Научная статья на тему 'Проблема формирования готовности будущего педагога к управлению конфликтами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации'

Проблема формирования готовности будущего педагога к управлению конфликтами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОНФЛИКТ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ / УСЛОВИЯ ГОТОВНОСТИ К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ / READINESS / SCIENTIFIC THEORETICAL READINESS / PSYCHOLOGICAL READINESS / PRACTICAL READINESS / CONFLICT / CONFLICT MANAGEMENT / CONDITIONS OF READINESS FOR CONFLICT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Татьяна Владимировна, Бочанцева Людмила Ивановна, Ефимова Елена Алексеевна

Готовность педагога к управлению конфликтами в образовательном процессе один из критериев его профессионального мастерства. Потребность в подготовке к управлению конфликтами специалистов дошкольного образования очевидна. Авторами на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена сущность понятий «готовность педагога», подробно представлены и обоснованы условия формирования готовности будущего педагога к управлению конфликтами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Такими основополагающими педагогическими условиями являются: разработка и реализация конфликтологической программы, включающей теоретическую, психологическую и практическую готовность будущих педагогов; выявление оптимального варианта деловой игры и его реализация, которая обеспечивала бы психологический настрой и практическое овладение будущими педагогами способами управления конфликтами в образовательном процессе дошкольной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Татьяна Владимировна, Бочанцева Людмила Ивановна, Ефимова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMING THE READINESS OF A FUTURE TEACHER TO MANAGING CONFLICTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The teacher's readiness to manage conflicts in the educational process is one of the criteria for his professional skills. The need to prepare for the management of conflicts of specialists in preschool education is obvious. The authors, based on the analysis of psychological and pedagogical literature, examined the essence of the concepts “teacher readiness”, presented in detail and justified the conditions for the formation of the future teacher's readiness to manage conflicts in the educational process of a preschool educational organization. These basic pedagogical conditions are: -development and implementation of a conflictology program, including the theoretical, psychological and practical readiness of future teachers; identification of the optimal variant of the business game and its implementation, which would ensure the psychological mood and practical mastering by future teachers of the methods of conflict management in the educational process of the preschool organization.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования готовности будущего педагога к управлению конфликтами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации»

педагогические науки

Белова Татьяна Владимировна, Бочанцева Людмила Ивановна, Ефимова Елена Алексеевна ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ...

УДК 371.132:316.48

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0005

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2019

Белова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теории и методики начального и дошкольного воспитания» Бочанцева Людмила Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии» Ефимова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теории и методики начального и дошкольного воспитания» Тюменский государственный университет, филиал в Ишиме (627750, Россия, Ишим, улица Ленина, 1, e-mail: efimova1975@mail.ru)

Аннотация. Готовность педагога к управлению конфликтами в образовательном процессе - один из критериев его профессионального мастерства. Потребность в подготовке к управлению конфликтами специалистов дошкольного образования очевидна. Авторами на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена сущность понятий «готовность педагога», подробно представлены и обоснованы условия формирования готовности будущего педагога к управлению конфликтами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Такими основополагающими педагогическими условиями являются: разработка и реализация конфликтологической программы, включающей теоретическую, психологическую и практическую готовность будущих педагогов; - выявление оптимального варианта деловой игры и его реализация, которая обеспечивала бы психологический настрой и практическое овладение будущими педагогами способами управления конфликтами в образовательном процессе дошкольной организации.

Ключевые слова: готовность, научно-теоретическая готовность, психологическая готовность, практическая готовность, конфликт, управление конфликтами, условия готовности к управлению конфликтами.

THE PROBLEM OF FORMING THE READINESS OF A FUTURE TEACHER TO MANAGING CONFLICTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

© 2019

Belova Tatiana Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department «Theory and methods of primary and pre-school education» Bochantseva Lyudmila Ivanovna, Candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department «Pedagogy and Psychology» Efimova Elena Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department «Theory andmethods of primary and pre-school education» Tyumen state University ,branch in Ishim (627750, Russia, Ishim, Lenina street, 1 e-mail: efimova1975@mail.ru)

Abstract. The teacher's readiness to manage conflicts in the educational process is one of the criteria for his professional skills. The need to prepare for the management of conflicts of specialists in preschool education is obvious. The authors, based on the analysis of psychological and pedagogical literature, examined the essence of the concepts "teacher readiness", presented in detail and justified the conditions for the formation of the future teacher's readiness to manage conflicts in the educational process of a preschool educational organization. These basic pedagogical conditions are: -development and implementation of a conflictology program, including the theoretical, psychological and practical readiness of future teachers; - identification of the optimal variant of the business game and its implementation, which would ensure the psychological mood and practical mastering by future teachers of the methods of conflict management in the educational process of the preschool organization.

