Научная статья на тему 'Готовность современного студента-лингвиста к конструктивному разрешению конфликтов в профессиональной сфере'

Готовность современного студента-лингвиста к конструктивному разрешению конфликтов в профессиональной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГОТОВНОСТЬ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТА / КОНСТРУКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Татьяна Анатольевна

В статье речь идет о проблеме формирования готовности студентов-лингвистов к конструктивному разрешению межличностных конфликтов, определен критерий сформированности такой готовности. Обсуждаются экспериментальные данные по выявлению стратегии и стиля поведения в межличностном конфликте и уровня сформированности готовности к конструктивному разрешению конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reports about generating the ability of students (linguists) to resolve interpersonal conflicts. The criterion how to identify the level of this ability is defined. The issue highlights the practical results of the study of behavioral trends of students while dealing with the interpersonal conflict and the process of testing the ability to resolve conflicts.

Текст научной работы на тему «Готовность современного студента-лингвиста к конструктивному разрешению конфликтов в профессиональной сфере»

УДК 316.62

Т.А. Баранова

ГОТОВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА-ЛИНГВИСТА К КОНСТРУКТИВНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Межличностное взаимодействие является неотделимым аспектом профессиональной деятельности будущего специалиста-лингвиста. В ходе межличностного взаимодействия неизбежно возникновение конфликтных ситуаций, с которыми каждая личность в силу своей уникальности может справляться по-своему. Однако задачей высшего учебного заведения является не только становление образцового профессионала, но также и воспитание самостоятельного человека, способного разрешать возникающие конфликтные ситуации наиболее эффективно для обеих сторон. Иначе говоря, высшее учебное заведение должно снабдить студента необходимыми знаниями и умениями достижения конструктивного межличностного взаимодействия, так как по своей сути конфликт — это амбивалентное явление, т. е. он содержит как разрушительный, так и созидательный потенциал.

Владение различными стратегиями поведения в конфликте и умение их использовать для продуктивного урегулирования конфликтных ситуаций приобретают достаточную значимость в нашей стране, поскольку адекватное восприятие конфликтов, креативное отношение к ним, в частности поиск новых механизмов их разрешения, говорят о высокой культуре личности, в том числе о сформированной конфликтологической культуре.

Вышеизложенное позволяет нам утверждать, что формирование конфликтологической культуры у студентов вуза представляет собой актуальную проблему высшего образования.

Одной из составляющих конфликтологической культуры является готовность к разрешению конфликтов, понимаемая как «интегральное психологическое образование, которое создает субъективные предпосылки профессионального поведения и деятельности в ситуации конфликта» [1, с. 70].

В контексте данной тематики ключевое значение для нас имеет прежде всего конструктивная конфликтная позиция студента-линг-

виста как компонент готовности к разрешению конфликта. Термин «позиция» интерпретируется в данном исследовании в общепринятом смысле, обозначая устойчивую систему отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющуюся в соответствующем поведении [5, с. 76]. Таким образом, под конструктивной конфликтной позицией специалиста подразумевается система отношений и оценок конфликтологического опыта, конфликтной реальности и перспектив, которые, в свою очередь, задают направленность конфликтных действий и поведения на результативный для обеих сторон исход конфликта.

В качестве методологической основы формирования готовности к конструктивному разрешению конфликта в нашем исследовании выступает концепция педагогической индивидуальности О.С. Гребенюка. Индивидуальность определяется основными ее сферами — интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистен-циональной и сферой саморегуляции. Так как именно потребности и производные от них (мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации и т. п.) представляют основу и движущую силу поведения личности, его побуждение и цель, эти потребности следует рассматривать как ядро индивидуальности, как самую существенную ее характеристику [2, с. 134].

Показатели конструктивной конфликтной позиции представляют собой высокоразвитые конфликтогенные личностные качества сфер индивидуальности (табл. 1).

