2017, том 19 [11]
—--—
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2017-19-ll-4-10 УДК 378/ 37.06
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Берестнева Е.В., Маклакова Т.Г., Шухарев С. О.
ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский политехнический университет,
г. Томск, Российская Федерация
Аннотация: На сегодняшний день понятие «качество жизни» может быть признано одним из ключевых в исследованиях социально-экономических процессов, что обуславливает потребность в осмыслении потенциальных возможностей существующих методов оценки качества жизни населения и определения основных методологических требований к содержанию соответствующих методик. Качество жизни студентов, в свою очередь играет важную роль в формировании ресурсного потенциала страны, как с точки зрения формирования будущего рынка труда, так и социально-демографических перспектив. В данной статье рассмотрены разнообразные существующие подходы к изучению проблем оценки и повышения качества жизни молодежи, обучающейся в ВУЗах, а также частично приведены результаты проведенных исследований. В частности, представлены подходы к оценке формирования и восприятия качества жизни студентами ВУЗов в разрезе дифференциации по гендерно-половому, этническому, возрастному и ряду других признаков. Рассмотрены возможные подходы к повышению качества жизни путем эффективной реализации института кураторов на базе ВУЗов, а также через воздействие на повышение физической активности студентов и некоторые другие.
Ключевые слова: качество жизни, студенты, институт кураторов, образ жизни, физическая активность, здоровье, потребности, субъективное восприятие, учебный процесс, подходы к оценке качества жизни.
Проблема оценки качества жизни населения в субъектах Российской Федерации на сегодняшний день остра и актуальна, что подтверждается активностью научного сообщества в данном направлении, привлечением ученых из различных научных областей, а
также расширением сферы практического использования результатов проводимых исследований. Изучение вопросов оценки и повышения качества жизни студентов, является одним из приоритетных направлений в связи с тем, что обучающаяся в ВУЗах молодежь в первую очередь являет собой потенциальный
—--—
~ 4 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
человеческий капитал государства, фактически представляет собой будущие ресурсы страны как трудовые, так и социально-демографические.
В процессе определения сущности качества жизни как социально-экономической категории важно отметить, что качество жизни всегда рассматривается с двух сторон: объективной и субъективной. Критериями для осуществления объективной оценки служат научно-обоснованные нормативы потребностей людей, по сопоставлению полученных результатов с которыми, можно объективно анализировать степень удовлетворения данных потребностей. С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и фактический уровень их удовлетворения может быть оценен только самими субъектами. Такой подход не подразумевает фиксирование какими-либо статистическими величинами, а лишь теми, которые, в сущности, существуют лишь в сознании людей, в форме их частных мнений и оценок. Более того, качество жизни не может рассматриваться как обособленная категория, отделенная от иных социально-экономических, объединяя большинство из них, включая в себя их качественные аспекты. Например, качество жизни обучающихся, нельзя свести оценку к рассмотрению показателей учебной нагрузки, продолжительности учебного дня. В этом случае, важно включить в оценку также такие характеристики как соответствие содержания учебного процесса интересам трудящихся, психологический климат внутри коллектива и пр. В целом, можно отметить, что качество жизни представляет собой степень развития и полноты удовлетворения полного, разностороннего комплекса потребностей и интересов
людей, находящих отражение как в различных сферах жизнедеятельности человека, так и непосредственно в самом восприятии жизни через личные ощущения.
Наиболее широко развернутой в существующих источниках тематикой исследований, касающихся вопросов качества жизни студентов, является изучение возможностей оптимизации, повышения данного показателя путем реализации кураторской деятельности на базе ВУЗов. В этом направлении существует ряд работ под авторством Ю.М. Петренко, Е.А. Богачевой. Основополагающей идеей исследований вышеперечисленных авторов стала проблема неиспользуемых резервов института кураторов на базе ВУЗов, а также обоснование возможностей кураторства в отношении обеспечения процесса оптимизации и наращивания качества жизни студентов, в том числе, за счет реализации таких принципов как [1]:
1. принцип учета базовых потребностей студентов;
2. принцип субъект-субъектного взаимодействия куратора и студентов;
3. принцип педагогической поддержки.
На базе Томского политехнического университета потребность во внедрении специфического направления социальной работы, а именно института кураторов, обосновывается с точки зрения соответствия деятельности ВУЗа основополагающей миссии университета, в частности заложенного в нее положения о «формировании гармонично развитой личности, .. .подготовке специалиста, способного быть лидером, работать в коллективе, действовать и побеждать в условиях конкурентной среды».
