Научная статья на тему 'К вопросу о психологической готовности студентов к разрешению конфликтов в профессиональной деятельности'

К вопросу о психологической готовности студентов к разрешению конфликтов в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
556
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ / СТУДЕНТЫ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / КОНФЛИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGICAL READINESS / COMPONENTS / STUDENTS / CONFLICTS SOLVING / CONFLICT IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Березовская Л. И.

В статье рассмотрено психологическую готовность студентов к разрешению конфликтов в профессиональной деятельности. Проанализировано научные подходы к пониманию психологической готовности студентов к разрешению конфликтов, которые возможны в будущей профессиональной деятельности. Раскрыто психологическую готовность как на личностном (предусматривает изучение готовности как комплекса интегрированных, но разнородных свойств, что различаются по месту и функциям в регуляции деятельности), так и на функциональном (выявления процессуальных качеств, непосредственно значимых для деятельности) уровнях. Представлена и проанализирована структура готовности личности к разрешению конфликтов, состоящая из мотивационного, когнитивного, операционного, эмоционального и коммуникативного компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Березовская Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards psychological readiness of students to the conflicts solving in professional activity

In this article, psychological readiness of students to the professional conflicts solving is considering. Are analyzed scientific attitudes to understanding the psychological readiness of students to conflicts solving, which are possible in the future professional activity. Is revealed the psychological readiness as on the personal (it anticipates study of the readiness as complex of the integrated, but mixed qualities, which differ by place and functions in the activity regulation), so on the functional (occurrence of the processual qualities, directly meaningful for activity) levels. Is represented the structure of personality readiness to the conflict solving, which is composed of motivational, cognitive, operating, emotional and communicative components.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психологической готовности студентов к разрешению конфликтов в профессиональной деятельности»

2016, том 18 [11]

УДК 159.942.2:316.485.6

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л. И. Березовская

Мукачевский государственный университет Мукачево, Закарпатская обл., Украина

Аннотация. В статье рассмотрено психологическую готовность студентов к разрешению конфликтов в профессиональной деятельности. Проанализировано научные подходы к пониманию психологической готовности студентов к разрешению конфликтов, которые возможны в будущей профессиональной деятельности. Раскрыто психологическую готовность как на личностном (предусматривает изучение готовности как комплекса интегрированных, но разнородных свойств, что различаются по месту и функциям в регуляции деятельности), так и на функциональном (выявления процессуальных качеств, непосредственно значимых для деятельности) уровнях. Представлена и проанализирована структура готовности личности к разрешению конфликтов, состоящая из мотива-ционного, когнитивного, операционного, эмоционального и коммуникативного компонентов. Ключевые слова: психологическая готовность, компоненты, студенты, разрешение конфликтов, конфликт в профессиональной деятельности.

Важнейшей задачей современной высшей школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста, который способен достигать поставленных целей в профессиональной деятельности в условиях изменчивости, повышенной конфликтности современного общества, быть готовым к разрешению конфликтов, которые могут возникать в процессе будущей профессиональной деятельности.

Готовность личности к разрешению конфликтов в профессиональной деятельности освещалась отечественными и зарубежными учеными. Так, например готовность управленцев к решению конфликтов изучали А. Бондарчук, Т. Дзюба, Л. Кара-мушка, Н. Коломинский и др.; конфликтологическую культуру специалиста — Н. Самсонова; го-тов,ность учителя к решению конфликтных си-

туаций в педагогическом процессе — Г. Болту-нова; психолого-педагогические условия готовности военных специалистов к решению конфликтных ситуаций — И. Устинов и др. Немало работ посвящено исследованию этих вопросов в студенческом возрасте в процессе их подготовки к профессиональной деятельности. К ним относятся такие как формирование готовности будущего специалиста к решению профессиональных конфликтов (С. Дринк, С. Емельянов, Н. Пид-буцкая, Н. Самсонова и др.); конфликтологической готовности курсантов (М. Козяр, С. Чистяков и др.); готовности будущих участковых инспекторов милиции к решению конфликтных ситуаций во время обучения в вузе МВД Украины (В. Лазарева); дидактические условия подготовки студентов к решению профессиональных конфликтологических задач (С. Дринк) и др.

~ 105 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

---g»c«o»9-

Анализ литературы показал, что ученые по-разному трактуют понятие «готовность», что обусловливалось как спецификой структуры деятельности, что изучается в конкретном случае, так и расхождением теоретических подходов психологов и педагогов к исследуемой проблематике. Так, рядом авторов рассматривалась готовность к деятельности на личностном уровне, а другими — на функциональном. На личностном уровне предусматривается изучение готовности как комплекса интегрированных, но разнородных свойств, что различаются по месту и функциям в регуляции деятельности, а на функциональном уровне — через выявление процессуальных качеств, непосредственно значимых для деятельности.

