Научная статья на тему 'Приоритетные стратегии поведения в конфликте студентов педагогического вуза'

Приоритетные стратегии поведения в конфликте студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / CONFLICT / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / BEHAVIORAL STRATEGIES / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СОТРУДНИЧЕСТВО / GENDER-SPECIFIC / CO-OPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина С.А.

В статье проанализированы приоритетные стратегии поведения в конфликте студентов будущих педагогов. Раскрыта значимость конфликтологических знаний и умений для современного молодого специалиста сферы образованияI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Володина С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article analyzes the priority strategies of the conflict students future teachers. Conflictological disclosed importance of knowledge and skills for the modern young professional education

Текст научной работы на тему «Приоритетные стратегии поведения в конфликте студентов педагогического вуза»

УДК 316.485 ББК 88.915

ПРИОРИТЕТНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Н С.А. Володина

Аннотация. В статье проанализированы приоритетные стратегии поведения в конфликте студентов - будущих педагогов. Раскрыта значимость конфликтологических знаний и умений для современного молодого специалиста сферы образования.

Ключевые слова: конфликт, стратегии поведения, гендерные особенности, студенты, сотрудничество.

Summary. In this article analyzes the priority strategies of the conflict students - future teachers. Conflictological disclosed importance of knowledge and skills for the modern young professional education.

Keywords: conflict, behavioral strategies, gender-specific, students, co-operation.

186

овременныи этап развития высшего образования в России характеризуется повышением требований к профессиональной подготовке выпускников вуза. Конкурентоспособному на рынке труда специалисту необходимо не только результативно выполнять профессиональные задачи, но и эффективно действовать в нестандартных ситуациях.

Данная задача особенно актуальна для студентов педагогического вуза, поскольку их будущая профессиональная деятельность априори предполагает решение различных конфликтных ситуаций, постоянно происходящих в потенциально кон-фликтогенном педагогическом социуме. В связи с происходящими в

российской системе образования изменениями важным аспектом представляется наличие знаний о технологиях упреждения и конструктивного разрешения конфликтов, а также умений выбирать стратегии поведения при управлении конфликтными ситуациями.

Студентам высших учебных заведений за время обучения необходимо освоить профессиональные знания и умения и научиться управлять конфликтными ситуациями. При этом особое внимание должно уделяться таким качествам личности, как готовность к сотрудничеству и управлению конфликтами, умение вести диалог и находить компромисс для разрешения возникающих противоречий [1].

ЕК

Реализация отмеченных выше задач возможна в процессе изучения различных психолого-педагогических дисциплин, прохождения производственной практики в школе, а также активного участия в общественной жизни вуза. Важное значение при этом имеет относительно новая для многих образовательных учреждений дисциплина «Конфликтология».

Приобретенный студентом опыт за время обучения закладывает фундамент для формирования конфликтологической компетентности, которая представляется одной из важнейших для результативной профессиональной деятельности будущего учителя. Данный вид компетентности затем развивается и совершенствуется в процессе дальнейшей работы специалиста.

Однако нередко в практической деятельности, в рамках межличностного общения возникают конфликтные ситуации. Сам по себе конфликт - естественное явление для такой динамичной системы, как педагогический социум. Однако конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности субъектов взаимодействия. Деструктивное развитие конфликтов непосредственно связано с отсутствием конфликтологических знаний и умений у будущего специалиста, что затрудняет процесс коммуникации с участниками педагогического процесса.

Конфликтологическая компетентность специалиста позволяет выстраивать здоровые межличностные отношения в коллективе, а разнообразные стили поведения способствуют конструктивному взаимодействию со всеми участниками взаимоотношений.

Важным ресурсом решения актуальных проблем в подготовке современного специалиста сферы образования является формирование его адекватного поведения в конфликтной ситуации, основанного на рациональном выборе стратегии.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Эта модель основана на степени удовлетворения участниками конфликта своих интересов и интересов противоположной стороны. Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом его разрешения и рассматривается как манера вести себя, совокупность характерных приемов, отличающих образ действий, т.е. способ преодоления конфликтного противостояния, решения проблемы.

В психолого-педагогических науках представлены различные типы стратегий поведения в конфликтном взаимодействии. Наиболее известная типология среди них - модель Томаса-Килменна, которая демонстрирует, что выбор конфликтного поведения зависит как от интересов участвующих сторон, так и от характера предпринимаемых ими действий.

Сам стиль поведения в конфликте определяется, во-первых, мерой осуществления собственных интересов (личных или групповых) и степенью активности или пассивности в их отстаивании. Во-вторых, на стиль поведения существенно влияют стремление удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликте, а также то, какие действия приоритетны для отдельных лиц, социальных групп - индивидуальные или совместные [2, с. 148].

187

12% 9%

□ соперничество

□ сотрудничество

^¿л □ компромисс

□ избегание

□ приспособление

Рис. 1. Результаты тестирования студентов по тесту Томаса-Килменна

Выбор рационального поведения в конфликтном педагогическом взаимодействии становится важной задачей подготовки будущих педагогов в высшем учебном заведении. С целью определения приоритетных стратегий пове-

двумерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии К. Томаса и Р. Килменна. Они выделяют пять основных стратегий: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление и избегание.