—-эъэ+ы-з-—
~ 5 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
В работах Е.А. Богачевой, лидера по количеству исследований вопросов педагогической поддержки студентов, как фактора воздействия на качество их жизни, внимание автора концентрируется на проблеме участия кураторов в процессе самовосстановления студентов, их личностном росте и успешности, как параметрах качества их жизни. При этом, деятельность кураторов рассматривается как «целенаправленное и организованное взаимодействие со студенческим коллективом, способствующее оптимизации качества жизни студентов и совершенствованию учебно-воспитательного процесса в ВУЗе»
[3]
Особое внимание авторов также уделяется вопросам взаимообусловленности категорий, характеризующих качество жизни и состояние здоровья студентов. В частности, данная взаимосвязь рассматривается в работах коллектива А.В. Гулиной, С.В. Шутовой, Л.И. Григоровой, подробно исследовавших особенности качества жизни и физического здоровья студентов 2-4 курсов, включая проблемы алкогольной зависимости и репродуктивной функции молодежи. В свою очередь, влияние психического здоровья на качество жизни студентов рассмотрено в работе таких авторов как Д.С. Каскаева, Е.А. Теппер, Е.В. Зорина, Е.Ю. Крылова, признающих здоровье основополагающей ценностью, необходимой предпосылкой для «полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности» [4].
В связи с наличием доказательств о влиянии качества здоровья на качество жизни студентов, возникла потребность в исследовании
проблем повышения их физической активности, как условия следования здоровому образу жизни. В процессе исследования, проведенного О.И. Коломиец выявлено, что занятия физической культурой и спортом положительно влияют на качество жизни студентов. В свою очередь эффективность достигаемого рекреационного эффекта, предлагается рассматривать в качестве специального показателя качества жизни. В работе А.В. Лейфа определены необходимые условия и последовательность алгоритма формирования физической активности молодежи, а также установлена потребность в учете особенностей психического и физического состояния студентов и их будущей профессиональной деятельности, для обеспечения наиболее результативного подхода к повышению качества их жизни через занятие физической культурой и спортом. В частности, в работе Т.М. Дьяконовой изучены возможности использования образовательных занятий по физической культуре в ВУЗе для формирования оздоровительного компонента повышения качества жизни студентов. В.А. Кувалдиным, Н.Г. Аникеевой, Е.А Семизоровым предложена модель повышения качества жизни и образовательного потенциала студентов на основе здоро-вьесбережения.
Не менее значительный вклад в обследование качества жизни студентов внесли исследователи специфики формирования и восприятия качества жизни в разрезе дифференциации по гендерно-половому, этническому и ряду других признаков. Так, например, результаты исследований, проведенных Е.Ю. Шаламовой, В.Р. Сафоновой продемонстрировали, что среди лиц мужского пола, наблюдаются значительно более высокие показа-
—--—
~ 6 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
тели по критериям: физическое функционирование (PF), интенсивность боли (BP), общее состояние здоровья (GH), жизненная активность (VT), психическое (ментальное) здоровье (MH), в то время как относительно низкие значения прослеживаются у юношей по критерию социальное функционирование (SF). В то же время, среди девушек выявлен повышенный уровень нездоровья, что является следствием ограниченного доступа к материальным и общественным ресурсам и повышенного стресса, связанного с реализацией гендерных и семейных ролей [6]. Сравнительный анализ, проведенный Н.А. Агаджаняня-ном и И.В. Радышем и другими, напротив, демонстрирует превышение показателей у женщин по ряду параметров. По мнению авторов, это обусловлено совокупным влиянием некоторых факторов, в том числе: способностью женщин рационально организовать свой распорядок дня и более ответственным отношением к учебному процессу [7].
Исследование вероятности существования отличий в показателе качества жизни среди различных этнических групп предложено такими авторами, как О.А. Карабинская, В.Г. Изатулин, О.А. Макаров. Группой перечисленных авторов произведены расчеты интегральных средних значений физического компонента качества жизни и психического здоровья с учетом этнических и гендерных особенностей студентов, в результате чего доказано, что качество жизни равно снижено среди обучающихся первых курсов как в русской, так и в этнической группе.
