Научная статья на тему 'Теоретические основания решения взаимосвязанных проблем - развития, сохранения здоровья и качества образования подрастающего поколения'

Теоретические основания решения взаимосвязанных проблем - развития, сохранения здоровья и качества образования подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРИНЦИПЫ ПРИРОДОИ КУЛЬТУРОСООБРАЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / THE CONCEPT OF QUALITY OF SCHOOL EDUCATION / TRAINING OF PROFESSIONALS / THE PRINCIPLES OF NATURE AND CULTURE-BASED EDUCATION / THE PRINCIPLES OF HEALTH PRESERVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Ирина Юрьевна

В статье кратко отражено содержание созданных автором с позиций психолого-педагогического подхода, концепции качества обучения школьников, качества подготовки специалистов в профессиональном образовании; концепции природои культуросообразного образования, принципы здоровьесбережения, что явилось теоретическим основанием для установления психолого-педагогических условий создания творческой, здоровьесберегающей образовательной среды развития личностного потенциала, сохранения здоровья и качества образования подрастающего поколения. Сказанное обосновано и подтверждено исследованиями автора, аспирантов. При этом качество образования выпускников школ, подготовки специалистов в профессиональном образовании предлагается (наряду с компетентностным подходом) оценивать по развитию научного мировоззрения, интеллекта разных интеллектуальных, творческих способностей и психологической готовности школьников, студентов к деятельности в последующих образовательных системах или профессиональных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Heoretical foundations of the interrelated problems solutions-development, health preservation and education quality of the younger generation

The article briefly describes the content created by the author from the standpoint of psyco-pedagogical approach of the concept of teaching quality, quality of training in professional education, concepts of nature and culture based education, principles of health preservation, which is the theoretical basis for the determination of psycho-pedagogical conditions of creative, health-saving educational environment; the development of personal potential, health preservation and quality education of the yonger generation. It is substanti ated and confirmed by the researches of the author and graduate students. It is offered (along with the competencebased approach) to asses the education quality on the development of scientific outlook, intelligencedifferent intellectual, creative abilities and psycological readiness of students to activities in subsequent educational or professional spheres.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания решения взаимосвязанных проблем - развития, сохранения здоровья и качества образования подрастающего поколения»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПРОБЛЕМ — РАЗВИТИЯ, СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

И.Ю. Соколова

ФГБОУ ВПО Томский государственный педагогический университет г. Томск, Россия, 634041

Аннотация. В статье кратко отражено содержание созданных автором с позиций психолого-педагогического подхода, концепции качества обучения школьников, качества подготовки специалистов в профессиональном образовании; концепции природо- и культуросообразного образования, принципы здо-ровьесбережения, что явилось теоретическим основанием для установления психолого-педагогических условий создания творческой, здоровьесберегающей образовательной среды развития личностного потенциала, сохранения здоровья и качества образования подрастающего поколения. Сказанное обосновано и подтверждено исследованиями автора, аспирантов. При этом качество образования выпускников школ, подготовки специалистов в профессиональном образовании предлагается (наряду с компетентностным подходом) оценивать по развитию научного мировоззрения, интеллекта — разных интеллектуальных, творческих способностей и психологической готовности школьников, студентов к деятельности в последующих образовательных системах или профессиональных сферах.

Ключевые слова: концепция качества обучения школьников; подготовка специалистов; принципы при-родо- и культуросообразного образования; принципы здоровьесбережения.

Введение. Подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных, нравственно и физически здоровых, способных к саморазвитию специалистов, бакалавров, магистров требует создания и реализации в системах образования психолого-педагогических условий развития их личностного потенциала, сохранения здоровья, эффективной подготовки к профессиональной деятельности, что и определило цель исследования:

выявить и реализовать психолого-педагогические условия создания образовательной среды, обеспечивающей развитие личностного потенциала, сохранение здоровья и качество образования подрастающего поколения в образовательных системах.

Анализ теорий развития личности, результатов диагностики потенциальных, личностных, интеллектуальных особенностей школьников, студентов [4], созданные авто-

—--—

.....30 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

Соколова И.Ю. Теоретические основания решения взаимосвязанных проблем —

—--—

e-ISSN 2226-7417 развития, сохранения...

