УДК 316.62
Т.А. Баранова
ГОТОВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА-ЛИНГВИСТА К КОНСТРУКТИВНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Межличностное взаимодействие является неотделимым аспектом профессиональной деятельности будущего специалиста-лингвиста. В ходе межличностного взаимодействия неизбежно возникновение конфликтных ситуаций, с которыми каждая личность в силу своей уникальности может справляться по-своему. Однако задачей высшего учебного заведения является не только становление образцового профессионала, но также и воспитание самостоятельного человека, способного разрешать возникающие конфликтные ситуации наиболее эффективно для обеих сторон. Иначе говоря, высшее учебное заведение должно снабдить студента необходимыми знаниями и умениями достижения конструктивного межличностного взаимодействия, так как по своей сути конфликт — это амбивалентное явление, т. е. он содержит как разрушительный, так и созидательный потенциал.
Владение различными стратегиями поведения в конфликте и умение их использовать для продуктивного урегулирования конфликтных ситуаций приобретают достаточную значимость в нашей стране, поскольку адекватное восприятие конфликтов, креативное отношение к ним, в частности поиск новых механизмов их разрешения, говорят о высокой культуре личности, в том числе о сформированной конфликтологической культуре.
Вышеизложенное позволяет нам утверждать, что формирование конфликтологической культуры у студентов вуза представляет собой актуальную проблему высшего образования.
Одной из составляющих конфликтологической культуры является готовность к разрешению конфликтов, понимаемая как «интегральное психологическое образование, которое создает субъективные предпосылки профессионального поведения и деятельности в ситуации конфликта» [1, с. 70].
В контексте данной тематики ключевое значение для нас имеет прежде всего конструктивная конфликтная позиция студента-линг-
виста как компонент готовности к разрешению конфликта. Термин «позиция» интерпретируется в данном исследовании в общепринятом смысле, обозначая устойчивую систему отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющуюся в соответствующем поведении [5, с. 76]. Таким образом, под конструктивной конфликтной позицией специалиста подразумевается система отношений и оценок конфликтологического опыта, конфликтной реальности и перспектив, которые, в свою очередь, задают направленность конфликтных действий и поведения на результативный для обеих сторон исход конфликта.
В качестве методологической основы формирования готовности к конструктивному разрешению конфликта в нашем исследовании выступает концепция педагогической индивидуальности О.С. Гребенюка. Индивидуальность определяется основными ее сферами — интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистен-циональной и сферой саморегуляции. Так как именно потребности и производные от них (мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации и т. п.) представляют основу и движущую силу поведения личности, его побуждение и цель, эти потребности следует рассматривать как ядро индивидуальности, как самую существенную ее характеристику [2, с. 134].
Показатели конструктивной конфликтной позиции представляют собой высокоразвитые конфликтогенные личностные качества сфер индивидуальности (табл. 1).
Необходимо отметить, что становление и развитие перечисленных личностных качеств также в целом способствует формированию высококвалифицированного специалиста, обладающего высоким уровнем профессионально-ценностных ориентаций, общекультурными и профессиональными компетенциями, готового к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.
Та б лица 1
Взаимосвязь сфер индивидуальности и личностных качеств, составляющих готовность к конструктивному разрешению конфликта
Сфера индивидуальности Личностные качества
1. Интеллектуальная Гибкость ума, саногенное (здоровое) мышление, прогностическое мышление, система конфликтологических знаний
2. Эмоциональная Ситуативная тревожность, уверенность в себе, эмпатия, сочувствие, умение управлять своими чувствами, отношениями, настроением, адекватная самооценка
3. Мотиваци-онная Отношение к конфликту как к средству разрешения объективного противоречия, устремленность к эффективному разрешению проблемы
4. Волевая Терпение, настойчивость, инициативность, смелость, принципиальность, толерантность
5. Саморегуляции Совестливость, самокритичность, разносторонность и осмысленность действий в конфликте, рефлексия
6. Экзистен-циональная Стремление к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию
7. Предметно-практическая Совокупность знаний и умений для решения конфликтологических задач (способность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора, анализ ситуации, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента, умение осознавать наиболее конструктивную модель поведения в конфликте и объективно оценивать свои возможности для разрешения его и т. д.)
