавателей, обучающих студентов с ОВЗ [4, 5]. Большинство студентов с ОВЗ в обучающихся в ЗабГУ относятся к активным оптимистам и обладают высокими адаптационными возможностями, что позволяет им быстро адаптироваться к условиям ВУЗа.

Ключевые слова: инклюзивное образование, студенты инвалиды, отношение преподавателей.

Для выявления проблем в учебном процессе инклюзивного образования среди про-фессорско-педагогического состава, студентов-инвалидов и студентов с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) было проведено анкетирование 150

—--—

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

преподавателей (23% преподавательского состава (19% женщины и 4% мужчины), а так же 112 студентов с ОВЗ (91% из всех, обучающихся студентов с ОВЗ из которых 82% -девушки и 18% - юноши).

Практически 100% преподавателей из числа участвующих в исследовании считают, что необходимы специальные условия для студентов-инвалидов. Более половина преподавателей (65%) имеют опыт общения с инвалидами в повседневной жизни, что выражается в эпизодических контактах, 21% - систематические контакты, 13% - отсутствие опыта. По результатам исследования часть преподавателей, а это 54% относится к студентам инвалидам положительно, остальные опрошенные выразили к таким студентам уважение и жалость. К сожалению, пока отсутствует полностью централизованное информирование преподавателей о наличии студентов с ОВЗ в группах. Так преподаватели об обучении таких студентов в 42% случаях узнают из личного наблюдения, 36% получают информацию от сотрудников деканата, ив 21% случаев преподавателя информируют сами студенты инвалиды. Хотя все преподаватели сказали, что информация об особенностях здоровья необходима т.к., такие данные позволят более адаптировано представлять информацию.

По мнению преподавателей, у студентов при обучении в ВУЗе возникают следующие проблемы: связанные с организацией доступной образовательной среды в ВУЗе (39%), проблемой преодоление психологического барьера (34%) при общении, проблемы ограниченного доступа к социальным и образовательным ресурсам (22%).

На основании индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) адаптированная образовательная учебная программа и индивидуальные учебные планы являются важными условиями успешного получения образования студентами с ОВЗ. Необходимость этого записана в законе «Об образовании в Российской Федерации» и внедряется в высших учебных заведениях, что способствует переходу к инклюзивному образованию и даёт возможность обучаться студентам с разными потребностями за счет увеличения сроков обучения и снижения учебной нагрузки. Такие формы обучения, как дистанционное образование и экстернат, отвечают этим требованиям и являются эффективными для студентов с ОВЗ.

Все преподаватели считают обязательное наличие специальных учебников и видеоматериалов для студентов с ОВЗ. На вопрос, какая помощь должна оказываться студентам с инвалидностью в ВУЗе, 62% преподавателей считают, что необходимо создание условий для комфортного обучения, 14% считают, что должны обеспечивать жильем, 13% считают, что необходима помощь в трудоустройстве, 5% считает, что нужна повышенная стипендия.

По результатам исследования можно сделать следующий вывод, что основными проблемами, по мнению преподавателей, являются:

- трудоустройство 27%

- проблемы в обучении 24%

- проблемы в общении 16%

- материальные проблемы 13%

- проблемы планирования семьи 9%

- проблемы организации досуга 7%

—-эъэ+ы-з-—

~ 3 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

По результатам исследования мнения преподавателей можно сделать следующие выводы: общество в целом неоднозначно относится к инвалидам; общение с инвалидами носит эпизодический характер; инфраструктура ВУЗа пока недостаточно подготовлена к приему студентов с ОВЗ. Для полноценного проведения инклюзивного образования необходимо обеспечить дополнительную подготовку преподавателей с целью получения знаний об особенностях инвалидов для улучшения учебного процесса. Большинство опрошенных преподавателей ЗабГУ (87%) считают, что основными технологиями инклюзивного образования на сегодняшний день можно считать: дистанционные технологии, интерактивные технологии, портативные технологии.

Представим основные результаты исследования с целью описания аспектов психологической адаптации студентов c ОВЗ к условиям обучения в вузе.

По результатам адаптированного варианта шкалы активности и оптимизма Шуллера (AOS), сочетание показателей активности и оптимизма мы получили следующие психологические типы:

- 52% из числа испытуемых были отнесены к типу активные оптимисты - АО. Такие люди практически всегда верят в свои силы и неминуемый успех, всегда позитивно смотрят мир и будущее, активно действуют для достижения поставленный целей и задач. Они всегда и жизнерадостны. Такие люди не склонны к плохому настроению и депрессии, В трудных жизненных ситуациях часто используют проблемно-ориентированные стратегии преодоления стресса.

- 18% к типу Реалисты. Этот тип людей всегда адекватно оценивает ситуацию. Исходя из

своих сил и возможностей пытаются найти выход из таких ситуаций. Такие люди хорошо противостоят к возникшей стрессовой ситуации.

- 14% испытуемых к типу активные пессимисты. Для этой категории людей характерна повышенная активность. К сожалению активная их деятельность часто приводит к деструктивным последствиям. При возникновении стрессовых ситуаций они часто используют агрессивные стратегии преодолевающего поведения.