А. Анцупов, А. Шипилов [1], Г.В. Ложкин [2] категорию «готовность к разрешению конфликтных ситуаций» определяют как психологическое образование, что предопределяет особенности профессионального поведения и деятельности в ситуации конфликта. Созвучным есть понимание готовности к разрешению конфликтов И. Хол-ковской [3], которая рассматривает его как умение занимать конструктивную позицию в профессиональной деятельности в условиях развертывания конфликтной ситуации, стремлении придерживаться установок и правил диалогического общения, умении реализовать все этапы руководства конфликтными ситуациями. А. Степаненко [4] — как составляющую профессиональной готовности, включая совокупность ценностей, личностных качеств, мотивации на бесконфликтное взаимодействие, а также конфликтологические знания, умения и навыки, позволяющие конструктивно строить свою профессиональную деятельность в ситуации конфликта.

Рядом ученых исследовалась готовность студентов к разрешению конфликтов в будущей профессиональной деятельности. Так, Е. Варлакова [5] считает, что готовность студентов-психологов к разрешению конфликтов в профессиональной деятельности — это устойчивая система профессионально важных качеств личности, ее опыт, знания, навыки, умения, которые необходимы как для конструктивного разрешения конфликтов в жизнедеятельности клиентов, так и во взаимодействии психолога с клиентом. В. Лазарева [6] в будущих участковых инспекторов МВД как це-

лостное качество личности, которое есть ее эмоционально-волевая мобилизованность в момент включения в ситуацию конфликтного характера. Я.В. Довгополова [7] у будущих преподавателей рассматривает как интегративное качество личности, что характеризуется наличием потребности личности в бесконфликтном взаимодействии при выполнении профессиональных функций и осознанным стремлением и направленностью на ее организацию; высоким уровнем овладения конфликтологические знаниями; сформированными умениями предупреждения конфликтов, эмоционального интеллекта и рефлексии.

Некоторые исследователи психологическую готовность к разрешению конфликтов изучают в качестве конфликтологической готовности. Как утверждает А. Дзяна [8], конфликтологическая готовность будущих специалистов сферы обслуживания заключается в способности разрешать конфликты в профессиональной среде, умении понимать конфликт и управлять им, оценивать конфликтную ситуацию и прогнозировать ее последствия, диагностировать на начальной стадии возникновения конфликта, предупреждать его или разрешать конструктивным способом. А. Скок [9] в том случае, если человек смог осознать и принять толерантность как ценность, позволяющую жить с другими нормами и ценностями, которые помогают ему в дальнейшем занимать такую позицию, которая обусловливает конструктивный выход из конфликтной ситуации. В.А. Семичен-ко [10] считает, что конфликтологическая компетентность связывается как с результатами деятельности, так и с конкретной деятельностью — решение конкретных проблем. Компетентность при этом определяется как результативность сформулированных и решенных субъектом проблемных задач в определенной сфере деятельности. Основным показателем результативности разрешения конфликтной ситуации служит качество устраненных субъектом противоречий.

Психологическая готовность личности к разрешению конфликтов в профессиональной деятельности является интегральным, сложным образованием, и имеет свои составляющие. Так, Г.В. Ложкин [2] отмечает, что она включает моти-вационно-ценностный, когнитивный и операцион-но-исполнительский блоки. Мотивационно-цен-

~ 106 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

----■—

ностный блок готовности к разрешению конфликтов представляет собой широкую гамму гуманистических установок и профессионально обусловленных личностных качеств: наблюдательность, справедливость, доброжелательность, выдержку, терпимость, самообладание, объективность и беспристрастность, интуицию, профессионализм. Когнитивный блок предполагает знание фундаментальных положений человековедения, закономерностей анатомо-физиологического и психического развития различных возрастных групп, методики комплексного изучения личности, причин возникновения конфликтов, методов и приемов диагностики конфликтных ситуаций, способов коррекции и разрешения конфликтов. Операционно-исполнительский блок предполагает умение соблюдать права и свободы человека, предусмотреть и предупреждать конфликты, осуществлять диагностику и коррекцию девиантного поведения, анализировать природу конфликтов и находить адекватную инструментовку их преодоления.

Другие исследователи отмечают, что психологическая готовность к решению конфликтов в профессиональной деятельности имеет немного иную структуру. В неё входят мотивационная, когнитивная, операционная, эмоциональная и коммуникативная составляющие. Рассмотрим несколько подробнее каждую из них.