Опираясь на разработанную Н.В. Кузьминой [3, 4] структуру педагогической деятельности, выделим в качестве содержательных компонентов готовности к конструктивному разрешению конфликта следующие:
• познавательный (владение знанием о конфликте, конструктивных стратегиях в кон-
фликтных взаимодействиях, стилях поведения, умение предупреждать и разрешать конфликт);
• поведенческий (способность личности использовать полученные знания при решении конкретных конфликтных задач);
• эмоционально-волевой (умение управлять своими эмоциями, особенно гневом).
Следовательно, мы можем сделать вывод, что показателями сформированности готовности к конструктивному разрешению конфликта являются:
• адекватное восприятие и оценивание конфликта;
• умение правильно и без ошибок определить трудную ситуацию как конфликтную, опираясь на полученные знания о конфликте, а также использование эффективных стратегий поведения;
• умение управлять своим психическим состоянием (снятие эмоционального напряжения, использование различного рода психологических защит);
• способность к воздействию на оппонента профессионального конфликта в результате рефлексивного самоопределения на основе конструктивной конфликтной позиции.
С целью выявления уровня сформирован-ности готовности к конструктивному разрешению конфликта в ходе экспериментального исследования студентам (120 респондентов) 3-го и 4-го курсов факультета иностранных языков, обучающимся по направлению «Лингвистика», была предложена методика диагностики предрасположенности к конфликтному поведению, разработанная К. Томасом [6, с. 121]. В своем подходе автор методики перенес акцент с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликта: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом можно стимулировать эффективное поведение. В тесте каждый из вышеперечисленных вариантов описывается 12 суждениями о поведении человека в конфликтной ситуации. Они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых студентам предлагается выбрать суждение, наиболее типичное для характеристики его поведения.
В условиях социального конфликта К. Томас выделяет два основных стиля поведения:
• Настойчивость (от англ. assertiveness — напористость, самоуверенность) — характеризуется прежде всего защитой собственных интересов;
• Сотрудничество (отангл. cooperativeness)— связан с вниманием человека к интересам других участников конфликта.
Соответственно стилям поведения выделяются следующие способы регулирования конфликтов (стратегии поведения в конфликте):
• Соперничество (соревнование) ^Настойчивость, —Сотрудничество) — неэффективный стиль поведения, выражающийся в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других;
• Избегание (—Настойчивость, —Сотрудничество) — уход от конфликта, подразумевающий как уклонение от сотрудничества, так и отказ отстаивать собственные интересы;
• Приспособление (—Настойчивость, +Со-трудничество) — пренебрежение собственными интересами ради интересов других;
• Компромисс (±Настойчивость, ±Сотруд-ничество) — соглашение между конфликтующими сторонами, достигаемое путем взаимных уступок;
• Сотрудничество (кооперация) ^Настойчивость, +Сотрудничество) — альтернативное решение конфликта, полностью удовлетворяющее интересам всех конфликтующих сторон [7].
Итак, только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше, что свидетельствует о конструктивности решения конфликта, а следовательно, только такой конфликт может быть плодотворным для всех участников и способствует самоактуализации личности, ее целостности и гармоничности в отношении к себе и к окружающим. Следует отметить, что компромисс также является конструктивной стратегией поведения в конфликтной ситуации, но отказ от некоторых ранее выдвигаемых требований в ходе использования данной стратегии — это лишь способ разрешения конфликта, он не устраняет самой причины конфликта, в то время как стратегия сотрудничества позволяет ликвидировать его источник.
