Научная статья на тему 'Анализ внедрения инклюзивного образования в Забайкальском государственном университете'

Анализ внедрения инклюзивного образования в Забайкальском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / INCLUSIVE EDUCATION / STUDENTS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / TRANSBAIKAL STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кохан Сергей Тихонович, Патеюк Андрей Владимирович

В статье проанализированы технологии инклюзивного образования молодежи и выявлены особенности его формирования для студентов с ОВЗ в контексте осуществлении программ формирования доступной среды в Забайкальском государственном университете. К основным проблемам, возникающим в системе высшего образования Забайкальского государственного университета относятся: недостаточная приспособленность помещений и финансирование, как следствие неполный охват потребностей студентов с ОВЗ; отсутствие дифференциального подхода образовательных сред и условий, разницы в направлениях подготовки, организационных формах и источниках финансирования; отсутствие адаптированной учебной программы и учебных планов, включающих индивидуальные сроки и объем освоения учебных дисциплин для студентов с особыми образовательными потребностями; неготовность части преподавателей и отсутствие у них навыков общения со студентами с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кохан Сергей Тихонович, Патеюк Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of introduction of inclusive education at the Transbaikal state university

In article technologies of inclusive education of youth are analysed and features of his formation for students with OVZ in a context implementation of programs of formation of the available environment at the Transbaikal state university are revealed. Treat the main problems arising in system of the highest formation of the Transbaikal state university: not sufficient fitness of rooms and financing as the investigation not full coverage of needs of students with OVZ; lack of differential approach of educational environments and conditions, differences in the directions of preparation, organizational forms and sources of financing; lack of the adapted educational program and educational plans including individual terms and volume of development of subject matters for students with special educational needs; unavailability of a part of teachers and absence of skills of communication at them so students with OVZ.

Текст научной работы на тему «Анализ внедрения инклюзивного образования в Забайкальском государственном университете»

2016, том 18 [12]

УДК: 378

АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

С. Т. Кохан, А. В. Патеюк

ФГБОУ ВП «Забайкальский государственный университет» Минобрнауки РФ Чита, Россия

Аннотация. В статье проанализированы технологии инклюзивного образования молодежи и выявлены особенности его формирования для студентов с ОВЗ в контексте осуществлении программ формирования доступной среды в Забайкальском государственном университете. К основным проблемам, возникающим в системе высшего образования Забайкальского государственного университета относятся: недостаточная приспособленность помещений и финансирование, как следствие — неполный охват потребностей студентов с ОВЗ; отсутствие дифференциального подхода образовательных сред и условий, разницы в направлениях подготовки, организационных формах и источниках финансирования; отсутствие адаптированной учебной программы и учебных планов, включающих индивидуальные сроки и объем освоения учебных дисциплин для студентов с особыми образовательными потребностями; неготовность части преподавателей и отсутствие у них навыков общения со студентами с ОВЗ. Ключевые слова: инклюзивное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья, Забайкальский государственный университет.

Актуальность темы исследования определена тем, что в настоящее время в просветительной политике России совершаются значительные перемены. Опираясь на социальные требования государства и общества в целом, подразумевающие предоставление общего доступа молодых людей к полному качественному образованию в соответствии с их увлечениями и предрасположенностя-ми, независимо от места проживания, материального достатка семьи, расы и состояния здоровья формируется необычная культура содействия и поддержки обучающемуся в учебно-воспитательном процессе [2; 3]. Благодаря этому в вузах России в целом, и Забайкальском крае в частности, увеличилось количество студентов с проблемами здоровья, которые имеют возможность

обучаться совместно с обычными людьми, что способствует наиболее полной их самореализации [1; 4; 5].

Инклюзивное образование подразумевает не только организацию технических условий для свободного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательные организации, но и специфику учебно-воспитательного процесса, строящегося с учетом психофизических способностей человека с ОВЗ. Вузы, практикующие инклюзивное образование, должны организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение человека с ОВЗ, а также создать особенную морально-психологическую атмосферу в преподавательском и студенческом коллективах, который основан на осмыслении проблем,

~ 68 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Кохан С.Т., ПатеюкА.В. Анализ внедрения инклюзивного образования...

нужд студента с ОВЗ и на желании оказать ему необходимую поддержку [2; 4; 5].

Цель исследования: проанализировать технологии инклюзивного образования и выявить особенности его формирования у студентов с ОВЗ в контексте осуществлении программ формирования доступной среды в Забайкальском государственном университете (ЗабГУ).

Впервые официальное обсуждение инклюзивного образования в Забайкальском крае началось с 2007 года, когда общественная организация «Читинская ассоциация дефектологов» провела семинар по теме: «Инклюзивное образование детей сограниченными возможностями (младшего школьного возраста) в условиях общеобразовательной школы» в Читинском институте переподготовки кадров работников образования [4; 5]. После большого периода в 2014 году Забайкальский край вошел в рейтинг из 34 субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации новых федеральных государственных образовательных стандартов для людей сограниченными возможностями, с самым большим количеством федеральных средств — 48 млн руб. [Постановление Правительства Забайкальского края от 17 февраля 2014 г. № 75 «Об утверждении государственной программы Забайкальского края „Доступная среда (2014—2015 годы)" // Азия-Экспресс. 24 февраля 2014. № 7/1].