ром концепция качества обучения школьников, качества подготовки специалистов [5], выявленные принципы здоровьесбережения [7] позволили выявить 7 принципов развития, сохранения здоровья, качества образования личности в системах образовании с позиций психолого-педагогического подхода. Из них 5 согласуются с пятью принципами личностно-развивающего профессионального образования Э.Ф. Зеера [1].

Согласно созданной концепции (рис. 1) качество обучения школьников, подготовки специалистов в вузе следует оценивать

по трем интегральным характеристикам — уровням развития научного мировоззрения, интеллекта, сформированности психологической системы деятельности, которая характеризуется наличием мотивации, информационной базы деятельности (знаний) способностей целеполагания, программирования, прогнозирования, принимать решения и профессионально-важными качествами, что определяет психологическую готовность выпускников школ, колледжей, вузов к деятельности в последующей образовательной системе или производственной сфер [5].

Рис. 1. Концепция качества обучения школьников, подготовки специалистов в системах образования

~ 31 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 6

—--—

Согласно концепции качество обучения школьников, качество подготовки специалистов обеспечивается при реализации трех групп психолого-педагогических технологий обучения: исследования, проектирования и организации образовательного процесса. Реализация посредством этих технологий принципов гуманизации образования, развития, саморазвития, здоровьесбережения личности в образовательном процессе способствует развитию интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей студентов, школьников. Не менее важной при этом является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в процессе обучения, жизнедеятельности в целом. Этому способствует природосообразное обучение, образование [2], когда учитываются возрастные особенности и сензитивные (наиболее благоприятные) периоды развития психофизиологических функций организма, одновременное развитие функций левого и правого полушарий мозга.

В свою очередь, это способствует развитию личностного потенциала (гносеологического, интеллектуального, аксиологического, творческого и др.) школьников, студентов, сохранению их здоровья в системах образования. Значимым является культуросооб-разное обучение. Реализация его принципов способствует актуализации личностного потенциала, развитию мировоззрения и сознания личности [2], что необходимо школьникам, студентам, каждому человеку в процессе жизнедеятельности для осознания значимости и реализации, предложенных нами принципов здоровьесбрежения [7].

1. Принцип следования основным законам развития природы, мироздания, в соответствии с ним в процессе активной жизнедеятельности человека происходит разви-

тие его потенциальных, творческих возможностей, являющихся средством достижении целей в жизни человека. Для достижения цели организм включает функциональные системы, работающие также по единым законам, обеспечивая постоянство внутренней среды, мобилизуя все обменные процессы в нем соответствии с поставленной задачей.

2. Принцип гармонии с окружающей средой. Опираясь на мнение А. А. Чижевского о том, что жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное, что космические факторы, врываясь в происходящие в планетарной оболочке, физические и химические процессы, вызывают соответствующие изменения в физико-химических, физиологических отправлениях организма, отражаясь на его психическом и социальном поведении. В связи с этим, можно предположить, что причиной заболеваний является нарушение взаимодействия человеческого организма с планетой Земля, всеми ее царствами природы, со всей Вселенной, насыщенной постоянно движущейся энергией, что болезнь следует рассматривать как нарушение потока энергии.

3. Принцип гармонии телесной, душевной и духовной природы человека, в соответствии с которым болезнь можно рассматривать как подавленную жизнь Души и нереализованные в течение жизни способности человека, а здоровье — это не только постоянное поддержание равновесия души и тела, но жизнь в согласии с природой, это максимально возможное раскрытие духовности, что является самой важной жизненной задачей любого человека, и от того, как он выполнит эту задачу, зависит его здоровье.

4. Принцип поисковой активности является основным компонентом поведения, обеспечивающим устойчивость организма

—--—

.....32 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Соколова И.Ю. Теоретические основания решения взаимосвязанных проблем — развития, сохранения...

—---

к разнообразным вредным воздействиям и, следовательно, сохранению здоровья. Низкая поисковая активность делает жизнь пресной, бесполезной и не гарантирует здоровья, долголетия подчеркивает В. С. Ротенберг.