Keywords: readiness, scientific theoretical readiness, psychological readiness, practical readiness, conflict, conflict management, conditions of readiness for conflict management.

В научной литературе имеется множество подходов трактовки понятия «готовность педагога». Как считает В.А. Сластёнин, в структуру этой готовности входит научно-теоретическая, психологическая и практическая готовность [1].

В.Н. Дружинин под психологической готовностью рассматривает психологическое состояние, характеризующееся мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной трудовой задачи. Такое состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, сохранять самоконтроль, перестраивать деятельность при проявлении непредвиденных препятствий [2].

Динамическая структура состояния психологической готовности к сложным видам деятельности представляет собой целостное образование, которое включает следующие личностные характеристики:

- Мотивационные - потребность в успешном выполнении поставленных задач, интерес к деятельности и стремление добиться успеха, а также способность показать себя с положительной стороны.

- Познавательные - понимание обязанностей, трудо-

вой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки.

- Эмоциональные - чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление.

- Волевые - управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни [2].

В содержание практической готовности В.А. Слас-тёнин включает организаторские и коммуникативные умения, которые выражающиеся во внешних (предметных) умениях и действиях, которые можно наблюдать [1].

Профессия педагога является не только управляющей, но и преобразующей. Для управления развитием личности, необходимо быть компетентным. Под «профессиональной компетентностью педагога» мы понимаем его теоретическую и практическую готовность к профессиональной деятельности, что определяет его профессионализм.

Belova Tatiana Vladimirovna, Bochantseva Lyudmila Ivanovna, Efimova Elena Alekseevna pedagogical

THE PROBLEM OF FORMING THE READINESS OF A FUTURE TEACHER ... sciences

Психолого-педагогическая подготовленность включает в себя знание методологии и методов психолого-педагогических исследований, а также основных категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; современных образовательных технологий; возрастных и психологических особенностей развития детей [1].

Научно-теоретическая и практическая готовность педагога тесно связаны между собой и приобретаются во время прохождения педагогической практики и в ходе самообразования, а также в других видах деятельности студентов, а затем их в роли педагогов.

Мы придерживаемся взглядов В.А. Сластенина на то, что готовность педагога выражает единство теоретической, психологической и практической готовности [1].

Формирование готовности будущих педагогов к управлению конфликтами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации предполагает наличие у будущих педагогов знаний, умений, навыков, приобретенных в процессе обучения в институте по педагогической конфликтологии. Студенты осваивают такие понятия, как «конфликт», «педагогический конфликт», «детский конфликт», изучают особенности конфликтологии как научной дисциплины, знакомятся с субъективными и объективными причинами возникновения конфликтов в разных системах отношений (педагог - ребёнок, педагог - родитель, ребёнок - ребёнок и др.), с типами и классификацией конфликтов, обучаются путям и способам предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций (стратегиям и тактикам, используемым в конфликтных ситуациях, знаниям о переговорах, как средстве урегулирования конфликтов, особенностям общения с «трудными людьми», знаниям эмоциональных проявлений участников конфликта) [3].

Проблемой готовности педагогов к управлению конфликтами в образовательном процессе занимались отечественные исследователи А.С. Белкин, В.И. Журавлёв, М.М. Рыбакова и др.

Проблема профессиональной готовности рассматривалась отечественными психологами и педагогами такими, как А.А. Крутецкий, В.А. Сластёнин, и др. Так, В.В. Крутецкий изучал психологическую готовность педагога как устойчивую характеристику личности и как психическое состояние, которое превращается в устойчивое качество личности в процессе деятельности [1, 3, 4, 5, 6].

Сочетание теоретических знаний с умением их применения на практике, по В.А. Сластёнину, является содержанием практической готовности [1]. Проблема умений педагога рассматривается также в исследованиях М.В. Кузьминой. Автором выделяются следующие группы умений: конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические, проектировочные [7].

По мнению М.В. Кузьминой, В.А. Сластёнина и др., овладение педагогическими умениями влияет на подготовку студентов к решению педагогических задач и ситуаций на профессиональном уровне [7, 1].

В нашем исследовании мы делаем акцент на формирование практической готовности будущего педагога к управлению конфликтами в образовательном процессе ДОО.