Динамика параметров качества жизни студентов на первых-вторых курсах рассмотрена в работе Я.В. Курко, в рамках которой произведен сравнительный анализ значений пара-
метров на различных этапах образовательного процесса, который позволяет судить о наличии негативной тенденции ухудшения уровня качества жизни среди студентов первых и вторых курсов. Более того, установлена взаимосвязь между субъективным оцениванием качества жизни и факторами его формирования в зависимости от специальности обучающихся. Более глубоким можно признать анализ, проведенный В.И. Горбуновым, Г.В. Возженниковой и другими авторами коллектива, ввиду охвата значительно более обширной группы, включающей студентов с первого по шестой курс. Результаты исследования показали, что среди студентов младших курсов наблюдается низкая самооценка состояния здоровья, но вместе с тем, объективные показатели здоровья и физического функционирования постепенно снижаются в процессе обучения, в результате его оценивают существенно ниже в период обучения на старших курсах. Однако, психический компонент здоровья, действительно ниже у первокурсников, в сравнении с выпускниками ВУЗа. В целом, показатели качества жизни снижаются в процессе обучения, что связывается с перманентным состоянием умственного и психо-эмоционального напряжения, нарушениями режимов сна, труда, отдыха и питания, а также с истощением адаптационных резервов уже на втором году обучения [8]. Обособленно, взаимосвязи между адаптационными процессами и качеством жизни студентов рассмотрены в работе И.А. Ушаковой.
Аналогичные результаты получены и в рамках исследования, проведенного Н.И. Жернаковой, Т.Ю. Лебедевым, Д.Т. Лебедевым, Я.С. Жернаковой, которые также позволяют полагать, что уровень качества жизни и
—-эъэ+ы-з-—
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
степень удовлетворенности им снижается по мере повышения курса, на котором обучается студент. При этом выявлены корреляции между качеством жизни и удовлетворенностью материальным благополучием, состоянием здоровья. В то время, как уровень социальной поддержки по мнению авторов оказывает небольшое влияние на показатели уровня качества жизни [9].
Т.А. Болдыревой в качестве предмета исследования выбрана психологическая структура зависимости оценки качества жизни студентов от объективных условий и субъективных свойств личности. В основу исследования легло сравнение двух противоположных групп студентов, с одной стороны оценивших свое качество жизни как высокое, с другой -как низкое. При этом, в качестве параметров, принятых для оценки были выбраны, как общие показатели качества жизни, так и частные, в том числе социальная поддержка, самооценка физического и психического здоровья. По итогам исследования сделаны выводы о том, что возраст студентов и курс обучения, рассматриваемые с точки зрения близости -удаленности проблем поиска работы и самостоятельной жизни, не являются факторами, определяющими качество жизни студентов. В то же время, основополагающими условиями формирования высокого качества жизни признано наличие семьи, близких друзей и родственников, экономическое благополучие, субъективное ощущение поддержки со стороны общества, возможность проведения отдыха с близкими. Несоответствие между объективными данными о качестве жизни студентов и субъективным восприятием рассмотрено в работе В.Н Шадрина и Н.А. Забы-линой.
На региональном уровне решение вопросов повышения качества жизни студентов относится к ведению социальной политики, что и рассмотрено в работе И.А. Свиридовой на примере Кемеровской области, где в целях решения данного вопроса внедрены модели первичной медико-социальной и специализированной помощи студентам. На базе Томской области, как одного из самых «студенческих» регионов России, также произведен подробный анализ качества жизни молодежи, обучающейся в ВУЗах. В результате установлено, что студенты оценили свое качество жизни на уровне «хорошее», что свидетельствует об относительно удовлетворительных социо-культурных условия среды [11].
В заключении можно отметить, что, несмотря на накопленный в современной теории и практике опыт, даже наиболее надежные и проверенные системы показателей, имеют свойство устаревать с течением времени, в связи с чем возникает потребность в непрерывной работе над разработкой все более актуальных, соответствующих потребностям современного общества подходов к оценке уровня качества жизни, включая новые наиболее достоверные индикаторы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Александрова Е. А., Богачева Е. А. Обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов ВУЗов / Александрова Е. А. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - Саратов, 2013. - Т. 2, № 4.
[2] Богачева Е. А. Основные сферы жизнедеятельности студентов и их влияние на качество жизни/ Богачева Е. А. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - Саратов, 2016. - Т. 5, № 4. - С. 368-370.
—--—
~ 8 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—---
131 Каскаева Д.С, Теппер Е.А., Зорина Е.В., Крылова Е. Ю. Психологический статус и качество жизни студентов медицинского ВУЗа города Красноярска / Каскаева Д.С. // Современные исследования социальных проблем.
- 2015. -№ 1 (45). - С. 563-570.
[4] Шаламова Е. Ю., Сафонова В. Р. Гендерно-половые особенности качества жизни студентов младших курсов северного медицинского ВУЗа / Шаламова Е.Ю.// Экология человека.