Необходимо отметить, что становление и развитие перечисленных личностных качеств также в целом способствует формированию высококвалифицированного специалиста, обладающего высоким уровнем профессионально-ценностных ориентаций, общекультурными и профессиональными компетенциями, готового к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Та б лица 1

Взаимосвязь сфер индивидуальности и личностных качеств, составляющих готовность к конструктивному разрешению конфликта

Сфера индивидуальности Личностные качества

1. Интеллектуальная Гибкость ума, саногенное (здоровое) мышление, прогностическое мышление, система конфликтологических знаний

2. Эмоциональная Ситуативная тревожность, уверенность в себе, эмпатия, сочувствие, умение управлять своими чувствами, отношениями, настроением, адекватная самооценка

3. Мотиваци-онная Отношение к конфликту как к средству разрешения объективного противоречия, устремленность к эффективному разрешению проблемы

4. Волевая Терпение, настойчивость, инициативность, смелость, принципиальность, толерантность

5. Саморегуляции Совестливость, самокритичность, разносторонность и осмысленность действий в конфликте, рефлексия

6. Экзистен-циональная Стремление к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию

7. Предметно-практическая Совокупность знаний и умений для решения конфликтологических задач (способность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора, анализ ситуации, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента, умение осознавать наиболее конструктивную модель поведения в конфликте и объективно оценивать свои возможности для разрешения его и т. д.)

Опираясь на разработанную Н.В. Кузьминой [3, 4] структуру педагогической деятельности, выделим в качестве содержательных компонентов готовности к конструктивному разрешению конфликта следующие:

• познавательный (владение знанием о конфликте, конструктивных стратегиях в кон-

фликтных взаимодействиях, стилях поведения, умение предупреждать и разрешать конфликт);

• поведенческий (способность личности использовать полученные знания при решении конкретных конфликтных задач);

• эмоционально-волевой (умение управлять своими эмоциями, особенно гневом).

Следовательно, мы можем сделать вывод, что показателями сформированности готовности к конструктивному разрешению конфликта являются:

• адекватное восприятие и оценивание конфликта;

• умение правильно и без ошибок определить трудную ситуацию как конфликтную, опираясь на полученные знания о конфликте, а также использование эффективных стратегий поведения;

• умение управлять своим психическим состоянием (снятие эмоционального напряжения, использование различного рода психологических защит);

• способность к воздействию на оппонента профессионального конфликта в результате рефлексивного самоопределения на основе конструктивной конфликтной позиции.

С целью выявления уровня сформирован-ности готовности к конструктивному разрешению конфликта в ходе экспериментального исследования студентам (120 респондентов) 3-го и 4-го курсов факультета иностранных языков, обучающимся по направлению «Лингвистика», была предложена методика диагностики предрасположенности к конфликтному поведению, разработанная К. Томасом [6, с. 121]. В своем подходе автор методики перенес акцент с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликта: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом можно стимулировать эффективное поведение. В тесте каждый из вышеперечисленных вариантов описывается 12 суждениями о поведении человека в конфликтной ситуации. Они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых студентам предлагается выбрать суждение, наиболее типичное для характеристики его поведения.

В условиях социального конфликта К. Томас выделяет два основных стиля поведения:

• Настойчивость (от англ. assertiveness — напористость, самоуверенность) — характеризуется прежде всего защитой собственных интересов;

• Сотрудничество (отангл. cooperativeness)— связан с вниманием человека к интересам других участников конфликта.

Соответственно стилям поведения выделяются следующие способы регулирования конфликтов (стратегии поведения в конфликте):

• Соперничество (соревнование) ^Настойчивость, —Сотрудничество) — неэффективный стиль поведения, выражающийся в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других;

• Избегание (—Настойчивость, —Сотрудничество) — уход от конфликта, подразумевающий как уклонение от сотрудничества, так и отказ отстаивать собственные интересы;

• Приспособление (—Настойчивость, +Со-трудничество) — пренебрежение собственными интересами ради интересов других;

• Компромисс (±Настойчивость, ±Сотруд-ничество) — соглашение между конфликтующими сторонами, достигаемое путем взаимных уступок;

• Сотрудничество (кооперация) ^Настойчивость, +Сотрудничество) — альтернативное решение конфликта, полностью удовлетворяющее интересам всех конфликтующих сторон [7].

Итак, только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше, что свидетельствует о конструктивности решения конфликта, а следовательно, только такой конфликт может быть плодотворным для всех участников и способствует самоактуализации личности, ее целостности и гармоничности в отношении к себе и к окружающим. Следует отметить, что компромисс также является конструктивной стратегией поведения в конфликтной ситуации, но отказ от некоторых ранее выдвигаемых требований в ходе использования данной стратегии — это лишь способ разрешения конфликта, он не устраняет самой причины конфликта, в то время как стратегия сотрудничества позволяет ликвидировать его источник.