5. Принцип аксиологический. В процессе жизнедеятельности у каждого человека формируется система ценностных ориента-ций, являющихся аксиологической функцией сознания, которые определяют его поведение. Интегральной аксиологической функцией сознания является цель и смысл жизни человека. Высшие ценностные ориентиры, став осознанными, являются источником здоровья человека.

6. Принцип самореализации самоактуализации проявляется в стремлении человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей и является высшей потребностью человека. Так, по мнению Б.Ф. Ломова, жизнь для самоактуализирующейся личности — это процесс постоянного выбора: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. К. Роджерс отмечает, что, самоактуализация — та сила, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях — от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Таким образом, самоактуализация как саморазвитие и реализация собственного потенциала — это полноценная жизнь и здоровье, а недостаточная (по разным причинам) самореализация неизбежно вызывает заболевания.

7. Принцип самоидентификации связан с соответствующей потребностью человека в самоиндентификации — сохранении самого себя, своей индивидуальности, невзи-

рая на обстоятельства, в сохранении представления о самом себе, желании оставаться в согласии с самим собой. Эта потребность является стержнем, вокруг него строится все поведение человека. Неудовлетворенная по разным обстоятельствам потребность в самоидентификации часто может стать причиной неврозов, т.к. любые невротизирующие ситуации (отмечает В. С. Ротенберг) неизбежно затрагивают глубокие пласты личности, и так или иначе связаны с представлением человека о самом себе.

Все эти принципы, на наш взгляд, являются основополагающими в культуре здоровья личности, и следование этим принципам способствует сохранению здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Кроме того, принципы здоровьесбережения являются значимым теоретическим основанием организации образовательного процесса (как процесса обучения и воспитания), направленного на развитие личности и сохранение ее здоровья в любой образовательной системе. Так, сам человек может реа-лизовывать в жизни первые три принципа, если у него в процессе воспитания и обучения будут сформированы соответствующего уровня сознание и мировоззрение. Четыре других принципа могут реализовываться в процессе познавательной и любой другой деятельности личности, если эта деятельность проектно-исследовательская, творческая, что подтверждает необходимость создания творческой образовательной среды, как в предметных областях знания [6], так и в Центрах творчества и здоровья в системах образования в целом [5].

Разработанная концепция качества обучения школьников, качества подготовки специалистов и анализ результатов диагностики

—--—

.....33 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 6

—--—

потенциальных возможностей, личностных и интеллектуальных особенностей школьников, студентов, их склонностей к определенной предметной, профессиональной деятельности [5] позволили с позиций психолого-педагогического подхода выявить психолого-педагогические условия развития личности, сохранения ее здоровья в образовательном процессе, обеспечение его качества в системах общего и профессионального образования [3; 5]. К ним относятся:

♦ активная позиция личности обучающихся, самопознание, способствующее их самовоспитанию, саморазвитию и самореализации, самоактуализации;

♦ обеспечиваемая педагогом эффективность образовательного процесса, его ориентация на учет возрастных особенностей, сензитивных периодов развития физиологических и психических функций организма, когнитивных и индивидуальных стилей познавательной деятельности обучающихся, одновременное развитие в учебном процессе функций правого и левого полушарий головного мозга;

♦ создание творческой образовательной среды [6], где личность активна и ей предоставляется свобода действий, деятельности по освоению внутренней и внешней информации в предметных областях знаний, системах образования, что способствует развитию интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей личности;

♦ применение специально-разработанных дидактических, программно-методических средств, проблемных, др. методов, информационных технологий, обучения;

♦ организация образовательного процесса в соответствии с выявленными и обос-

нованными нами принципами здоровьесбе-режения.

Как, за счет чего можно обеспечить реализацию этих условий в учебном процессе систем общего и профессионального образования?

Ответ на этот вопрос представлен авторами в статье «Психолого-педагогические усло -вия развития личностного потенциала, сохранения здоровья и качества образования подрастающего поколения».

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург, 2006.