Мотивационная составляющая представляет собой совокупность мотивов, что обеспечивают устойчивое стремление личности к конструктивному разрешению конфликтов. Эти мотивы по своему содержанию могут быть связаны через систему отношений к конфликтам (отношение к конфликтам в целом, отношение к конфликтам в профессиональной деятельности, отношение к готовности разрешать конфликты).

Когнитивная составляющая — это совокупность знаний, которые необходимы для осуществления успешного, конструктивного разрешения конфликтов, прежде всего знания по конфликтологии.

Операционная составляющая готовности представляет собой комплекс умений и навыков, обеспечивающих конструктивное разрешение конфликтов (или, по крайней мере, свести к минимуму деструктивных последствий конфликта) как в жизнедеятельности, так и в непосредственном взаимодействии с ним.

Коммуникативная составляющая обеспечивает коммуникативную толерантность в процессе работы с людьми, а именно — принятие индивидуальности, отсутствие оценочных высказываний в их адрес, терпимость к их дискомфортным состояниям, сглаживание неприятных моментов в общении в случае столкновения с некоммуникабельными качествами. А также способность адекватно использовать и распознавать сигналы невербальной речи в общении, соблюдать правила работы с конфликтогенами при контакте.

Эмоциональная составляющая отражает эмоциональное состояние, уровень, характер возбудимости психики и ее влияние на процесс взаимодействия в ситуации разрешения конфликтов. Обеспечивается эмоциональной зрелостью личностью и отсутствием у нее эмоциональных барьеров в общении через умение управлять своими эмоциями, адекватно проявлять их, сближаясь с людьми на эмоциональной основе, проявлять эмпатию и преимущественно позитивный настрой во взаимодействии [2; 5].

Указанные структурные составляющие готовности личности тесно переплетены между собой и только в целостности могут обеспечить успешное разрешение конфликтов в профессиональной деятельности. Представленность только одного из компонентов значительно ограничивает возможности конструктивно разрешать конфликты.

Эффективность выполнения любого вида деятельности личности в значительной степени зависит от сформированности у нее определенных психологических качеств, к которым, в частности, относится и готовность разрешать конфликты. Готовность к разрешению конфликтов предполагает психологически грамотные действия и поведение в проблемных и предконфликтных ситуациях, которые предусматривают оптимизацию взаимодействия в конфликте, недопустимости втягивания в его эскалацию, сосредоточение усилий на конструктивном разрешении конфликта.

Таким образом, выполненный нами теоретический анализ позволяет сделать следующие обобщения.

Разное толкование понятия «готовность» обусловлено как спецификой структуры деятельности, что изучается в конкретном случае, так и расхождением теоретических подходов психологов и педагогов к исследуемой проблематике.

~ 107 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Психологическая готовность к разрешению конфликтов в профессиональной деятельности — это интегральное психологическое образование, что создает субъективные предпосылки профессионального поведения и деятельности в ситуации конфликта.

Готовность к разрешению конфликтов имеет свою структуру: мотивационную, когнитивную, операционную, эмоциональную и коммуникативную составляющие. Структурные составляющие готовности личности тесно переплетены между собой и только в целостности могут обеспечить успешное разрешение конфликтов. Представленность только одного из компонентов значительно ограничивает возможности конструктивно разрешать конфликты.

Дальнейшие наши исследования видим в эмпирическом изучении компонентов психологической готовности к разрешению конфликтов у студентов, а также практической разработке способов разрешения конфликтов в процессе профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта: Учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. К.: МАУП, 2002.

3. Холковська I. Принцип управлшня-самоуправ-лшня у формувант готовносп майбутшх учител1в до по-

передження 1 розв'язання конфлшпв // Проблеми подготовки сучасного вчителя 2013. № 8 (ч. 2). С. 201—206.

4. Степаненко О.1. Формування готовносп викла-дач1в вищих навчальних заклад1в МВС Укра!'ни до по-передження 1 розв'язання професшних конфл1кпв: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. К., 2012.

5. Варлакова £.О. Формування готовносп майбутшх практичних психологов до розв'язання м1жосо-биспсних конфлшпв: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ки!'в, 2011.

6. Лазарева В.В. Формування готовносп майбутшх д1льничних шспектор1в МВС до розв'язання конфлжгних ситуацш у процес фахово!' подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тернотль, 2013.

7. Довгополова Я.В. Теоретичш та практичш подходи до проблеми формування готовносп майбутшх викладач1в до розв'язання конфл1кту // Вюник Харшв-ського нацюнального ун-ту 1м. В.Н. Каразша. 2015. № 1155. С. 199—204.