На основании критериев готовности к конструктивному разрешению конфликта, а также в соответствии с интерпретацией стратегий поведения личности в конфликте выделим следующие уровни сформированности готовности к конструктивному разрешению конфликта (см. табл. 2):
Та б лица 2
Уровни сформированности готовности к конструктивному разрешению конфликта
Уровень сформированности готовности Характеристика уровня
Низкий (деструктивный) Неадекватное восприятие конфликта; мотивации конфликта сопутствуют неуправляемое чувство гнева, ненависти, отсутствие знаний, умений и навыков управления конфликтной ситуацией; превалируют такие способы регулирования конфликта, как Соперничество и Избегание
Средний (непродуктивный) Непоследовательно проявляется адекватное понимание конфликта; недостаточный уровень знаний, умений и навыков препятствует нахождению оптимальных способов разрешения конфликта, порождая обиды, чувство ущемления собственного достоинства, нетерпения; используются преимущественно Приспособление и Компромисс
Высокий (продуктивный) Адекватное восприятие конфликта; наблюдается мотивация к конструктивному разрешению конфликта; эффективно применяются знания, умения и навыки в области конфликтологии, позволяющие продуктивно разрешить межличностные противоречия; сознательное управление своим психическим состоянием (успешно контролируются отрицательные эмоции); используется оптимальный подход к разрешению конфликта — Сотрудничество
На рисунке, где представлены данные по поведенческим тенденциям студентов в конфликте, видно, что лишь небольшое количество студентов регулярно использует какую-либо одну стратегию поведения. Следовательно, целесообразнее анализировать результаты тестирования на основе той стратегии поведения, которая используется респондентами чаще других, т. е. стиля поведения Сотрудничество.
В табл. 3 представлены данные по уровню сформированности готовности студентов-лингвистов к конструктивному разрешению конфликта.
Как видно из табл. 3, большинство студентов-лингвистов, принимавших участие в исследовании, имеют средний (непродуктивный) и высокий (конструктивный) уровни сформиро-ванности готовности к конструктивному разрешению конфликта. Данный факт свидетельствует о том, что учащиеся обладают определенным объемом конфликтологических знаний, умений, навыков, полученных ими в результате изучения дисциплины «Конфликтология» на 2-м курсе, однако для выбора оптимальной модели поведения в конфликте эффективно ими пользуются не всегда. Следует отметить, что каждый конфликт носит неповторимый, индивидуальный характер, а наличие именно устойчивой конструктивной конфликтной позиции является важным условием конструктивного разрешения конфликтов
Таким образом, мы можем констатировать недостаточность практического опыта у студентов-лингвистов в применении конфликтологических знаний в конфликтных ситуациях. Следовательно, существует объективная необходимость введения на старших курсах
факультета иностранных языков (бакалавриат и магистратура) такой специализированной дисциплины, как «Речевая конфликтология», а также усиления междисциплинарных связей в конфликтологическом контексте в рамках дисциплин «Теория и практика межкультурной коммуникации», «Деловой английский язык», «Практикум по культуре речевого общения первого и второго иностранных языков» и т. д.
и
I
706050403020100
Соперни- Сотрудни- Компро- Уступка Уход чество чество мисс
Наименование стратегий поведения
I 100 %
i 75 %
I 50 % □ 25 %
! 0 %
Тенденции в поведении студентов в конфликтной ситуации
Та б лица 3
Уровень сформированности готовности студентов-лингвистов к конструктивному разрешению конфликта
Уровень Количество студентов, имеющих данный уровень, %
Низкий 2
Средний 64
Высокий 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — СПб.: Питер, 2006. - 528 с.
2. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности [Текст]: учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. — Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 572 с.
3. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Кузьмина. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
4. Она же. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и
формирование его личности [Текст] / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. - 183 с.
5. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы [Текст]: справ. изд. / авт.-сост. Н.И. Конюхов. 1992.
6. Сонин, В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности [Текст] / В.А. Сонин. - СПб.: Речь, 2004. - 408 с.
7. Thomas, K.W. Conflict and Conflict Management [Text] / K.W Thomas // in M. Dunnette (Ed.), Handbook of Industrial and Organizational Psychology. - Chicago: Rand McNally, 1976. - 240 p.