- 8% к типу пассивные пессимисты - характеризуются неверием в свои силы, отсутствием активности, направленной на позитивные изменения в жизни, характеризуются преобладанием мрачного и подавленного настроения, пассивностью. При возникновении стрессовых ситуациях предпочитают стратегии ухода от решения проблем, считают себя жертвой обстоятельств.

- 8% к типу пассивные оптимисты. Эта категория люди постоянно уверены, что «все будет хорошо», и «Все как-нибудь само образуется...». Такие люди, как правило, добродушны, практически всегда веселы. Они пытаются найти даже в плохой ситуации найти что-то положительное. При этом их отличает, то что им не хватает достаточной активности. Они верят в удачу и счастливый случай, склонны к пассивному ожиданию и постоянно откладывают принятие активных действий для решения создавшейся ситуации.

Следует отметить, что показатели одиночества коррелируют с показателями оптимизма (0,76 р=0,01), что говорит о том, что чем выше уровень уверенности испытуемых в преодолении жизненных трудностей или невзгод, уверенности в их временном характере, основанной на вере в силу человеческой природы и в

—--—

~ 4 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

собственные ресурсы тем ниже уровень одиночества.

По опроснику Р. Лазаруса «копинг-страте-гии» мы получили следующие результаты. Ведущими копинг-стратегиями испытуемых являются:

- самоконтроль (усилия по регулированию своих чувств и действий;

- бегство-избегание (мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы в отличие от дистанцирования от нее);

- положительная переоценка (усилия по созданию положительного значения фокусированием на росте собственной личности).

Следует отметить, что показатели копинг-стратегии избегание взаимосвязаны с уровнем субъективного комфорта (-0,51 р=0,01), чем выше уровень субъективного комфорта, тем ниже показатели копинг-стратегии «бегство-избегание».

По методике исследования преодоления трудных жизненных ситуаций ведущими стратегиями являются:

- замещение (стремление обращаться к позитивным ситуациям, к активности, делать себе что-либо приятное);

- психомышечная релаксация (расслабление полное или отдельных частей тела, отдых);

- позитивная самомотивация (приписывать себе компетенцию и способность контроля).

Следует отметить, что уровень одиночества положительно коррелирует с показателями такой стратегии как социальная замкнутость 0,71 р= 0,001: чем выше уровень субъективного переживания одиночества тем более вероятность проявления стратегии социальная замкнутость.

Уровень субъективного переживания одиночества также взаимосвязан с такими стратегиями как: заезженная пластинка (0,61 р=0,01), жалость к себе (0, 73 р=0,01), самообвинения (0,74 р=0,01), агрессия (0,64), чем выше уровень одиночества тем более испытуемые проявляют неумение переключать негативные мысли, постоянно раздумывают над ТЖС, проявляют жалость к себе, самообвинения и агрессию.

Показатели активности отрицательно коррелируют с жалость к себе (-0,58 р=0,01), чем выше активность студентов, тем меньше проявляется стратегия - жалость к себе, показатели оптимизма отрицательно взаимосвязаны с показателями жалости к себе (-0,65 р=0,01) и самообвинения (-0,63 р=0,01), чем выше уровень оптимизма, тем ниже уровень жалости к себе и самообвинений.

Результаты исследования по методике Мадди, направленной на исследование жизнестойкости студентов, показали, что выраженность таких компонентов как вовлеченность, контроль, принятие риска проявилась у большинства испытуемых, что свидетельствует о том, что ЖС препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.

По опроснику «Адаптивность» МЛО А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина по шкале «лич-ностно адаптационный потенциал» мы получили сл. результаты:

- 60% испытуемых показали хорошие адаптационные способности (такие люди свободно адаптируются к новым условиям жизни, деятельности и общения в новом коллективе. Они начинают быстро и самое глав-

—-эъэ+ы-з-—

~ 5 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

ное, адекватно ориентироваться в создавшейся ситуации, быстро строят стратегию своего поведения в новых ситуациях для более полноценной социализации в обществе.

Такие люди стараются избегать конфликтных ситуаций и хорошей антистрессовой устойчивостью.

Функциональное состояние лиц этой группы в период адаптации остаётся в пределах нормы, работоспособность сохраняется).

- 40% испытуемых удовлетворительный уровень адаптации (большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Процесс социализации осложнён, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности. Функциональное состояние в начальные этапы адаптации может быть нарушено. Лица этой группы требуют постоянного контроля).

При исследовании отношения студентов с ОВЗ к инклюзивному образованию установлено, что у таких студентов есть желание проходить обучение совместно со здоровыми студентами. По опроснику «Адаптивность» МЛО А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина по шкале «личностно адаптационный потенциал» мы получили следующие результаты: 60% испытуемых показали хорошие адаптационные способности; 40% испытуемых удовлетворительный уровень адаптации.

Выводы:

1. Преподаватели ЗабГУ считают, что для улучшения условий профессионального об-

разования студентов с инвалидностью, необходимо обеспечить ВУЗ учебно-методическими материалами, адаптированными для студентов с ОВЗ и психологическую подготовку профессорско-педагогического состава.