девушки

14%

3%

7%

46%

30%

□ соперничество

□ сотрудничество

□ компромисс

□ избегание

□ приспособление

188

Рис. 2. Наиболее часто применяемые стратегии поведения в конфликте девушками

дения в конфликте студентов москов- В исследовании приняли участие

ского педагогического государственно- студенты очной формы обучения фи-

го университета было проведено иссле- лологического факультета и романо-

дование, в основу которого положена германского отделения факультета

6% 0%

□ соперничество

□ сотрудничество

□ компромисс

□ избегание

□ приспособление

Рис. 3. Наиболее часто применяемые стратегии поведения в конфликте юношами

ЕК

6%

41%

иностранных языков Московского педагогического государственного университета. Всего к участию было привлечено 116 человек, обучающихся на 1-5 курсах, из них 99 девушек и 17 юношей. В ходе проведенного исследования были получены следующие общие результаты (рис. 1).

Как видно из представленной диаграммы на рис. 1, современные студенты педагогических вузов в конфликтном поведении чаще всего выбирают такие стратегии, как сотрудничество (45 %) и компромисс (27%), реже всего - приспособление (12%) и избегание (7%). Стратегию соперничества чаще всего применяют 9% студентов.

Высокий процент применения стратегий, направленных на удовлетворение как своих интересов и целей, так и интересов и целей оппонента, можно объяснить тем, что в исследовании в основном приняли участие студенты, получившие в разной степени конфликтологическую подготовку.

Интересными представляются также гендерные различия в выборе эффективной стратегии поведения в конфликте. На рис. 2 представлены стратегии поведения, чаще всего выбираемые девушками, а на рисунке 3 - юношами.

Из представленных данных на диаграмме рисунка 2 видно, что девушки, как правило, в конфликте стремятся прийти к сотрудничеству (46%) или найти компромиссное решение проблемного вопроса (30%). Немаловажный факт, что только 3% девушек педагогического вуза чаще всего применяют стратегию соперничества.

В отличие от девушек, юноши чаще применяют стратегию соперничество (41% респондентов). Примеча-

тельно, что такая стратегия, как сотрудничество, представляется приоритетной для большинства молодых людей - данную стратегию выбрали 47% юношей. В тоже время ни один юноша, в отличие от девушек, не выбрал приспособление как стратегию поведения в конфликте.

На основании результатов исследования, можно отметить, что современные студенты педагогических вузов применяют различные стратегии поведения в конфликте. Для них является важным уметь находить оптимальную стратегию поведения для каждой конкретной конфликтной ситуации в зависимости от целей, преследуемых в ней. Осознание возможностей конструктивного разрешения конфликта способствует устранению причин его возникновения и достижению более высокого уровня взаимодействия сторон.

Неадекватное поведение оппонентов в конфликтной ситуации может привести к перерастанию деловых конфликтов в эмоциональные, которые сопровождаются такими негативными последствиями, как повышение уровня эмоциональной напряженности и тревожности, что приводит к неоправданным способам психологической защиты. Это необходимо учитывать при педагогическом взаимодействии в связи с тем, что у школьников происходит формирование личностных качеств.

Следует отметить, что любая стратегия имеет как недостатки, так и положительные моменты. Поэтому при выборе линии поведения необходимо предвидеть, какие отрицательные последствия могут быть, а также какие преимущества и при каких условиях могут быть достигнуты. Однако наи-

189

более результативной для предотвращения развития конфликта в деструктивном направлении является стратегия сотрудничества. Данная стратегия предполагает совместный поиск такого решения, который наиболее полно отвечает целям и интересам всех конфликтующих сторон.

Студенты с преобладанием сотруднического стиля поведения воспринимают конфликт как нормальное явление социальной жизни. Эта стратегия в основном используется студентами, заинтересованными в разрешении проблемных ситуаций без нанесения ущерба оппоненту. Они умеют выразить и аргументировать свою точку зрения, а также внимательно выслушивать точку зрения другой стороны с целью нахождения взаимоприемлемого способа разрешения проблемы. Адекватное ситуации решение позволяет сохранить и улучшить взаимоотношения между всеми участниками конфликта.

Таким образом, как показали результаты исследования, большинство современных студентов педагогического вуза, прошедших конфликтологическую подготовку, готовы к конструктивному взаимодействию со всеми участниками взаимоотношений и соблюдению культуры общения в конфликтной среде. Упомянутое направление подготовки позволяет предотвратить деструктивное развитие конфликтов и создает условия для результативной и эффективной деятельности всего педагогического коллектива.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Володина, С.А. Условия реализации принципа сотрудничества в вузе [Текст] / С.А. Володина // Конфликтология. -СПбГУ - № 4. - 2012. - С. 147-153.

2. Кибанов, А.Я. Конфликтология : Учебник [Текст] / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожей-кин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова ; под ред. А.Я. Кибанова. - 2-изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 301 с. ■

190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.