Конкурсная комиссия приняла решение о предоставлении региону субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы развития образования по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей. Помимо этого из регионального бюджета было выделено почти 18,7 млн руб., которые были вложены в оснащение специализированных учреждений для слабовидящих, слабослышащих и умственноотсталых детей [4; 5].

Как показывают данные Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю, в настоящее время в вузах обучаются около 4% студентов из числа лиц с ОВЗ. Это означает, что большинство молодых людей с психофизическими отклонениями не охвачены высшим образованием, и для их привлечения нужно создавать специальные условия. На VI Всероссийском симпозиуме «Современные тенденции и перспек-

тивы развития доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (21—22 апреля 2016 г.) руководитель Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края А.А. Томских подчеркнул актуальность проблемы доступности и качества образования людей с ограниченными возможностями здоровья, требующей поиска и апробации новых подходов к организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, создания психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными учащимися возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов в Забайкальском крае.

Характеризуя контингент учащихся с ОВЗ и с инвалидностью в Забайкальском крае, отметим, что на 2016 год 9107 учащихся с ОВЗ интегрированы в систему образования, из них 2557 детей-инвалидов. При этом обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных учебных заведениях 7228 чел., обучаются дистанционно — 102 чел., обучаются индивидуально на дому — 1325 чел., обучаются в специальных учебных заведениях — 1127 чел.; детей-инвалидов и инвалидов с детства: в общеобразовательных учебных заведениях — 600 чел., обучаются дистанционно — 102 чел., индивидуально на дому — 1325 чел., обучаются в специальных учебных заведениях 530 чел. В 2015— 2016 учебном году в государственных профессиональных образовательных учреждениях, подведомственных Минобразования Забайкальского края, обучались студенты-инвалиды в количестве 241 человек по 10 профессиям и 27 специальностям. В государственной программе «Доступная среда» в Забайкальском крае участвуют 120 образовательных организаций, что составляет 20% от общего количества образовательных организаций.

В настоящее время на базе ЗабГУ (1 января 2016 г.) был определен порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в ЗабГУ, но многие студенты с ОВЗ не могут осваивать учебную программу в установленные сроки и в необходимом объеме. Им требуется программа, составленная с учетом их особенностей и возможностей.

~ 69 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 12

---g»c«o»9-

Также в Забайкальском государственном университете 2 марта 2016 г. было введено «Положение об организации образовательного процесса для обучения лиц с ОВЗ». В соответствии с п. 4 «Положения...» университет проводит техническое переоснащение своих зданий для удобства студентов с ОВЗ. Но до сих пор лица с ОВЗ вынуждены прилагать усилия для передвижения по различным корпусам университета и для преодоления пути к ним.

В ЗабГУ используются специальные средства обучения лиц с ОВЗ и созданы новые формы организации учебного процесса, где внедрены инновационные разработки технического фонда средств реабилитации. Для слабовидящих студентов выпущены учебные и методические пособия с увеличенным размером шрифта. Преподавателями освоена технология мультимедийных презентаций учебных материалов на лекциях и семинарских занятиях. Следует отметить, что направленность университета на разработку и внедрение учебно-методического обеспечения с учетом потребностей студентов с ОВЗ является важным фактором создания совместной образовательной среды и доступности образования.

Проанализировав состояние инклюзивного образования в Забайкальском крае, можно сделать следующие выводы: в регионе ведется активная деятельность по разработке научных аспектов инклюзивного образования и внедрение их на практике; просматривается положительная динамика интеграции студентов с ОВЗ в систему высшего образования; совершенствуется региональная нормативно-правовая база в сфере инклюзивного образования; наблюдается включение в социальную политику региона важных вопросов инклюзивного образовании; тем не менее, на состояние инклюзивного образования в крае оказывают негативное влияние следующие факторы — дефицит бюджета, слаборазвитая социальная инфраструктура, отсутствие профессиональных навыков у части преподавателей, а так же несформирован-ность культуры общения студентов с лицами с ОВЗ и единой системы образовательных стандартов и механизмов инклюзии.

По итогам анкетирования можно сделать следующие выводы: во-первых, большая часть преподавателей университета (32,56%) считают, что слабые и больные люди никому не нужны,

а также что людей с инвалидностью не любят, потому что боятся (27,91%). Изложенные данные говорят об индифферентном отношении общества к инвалидам, что в свою очередь, влечет неготовность преподавателей к работе с инвалидами; во-вторых, отсутствие опыта работы со студентами с ОВЗ, разработанной учебно-методической литературы в университете, а так же недостаточную оснащенность аудиторий специальными техническими средствами, в том числе компьютерной техникой, интерактивными досками, аудио-и видеоматериалами, учебно-практическое оборудование в большей степени затрудняет работу со студентами с ОВЗ и на сегодняшний день делает ее неэффективной; в-третьих, положительные результаты показало исследование по вопросам готовности преподавателей проходить курсы подготовки и переподготовки, необходимые для обучения всех студентов с инвалидностью, а так же изменить свои установки в отношении учащихся с инвалидностью, отличающихся от своих сверстников. В целом все преподаватели сходятся во мнении, что в условиях высшего образования в первую очередь необходимо создать благоприятные условия для пребывания студентов с ОВЗ, формирования толерантного отношения к ним и реализации уже имеющегося плана работы университета в этом направлении.