2. Создать безбарьерную среду во всех учебных корпусах и общежитиях университета и развить материально-техническую базу.

3. Изыскать возможность материальной стимуляции преподавателей, обучающих студентов с ОВЗ.

4. Большинство студентов-инвалидов обучающихся в ЗабГУ относятся к активным оптимистам, что можно объяснить их желание получить образование и изменить свой образ жизни.

5. Основная часть студентов с ОВЗ ЗабГУ (60%) обладают высокими адаптационными возможностями, что позволяет им быстро адаптироваться к условиям ВУЗа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Besan A.Je. Izuchenie social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov v processe inkljuzivnogo vuzovskogo obuchenija / A.Je. Besan, M.D. Konovalova // V sbomike: Reabilitacija, abilitacija i socializacija: mezhdisciplinarnyj podhod. Moskva, 2016. - S. 618-625.

[2] Zaborina L.G. Praktika okazanija psihologicheskoj pomoshhi v ramkah social'no-psihologicheskogo treninga studentam s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja / L.G. Zaborina // Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogicheskie nauki. 2017. - T. 12. № 2. - S. 41-46.

—--—

~ 6 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—---

131 Pcihologo-pedagogicheckie osnovy obuchenija studentov c OVZ v vuze / pod red. B.B. Ajcmon-taca: hrestomatija dlja prepodavatelej sfery vysshego professional'nogo obrazovanija, rabo-tajushhih so studentami c OVZ. - M.: MGPPU, 2013. - 334 c.

[4] Kohan S.T. Issledovanie nekotoryh aspektov inkljuzivnogo obrazovanija studentov-invalidov v Zabajkal'skom krae / S.T. Kohan, A.V.

Patejuk, M.Ju. Plotnikova i dr. // Problemy sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovanija. Sbornik nauchnyh trudov: - Jalta: RIO GPA, 2017. - Vyp. 54. - Ch.6. s. 100 - 105. [5] Reabilitacija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja / S.T Kohan., Ju.Ju. Shurygina, A.V. Patejuk [i dr.] / pod red. S.T. Kohana. Chita, ZabGU, 2016. - 280 s.

MODERN VIEW OF TEACHERS AND DISABLED STUDENTS ON THE ORGANIZATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN HIGHER EDUCATION

INSTITUTION

Kokhan S. T., Pateyuk A. V.

Transbaikal state university, Chita, Russian Federation

Annotation. The problem of inclusive education in higher education institutions in is relevant today. Much attention at various levels of the power from inside high school to regional and state is paid to this problem. Adaptation and socialization of disabled students in society has to become a basis of wellbeing of the student in educational society. The future of people with disabilities directly depends on knowledge and abilities gained by them. Therefore in higher education institutions additional opportunities for acquisition of a profession, realization of the opportunities and as a result, considerable improvement of quality of life educates this category of people. The success of socialization and adaptation of students with OVZ in the conditions of higher education institution depends on a large number of factors. It is possible to carry the organization of process of educational activity, psychological characteristics of the person and also feature of the organization of process of socialization in higher education institution to such factors [1, 2, 3]. Results of a research have shown that teachers of ZABGU consider that for improvement of conditions of education of students with disability, it is necessary to provide Higher education institution with the educational and methodical materials adapted for students with OVZ to improve training of professorial teaching staff, to develop material and technical resources to find a possibility of material stimulation of the teachers training students with OVZ [4, 5]. Most of students with OVZ in students in ZABGU concern active optimists and have high adaptation potential that allows them to adapt to conditions of higher education institution quickly. Key words: inclusive education, students disabled people, relation of teachers.

REFERENCES

[1] Besan A.E. Studying of social and psychological adaptation of students in the course of inclusive high school training / A.E. Besan, M.D. Konovalova//In the collection: Rehabilitation, abilitation and socialization: cross-disciplinary approach. Moscow, 2016. - Page 618-625.

[2] Zaborina L.G. Practice of rendering psychological assistance within the social and psychological training to students with limited opportunities of health/L. G. Zaborin//Scientists of a note of the Transbaikal state university. Series: Pedagogical sciences. 2017. - T. 12. No. 2. - Page 4146.

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

131 Psychology and pedagogical bases of training of students with OVZ in higher education institution / under the editorship of B.B. Aysmontasa: the anthology for the teachers of the sphere of higher education working with students with OVZ. - M.: MGPPU, 2013. - 334 with.

[4] Kokhan S.T. A research of some aspects of inclusive education of disabled students in Za-baykalsky Krai / S.T. Kokhan, A.V. Pateyuk,

M.Yu. Plotnikova, etc.//Problems of modern pedagogical education. Collection of scientific works: - Yalta: RIO GPA, 2017. - Issue 54. -Ch.6. page 100 - 105.

[5] Rehabilitation of children with limited opportunities of health / Page. T Kokhan., Yu.Yu. Shur-ygina, A.V. Pateyuk [etc.] / under the editorship of S.T. Kokhan. Chita, ZABGU, 2016. - 280 pages.

—--—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

~ 8 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.