На основании критериев готовности к конструктивному разрешению конфликта, а также в соответствии с интерпретацией стратегий поведения личности в конфликте выделим следующие уровни сформированности готовности к конструктивному разрешению конфликта (см. табл. 2):

Та б лица 2

Уровни сформированности готовности к конструктивному разрешению конфликта

Уровень сформированности готовности Характеристика уровня

Низкий (деструктивный) Неадекватное восприятие конфликта; мотивации конфликта сопутствуют неуправляемое чувство гнева, ненависти, отсутствие знаний, умений и навыков управления конфликтной ситуацией; превалируют такие способы регулирования конфликта, как Соперничество и Избегание

Средний (непродуктивный) Непоследовательно проявляется адекватное понимание конфликта; недостаточный уровень знаний, умений и навыков препятствует нахождению оптимальных способов разрешения конфликта, порождая обиды, чувство ущемления собственного достоинства, нетерпения; используются преимущественно Приспособление и Компромисс

Высокий (продуктивный) Адекватное восприятие конфликта; наблюдается мотивация к конструктивному разрешению конфликта; эффективно применяются знания, умения и навыки в области конфликтологии, позволяющие продуктивно разрешить межличностные противоречия; сознательное управление своим психическим состоянием (успешно контролируются отрицательные эмоции); используется оптимальный подход к разрешению конфликта — Сотрудничество

На рисунке, где представлены данные по поведенческим тенденциям студентов в конфликте, видно, что лишь небольшое количество студентов регулярно использует какую-либо одну стратегию поведения. Следовательно, целесообразнее анализировать результаты тестирования на основе той стратегии поведения, которая используется респондентами чаще других, т. е. стиля поведения Сотрудничество.

В табл. 3 представлены данные по уровню сформированности готовности студентов-лингвистов к конструктивному разрешению конфликта.

Как видно из табл. 3, большинство студентов-лингвистов, принимавших участие в исследовании, имеют средний (непродуктивный) и высокий (конструктивный) уровни сформиро-ванности готовности к конструктивному разрешению конфликта. Данный факт свидетельствует о том, что учащиеся обладают определенным объемом конфликтологических знаний, умений, навыков, полученных ими в результате изучения дисциплины «Конфликтология» на 2-м курсе, однако для выбора оптимальной модели поведения в конфликте эффективно ими пользуются не всегда. Следует отметить, что каждый конфликт носит неповторимый, индивидуальный характер, а наличие именно устойчивой конструктивной конфликтной позиции является важным условием конструктивного разрешения конфликтов

Таким образом, мы можем констатировать недостаточность практического опыта у студентов-лингвистов в применении конфликтологических знаний в конфликтных ситуациях. Следовательно, существует объективная необходимость введения на старших курсах

факультета иностранных языков (бакалавриат и магистратура) такой специализированной дисциплины, как «Речевая конфликтология», а также усиления междисциплинарных связей в конфликтологическом контексте в рамках дисциплин «Теория и практика межкультурной коммуникации», «Деловой английский язык», «Практикум по культуре речевого общения первого и второго иностранных языков» и т. д.

и

I

706050403020100

Соперни- Сотрудни- Компро- Уступка Уход чество чество мисс

Наименование стратегий поведения

I 100 %

i 75 %

I 50 % □ 25 %

! 0 %

Тенденции в поведении студентов в конфликтной ситуации

Та б лица 3

Уровень сформированности готовности студентов-лингвистов к конструктивному разрешению конфликта

Уровень Количество студентов, имеющих данный уровень, %

Низкий 2

Средний 64

Высокий 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — СПб.: Питер, 2006. - 528 с.

2. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности [Текст]: учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. — Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 572 с.

3. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Кузьмина. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.

4. Она же. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и

формирование его личности [Текст] / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. - 183 с.

5. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы [Текст]: справ. изд. / авт.-сост. Н.И. Конюхов. 1992.

6. Сонин, В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности [Текст] / В.А. Сонин. - СПб.: Речь, 2004. - 408 с.

7. Thomas, K.W. Conflict and Conflict Management [Text] / K.W Thomas // in M. Dunnette (Ed.), Handbook of Industrial and Organizational Psychology. - Chicago: Rand McNally, 1976. - 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.