Студенты университета не уверены в качественности и доступности преподавания предметов в вузе для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Большинство из них довольны совместным обучением со студентами с ОВЗ. Студенты с пониманием относятся к тем трудностям, которые испытывают люди с ограниченными возможностями здоровья в период обучения. Большинство студентов удовлетворительно оценивают степень материально-технического оснащения кабинетов и лабораторий для студентов с ОВЗ.

Атмосфера в группе между студентами и студентами с ОВЗ не всегда дружелюбна. По мнению последних, отношение к ним более равнодушное, чем доброжелательное. Следует отметить то, что многие студенты оценивают свои взаимоотношения с педагогами и сотрудниками университета как деловые и конструктивные, что положительным образом сказывается на образовательный процесс в целом.

~ 70 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Кохан С.Т., ПатеюкА.В. .Анализ внедрения инклюзивного образования...

К основным проблемам, возникающим в ЗабГУ, относятся: не достаточная приспособленность помещений и финансирования и, как следствие, — неполный охват потребностей студентов с ОВЗ; отсутствие дифференциального подхода образовательных сред и условий, разницы в направлениях подготовки, организационных формах и источниках финансирования, неготовность части преподавателей и отсутствие у них навыков общения со студентами с ОВЗ.

Эмпирическое исследование состояния инклюзивного образования в ЗабГУ позволяет отметить среди положительных сторон желание студентов проходить обучение совместно со студентами с ОВЗ, стремление студентов с ОВЗ получить высшее образование в ЗабГУ, готовность преподавателей развивать и совершенствовать свое профессиональное мастерство; среди отрицательных — отсутствие современной материально-технической оснащенности аудиторий, материальной и психологической поддержки преподавателям, обучающих студентов с ОВЗ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аюбова М.Н. Инклюзивное образование и его грани: методическое пособие. Душанбе: Ирфон, 2013. 216 с.

2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие / М.С. Староверова, Е.В. Ковалев, А.В. Захарова и др. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. 167 с.

3. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Ниг-матов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. 204 с.

4. Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / С.Т. Кохан. А.В. Патеюк, В. Л. Антонов и др. Чита: ЗабГУ, 2016. 280 с.

5. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / С.Т. Кохан, Ю.Ю. Шурыгина, А.В. Патеюк, Е.М. Кривошеева и др. Чита: ЗабГУ, 2016. 241 с.

THE ANALYSIS OF INTRODUCTION

OF INCLUSIVE EDUCATION

AT THE TRANSBAIKAL STATE UNIVERSITY

S.T. Kokhan, A.V. Pateyuk

FGBOU VP "The Transbaikal state university"

Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Chita, Russia

Annotation. In article technologies of inclusive education of youth are analysed and features of his formation for students with OVZ in a context implementation of programs of formation of the available environment at the Transbaikal state university are revealed. Treat the main problems arising in system of the highest formation of the Transbaikal state university: not sufficient fitness of rooms and financing as the investigation — not full coverage of needs of students with OVZ; lack of differential approach of educational environments and conditions, differences in the directions of preparation, organizational forms and sources of financing; lack of the adapted educational program and educational plans including individual terms and volume of development of subject matters for students with special educational needs; unavailability of a part of teachers and absence of skills of communication at them so students with OVZ.

Key words: inclusive education, students with limited opportunities of health, the Transbaikal state university._

REFERENCES

1. Ajubova M.N. Inkljuzivnoe obrazovanie i ego gra-ni: metodicheckoe pocobie. Dushanbe: Irfon, 2013. 216 c.

2. Staroverova M.S., Kovalev E.V., Zaharova A.V. i dr. Inkljuzivnoe obrazovanie. Nastol'naja kniga pedagoga, rabotajuschego c det'mi c OVZ: Metodicheckoe pocobie/ M.: Gumanitarnyj izdatel'ckij tsentr VLADOC, 2011. 167 c.

3. Ahmetova D.Z., Nigmatov Z.G., Chelnokova T.A., Jucupova G.V. i dr. Pedagogika i psihologija inkljuzivnogo

obrazovanija: uchebnoe pocobie. Kazan': Izd-vo «Pozna-nie» Instituta ekonomiki, upravlenija i prava, 2013, 204 p.

4. Kohan S.T., Patejuk A.V., Antonov V.L. i dr. Rea-bilitatsija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdo-rovja: uchebno-metodicheskoe posobie. Chita: ZabGU, 2016. 280 s.

5. Kohan S.T., Shurygina Ju.Ju., Patejuk A.V., Kri-vosheeva E.M. i dr. Sotsial'naja rabota s invalidami: uchebnoe posobie. Chita: ZabGU, 2016. 241 s.

~ 71 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.