Опираясь на исследования Г.М. Болтуновой, А.С. Белкина, нами выявлены следующие уровни готовности педагогов к управлению конфликтными ситуациями: низкий, допустимый и высокий. У большинства респондентов был выявлен низкий уровень готовности к управлению конфликтами, что говорит о необходимости поиска эффективных условий формирования готовности к управлению конфликтами в образовательном процессе ДОО [8, 3].

Так, Н.Ф. Вишнякова, П.И. Пидкасистый, В.А. Трай-нев обращают особое внимание на возможности использования деловых игр в процессе обучения будущих педагогов профессиональным умениям. 34

Педагогическая деловая игра отличается от других видов игр чётко поставленной целью, задачами обучения, структурой, результатом, которые обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью [9, 10, 11].

В.А. Трайнев считает, что одним из лучших способов решения проблемных ситуаций является игра - это коллективная выработка решений в условиях, близких к реальности. При этом учитывается принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности. Задачи в деловой игре должны быть поисковыми, исследовательскими [11].

П.И. Пидкасистый рассматривает игру как способ стимулирования осознания будущими педагогами возможностей своего интеллекта. Кроме того, игра способствует преодолению возрастных барьеров в процессе общения. В процессе игры создаётся атмосфера доброжелательности и открытости. В содержание деловых игр включаются проблемные ситуации и проигрываются участниками в разнообразных ролевых позициях, моделируя элементы профессиональной деятельности [10].

Игровое моделирование учебного процесса относится к современным педагогическим технологиям. Одним из принципов обучения в дидактике является принцип активности. Под этим термином понимается качество деятельности, характеризующееся высоким уровнем мотивации, осознанием потребности в усвоении новых знаний и умений, соответствием социальным нормам и результатам [10].

Данная активность не появляется сама по себе, а является результатом целенаправленного управленческого педагогического воздействия и организации педагогической среды.

В учебном процессе используются разные модификации деловых игр: ролевые игры, деловой театр, имитационные, операционные, психо- и социодрама.

Структура имитационных игр включает: сюжет события, описание хода и результата [11].

Деловые игры включают: подготовительный этап, предполагающий разработку сценария игры, т.е. условное отображение ситуаций и объектов. Сценарий игры может состоять из учебной цели, постановки проблемы, выделения задач игры, разработки плана, описания хода игры, содержание ситуаций и характеристики участников игры [12].

Затем определяются участники игры и эксперты, осуществляется постановка цели, проблемы и выбирается игровая ситуация. Исходя из вида деловой игры, вводятся различные ролевые позиции для её участников. Участникам вручаются папки материалов с инструкциями и правилами игры. В случае необходимости участники могут обратиться за помощью к игротехнику или экспертам. Возможно предварительное обсуждение игры её участниками. Правила игры запрещают отказываться от предлагаемой роли, выходить из игры, пассивно участвовать в ней, подавлять активность других участников игры, нарушать её регламент и этику поведения.

На этапе проведения игры, с момента её начала участникам запрещается вмешиваться и изменять ход игры. Игротехник вправе корректировать ход игры и действия её участников.

Завершающий этап - анализ, обсуждение и оценка результата игры. На этом этапе происходит защита участниками своих концепций и технологий, обмен мнениями, обоснованное выступление экспертов. В заключении игротехник подводит итог игры, отмечает положительные и отрицательные моменты игры. На этом этапе особое внимание обращается на сопоставление используемой имитации и соответствующей областью конкретного лица, устанавливается связь игры с содержанием учебного материала [12].

Рассмотрим концепцию организации деловой игры по управлению конфликтами в образовательном процессе.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)

педагогические науки

Белова Татьяна Владимировна, Бочанцева Людмила Ивановна, Ефимова Елена Алексеевна ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ...

Соглашаясь с мнением Н.Ф. Вишняковой, мы считаем, что организация деловых игр является одним из эффективных условий отработки практических умений и навыков управления конфликтами в дошкольной образовательной организации. Деловые игры предоставляют каждому участнику возможность высказать своё мнение. Разрешение таких конфликтных ситуаций и идей происходит в процессе активной мыслительной деятельности, как отдельного участника игры, так и в целом всей группы. В начале деловой игры важно, чтобы участники игры предлагали как можно больше вариантов решения конфликтных ситуаций. При решении ситуаций, каждый участник может высказать своё мнение или дополнить мнение другого. В ходе обсуждения вариантов решения ситуаций участники группы могут ставить себя на место конфликтующего, при этом происходит психокоррекция и самокоррекция, что обогащает интерперсональный опыт будущих педагогов. Особое значение имеет рефлексивный этап, который способствует формированию психологической готовности. Выполняя разнообразные роли (конфликтующий, конфликтолог, рефлексолог) формируются умения предупреждать конфликт, анализировать уже возникший конфликт и умение рефлексировать его [9].