2. Соколова И.Ю. Концепция природосооб-разного и культуросообразного образования, обеспечивающего развитие и сохранение здоровья личности, качество обучения // Фундаментальные исследования. 2013. № 10 (8). С. 1818— 1824.

3. Соколова И.Ю. Педагогическая психология. Учебное пособие со структурно-логическими схемами. Томск: Изд-воТПУ, 2013.

4. Соколова И.Ю., Андриенко А.В. Развитие личности в образовательном процессе школы и вуза // Вестник интегративной психологии. Ярославль, Москва, 2009. Вып. 7. С. 165—167.

5. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения: учеб. пособие. Томск. Изд-во ТПУ, 2003..

6. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Создание творческой образовательной среды в предметной области знаний // Вестник УМО по профессиональному образованию. Вып. 1 (37). Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. С. 131—136.

7. Соколова И.Ю., Терехина Л.А. Принципы здоровьесбережения как основа формирования культуры здоровья субъектов образовательного процесса вуза // Сб. материалов Всероссийской научно-практич. конф. Томск, 2006. С. 35—38.

—--—

.....34 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Соколова И.Ю. Теоретические основания решения взаимосвязанных проблем — развития, сохранения...

—---

HEORETICAL FOUNDATIONS OF THE INTERRELATED PROBLEMS SOLUTIONS-DEVELOPMENT, HEALTH PRESERVATION AND EDUCATION QUALITY OF THE YOUNGER GENERATION

I. Yu. Sokolova

Tomsk state pedagogical University Tomsk, Russia, 634041

Annotation. The article briefly describes the content created by the author from the standpoint of psyco-pe-dagogical approach of the concept of teaching quality, quality of training in professional education, concepts of nature and culture based education, principles of health preservation, which is the theoretical basis for the determination of psycho-pedagogical conditions of creative, health-saving educational environment; the development of personal potential, health preservation and quality education of the yonger generation. It is substanti ated and confirmed by the researches of the author and graduate students. It is offered (along with the competence- based approach) to asses the education quality on the development of scientific outlook, intelligence- different intellectual, creative abilities and psycological readiness of students to activities in subsequent educational or professional spheres.

Key words: the concept of quality of school education; training of professionals; the principles of nature and culture-based education; the principles of health preservation.

REFERENCES

1. Zeer E.F. Lichnostno-razvivayuschee pro-fessionalnoe obrazovanie. Ekateringburg, 2006.

2. Sokolova I.Yu. Konzepziya prirodosoobraz-nogo i kulturosoobraznogo obrazovaniya, obespechivayuschego razvitie i cohranenie zdorovya lichnosti, kachestvo obucheniya. Fundamentalnye issledovaniya, 2013, no. 10 (8), pp. 1818—1824.

3. Sokolova I.Yu. Pedagogicheskaya psikholo-giya. Uchebnoe posobie so strukturno-logicheskimi skhemami. Tomsk: Izd-vo TPU, 2013.

4. Sokolova I.Yu., Andrienko A.V. Razvitie lich-nosti v obrazovatelnom protsesse shkoly i vuza. Vest-nik integrativnoy psikhologii. Yaroclavl, Moskva, 2009. Vypusk 7. P. 165—167.

5. Sokolova I.Yu., Kabanov G.P. ^chestvo podgotovki spezialistov v tekhnicheskom vuze i tekh-nologii obucheniya: uchebnoe pocobie. Tomsk, Izd-vo TPU, 2003.

6. Sokolova I.Yu., Kabanov G.P. Sozdanie tvor-cheskoi obrazovatelnoi sredy v predmetnoy oblasti znanii. Vestnik UMO po professional'nomu obrazo-vaniyu. Vypusk 1 (37). Ekaterinburg, Izd-vo RGPPU, 2005. P. 131—136.

7. Sokolova I.Yu, Terehina L.A. Prinzipy zdo-rov'esberegheniya kak osnova formirovaniya kul-tury zdorov'ya sub'ektov obrazovatel'nogo processa vuza. Sb. materialov vserossiiskoy nauchno-prak-tich. conf Tomsk, Izd-vo TGPU, 2006. P. 35—38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.