- 2013. - №4. - С. 8-12
[5] Агаджанян Н.А., Радыш И.В. Качество и образ жизни студенческой молодежи /Агаджа-нян Н.А. //Экология человека. - 2009. - №5. -С. 3-8
[6] Горбунов В. И., Возженникова Г.В., Исаева И. Н., Верушкина А.С. Оценка показателей
качества жизни студентов медицинского ВУЗа / Горбунов В. И. // Ульяновский медико-биологический журнал. - 2012. - № 1. -С. 46-49
[7] Жернакова Н.И., Лебедев Т.Ю., Лебедев Д.Т., Жернакова Я.С. Качество жизни студентов медицинских специальностей и некоторые факторы, его определяющие / Жернакова Н.И.// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. - 2016. - Т.33, № 5. -С.76-78.
[8] Хоч Н.С., Кузнецов П.А.Качество жизни студентов из автономных территорий сибири в среде научно-образовательных центров / Хоч Н.С.// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6.
THE MAIN APPROACHES FOR ASSESSING AND IMPROVING THE QUALITY OF LIFE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Berestneva E.V., Maklakova T.G., Shukharev S.O.
National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation
Annotation: To date, the concept of "quality of life" can be recognized as one of the key in the study of socioeconomic processes, which necessitates the comprehension of potential opportunities for assessing the quality of life of the population and determining the main methodological requirements for the content of the method. The quality of life of students, in turn, plays a role in shaping the country's resource potential, both from the point of view of shaping the future labor market and the socio-demographic perspectives. This article considers a variety of basic approaches to studying the problems of assessing and improving the quality of life of young people studying in universities, as well as partially summarized results of the studies. In particular, approaches to the assessment and perception of quality of life for university students are presented in the context of differentiation in terms of gender, gender, ethnicity, age, and a number of other characteristics. Possible approaches to the achievement of the quality of life through the introduction of curator technologies on the basis of higher education institutions, as well as through the impact on increasing the physical activity of students and some others are considered.
Key words: quality of life, students, institute of curators, lifestyle, physical activity, health, needs, subjective perception, educational process, approaches to assessing the quality of life.
—-эъэ+ы-3-—
~ 9 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
REFERENCES
[1] Aleksandrova E. A., Bogacheva E. A. Obespech-enie kuratorom optimizacii kachestva zhizni stu-dentov vuzov / Aleksandrova E. A. // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novajaserija. Serija Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija.
- Saratov, 2013. - T. 2, № 4.
[2] Bogacheva E. A. Osnovnye sfery zhiznedeja-tel'nosti studentov iihvlijaniena kachestvo zhizni/ Bogacheva E. A. // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novajaserija. Serija Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija. -Saratov, 2016. - T. 5, № 4. - p. 368-370.
[3] Kaskaeva D.S, Tepper E.A., Zorina E.V., Krylova E. Ju. Psihologicheskij status i kachestvo zhizni studentov medicinskogo vuzagoroda Krasnojarska / Kaskaeva D.S. // Sovremennye issledovanija social'nyh problem.
- 2015. -№ 1 (45). - p. 563-570.
[4] Shalamova E. Ju., Safonova V. R. Genderno-polovye osobennosti kachestva zhizni studentov mladshih kursov severnogo medicinskogo vuza /
Shalamova E.Ju.// Jekologija cheloveka. - 2013. - №4. - p. 8-12
[5] Agadzhanjan N.A., Radysh I.V. Kachestvo i obraz zhizni studencheskoj molodezhi /Agadzhanjan N.A. //Jekologijacheloveka. -2009. - №5. - p. 3-8
[6] Gorbunov V. I., Vozzhennikova G.V., Isaeva I. N., Verushkina A.S. Ocenka pokazatelej kachestva zhizni studentov medicinskogo vuza / Gorbunov V. I. // Ul'janovskij mediko-biolog-icheskijzhurnal. - 2012. - № 1. - p. 46-49
[7] Zhernakova N.I., Lebedev T.Ju., Lebedev D.T., Zhernakova Ja.S. Kachestvo zhizni studentov medicinskih special'nosteji nekotorye faktory, ego opredeljajushhie / Zhernakova N.I.// Nauch-nye vedomosti Belgorodskogo gosudarstven-nogo universiteta. Serija: Medicina. Farmacija. -2016. - T.33, № 5. - p.76-78.
[8] Hoch N.S., Kuznecov P.A. Kachestvo zhizni stu-dentov iz avtonomnyh territorij sibiri v sreden-auchno-obrazovatel'nyh centrov / Hoch N.S.// Sovremennye problem nauki i obrazovanija. -2014. - №6.
—--—
- 10 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)