В ходе нашего исследования данный подход представляется нам наиболее актуальным. Он позволил решить поставленные нами задачи исследования.

Анализ литературных источников позволил к числу педагогических условий формирования готовности будущего педагога к управлению конфликтами, отнести следующие условия:

- разработка и реализация конфликтологической программы, включающей теоретическую, психологическую и практическую готовность будущих педагогов;

- выявление оптимального варианта деловой игры и его реализация, которая обеспечивала бы психологический настрой и практическое овладение будущими педагогами способами управления конфликтами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации [8].

Далее мы остановимся на содержании формирующего этапа педагогического эксперимента, который был реализован в соответствии с целью исследования и включал в себя реализацию вышеназванных условий.

Предложенная нами конфликтологическая программа, состояла из двух частей (блоков): теоретической (лекции) и практической.

Первый блок программы - теоретический был направлен на повышение уровня конфликтологических знаний, а также развитие способностей и готовности управления конфликтами в образовательном процессе.

Усвоение конфликтологических знаний и отработка конструктивного управления конфликтами в образовательном процессе происходило в процессе деловой игры «Моделирование способов управления конфликтами» во втором блоке программы.

Деловая игра дала возможность студентам «прожить», понять и почувствовать проблемы детей старшего дошкольного возраста, развивала эмпатию, педагогическое воображение и прогнозирование. Тем самым закладывались основы успешной работы по управлению конфликтами в детской среде; овладение технологией конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

Игра проводилась в несколько раундов, участники делились на несколько (4) микрогрупп: конфликтующие, конфликтологи, рефлексологи, эксперты. В ходе каждой игры участникам предоставлялась возможность реализовать себя в различных ролевых позициях. А затем высказать своё мнение и привести обоснованные аргументы, в роли кого им было более комфортно. Количественный состав групп был примерно одинаковым.

Более удачно студенты выполняли ролевые позиции конфликтующих и экспертов. Менее успешно - роль

конфликтологов. Вызвали затруднения ролевые позиции рефлексологов. Возникали ошибки с правильностью и корректностью задаваемых вопросов.

Также, на практических занятиях были рассмотрены управленческие конфликты в образовательном процессе ДОО, их особенности, причины возникновения, а также особенности семейного воспитания в связи с конфликтным поведением ребенка в общении со сверстниками.

Для формирования и с целью закрепления психологической готовности будущим педагогам были предложены для решения сложные противоречивые ситуации, возникающие в условиях образовательного процесса дошкольной образовательной организации.

Проведя качественный анализ конфликтологических умений у студентов можно сделать вывод о положительной динамики сформированности у будущих педагогов умений находить конструктивные пути выхода из возникающих конфликтов. Участники показали умения и навыки применения теоретических знаний при анализе конфликтных ситуаций.

После реализации формирующего этапа эксперимента нами были отмечены позитивные изменения в формировании готовности будущего педагога к управлению конфликтами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. У будущих педагогов проявился интерес к проблеме конфликтов, повысился уровень теоретических знаний по конфликтологии, они овладели способами и приёмами решения конфликтных ситуаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сластёнин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М: Школа - Пресс.1998. 471 с.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 1997. 256 с.

3. Белкин А.С. Конфликтология. Екатеринбург. 1986. 96 с.

4. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М. 1998.184 с.

5. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М. 1995.184 с.

6. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. М. 1996. 304 с.

7. Кузьмина Н.В. Научно-практические методы анализа педагогических ситуаций // Психология - производству и воспитанию. Л. 1977. С.211-224.

8. Болтунова Г.М., Белова Т.В. Подготовка студентов-бакалавров к разрешению конфликтов как одно из условий успешной адаптации к будущей педагогической деятельности // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. 2014. № 11.6 (59) (Социально-гуманитарные науки). 2356-2370 с.

9. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. Минск. 2002. 318 с.

10. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. М.: РПА. 1996. 269 с.

11. Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика). М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2006. 282 с.

12. Чернышов А.С. Практикум по разрешению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Педагогическое общество России. 1999.186 с.

Статья поступила в редакцию 19.02.2019

Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.