8. Дзяна О. С. Формування конфлжтолопчно!' культури майбутшх фах1вщв сфери обслуговування у професшнш шдготовш: дис. ... канд. пед. наук. Вш-ниця, 2012.

9. Скок А.Г. Толерантшсть як чинник психологично! готовносп майбутшх фах1вц1в сошально!' сфери до попередження конфлшпв у професшнш д1яльно-сп // Актуальш проблеми психологи: зб. наук. праць 1нституту психологи 1м. Г. С. Костюка НАПН Укра!'ни, 2013. Том. I. Оргашзацшна психолопя. Економчна психолопя. Сошальна психолопя. Вип. 39. С. 148—152.

10. Семиченко В.А., Заслуженюк В.С. Психологична структура педагогично! дяльносп: навч. поабник. К., 2001.

TOWARDS PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS TO THE CONFLICTS SOLVING IN PROFESSIONAL ACTIVITY

L.I. Berezovskaya

Mukachevo State University

Mukachevo, Transcarpahian region, Ukraine

Annotation. In this article, psychological readiness of students to the professional conflicts solving is considering. Are analyzed scientific attitudes to understanding the psychological readiness of students to conflicts solving, which are possible in the future professional activity. Is revealed the psychological readiness as on the personal (it anticipates study of the readiness as complex of the integrated, but mixed qualities, which differ by place and functions in the activity regulation), so on the functional (occurrence of the processual qualities, directly meaningful for activity) levels. Is represented the structure of personality readiness to the conflict solving, which is composed of motivational, cognitive, operating, emotional and communicative components.

Key words: psychological readiness, components, students, conflicts solving, conflict in the professional activity.

~ 108 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

REFERENCES

1. Ancupov A.YA., Shipilov A.I. Konfliktologiya: uchebnik dlya vuzov. Moscow, Yuniti, 1999.

2. Lozhkin G.V., Povyakel' N.I. Prakticheskaya psihologiya konflikta: Ucheb. posobie. 2-e izd., stereotip. Kyyiv, MAUP, 2002.

3. Kholkovs'ka I. Pryntsyp upravlinnya-samouprav-linnya u formuvanni hotovnosti maybutnikh uchyteliv do poperedzhennya i rozv"yazannya konfliktiv. Problemy pid-hotovky suchasnoho vchytelya, 2013, no. 8 (ch. 2), pp. 201—206.

4. Stepanenko O.I. Formuvannya hotovnosti vy-kladachiv vyshchykh navchal'nykh zakladiv MVS Ukrayiny do poperedzhennya i rozv"yazannya profesiynykh konfliktiv: avtoref. dys. ... kand. ped. nauk. Kyyiv, 2012.

5. Varlakova Ye.O. Formuvannya hotovnosti maybutnikh praktychnykh psykholohiv do rozv"yazannya mizh-osobystisnykh konfliktiv: avtoref. dys. ... kand. psykhol. nauk. Kyyiv, 2011. 21 s.

6. Lazaryeva V.V. Formuvannya hotovnosti maybut-nikh dil'nychnykh inspektoriv MVS do rozv"yazannya kon-

fliktnykh sytuatsiy u protsesi fakhovoyi pidhotovky: avtoref. dys. ... kand. ped. nauk. Ternopil', 2013.

7. Dovhopolova Ya.V. Teoretychni ta praktychni pidkhody do problemy formuvannya hotovnosti maybut-nikh vykladachiv do rozv"yazannya konfliktu. Visnyk Kharkivs'koho natsional'noho un-tu imeni V.N. Karazina, 2015, no. 1155, pp. 199—204.

8. Dzyana O.S. Formuvannya konfliktolohichnoyi kul'tury maybutnikh fakhivtsiv sfery obsluhovuvannya u pro-fesiyniy pidhotovtsi: dys. ... kand. ped. nauk. Vinnytsya, 2012.

9. Skok A.H. Tolerantnist' ya k chynnyk psykholo-hichnoyi hotovnosti maybutnikh fakhivtsiv sotsial'noyi sfery do poperedzhennya konfliktiv u profesiyniy diyal'-nosti. Aktual'ni problemy psykholohiyi: zb. nauk. prats' In-stytutu psykholohiyi im.. H.S. Kostyuka NAPN Ukrayiny, 2013. Vol. I. Orhanizatsiyna psykholohiya. Ekonomichna psykholohiya. Sotsial'na psykholohiya, Vyp. 39. P. 148— 152.

10. Semychenko V.A., Zasluzhenyuk V.S. Psykholo-hichna struktura pedahohichnoyi diyal'nosti: navch. posib-nyk. Kyyiv, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.